Иллюстрация
Иллюстра́ция(от лат. illustratio — освещение, наглядность) — это изображение (рисунок, фотография), которое сопровождает текст и создаёт смысловой акцент в произведении[1].
Является одним из способов визуальной коммуникации, благодаря которому читатель видит изображения героев повествования, демонстрацию тех или иных объектов, описываемых в книге. Таким образом проще представить и понять, о чём идет речь и почувствовать эмоциональную атмосферу художественного произведения.
В книгах для детей используют большое количество иллюстраций чтобы помочь лучше понять написанное или изобразить то, что тяжело описать с помощью текста. В художественных произведениях читатель видит наглядные примеры, поэтому ему проще представить и понять, о чём идет речь.
Виды иллюстраций
Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные(карты, планы, схемы) и художественно-образные(истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
- Научно-познавательные иллюстрации[2] — это изображения, научно отражающие мир, объективирующие позицию автора, стремящиеся к адекватности отображения, воздействующие на разум через логику; их цель — помочь читателю научно познать мир.
- В художественно-образных иллюстрациях, которые могут быть созданы как автором, так и художником-иллюстратором, мир отображается через изобразительный художественный образ, который помогает читателю его осваивать, воздействуя главным образом на чувства.
История
Самые ранние иллюстрации сохранились на папирусных свитках Древнего Египта, тексты дополнялись рисунками-иллюстрациями, до XXI века дошли античные образцы, обнаруженные в рукописях «Илиады» и «Энеиды», изображения выносили в пустые пространства между строками или на поля.
В средневековых рукописных книгах иллюстрация выполнялась в технике миниатюрной живописи. В процессе развития рукописной книги миниатюра стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. История иллюстрации тесно связана с историей книги. Нового расцвета книжная иллюстрация достигает в середине XV века с изобретением Иоганном Гутенбергом книгопечатания, а основным методом становится гравюра.
Особую группу образуют блочные книги (2-я половина XV века, преимущественно в Германии), где текст и иллюстрация к нему вырезались на одной доске; иногда текст к такой «книге-картинке» вписывался от руки. Чаще гравированные на дереве иллюстрации включались в печатную наборную книгу; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта(особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV – начала XVI веков), и нередко раскрашивались от руки.
С конца XVI века в иллюстрации преобладает техника гравирования на меди. Усложнённость этой техники, крупные форматы изображений, требующие складывания листов, на которых отдельно от набора печатались иллюстрации, вклеиваемые затем в книгу, обуславливают полный отрыв иллюстрации от текста во многих изданиях XVII века. В XVII веке большую популярность приобретает виньетка
[3] в духе рококо. Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги. Также становится популярным создание цветных гравюр. На рубеже XVIII—XIX веков на смену гравюре появляются более гибкие и менее затратные изобразительные средства — политипаж(торцовая гравюра на дереве), литография и хромолитография[4]. В конце XIX века неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появление фотомеханической репродукции) резко увеличила возможности иллюстрации, в том числе цветной, породив многообразие её техник: цинкография, автоцинкография, фототипия, автотипия и другие. Благодаря этим средствам художник имел больше возможностей для творчества.
Иллюстрация, предназначенная для книги уже была известна в Китае с IV века н. э. Наиболее ранние ксилографичные[5] иллюстрации появились в Китае в VI—VII века, получив особое распространение с XII века. В конце XVI века в Китае возникает цветная гравюра на дереве. Условные изображения и иероглифичные знаки образуют в китайских ксилографиях нерасторжимое единство.
В Японии книжная графика появляется в начале XVII века, а её расцвет приходится на XVIII — начало XIX века: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрациях всё бесконечное многообразие живого мира.
Русская иллюстрация
Русская иллюстрация занимает особое место в мировом изобразительном искусстве. Ещё в Древней Руси известны религиозные книги с миниатюрами, написанными от руки. Древнейшие работы относят к XI веку и причисляют к памятникам изобразительного искусства. Называются такие издания «лицевая книга». Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Первые иллюстрации были цветными и украшались золотом. Такие книги были практически недоступными для большинства людей, они делались в единственном экземпляре по заказу правителей государства или по заказу церкви, бережно хранились и очень дорого стоили.
К XII веку меняется стиль художественного оформления книг. Пышная орнаментальность уступает место смысловому содержанию, однако все ещё остается обязательной частью изображения. На иллюстрациях просматриваются несколько характерных черт: многофигурность, герои иллюстраций являются главным звеном композиции, их окружают предметы, с которыми они связаны. Появляются иллюстрации, выполненные в одном цвете или сближенной цветовой гамме, например, «Юрьевское Евангелие». С приходом монгольского периода, который не мог не повлиять на изобразительное искусство, в иллюстрациях усложняется орнамент, однако, традиции изображения героев остаются прежними. Появляются изображения всадников. В XVII—XVIII появляется книгопечатание. Распространение печатных принадлежностей дает толчок для развития в Росси гравюрных изображений. Появляются гравированные(блочные) книги. Текст, вместе с изображением, в таких книгах, вырезается на одной доске, однако, существовали и методы отдельного набора текста, что позволяло уделить большее внимание изображению. В течении следующих веков (с XVIII в.), сценарий развития был схож с европейским. Интерес к иллюстрации в это время повышен. Собираются целые альбомы с редкими изображениями. Следует отметить, что созданием рисунка и гравюры по нему занимаются разные люди. Альбомы посвящены литературным произведениям, часто выходят совсем без текста.
Настоящий расцвет книжной иллюстрации в России приходится на XIX—XX века. В эту эпоху параллельно друг другу развивается множество жанров, стилей и направлений иллюстрации. Реалистичную школу представляет Дмитрий Николаевич Кардовский (1866—1943), Леонид Осипович Пастернак (1862 − 1945). Школа модерна развивается под влиянием Александра Николаевича Бенуа (1870 − 1960). В ту пору он создает свою знаменитую «Азбуку в картинках». Существует и конструктивистское направление. Большое внимание в XX веке художники уделяют творчеству и приемам традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации. Присутствуют элементы декоративно−прикладного искусства. Глубоко изучается история иллюстрации с древних времен, всех народов, как следствие применяется и в изобразительном искусстве иллюстрации. Огромное внимание уделяется иллюстрациям детских книг. Основным деятелем этой сферы является Иван Яковлевич Билибин (1876 − 1942). на протяжении многих веков, с основными видами изобразительного искусства гармонично соседствует жанр иллюстрации. Сегодняшний день уже сложно представить без иллюстрации. Будь то детская книга, журнал, газета или художественная литература. Развиваясь с давних времен, иллюстрация вобрала в себя множество стилей, традиций и применяется повсеместно.
Литература
- ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE.
- Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX веков. — М., 1937.
- Власов В. Г.. Ксилография // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006.
- Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964.
- Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010.
- Иллюстрация // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
- Иллюстрация // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008.
Примечания
- ↑ Иллюстрация // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008. — С. 104.c.Дата обращения: 11 ноября 2023.
- ↑ ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. № 4(34) — 2013. — 261с. Дата обращения: 11 ноября 2023.
- ↑ Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4. Дата обращения: 11 ноября 2023.
- ↑ Иллюстрация // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008. — С. 104. Дата обращения: 11 ноября 2023.
- ↑ Власов В. Г.. Ксилография // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 706—707. — ISBN 5-352-01759-1 (Т. IV) Дата обращения: 11 ноября 2023.