Медиаграмотность

Материал из «Знание.Вики»
Типы интернет-проблем, с которыми может столкнуться пользователь.

Медиаграмотность — набор навыков и знаний, необходимых для эффективного использования и критического анализа медийных материалов. Это понятие становится всё более важным в современном информационном обществе, где медиаигры, фейки и манипуляции стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

Одной из основных составляющих медиаграмотности является умение анализировать и оценивать информацию, получаемую из различных медиаисточников, что включает в себя способность определять надёжность и достоверность информации, а также отличать факты от мнений[1].

Критерии медиаграмотности

Согласно толкованию, представленному Министерством связи и массовых коммуникаций в соответствующем приказе от 28 июля 2014 года, медиаграмотность включает в себя пять основных критериев[2]:

  1. Умение использовать поисковые системы для нахождения необходимой информации.
  2. Способность обращать внимание на источники информации, проверять её достоверность и критически оценивать.
  3. Навык защищать свои личные данные в интернете и предотвращать утечку информации о личной жизни, которая может быть интересна злоумышленникам.
  4. Знание о системах «родительского контроля», умение ими пользоваться и способность провести обучение детей по вопросам личной безопасности в социальных сетях и интернете.
  5. Способность сопоставлять информацию из разных источников и стремиться проверить полученную информацию.

Медиаграмотные люди умеют задавать критические вопросы, проверять факты и искать альтернативные источники информации.

Навыки медиаграмотности

ЮНЕСКО понимает медийно-информационную грамотность как совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, использование, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе.

Быть медиаграмотным означает иметь навыки анализа информации, получаемой из различных медиаисточников. Это важно по нескольким причинам:

  • Фильтрация информации. В современном мире мы постоянно сталкиваемся с огромным количеством информации из разных источников. Медиаграмотность позволяет отличать достоверные и проверенные факты от ложной или искаженной информации.
  • Защита от манипуляций. Медиаплатформы и организации могут использовать различные методы манипуляции, чтобы влиять на наше мнение и поведение. Медиаграмотность помогает распознавать эти методы и не поддаваться на их влияние.
  • Критическое мышление. Медиаграмотность развивает навыки критического мышления, что позволяет анализировать информацию, выявлять противоречия, проверять факты и делать обоснованные выводы.
  • Защита от фейковых новостей. Фейковые новости стали распространяться все быстрее и шире. Медиаграмотность помогает отличать фейки от реальных новостей и не распространять ложную информацию.
  • Укрепление демократии. Медиаграмотность является важной составляющей демократического общества. Она помогает гражданам принимать информированные решения, участвовать в общественной жизни и контролировать власть.
  • Умение использовать медийные инструменты и технологии. В современном мире медиатехнологии играют важную роль в коммуникации и получении информации. Медиаграмотные люди знают, как использовать различные медийные платформы, социальные сети и приложения для обмена информацией и мнениями.

Медиаграмотность также включает в себя этические аспекты. Медийные материалы могут влиять на психологию, мировоззрение и поведение человека. Поэтому медиаграмотные люди умеют осознанно выбирать и контролировать то, что они потребляют. Они понимают, что медиасодержание может быть предвзятым или неподходящим, и они стараются выбирать материалы, которые отражают разнообразные точки зрения и уважают права и достоинство всех людей[3].

Медиаграмотность в подростковой среде

Информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того, современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников. В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности подрастающего поколения.

Современная молодежь всё чаще называется «медийным» поколением. И хотя степень знания о различных средствах массовой коммуникации зависит от множества факторов, включая возраст и наличие доступа к медиа, интерес к ним неуклонно растет, а свободное время большинства сегодняшних детей тесно связано с использованием средств массовой коммуникации.

Для большинства детей и молодежи современные медиа, особенно интернет, играют гораздо большую роль, чем просто средство получения информации о мире. Это их мир, их виртуальная реальность, где все лучшее и худшее может быть создано или уничтожено. Молодежи нравится иметь дело с новыми технологиями гораздо больше, чем взрослым, и они более свободны в использовании этих технологий.

Именно поэтому медиаграмотность является неотъемлемой частью образования в современном мире. Многие страны включают медиаграмотность в свои образовательные программы, чтобы подготовить молодое поколение к эффективному использованию и анализу медийной информации. Обучение медиаграмотности помогает развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект и социальные навыки учащихся[4].

Литература

  1. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог: Кучма, 2004. — С. 11. — 340 с. — ISBN 5-98517-007-1.
  2. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 28 июля 2014 г. № 22 «О Критериях медиаграмотности и методике оценки уровня медиаграмотности населения». Гарант - Законодательство РФ (26 сентября 2014). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  3. Чёрный Ю. Ю., Мурована Т. А. Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей. — Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2021. — С. 32. — 81 с.
  4. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. — С. 4. — 184 с. — ISBN 978-5-8327-0258-2.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!