Эмоциональный интеллект

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — гибкий навык, который относится к способности корректно распознавать и регулировать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей, чтобы способствовать эффективному общению, выстраиванию отношений и достижению целей[1].

Понятие эмоционального интеллекта появилось в психологии как решение проблемы неспособности традиционных тестов интеллекта определить эффективность социального взаимодействия испытуемого (респондента)[2]. Так эмоциональный интеллект включает в себя ряд навыков человека, среди которых: эмпатия, самосознание, саморегуляция, мотивация и социальные навыки.

Концепция эмоционального интеллекта основана на теории множественного интеллекта Говарда Гарднера[3].

История

В 1920 году появились первые публикации, в которых социальные взаимодействия людей рассматривались с позиции нового вида интеллекта. Так американский психолог и педагог Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, которое он описал как[4] «способность понимать людей…, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

В 1926 году был создан первый тест для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test[5]. Он получил широкое распространение, однако по заключению американских психологов Роберта Торндайка и Сола Стерна, опубликовавших в 1937 году обзор методов измерения социального интеллекта, данному инструменту не удалось закрыть все потребности, и он требовал доработки[6].

В 1940 году американский психолог, психиатр и психодиагност Дэвид Вэкслер опубликовал работу[7], в которой разделил навыки человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные навыки. По данным исследования Дэвида Вэкслера, именно «неинтеллектуальные» навыки выступают ключевыми для определения эффективности социализации и коммуникации. Он рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». Это был важный вклад в направление исследований интеллекта, а также основа для развития исследований теории бихевиоризма.

В 1964 году впервые было использовано понятие эмоционального интеллекта. Оно было отражено в исследовании Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication[8] профессора психологии Колумбийского университета Майкла Белдока.

В 1983 году американский психолог Говард Гарднер опубликовал работу[9], содержащую новую модель интеллекта, разделенную на внутриличностный и межличностный интеллект.

В 1985 году американский психолог (на момент публикации — аспирант) Уэйн Пэйн опубликовал диссертацию A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence[10], посвящённую развитию эмоционального интеллекта.

В 1988 году израильский психолог и один из ведущих новаторов, теоретиков и исследователей концепции эмоционального интеллекта Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации[11] ввёл понятие эмоциональный коэффициент интеллекта (EQ), по аналогии с традиционным коэффициентом интеллекта (IQ).

В 1990 году вышла статья Эмоциональный интеллект[12], написанная американским социальным психологом и 23-м президентом Йельского университета Питером Саловеем, в соавторстве с американским психологом из Университета Нью-Гемпшира, специализирующимся на эмоциональном интеллекте и психологии личности, Джоном Майером. Её основные тезисы определили основные аспекты данного гибкого навыка, а также сформировали векторы развития исследований в области эмоционального интеллекта.

В 1995 году американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман опубликовал свою научно-популярную книгу Emotional Intelligence[13]. В ней были описаны не только история развития теории эмоционального интеллекта, но и сформирована модель компонентов эмоционального интеллекта (Смешанная модель), которая выступила базисом для построения трех основных современных тестов для определения эмоционального интеллекта[14]: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).

Модели эмоционального интеллекта

Модель Майера-Саловея-Карузо (1990)

В данной модели определены четыре составляющие эмоционального интеллекта[15]:

  1. Восприятие эмоций — это относится к способности интерпретировать эмоции по внутренним ощущениям (собственные эмоции) и основным внешним признакам (эмоции других людей), таким как: мимика, жесты, голос, походка и поведение.
  2. Понимание эмоций — это относится к способности выявлять причины и закономерности образования и развития определённых эмоций, а также формировать логические связи, определяющие правила перехода от одной эмоции к другой; прогнозировать эмоциональное развитие (его трансформации) на среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также способность осознавать сложные (амбивалентные, неоднозначные) эмоции.
  3. Использование эмоций (как фактора мотивации) — это относится к способности (развитой у людей на подсознательном уровне) стимулировать мыслительный процесс.
  4. Управление эмоциями — это относится к способности вызывать определённые эмоции (или запускать сложные цепочки эмоциональных связей) для создания определённого (целевого) эмоционального фона у себя и/или окружающих людей.

Смешанная модель (Гоулман, 1995)

Эмоциональный интеллект обычно подразделяется на несколько компонентов, включая[16]:

  1. Самопознание — это относится к способности распознавать и понимать свои собственные эмоции, а также их влияние на мысли и поведение.
  2. Саморегуляция — это относится к способности управлять собственными эмоциями и регулировать их, включая способность контролировать импульсы и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
  3. Мотивация — это относится к способности использовать эмоции для управления поведением и достижения целей.
  4. Эмпатия — это относится к способности распознавать и понимать эмоции других людей, а также к способности реагировать на эти эмоции надлежащим и эффективным образом.
  5. Социальные навыки — это относится к способности эффективно общаться, формировать и поддерживать отношения, а также сотрудничать с другими людьми.

Модель Рувена Бар-Она (1996)

Модель Рувена Бар-Она впервые была представлена в Торонто, в рамках конференции американской ассоциации психологов. Данная модель является самой многосторонней, она включает 15 компонентов эмоционального интеллекта[17]:

  1. Самоуважение — это относится к способности осознавать свою ценность (как личности), включая понимание и принятие своих: возможностей и ограничений, сильных и слабых сторон.
  2. Эмоциональная осознанность — это относится к способности корректно определять, идентифицировать и устанавливать причины появления своих эмоций в конкретный момент времени (в конкретных обстоятельствах внешней среды).
  3. Самовыражение (Ассертивность) — это относится к способности четко и конструктивно выражать свои эмоции, а также полностью отвечать за свое поведение.
  4. Независимость — это относится к способности сепарироваться от общего эмоционального фона социального сообщества (для нивелирования психоэмоциональных эффектов от группы и сохранения личностных эмоциональных границ).
  5. Эмпатия — это относится к способности эффективно и оперативно идентифицировать эмоции других людей.
  6. Социальная ответственность — это относится к способности организации социальных групп, а также к способности конструктивно сотрудничать с представителями социальных групп (как внутри, так и вне групп).
  7. Межличностные отношения — это относится к способности осуществлять общение через вербальные и невербальные средства коммуникации, для достижения заданных целей.
  8. Стрессоустойчивость — это относится к способности сохранять психоэмоциональную стабильность в условиях (прямого или косвенного) воздействия внешних негативных факторов.
  9. Контролирование импульсов — это относится к способности эмоционального контроля, который (в том числе) не допускает совершения действий (чаще — деструктивных) под влиянием сильных эмоций.
  10. Оценка действительности — это относится к способности критической и объективной оценки соотношения личностных эмоциональных реакций с фактической действительностью.
  11. Гибкость — это относится к способности оперативной эмоциональной адаптации, в соответствии с изменениями внешней среды.
  12. Решение задач — это относится к способности определять и приоритизировать жизненные задачи, а также использовать (в качестве одного из инструментов) корректные и своевременные психоэмоциональные состояния.
  13. Самоактуализация — это относится к способности выявлять и формулировать адекватные (в рамках компонентов самоуважения и оценки действительности) жизненные цели, а также обеспечивать их достижение, используя (в качестве одного из инструментов) корректные и своевременные психоэмоциональные состояния.
  14. Оптимизм — это относится к способности сохранять особое психоэмоциональное состояние, характеризующиеся верой или надеждой в положительный / желаемый / целевой исход определённого события или группы событий в жизни человека.
  15. Счастье — это относится к способности чувствовать и осознавать удовлетворённость от текущего (внешнего и внутреннего) положения в жизни.

Эффективность теории эмоционального интеллекта

Исследование, опубликованное в Ежегодном обзоре психологии (2008), определило, что более высокий эмоциональный интеллект положительно взаимодействует с такими аспектами как[18]:

  • Построение отношений и социализация в группах[19]. Так среди детей и подростков эмоциональный интеллект положительно коррелирует с хорошими социальными взаимодействиями и отрицательно коррелирует с отклонением от социальных норм, антиобщественным поведением (измеряемым как в учебных заведениях, так и вне их). Высокий эмоциональный интеллект среди взрослых коррелирует с лучшим самовосприятием социальных способностей и более успешными межличностными отношениями с меньшей межличностной агрессией, и деструктивными конфликтами.
  • Восприятие личностей внутри группы[20]. Так люди с высоким эмоциональным интеллектом воспринимаются в социальных группах как более позитивные, приятные и чуткие в общении. Также выдающийся эмоциональный интеллект позволяет значительно улучшить общую социальную динамику в коллективе.
  • Академическая успеваемость[21]. Так эмоциональный интеллект коррелирует с более эффективными и частыми академическими достижениями, но, как правило, не с более высокими оценками (в целом).
  • Психоэмоциональное самочувствие[22]. Так эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью, самооценкой и более низким уровнем неуверенности или депрессии. Это также отрицательно коррелирует с деструктивными решениями в отношении здоровья и поведения личности (в целом). Это обосновывается тем, что эмоционально интеллектуальные люди лучше понимают себя и принимают осознанные решения, основанные на не только на эмоциональных реакциях, но и на рациональной оценке. В целом, это приводит человека к более эффективной самореализации, что повышает его психоэмоциональную стабильность.

Критика теории эмоционального интеллекта

Значительный пул представителей направления бизнес тренеров интерпретирует теорию эмоциональный интеллект как основу для «абсолютного ключа к успеху во всех сферах жизни». Однако, это не корректно[23]. Так по данным исследований[24] американского социального психолога Дэвида Майерса, эмоциональный интеллект, имеет значительное влияние на качество жизни человека (и сопряженные с этим аспектами), но его непосредственное (прямое) влияние на «успех» (реализацию личностных жизненных паттернов и целей) составляет не более 10 % (по ряду прочих исследований — не более 25 %). Также стоит отметить, что все опубликованные модели эмоционального интеллекта (в различные время, различными исследователями) подвергались критике за отсутствие обоснования и системности процесса включения черт/компонентов.

См. также

Примечания

  1. Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать
  2. Пирамида эмоционального интеллекта: как научиться понимать свои и чужие чувства
  3. Биография Говарда Гарднера, «Нулевой проект» (Гарвард)
  4. Эмоциональный интеллект: проблемы построения парадигмы
  5. George Washington Social Intelligence Test, 2-е издание
  6. Эмоциональный интеллект — один из главных навыков человека будущего
  7. Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
  8. EQ: что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  9. Биография Говарда Гарднера, «Нулевой проект» (Гарвард)
  10. Эмоциональный интеллект (курс)
  11. Эмоциональный интеллект: понимание техник для управления своими эмоциями, влияния на эмоций других, профилактики и преодоления стресса и эмоционального выгорания
  12. Йельский центр эмоционального интеллекта (YCEI)
  13. Дэниел Гоулман о лидерстве и силе эмоционального интеллекта
  14. Эмоциональный интеллект, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  15. Эмоциональный интеллект как стандартный интеллект
  16. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
  17. 15 факторов модели Бар-Она
  18. Человеческие способности: эмоциональный интеллект
  19. Влияние эмоционального интеллекта на точность самосознания и лидерские качества
  20. Важность эмоционального интеллекта в переговорах и посредничестве
  21. Эмоциональный интеллект предсказывает успеваемость: метаанализ
  22. Самосострадание и эмоциональный интеллект
  23. Эмоциональный интеллект, материалы курса повышения квалификации (МГУ)
  24. Почему важно развивать эмоциональный интеллект

Литература