Лютня
Лютня | |
---|---|
Уд | |
Диапазон (и строй) |
Современный строй EADGHE как у гитары |
Классификация | Струнный (щипковый) |
Родственные инструменты | Мандора, теорба |
Лю́тня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Получил распространение в Европе в XV—XVII веках[1]. Имеет грушевидную форму, звуковое отверстие в виде розетки и парные струны. Отличительной особенностью лютни является отогнутая под углом к шейке колковая коробка. Неординарный певучий звук лютни использовался в сольных выступлениях и небольших ансамблях, а также в качестве аккомпанемента[2].
Этимология названия
Предшественником европейской лютни является арабский музыкальный инструмент — уд. Его название произошло от слова ud, которое с арабского переводится как «дерево». Или персидского rud, обозначающего «струна». Польское lutnia произошло от итальянского liuto. Музыканта, играющего на лютне называют лютнист. Мастера, изготавливающего этот музыкальный инструмент — лютье[2].
История
Первое упоминание о лютне относится к культуре Аккада (вторая половина III тысячелетия до нашей эры). Музыкальный инструмент получил широкое распространение во всех цивилизациях Междуречья. Изображением лютни украшали гробницы храмовые рельефы Древнего Египта[1].
В начале VI века лютни появились в Персии, Византии, Армении и Арабском халифате. В VII веке лютня распространилась по всему Балканскому полуострову. В VIII веке попала в культуры Испании и Каталонии. Впоследствии на её основе возникла итальянская гитара.
На рубеже XV и XVI веков в Испании, Каталонии и Португалии лютнисты стали использовать инструмент, близкий по форме к виоле да гамба — виуэлу. Её строй повторял строй лютни. В дальнейшем виуэла распространилась в Сицилии и Неаполитанском королевстве.
Именно Сицилия стала связующим звеном между мусульманской и европейской христианскими культурами, куда лютня была привезена византийскими музыкантами.
В эпоху Возрождения лютнисты служили придворными музыкантами. Изображение лютни включено в роспись резного деревянного потолка Капеллы Палатина, возведённой в 1140 году в Палермо (Италия).
К XIV веку лютня из Палермо проникает в немецкоязычные страны. Таким образом, европейская лютня является усовершенствованным вариантом ближневосточной модели, которая проникла в Европу в Средние века через Испанию[3].
Конструкция
Плоскую деку овальной формы делают из листа древесины еловых пород толщиной 1,5—2 мм. В ней вырезается фигурное отверстие — розетка, заменяющая резонаторное отверстие.
Выпуклый корпус лютни собирается из ряда отдельных фрагментов твёрдых пород: чёрное дерево, палисандр, вишня, клён. Гриф лютни располагается на одном уровне с декой, а не нависает над ней. Именно это отличает лютню от современных струнных инструментов.
По прямым углом к вершине шейки присоединяется колковая коробка. На шейку в нужном количестве навязываются ладки. Струны лютни, которые изначально изготавливались из жил домашних животных, объединяют в пары. Звуки производятся за счёт вибрации струн[1].
Разновидности лютневых музыкальных инструментов
Лютня — вид большого количества музыкальных инструментов класса хордофонов. Их общим признаком является наличие резонаторного корпуса с продолжением в виде шейки и натянутыми вдоль них струнами. К лютневидным инструментам относятся не только щипковые (гитара, ситар и уд), но и смычковые, например — скрипка[1].
Очертание корпуса может быть грушевидным (бива), гитарообразным (виуэла), восьмёркообразным (тар), круглым (банджо) или четырёхугольным (сямисэн). Нижняя дека может быть как выпуклой, так и плоской.
Принципиальным различием лютневых инструментов разного типа является длина шейки. В коротких лютнях шейка является продолжением корпуса. Они получили широкое распространение в Индии, Китае, Малайзии и Японии. Лютни с длинной шейкой стали основными инструментами в арабской профессиональной музыке. Также лютни различались в зависимости от количества струн: от четырёх — шести парных струн во времена средневековья до десяти — четырнадцати в эпоху барокко.
Изначально извлечение звука осуществлялось с помощью плектра. В конце XV века лютнисты перешли на пальцевый способ игры, наиболее удобный для исполнения полифонической музыки. В XVI веке лютня являлась основным сольным инструментом того времени, но также использовалась и в качестве аккомпанемента.
Универсальность лютни обуславливает её популярность. Она легко совершенствовалась, не отставая от быстрого развития полифонической и гармонической техники. Характерные аккордовые последовательности и мелодический рисунок позволяют лютне органично вписаться в любой ансамбль.
Начиная с XIX века, лютня постепенно стала выходить из употребления. Но несколько её разновидностей продолжают существовать в музыкальной традиции различных народов: домбра, дутар, кобза[3].
Репертуар и исполнители
Лютневый репертуар по своему разнообразию сравним с музыкой клавишных инструментов. Его основу составляют сольные пьесы и аккомпанемент для вокальных партий. Наибольшее количество лютневой музыки создавалось в Венеции в 1546—1549 годах. В Гааге хранится Сиенская лютневая книга с произведениями итальянских композиторов, которая включает около 100 фантазий[3].
Страна | Лютнисты |
---|---|
Италия | Франческо Канова да Милано, Джакомо Гордзанис, Симон Молинаро, Джованни Антонио Терци, Иоган Иероним Капсбергер |
Франция | Дени Готье, Жан Мутон, Робер де Визе |
Англия | Джон Доуленд, Френсис Каттинг, Альфонсо Феррабоско |
Германия | Сильвиус Леопольд Вайсс, Эрнст Готлиб Барон, Адам Фалькенхаген |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Россиус А. А., Фраёнова Е. М. и др. Лютня . Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Дата обращения: 17 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Лютня . Большая советская энциклопедия. Дата обращения: 19 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Лютня . Универсальная научно-популярная энциклопедия. Дата обращения: 14 июня 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |