Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — гибкий навык, который относится к способности корректно распознавать и регулировать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей, чтобы способствовать эффективному общению, выстраиванию отношений и достижению целей[1].
Понятие эмоционального интеллекта появилось в психологии как решение проблемы неспособности традиционных тестов интеллекта определить эффективность социального взаимодействия испытуемого (респондента)[2]. Так эмоциональный интеллект включает в себя ряд навыков человека, среди которых: эмпатия, самосознание, саморегуляция, мотивация и социальные навыки.
Концепция эмоционального интеллекта основана на теории множественного интеллекта Говарда Гарднера[3].
История
В 1920 году появились первые публикации, в которых социальные взаимодействия людей рассматривались с позиции нового вида интеллекта. Так американский психолог и педагог Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, которое он описал как[4] «способность понимать людей…, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».
В 1926 году был создан первый тест для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test[5]. Он получил широкое распространение, однако по заключению американских психологов Роберта Торндайка и Сола Стерна, опубликовавших в 1937 году обзор методов измерения социального интеллекта, данному инструменту не удалось закрыть все потребности, и он требовал доработки[6].
В 1940 году американский психолог, психиатр и психодиагност Дэвид Вэкслер опубликовал работу[7], в которой разделил навыки человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные навыки. По данным исследования Дэвида Вэкслера, именно «неинтеллектуальные» навыки выступают ключевыми для определения эффективности социализации и коммуникации. Он рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». Это был важный вклад в направление исследований интеллекта, а также основа для развития исследований теории бихевиоризма.
В 1964 году впервые было использовано понятие эмоционального интеллекта. Оно было отражено в исследовании Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication[8] профессора психологии Колумбийского университета Майкла Белдока.
В 1983 году американский психолог Говард Гарднер опубликовал работу[9], содержащую новую модель интеллекта, разделенную на внутриличностный и межличностный интеллект.
В 1985 году американский психолог (на момент публикации — аспирант) Уэйн Пэйн опубликовал диссертацию A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence[10], посвящённую развитию эмоционального интеллекта.
В 1988 году израильский психолог и один из ведущих новаторов, теоретиков и исследователей концепции эмоционального интеллекта Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации[11] ввёл понятие эмоциональный коэффициент интеллекта (EQ), по аналогии с традиционным коэффициентом интеллекта (IQ).
В 1990 году вышла статья Эмоциональный интеллект[12], написанная американским социальным психологом и 23-м президентом Йельского университета Питером Саловеем, в соавторстве с американским психологом из Университета Нью-Гемпшира, специализирующимся на эмоциональном интеллекте и психологии личности, Джоном Майером. Её основные тезисы определили основные аспекты данного гибкого навыка, а также сформировали векторы развития исследований в области эмоционального интеллекта.
В 1995 году американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман опубликовал свою научно-популярную книгу Emotional Intelligence[13]. В ней были описаны не только история развития теории эмоционального интеллекта, но и сформирована модель компонентов эмоционального интеллекта (Смешанная модель), которая выступила базисом для построения трех основных современных тестов для определения эмоционального интеллекта[14]: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).
Модели эмоционального интеллекта
Модель Майера-Саловея-Карузо (1990)
В данной модели определены четыре составляющие эмоционального интеллекта[15]:
- Восприятие эмоций — это относится к способности интерпретировать эмоции по внутренним ощущениям (собственные эмоции) и основным внешним признакам (эмоции других людей), таким как: мимика, жесты, голос, походка и поведение.
- Понимание эмоций — это относится к способности выявлять причины и закономерности образования и развития определённых эмоций, а также формировать логические связи, определяющие правила перехода от одной эмоции к другой; прогнозировать эмоциональное развитие (его трансформации) на среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также способность осознавать сложные (амбивалентные, неоднозначные) эмоции.
- Использование эмоций (как фактора мотивации) — это относится к способности (развитой у людей на подсознательном уровне) стимулировать мыслительный процесс.
- Управление эмоциями — это относится к способности вызывать определённые эмоции (или запускать сложные цепочки эмоциональных связей) для создания определённого (целевого) эмоционального фона у себя и/или окружающих людей.
Смешанная модель (Гоулман, 1995)
Эмоциональный интеллект обычно подразделяется на несколько компонентов, включая[16]:
- Самопознание — это относится к способности распознавать и понимать свои собственные эмоции, а также их влияние на мысли и поведение.
- Саморегуляция — это относится к способности управлять собственными эмоциями и регулировать их, включая способность контролировать импульсы и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
- Мотивация — это относится к способности использовать эмоции для управления поведением и достижения целей.
- Эмпатия — это относится к способности распознавать и понимать эмоции других людей, а также к способности реагировать на эти эмоции надлежащим и эффективным образом.
- Социальные навыки — это относится к способности эффективно общаться, формировать и поддерживать отношения, а также сотрудничать с другими людьми.
Модель Рувена Бар-Она (1996)
Модель Рувена Бар-Она впервые была представлена в Торонто, в рамках конференции американской ассоциации психологов. Данная модель является самой многосторонней, она включает 15 компонентов эмоционального интеллекта[17]:
- Самоуважение — это относится к способности осознавать свою ценность (как личности), включая понимание и принятие своих: возможностей и ограничений, сильных и слабых сторон.
- Эмоциональная осознанность — это относится к способности корректно определять, идентифицировать и устанавливать причины появления своих эмоций в конкретный момент времени (в конкретных обстоятельствах внешней среды).
- Самовыражение (Ассертивность) — это относится к способности четко и конструктивно выражать свои эмоции, а также полностью отвечать за свое поведение.
- Независимость — это относится к способности сепарироваться от общего эмоционального фона социального сообщества (для нивелирования психоэмоциональных эффектов от группы и сохранения личностных эмоциональных границ).
- Эмпатия — это относится к способности эффективно и оперативно идентифицировать эмоции других людей.
- Социальная ответственность — это относится к способности организации социальных групп, а также к способности конструктивно сотрудничать с представителями социальных групп (как внутри, так и вне групп).
- Межличностные отношения — это относится к способности осуществлять общение через вербальные и невербальные средства коммуникации, для достижения заданных целей.
- Стрессоустойчивость — это относится к способности сохранять психоэмоциональную стабильность в условиях (прямого или косвенного) воздействия внешних негативных факторов.
- Контролирование импульсов — это относится к способности эмоционального контроля, который (в том числе) не допускает совершения действий (чаще — деструктивных) под влиянием сильных эмоций.
- Оценка действительности — это относится к способности критической и объективной оценки соотношения личностных эмоциональных реакций с фактической действительностью.
- Гибкость — это относится к способности оперативной эмоциональной адаптации, в соответствии с изменениями внешней среды.
- Решение задач — это относится к способности определять и приоритизировать жизненные задачи, а также использовать (в качестве одного из инструментов) корректные и своевременные психоэмоциональные состояния.
- Самоактуализация — это относится к способности выявлять и формулировать адекватные (в рамках компонентов самоуважения и оценки действительности) жизненные цели, а также обеспечивать их достижение, используя (в качестве одного из инструментов) корректные и своевременные психоэмоциональные состояния.
- Оптимизм — это относится к способности сохранять особое психоэмоциональное состояние, характеризующиеся верой или надеждой в положительный / желаемый / целевой исход определённого события или группы событий в жизни человека.
- Счастье — это относится к способности чувствовать и осознавать удовлетворённость от текущего (внешнего и внутреннего) положения в жизни.
Эффективность теории эмоционального интеллекта
Исследование, опубликованное в Ежегодном обзоре психологии (2008), определило, что более высокий эмоциональный интеллект положительно взаимодействует с такими аспектами как[18]:
- Построение отношений и социализация в группах[19]. Так среди детей и подростков эмоциональный интеллект положительно коррелирует с хорошими социальными взаимодействиями и отрицательно коррелирует с отклонением от социальных норм, антиобщественным поведением (измеряемым как в учебных заведениях, так и вне их). Высокий эмоциональный интеллект среди взрослых коррелирует с лучшим самовосприятием социальных способностей и более успешными межличностными отношениями с меньшей межличностной агрессией, и деструктивными конфликтами.
- Восприятие личностей внутри группы[20]. Так люди с высоким эмоциональным интеллектом воспринимаются в социальных группах как более позитивные, приятные и чуткие в общении. Также выдающийся эмоциональный интеллект позволяет значительно улучшить общую социальную динамику в коллективе.
- Академическая успеваемость[21]. Так эмоциональный интеллект коррелирует с более эффективными и частыми академическими достижениями, но, как правило, не с более высокими оценками (в целом).
- Психоэмоциональное самочувствие[22]. Так эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью, самооценкой и более низким уровнем неуверенности или депрессии. Это также отрицательно коррелирует с деструктивными решениями в отношении здоровья и поведения личности (в целом). Это обосновывается тем, что эмоционально интеллектуальные люди лучше понимают себя и принимают осознанные решения, основанные на не только на эмоциональных реакциях, но и на рациональной оценке. В целом, это приводит человека к более эффективной самореализации, что повышает его психоэмоциональную стабильность.
Критика теории эмоционального интеллекта
Значительный пул представителей направления бизнес тренеров интерпретирует теорию эмоциональный интеллект как основу для «абсолютного ключа к успеху во всех сферах жизни». Однако, это не корректно[23]. Так по данным исследований[24] американского социального психолога Дэвида Майерса, эмоциональный интеллект, имеет значительное влияние на качество жизни человека (и сопряженные с этим аспектами), но его непосредственное (прямое) влияние на «успех» (реализацию личностных жизненных паттернов и целей) составляет не более 10 % (по ряду прочих исследований — не более 25 %). Также стоит отметить, что все опубликованные модели эмоционального интеллекта (в различные время, различными исследователями) подвергались критике за отсутствие обоснования и системности процесса включения черт/компонентов.
См. также
Примечания
- ↑ Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать
- ↑ Пирамида эмоционального интеллекта: как научиться понимать свои и чужие чувства
- ↑ Биография Говарда Гарднера, «Нулевой проект» (Гарвард)
- ↑ Эмоциональный интеллект: проблемы построения парадигмы
- ↑ George Washington Social Intelligence Test, 2-е издание
- ↑ Эмоциональный интеллект — один из главных навыков человека будущего
- ↑ Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
- ↑ EQ: что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- ↑ Биография Говарда Гарднера, «Нулевой проект» (Гарвард)
- ↑ Эмоциональный интеллект (курс)
- ↑ Эмоциональный интеллект: понимание техник для управления своими эмоциями, влияния на эмоций других, профилактики и преодоления стресса и эмоционального выгорания
- ↑ Йельский центр эмоционального интеллекта (YCEI)
- ↑ Дэниел Гоулман о лидерстве и силе эмоционального интеллекта
- ↑ Эмоциональный интеллект, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- ↑ Эмоциональный интеллект как стандартный интеллект
- ↑ Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
- ↑ 15 факторов модели Бар-Она
- ↑ Человеческие способности: эмоциональный интеллект
- ↑ Влияние эмоционального интеллекта на точность самосознания и лидерские качества
- ↑ Важность эмоционального интеллекта в переговорах и посредничестве
- ↑ Эмоциональный интеллект предсказывает успеваемость: метаанализ
- ↑ Самосострадание и эмоциональный интеллект
- ↑ Эмоциональный интеллект, материалы курса повышения квалификации (МГУ)
- ↑ Почему важно развивать эмоциональный интеллект
Литература
- Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ . — Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 544 с. — ISBN 978-5-00146-211-8.
- Сергей Шабанов, Алена Алешина. Развиваем эмоциональный интеллект . — Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 368 с. — ISBN 978-5-00195-588-7.
- Ричард Ферт-Годбехер. Эмоции: великолепная история человечества . — Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-00195-688-4.
- Дэвид Ричо. Эмоциональные триггеры . — Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-00195-075-2.
- Harvard Business Review. HBR Guide. Эмоциональный интеллект . — Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-00146-854-7.
- Питер Брегман. Эмоциональная смелость . — Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 304 с. — ISBN 978-5-00146-613-0.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |