Блюз
Блю́з (англ. blues, предположительно от устойчивого выражения «blue devils» — уныние, хандра) — музыкальный жанр, возникший в конце XIX века в афро-американских культурах[1]. В нём сочетаются духовные гимны, народные песни, рабочие песни, баллады, европейская музыка. Блюз является основой для многих стилей музыки, включая джаз и рок-н-ролл.
Термин появился в марте 1912 года, когда был опубликован блюз «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом. Он стал первой в истории блюзовой композицией, обнародованной в печати[2]. Преобладающая форма блюза — 12-тактовая блюзовая сетка, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл (метр — 12/8)[3].
Тематика жанра
Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афро-американского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека. В большинстве своём произведения в стиле блюз отражают безответную любовь, тяжёлый непосильный труд и горькую неволю рабов[4].
Поджанры
В то время, когда в городе начали переходить деревенские блюзы, сформировались несколько локальных стилей этой музыки[5]:
- Дельта-Блюз;
- Чикагский Блюз;
- Мемфис Блюз;
- Канзас-Сити Блюз;
- Блюз Нового Орлеана;
- Техасский Блюз;
- Блюз Западного Побережья;
- Пьемонт Блюз[2];
История
Основы блюза начинаются с того времени, когда на американском континенте началось рабовладельчество и вывоз рабочих из Африки. До 1860 года большинство рабов афроамериканцев работали на плантациях в южных штатах США, и как обслуживающий персонал, выполняли всю грязную работу. Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена рабства в США в 1863 году. Безусловно, блюз должен считаться как сущность африканских народных культур, связанная с прогрессом западных культур и социализацией в них чёрного человека. Все это — основы того, чего мы теперь называем Блюзом. Родина блюза — дельта Миссисипи[6].
Классический блюз
Классический блюз — это музыкальный жанр, который сформировался в 20-х годах XX века с появлением ансамблей, исполнявших блюзы. В нём утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки афроамериканцев. Интересно, что в течение этого периода было всеобщее увлечение исполнительской манеры темнокожих вокалистов, которые поют блюз.
В 1920 году Мэми Смит записала на пластинке свой «Crazy Blues» и, к всеобщему удивлению, альбом имел небывалую популярность и привлек внимание фирм грамзаписи. Именно с 1921 года начался блюзовый бум. В этот период самыми яркими фигурами являлись Ма Рэйни (Ма Rainey) и Бэсси Смит (Bessie Smith). Упадок женского классического блюза приходится на 1930-е годы[7].
Тогда большей популярностью пользовались Джимми Рашинг, который был ведущим вокалистом оркестра Каунта Бейси (Count Basie) с 1935 по 1948 год, и Роберт Лерой Джонсон, гитарист и певец, успевший записать около 30 песен перед своей ранней смертью. Творчество Р. Джонсона повлияло на формирование исполнительской манеры Мика Джаггера и особенно Эрика Клэптона, использовавших темы блюзов Джонсона в своём репертуаре[8].
Ритм-н-блюз
Ритм-н-блюз — жанр популярной музыки, зародившийся в афро-американских сообществах в 1940-х годах. Первоначально этот термин использовался звукозаписывающими компаниями для описания записей, продаваемых преимущественно афроамериканцам[9].
В коммерческой ритм-н-блюзовой музыке, типичной для 1950-х — 1970-х годов, группы обычно состояли из фортепиано, одной или двух гитар, баса, барабанов, одного или нескольких саксофонов, а иногда и бэк-вокалистов. Лирические темы ритм-н-блюза часто заключают в себе афро-американскую историю и опыт боли, поиск свободы и радости, а также триумфы и неудачи с точки зрения общественного расизма, угнетения, взаимоотношений, экономики и устремлений. С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-н-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей.[9]
Влияние на другие жанры
Джаз оказал глубокое влияние на множество музыкальных стилей, оставив свой отпечаток на развитие современной музыки. Способность джаза к инновациям и экспериментам обусловила его взаимодействие с другими жанрами, в результате чего возникли новые музыкальные направления[10].
Джаз и рок. В 1960–1970-х годах группы, такие как Cream и The Jimi Hendrix Experience, а также индивидуальные исполнители, например, Фрэнк Заппа, экспериментировали с джазовыми импровизациями, внося в рок-музыку сложные гармонии и нестандартные ритмические структуры. Эти эксперименты привели к формированию таких жанров, как джаз-рок и фьюжн, где джазовые методы стали основой для развития нового музыкального направления[11].
Джазовые импровизации в популярной музыке. Особенно заметно это стало в работах таких артистов, как Эйми Уайнхаус и Нора Джонс. Эти музыканты использовали джазовые элементы для создания уникального стиля, который смешивает классическую поп-музыку с джазовыми фразировками и гармониями. Использование джазовых элементов в поп-музыке не только обогащает звучание, но и расширяет аудиторию, привлекая слушателей, заинтересованных в более сложной и насыщенной музыке [10].
Соул. Этот жанр возник в 1960-х годах под сильным влиянием блюза, а также музыки госпел и R&B[12].
R&B. R&B возник в 1940-х и 1950-х годах под сильным влиянием блюза и госпел-музыки. Многие музыканты R&B, включая Рэя Чарльза и Сэма Кука, также находились под влиянием блюза и включили его звучание и стиль в свою музыку [6].
Известные блюзовые исполнители
- Би Би Кинг (Райли Би Кинг);
- Роберт Лерой Джонсон;
- Мадди Уотерс;
- Гэри Мур;
- Эрик Клэптон;
- Стиви Рэй Воэн;
- Джо Кокер;
Примечания
- ↑ Дубинец Елена Александровна. Блюз (Русский) // Большая Российская Энциклопедия. — 2022.
- ↑ 2,0 2,1 Крейг Дункан. Blues Fiddling Classics. — С. 30. — 60 с.
- ↑ Блюз . Музыкальная Энциклопедия.
- ↑ Культурный ход: почему блюз считают музыкой души и блудным сыном джаза .
- ↑ Разновидности блюза // Музыка : сайт. — 2021.
- ↑ 6,0 6,1 История Блюза (неопр.).
- ↑ Роберт Лирой Джонсон. Истоки блюза – как появился Блюз // Ритм энд блюз. — 2009.
- ↑ Городской блюз 30-х годов .
- ↑ 9,0 9,1 Музыка Rhythm and blues (неопр.).
- ↑ 10,0 10,1 Джаз как культурное явление .
- ↑ Джаз-рок (музыка) .
- ↑ Писигин Валерий. Пришествие блюза // Пришествие блюза. Т.1. Country Blues. Книга первая: Delta Blues, vol.1.. — 2009.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |