Медиаобразование

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Новое медиаобразование

Медиаобразова́ние (англ. media education) — процесс развития личности с использованием средств массовой коммуникации, направлен на формирование навыков культурного взаимодействия с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, а также стимулирование критического мышления и глубокого понимания медийных материалов. Целью данного процесса является обучение способам анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, а также обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники с целью приобретения медиаграмотности[1].

Общие сведения

Начиная с 60-х годов XX века, в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое направление «медиаобразование», призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и так далее. Так, в 90-х годах XX века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех средних школах Канады и Австралии (с 1-го по 12-й класс). Медиаобразование интегрировано в уроки родного языка в школах Великобритании. Интенсивному развитию медиаобразования во многих странах способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации: многие европейские медиапедагоги развивают «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию заокеанской массовой культуры. В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно отмечалась важность и поддержка медиаобразования[2].

Мнения российских и зарубежных экспертов касательно целей медиаобразования расходяться. Согласно опросу А. В. Фёдорова зарубежные эксперты в большинстве случаев отмечают цель подготовки аудитории к жизни в демократическом обществе. Российские эксперты большее внимание уделяют развитию способности к анализу, восприятию, оценке, пониманию медийной информации. При этом и российские и зарубежные эксперты в первую очередь отмечают способность к критическому мышлению[3].

Пандемия COVID-19 актуализировала проблемы медийно-информационной грамотности и необходимости формирования новых компетенций. Учёными проведено исследование медиаобразования и медиаобразовательных технологий как здоровьесберегающего ресурса. Выявлена актуальность проблемы формирования медийно-информационной грамотности в современном цифровом обществе. Медиаобразование помогает коллективам адаптироваться к медиасредам и анализировать информацию[4].

Медиаобразовательные технологии помогают развивать критическое мышление и аналитические способности, поэтому формирование медийно-информационной и цифровой грамотности становится приоритетом в корпоративном обучении. Развитие медиаграмотности способствует сохранению ментального здоровья в условиях инфодемии, поэтому в системе корпоративного обучения формируются навыки работы с медиа, информационной средой и электронными финансами[4].

Многие руководители различных организаций осознают важность здоровьесберегающего потенциала медиаобразования и активно внедряют курсы медиаобразовательного цикла в программу корпоративного обучения. Это позволяет создать механизм, который поможет гражданам, прошедшим обучение по медиаобразованию, адаптироваться к агрессивной медийной среде. Они смогут стать активными участниками регулирования деятельности СМИ, обладать медиакомпетентностью, уметь критически мыслить, развивать избирательное восприятие, актуализировать полезную информацию в сознании и применять это в своём поведении в сфере медиа. Это также поможет им сохранить своё психическое и физическое здоровье[4].

Медиаобразование в России

Основные этапы развития медиаобразования в России

Основные этапы истории, теории и методики медиаобразования, то есть образования на материале средств массовой коммуникации — телевидения, кинематографа, видео, прессы, интернета и другое, медиаграмотности, медиапедагогики в России с начала ХХ века до наших дней, выделяемые Фёдоровым А. В. и Челышевой И.В:

  • Зарождение медиаобразования 1900—1918 годы.
  • Становление медиаобразования: ОДСК и юнкоровское движение в постреволюционную эпоху 1919—1934 годы.
  • Регресс медиапедагогической деятельности в эпоху тоталитарного идеологического контроля 1935—1955 годы.
  • Либерализация педагогических концепций медиаобразования в период «оттепели» 1956—1968 годы.
  • Эстетически ориентированное медиаобразование авторитарной эпохи 1969—1985 годы.
  • Государственная поддержка медиаобразовательного движения в период «перестройки» 1986—1991 годы.
  • Современный этап развития медиаобразования[2].

Принято считать, что в России термин «Медиаобразование» приобрёл официальный статус после утверждения и регистрации учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в 2002 году специализации 03.13.30. «Медиаобразование»[5].

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России — общероссийское общественное объединение, основанное на персональном членстве деятелей кино и педагогов, преподающих курсы киноискусства, медиакультуры, медиаобразования / медиаграмотности в различных типах учебных заведений — в средних школах, гимназиях, колледжах, вузах. Ассоциация основана в 1967 году и объединяет свыше 300 медиапедагогов практически из всех федеральных округов России — от Владивостока до Москвы и Санкт-Петербурга.

Президентом Ассоциации в 2003—2014 годах был Фёдоров Александр Викторович, доктор педагогических наук, эксперт в области медиаобразования, главный редактор журнала «Медиаобразование», эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук, автор ряда монографий и учебных пособий.

Основная цель ассоциации — поддержка и продвижение массового кинообразования и медиаобразования в школах, вузах, учреждениях дополнительного образования и культуры[6].

Ассоциация развития медиаобразования СЖП

Ассоциация развития медиаобразования Союза журналистов Подмосковья — это общественное объединение преподавателей журналистики, которое ориентировано на профессиональное обучение учащихся школ юного журналиста, молодёжных центров и центров развития детского и молодёжного творчества в Московской области. Целью Ассоциации является формирование у молодёжи представлений о журналистике, стандартов качественной работы и поддержка их творческого потенциала. Основные задачи включают в себя популяризацию медиаобразования, методическую поддержку обучающихся и организацию взаимодействия с профильными вузами. Деятельность Ассоциации включает образовательные мероприятия, информационную поддержку и работу по воспитанию личности учащихся[7]. Телевизионная программа детского телевидения «Страна Звёзд» из Подольска Московской области, стала победителем в номинации «Науку школьникам» на международном фестивале юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи-34», который проходил в Нижегородской области. Более 400 участников со всей России и стран ближнего зарубежья приняли участие в фестивале[8].

События в сфере медиаобразования

Медиа-2024: теория и практика

Международная научно-практическая конференция «Медиа-2024: теория и практика» в четвёртый раз прошла в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования. Участники конференции приехали из разных городов и стран: Екатеринбург, Симферополь, Казань, Воронеж, Якутск, Мариуполь, Донецк, Саранск, Ижевск, а также на ней выступили представители из различных стран, включая Индонезию, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Германию, США и другие. На конференции обсуждались актуальные проблемы медиаобразования и вызовы современного медиапространства. Темы включали информационную войну, искусственный интеллект, журналистское образование, медиатехнологии и другие аспекты сферы журналистики и медиакоммуникаций. Конференция включала 16 секций, затрагивающих различные аспекты медиа и журналистики, и была призвана способствовать научному обмену и развитию медиаобразования[9].

Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций

Ежегодная международная научная конференция «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций», организованная Таганрогским институтом им. А. П. Чехова при участии «Информация для всех» и других партнёров. Цель конференции: междисциплинарное обсуждение актуальных процессов, происходящих в современном медиаобразовательном процессе в России и за рубежом. Участники конференции: преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты вузов, научные работники. По итогам проведения конференции выпускается издание электронного сборника материалов конференции[10].

Интернет и современное общество

Международная объединённая научная конференция «Интернет и современное общество» проводится ежегодно с 1998 года. Научная программа конференции объединяет серию специализированных симпозиумов, семинаров, круглых столов и других мероприятий:

  • VII Международная конференция по электронному управлению / 7th International Conference Digital Transformation in Governance and Society (DTGS-2024);
  • семинар «Цифровые экосистемы в государственном и муниципальном управлении»;
  • специализированный международный семинар «Компьютерная лингвистика» / Computational Linguistics (CompLing-2024);
  • специализированный международный семинар «Искусство и инновации в музеях» / International Art and Innovation in Museums Seminar (AIMs 2024);
  • специализированный научно-практический семинар «Цифровое здравоохранение: развитие пациентоориентированности»;
  • международный научно-практический симпозиум «Цифровизация как инструмент отложенного старения» и другое[11].

Научно-образовательный портал «Медиамонитор»

Научно-образовательный портал «Медиамонитор» создан преподавателями, исследователями и студентами факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Целью проекта является вовлечение студентов и преподавателей в научно-образовательные проекты факультета журналистики в период обучения на магистерских и бакалаврских программах. Статистические и информационно-аналитические материалы, представленные на сайте будут полезны как для профессиональных медиаисследователей и руководителей СМИ, так и для студентов и научно-педагогического состава факультетов журналистики российских вузов[12].

Журнал «Медиаобразование»

Журнал «Медиаобразование»

Media Education Journal (Журнал «Медиаобразование») — международный научный журнал.

Изначально российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики, издаётся с 2005 года в Москве при поддержке оренбургского областного отделения межрегиональной общественной организации в поддержку программы ЮНЕСКО «Иформация для всех», Московского Бюро ЮНЕСКО, Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики[13].

В 2020 году Национальный центр ISSN в Словакии присвоил научному журналу «Медиаобразование» электронный номер ISSN 2729-8132 в связи с переводом журнала в Словацкую Республику. Предыдущий электронный ISSN 1994-4195 (Российская Федерация). В связи со сменой места публикации Электронный ISSN 1994-4195 передается в Центр США в 2022 году. Это журнал открытого доступа. В журнале не взимается плата за обработку статей (APC) и за подачу статей. Журнал позволяет автору (ам) владеть авторским правом и сохранять права на публикацию без ограничений. При использовании материалов в некоммерческих целях ссылка на организацию обязательна. Коммерческое использование запрещено. Эта работа лицензирована по лицензии CC BY-NC-SA Creative Commons Учредитель: Cherkas Global University Press. Главный редактор — Александр Фёдоров[6].

Примечания

  1. Фёдоров А. В. Медиаобразование. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 12 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Фёдоров А.В. , Челышева И.В. Монография «Медиаобразование в России: краткая история развития». — Таганрог: Познание, 2002. — 266 с. — ISBN 5-94673-005-3.
  3. Подопригора Д. А. Медиаобразование: цели, модели, классификации // Форум молодых учёных. — 2019. — № 6 (34).
  4. 4,0 4,1 4,2 Кудрина Е. Л., Онучина К. К., Ярных В. И. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс // Профессиональное образование в России и за рубежом : журнал. — 2020. — № 40.
  5. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. — Таганрог: Кучма, 2004. — 340 с. — ISBN 5-98517-007-1.
  6. 6,0 6,1 Media Education Journal (Журнал «Медиаобразование»). Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России. Дата обращения: 28 июля 2024.
  7. Об ассоциации. Союз журналистов Подмосковья. Дата обращения: 19 июля 2024.
  8. «Страна звёзд» — победитель «Волжских встреч». Союз журналистов Подмосковья. Дата обращения: 19 июля 2024.
  9. 261 участник, 12 стран, 44 города — в ИЖКМ прошла IV Международная конференция «Медиа-2024: теория и практика». Московский педагогический государственный университет (3 марта 2024). Дата обращения: 25 июля 2024.
  10. VI Международная научная конференция «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций». Таганрогский институт имени А.П. Чехова | Новости (11 июня 2024). Дата обращения: 28 июля 2024.
  11. XXVII международная объединённая научная конференция «Интернет и современное общество» (Internet and Modern Society – IMS-2024). Наука и образование в Санкт-Петербурге. Дата обращения: 28 июля 2024.
  12. Медиамонитор. Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. Дата обращения: 28 июля 2024.
  13. Медиаобразование – российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. Альянс цивилизаций организаций объединённых наций / United Nations Alliance of Civilizations (UNAOC) (17 июля 2008). Дата обращения: 28 июля 2024.

Ссылки