Гибкие навыки

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Top 10 Soft Skills - Illustration.jpg

Ги́бкие на́выки, также используется термин мя́гкие на́выки (от англ. Soft skills) — набор кроссфункциональных или надпрофессиональных навыков, необходимых для эффективного общения и решения совместных задач. Работник с выраженными надпрофессиональными навыками обычно отличается успешностью в рабочем процессе, гибкостью трудовой деятельности, высокой производительностью труда. Такие профессионалы не привязаны к конкретной предметной области. Такие навыки состоят из значительных групп компетенций, которые способствуют повышению производительности деятельности, адаптации к изменяющимся условиям жизни. При этом особое значение уделяется изучению лидерства как структурной части компетенций soft skills[1].

Определение

Общепринятого определения понятия soft skills, как и их единого перечня, в настоящее время — нет. Все исследователи, так или иначе, распределяют навыки на две группы: англ. hard skills (твёрдые навыки, связаны с конкретной профессией) и soft skills (мягкие или гибкие навыки)[2]. Впервые употребление понятия soft skills зафиксировано в США в 1959 году, когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills). В 1968 году армия США представила учебную доктрину «Системная инженерия обучения». В 1972 году на конференции командования Континентальной армии был представлен доклад «Гибкие навыки: определение, анализ поведенческой модели, процедуры обучения», где данное понятие определялось как «важные навыки, связанные с работой, которые подразумевают незначительное взаимодействие с машинами или его полное отсутствие, и применение которых на работе является довольно обобщенным» (командование, надзор, консультирование и лидерство)[1]. Во многих контекстах soft skills по своему значению приравниваются или используются как полные синонимы таких понятий как англ. employability skills (навыки для трудоустройства), англ. people skills (навыки общения с людьми), англ. non-professional skills (непрофессиональные навыки), в организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — англ. key skills (основные навыки), а в последнее время — англ. skills for social progress (навыки для социального развития), также эти навыки описываются в документах ОЭСР как «навыки XXI века». В Международной организации здравоохранения понятию soft skills приравнивается понятие англ. life skills, или навыки, которые необходимы в повседневной жизни[3]. Так, выделены разные подходы к трактовке рассматриваемого понятия, которые вызваны различными подходами тех или иных исследовательских центров и групп. По мнению некоторых ученых, гибкие навыки (soft skills) — это термин, который используется для описания англ. EQ человека (EQ — коэффициент эмоционального интеллекта), под которым понимают совокупность личностных черт, социальных качеств, коммуникативность, язык, личные привычки, дружелюбие и оптимизм, которые являются основными характеристиками человека при его взаимодействии с другими людьми. Оксфордский словарь определяет «мягкие навыки», как личные качества человека, которые делают возможным взаимодействовать с другими людьми более эффективно и гармонично. Исследователи рассматривают и определяют понятие «soft skills» через призму своего восприятия и сферы научных интересов. Однако практически все определения частично взаимосвязаны, и некоторые из них тесно переплетаются друг с другом[4].

Soft skills - приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт, и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности.В.А.Давыдова

Коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации; находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство – в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, которые присущи людям определенной профессии.О.В.Сосницкая

Актуальность

Развитие soft skills — тренд, который в настоящее время определяет кадровую политику России. В 2017 году В. В. Путин выступил перед студентами на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи (сессия «Молодёжь — 2030. Образ будущего») и выразил свое видение самых востребованных компетенций будущего: «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills — обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями»[1]. Он также отметил, что имеет важное значение умение общаться с другими людьми, а также умение, если не допускать, управлять своими эмоциями и работать в загрузке[5]. Исследования Гарвардского университета и Стэнфордского института установили, что hard skills способствуют карьерному успеху сотрудников только на 15 %, в то время как soft skills — на 85 %. Ещё одно исследование Стэнфордского института совместно с Фондом Карнеги-Меллона среди руководителей компаний из списка Fortune 500, показало, что гибкие навыки определяют 75 % долгосрочного стабильного успеха руководителей компаний[6] .

Классификация

В зарубежных источниках представлены различные подходы к классификации гибких навыков. В основе всех классификаций так или иначе лежат шесть основных (базовых) групп[7]:

  • основные (фундаментальные, академические) навыки (грамотность, умение считать);
  • коммуникативные навыки (общение, межличностные отношения, работа в команде, навыки обслуживания клиентов);
  • концептуальные (навыки мышления) (сбор и обработка информации, решение проблем, планирование и организация, умение учиться и развивать навыки, творческое и системное мышление);
  • личные навыки (ответственность, находчивость, гибкость, способность управлять своим временем, чувство собственного достоинства);
  • навыки, связанные с деловым миром (инновационные навыки, инициативность);
  • социальные и гражданские навыки (знания и навыки в области гражданского права).

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (2015) в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, формируемые на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность, компетенции и качества характера. Центральную часть модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество)[8]:

  • Критическое мышление — это поиск, анализ и оценка информации; умение делать выводы и формировать собственное мнение; навык решения сложных задач. Один из самых главных навыков в современном мире.
  • Коммуникация — умение эффективно формулировать и доносить свои мысли, воспринимать информацию из разных источников, слушать и задавать вопросы, использовать разнообразные форматы общения и средства массовой информации, общаться в различных средах и культурах.
  • Командная работа — способность эффективно и уважительно работать с разными командами, брать на себя общую ответственность за совместную работу и оценить индивидуальный вклад каждого члена команды, умение проявлять гибкость, спорить, находить компромиссы и доверять для достижения общей цели, распределять задачи между участниками, проявлять себя в разных ролях внутри команды.
  • Креативность — способность мыслить творчески и воплощать свои идеи в жизнь, умение созидать совместно с другими, искать нестандартные решения. Креативность не связана только с творчеством. Это навык в принципе что-то придумывать, находить решения, несмотря на ограничения, и изобретать новое.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Д.С.Ермаков. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование : журнал. — 2020. — № 5 (1482).
  2. Арбатская Елена Анатольевна, Тарханова Елена Геннадьевна. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная Экономика : журнал. — 2020. — № 5.
  3. {Раицкая Лилия Климентовна, Тихонова Елена Викторовна. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН : журнал. — 2018. — № 7.
  4. Ю.В. Сорокопуд, Е.Ю. Амчиславская, А.В. Ярославцева. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // МНКО. — 2021. — №1.
  5. Сессия «Молодёжь-2030. Образ будущего». Президент России (21 октября 2017). Дата обращения: 10 декабря 2023.
  6. Ю.В.Бородастова. Изучение проблем развития лидерских soft skills компетенций современных подростков // Вестник науки. — 2022. — № 6.
  7. М.А.Беркович,Т.В.Кофанова,С.С.Тихонова. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. — 2018. — № 4.
  8. М.А.Пинская, А.М.Михайлова. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации. — Москва: Корпорация «Российский учебник», 2019. — ISBN 978-5-358-23602-8.