Сальвадо́р Дали́ (кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech[1]) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель, один из ведущих представителей сюрреализма. Родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, Каталония, Испания, дата смерти — 23 января 1989 года[2].
Художественный репертуар Дали включал живопись, графику, кино, скульптуру, дизайн и фотографию, также он писал художественную литературу, стихи, автобиографии, эссе и критические статьи[3]. Основными темами его работ выступают сны, подсознание, сексуальность, религия, наука и его личные переживания. Эксцентричное публичное поведение привлекало много общественного внимания, как и его работы[4]. Жизнь и творчество Дали оказали большое влияние на других сюрреалистов, художников поп-арта и современных художников, таких как Энди Уорхол, Джефф Кунс и Дэмиен Херст[5][6].
Биография
Рождение, семья и детство
Семья Дали: сверху слева тетя Мария Тереза, мать, отец, Сальвадор Дали, тетя Катерина, сестра Анна Мария и бабушка Анна, 1910
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас , в регионе Эмпорда , недалеко от французской границы в Каталонии, Испания. Спустя девять месяцев и десять дней после смерти своего брата от гастроэнтерита, которого также звали Сальвадор (родился 12 октября 1901 г.)
Второй ребенок в семье был назван Сальвадором не в честь умершего брата, а в честь предков — такова традиция в Каталонии и во всей Испании. Имя Фелипе было выбрано как мужской вариант имени матери, а Хасинто (Жасинт) — в честь отца, чье полное имя Рафаэль Нарсисо Хасинто.
Двадцатого мая он был крещен под именем Сальвадора Фелипе Хасинто в местной церкви Святого Петра. Крестным отцом стал его дядя, Ансельмо Доменеч, барселонский книготорговец, а крестной матерью — Тереза Куси, его бабушка с материнской стороны[4].
Отец будущего художника Рафаэль Анисето Дали Куси (1872–1950) был юрист и нотариус из среднего класса, мать Фелипа Доменек Феррес (1874–1921)[2][7].
Противоречивые методы воспитания: более строгие у отца и вседозволяющие у матери, воздействовали на капризный и своенравный характер. В пять лет Сальвадору становится известно об умершем брате, что оказывает сильное влияние на психику ребенка. Сальвадору было неприятно осознавать, что он второй ребенок в семье, ему разонравилось красивое имя, он стал бояться смерти, ассоциируя себя с братом, позже в воспоминаниях он пишет:
Мы были похожи с братом как две капли воды: та же печать гениальности, то же выражение беспричинной тревоги. Мы различались некоторыми психологическими чертами. Да еще взгляд у него был другой — как бы окутанный меланхолией, "неодолимой" задумчивостьюСальвадор Дали
Третьим ребенком в семье родилась девочка Анна Мария Дали (1908 — 1989)[2] (Ana Maria Dali), которая стала для Сальвадора Дали одним из лучших друзей детства, а впоследствии она позировала для многих его работ.
Бабушка Мария Анна Феррес со своей дочерью Каталиной переехали к Дали в 1910 году, когда Сальвадору было шесть лет, а Анне Марии два года, и заняли несколько комнат на верхнем этаже.
У Сальвадора и Анны Марии была няня Лусия Жисперт де Монтканут, чье большое влияние на их становление оба упоминают в своих мемуарах[4].
Тяга к творчеству проявилась у Дали достаточно в юном возрасте: с четырех лет года он со старанием пытался рисовать. Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет - небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате рисуя картины.
Обучение и юность
Отец Дали определяет сына в старшие классы осенью 1916 года, одновременно записывая его в католический Коллеж братьев Марист. Предметы в школе и коллеже совпадали, темы уроков дублировались, но помимо этого дети получали некоторое религиозное образование, присутствуя на ранних утренних службах и слушая проповеди. Двойная система образования широко практиковалась в Испании и была популярна в семьях среднего класса, готовящих сыновей к поступлению в университет.
Школьная жизнь, дружественные контакты с одноклассниками сложно давались эмоциональному ребенку, страдающему разного рода фобиями, например, страхом перед кузнечиками, что мешало вести обычную жизнь в коллективе. Юноша привлекал внимание эпатажным, непослушным, странным поведением, всегда поступал вопреки чужим мнениям, без причины затевал драки.
Изобразительному искусству Дали начал обучаться в вечерней муниципальной художественной школе, где преподавал Хуан Нуньес Фернандес (1877-1963). За 6 лет Нуньес обучил своего ученика всему, что умел, и впоследствии Дали писал, что очень уважал своего наставника[4].
Проводя летние каникулы в курортном городке Кадакес во время игр в футбол его друзьями детства становятся будущие футболисты ФК «Барселона» Эмили Саги-Барба и Хосеп Самитьер. Тогда же, общаясь с семьей Пичот, юный художник открывает для себя современную живопись, знакомясь с работами художника Рамона Пичота, регулярно посещающего Париж. Из воспоминаний Сальвадора Дали:
...я открывал для себя французский импрессионизм, ставший самой значимой художественной школой в моей жизни. Это была первая встреча с антиакадемической и революционной эстетикой. Я всматривался в густые и беспорядочные мазки красок, создававшие на полотне причудливые пятна. Отойдя на некоторое расстояние и слегка наклонив голову, я прищуривался, и вдруг происходило необъяснимое чудо — цветовой хаос превращался в точное повторение реальности. Еще мгновение — и я обнаруживал на картине и воздух, и пространство, и сверкание красок!.. ...Но больше всего я восхищался картинами, в которых импрессионизм переходил в откровенные приемы пуантилизма. Постоянное сопоставление оранжевого и фиолетового цветов создавало во мне радостное ощущение чего-то иллюзорного, я будто бы смотрел на предметы через призму и видел все в радужных переливах.
Темой большинства ранних работ были пейзажи в окрестностях Фигераса и Кадакеса. Другим раздольем для фантазии Дали были руины римского города вблизи Ампуриуса. Любовь к своим родным местам прослеживается во многих работах Дали. В 1917 или 1918 году художник написал портрет няни Лусии.
В 14 лет состоялась его первая первая официальная выставка совместно с двумя другими художниками Фигераса в муниципальном театре Принципаль. Юный Дали упорно ищет свой собственный почерк, а пока осваивает все нравившиеся ему стили: импрессионизм, кубизм, пуантилизм, говоря о себе в третьем лице:
Он рисовал страстно и жадно, как одержимый
В 1919 году в самодельном издании "Студиум" публикуются очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо, таким образом, авторства Дали, таким образом он стал излагать свои мысли на бумаге, живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни.
В начале 1921 года семья Пичот познакомила Дали с футуризмом , а дядя Дали Ансельм Доменек, владевший книжным магазином в Барселоне, снабжал его книгами и журналами по кубизму и современному искусству.
6 февраля 1921 года мать Дали на 47 году жизни умирает от рака. Дали было 16 лет, и позже он сказал, что смерть его матери «была величайшим ударом, который я испытал в своей жизни. Я боготворил ее…
После смерти жены отец Дали женился на её сестре. Дали не возмущался этим браком, потому что он очень любил и уважал свою тетю.
Творческие этапы
Сальвадор Дали и Федерико Гарсия Лорка в Барселоне, 1925
Раннее творчество
В 1921 году он поступает в Академию Сан-Фернандо (Real Academia de Bellas Artes de San Fernando).
В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (исп.Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одарённых молодых людей, и начинает учёбу[8]. В это время Дали сближается с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом и другими, связанными с мадридской авангардной группой Ultra, через которых познакомился с авангардными движениями, включая дадаизм и футуризм . С увлечением читает работы Фрейда.
Дружеские отношения Дали с Лоркой стали эмоционально интенсивным моментом вплоть до смерти поэта в 1936 году. Частично сохранилась переписка между друзьями, большинство сведений было утеряно во время Гражданской войны, что затрудняет воссоздание процесса развития этой дружбы[9].
В 1923 году Дали как зачинщика студенческих беспорядков на год исключают из академии, и 35 дней он проводит в тюрьме.
В мае 1925 года Дали представил одиннадцать работ на групповой выставке, организованной недавно созданным Sociedad Ibérica de Artistas в Мадриде[10]. Семь работ были выполнены в его кубистическом стиле, а четыре - в более реалистичном стиле, несколько ведущих критиков высоко оценили эти работы[11]. Дали провел свою первую персональную выставку в Galeries Dalmau в Барселоне с 14 по 27 ноября 1925 года, эта выставка включала двадцать две работы и имела критический и коммерческий успех.
В 1926 году Дали окончательно исключили из академии за то, что он подстрекал однокашников протестовать против назначения одного посредственного живописца на профессорскую должность. После этого молодой художник уехал в Кадакес. В том же году появляется одно из наиболее известных ранних произведений мастера – натюрморт «Корзинка с хлебом», написанный для Гарсиа Лорки. Дали демонстрирует безукоризненное владение рисунком, цветом, пространством.
С февраля по октябрь 1927 года Сальвадор служит в армии. Он публикует поэму в прозе «Св. Себастьян» и разрабатывает эстетическую теорию «Священной объективности».
В начале 1927 года он провел неделю в столице Франции, где посещает Версаль, Музей Гревен и знакомится с Пабло Пикассо. В конце 20-х годов создаёт ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро[10].
Сюрреализм
Фотография Сальвадора Дали, Париж, 1934
Гала Дали
Дали примыкает к сюрреализму, направлению в искусстве, где делается попытка выразить действительное движение мысли словами, рисунком или любым другим способом. Первые сюрреалистические работы Дали – «Кровь слаще меда», «Великолепие руки», «Раскрашенные удовольствия» – датируются 1928 годом[10].
В 1928 году Дали пробует себя в кинематографе: совместно с Бунюэлем он делает два фильма – «Андалузский пёс»[12] (1928) и «Золотой век» (1930).
Между тем отношения Дали с отцом были близки к разрыву. Дон Сальвадор Дали-и-Куси категорически не одобрял роман своего сына с Галой и изменил завещание, в котором исключал сына из наследников. 28 декабря 1929 года его насильно выгнали из отцовского дома.
В 1929 году после раскола сюрреалистов Дали становится главой нового центра и организует свою первую выставку в Париже[11]. Летом этого же года он впервые встречает Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову). Она старше Дали на 10 лет и является женой поэта Поля Элюара. Гала сближается с Сальвадором, но продолжает встречаться со своим мужем, заводит свободные отношения с другими поэтами и художниками.
В 1930 году художник начинает разрабатывать свой «параноидно-критический метод, в качестве синтеза, где визионерская живопись выступает синтезом, который сплавляет реальность и сон, человека и природу, так что каждый образ может скрывать в себе другой образ. Андре Бретон пишет:
Дали подарил сюрреализму инструмент первого порядка, в данном случае параноико-критический метод, который, как он показал, можно применять одинаково в живописи, поэзии, кино, конструировании сюрреалистических объектов, моде, скульптуре, истории искусств и, в случае надобности, в любого рода экзегезе
Гала становится своеобразным импресарио Сальвадора Дали. В 1934 году официально вступает в брак с Галой[13]. В том же году впервые посещает США[14].
В середине 1920-х Дали отрастил аккуратно подстриженные усы. В последующие десятилетия он культивировал более яркие усы в манере испанского художника 17-го века Диего Веласкеса , и эти усы стали известной иконой Дали[15].
После начала гражданской войны в Испании в 1936 году Дали, являясь аполитичным, ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы, на что Дали возразил:
Разница между сюрреалистами и мной в том, что я сюрреалист
Лицо Мэй Уэст, сюрреалистическая комната, 1934—1935
Лицо Мэй Уэст, сюрреалистическая комната, 1934—1935
Сальвадор Дали, 1939
В 1936 году Дали принял участие в Лондонской международной выставке сюрреалистов[11].
Его лекция под названием «Подлинные параноики Фантомов» была прочитана в гидрокостюме и шлеме для глубоководных погружений. Он прибыл с бильярдным кием и вел пару русских волкодавов, и ему пришлось отвинтить шлем, когда он незапланированно начал задыхался.
В том же году в галерее Alex, Reid and Lefevre прошла первая персональная выставка Дали в Лондоне. На выставке было представлено двадцать девять картин и восемнадцать рисунков. Критик Daily Telegraph писал:
Эти картины из подсознания раскрывают настолько искусного мастера, что возвращения художника в полное сознание можно ожидать с интересом
В декабре 1936 года Дали принял участие в выставке «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» в Музее современного искусства и в персональной выставке в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Обе выставки привлекли большое количество посетителей и широкое освещение в прессе[11]. Особое внимание привлекла картина «Мягкая конструкция с вареной фасолью (Предчувствие гражданской войны)» (1936)[16]. Позже Дали описал это как «огромное человеческое тело, разбивающееся на чудовищные разрастания рук и ног, рвущих друг друга в бреду самоудушения». 14 декабря 32-летний Дали появился на обложке журнала Time .
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. Его творчество эволюционирует: в работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.
В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что с латыни созвучно как «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.
Salvador Dalí, The Elephants, 1948
Salvador Dalí, дизайн костюма, 1948
Dalí Atomicus, 1948
Voluptas Mors, 1951
1954
Жизнь и творческие вехи в США
Портрет Сальвадора Дали, 1939
Рисунок усов Сальвадора Дали
Первый визит Дали в Соединенные Штаты в ноябре 1934 года вызвал широкое освещение в прессе. Его вторая выставка в Нью-Йорке прошла в галерее Жюльена Леви в ноябре – декабре 1934 года и снова имела коммерческий успех и успех у критиков[11].
Дали прочитал три лекции о сюрреализме в Музее современного искусства (MoMA) и на других площадках, во время которых он впервые сказал своей аудитории, что «единственная разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я не сумасшедший». Наследница Каресс Кросби, изобретатель бюстгальтера, организовала прощальный костюмированный бал для Дали 18 января 1935 года. Дали носил на груди стеклянный ящик с бюстгальтером, а Гала была одета как женщина, рожающая через голову.
На Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года Дали представил свой сюрреалистический павильон «Сон о Венере», расположенный в зоне развлечений экспозиции[11]. На нем были представлены причудливые скульптуры, статуи, русалки и живые обнаженные модели в «костюмах» из свежих морепродуктов, событие, сфотографированное Хорстом П. Хорстом, Джорджем Платтом Лайнсом и Мюрреем Корманом. Дали был возмущен изменениями в его проектах, выступая против посредственностей, которые думали, что «женщина с рыбьим хвостом возможна, женщина с рыбьей головой невозможна».
С началом в сентябре 1939 года Второй мировой войны чета Дали оказалась во Франции, после немецкого вторжения им удалось бежать. Сначала они пересекли Португалию и впоследствии отплыли на экскамбионе из Лиссабона в Нью-Йорк. С 1940 по 1948 год они продолжают жить в США[17].
В 1942 году выпускаетавтобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма «Destino»[18] был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Тем не менее сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.
Зрелые годы
Сальвадор Дали, 1965
Рождественская открытка, Сальвадор Дали, 1967
В 1948 году Дали и Гала вернулись в свой дом в Порт-Льигате, на побережье недалеко от Кадакеса, проводя зимы в Париже и Нью-Йорке.
В декабре 1949 года сестра Дали Анна Мария опубликовала книгу «Сальвадор Дали, увиденный его сестрой». Дали был возмущен отрывками, которые он считал унизительными по отношению к своей жене Гале, и разорвал отношения со своей семьей. Ана Мария заменяла мать совершенно беспомощному и непрактичному в жизни Дали, и была его единственной женской моделью до того момента, когда он встретил Галу Элюар. Гала взяла роль единственной модели Дали на себя, чем вызвала непрекращающуюся враждебность Анны Марии.
Когда отец Дали умер в сентябре 1950 года, Дали узнал, что по завещанию он был фактически лишен наследства. Последовал двухлетний судебный спор по поводу картин и рисунков, которые Дали оставил в доме своей семьи, в ходе которого Дали был обвинен в нападении на государственного нотариуса.
По мере того, как Дали продвигался дальше к принятию католицизма, он вводил в свои картины больше религиозной иконографии и тем.
В 1949 году он написал этюд к «Мадонне Порт-Льигат» (первая версия, 1949) и показал его Папе Пию XII во время аудиенции, организованной для обсуждения брака Дали с Галой. Эта работа была предшественницей фазы, которую Дали назвал «ядерным мистицизмом», сплавом эйнштейновской физики, классицизма и католического мистицизма[10]. В таких картинах, как «Мадонна Порт-Льигата» , «Христос святого Иоанна на кресте» и «Распад постоянства памяти»[16], Дали стремился синтезировать христианскую иконографию с образами материального распада, вдохновленными ядерной физикой. Его более поздние работы по ядерному мистицизму включали «Вокзал Перпиньян» (1965) и «Галлюциногенный тореадор» (1968–70)[10][16].Острый интерес Дали к естествознанию и математике еще больше проявился в распространении изображений ДНК и форм рогов носорога в работах середины 1950-х годов. Согласно Дали, рог носорога означает божественную геометрию, потому что он растет по логарифмической спирали. Дали также был очарован Тессерактом (четырехмерным кубом), используя его, например, в «Распятии» (Corpus Hypercubus)[16].
Дали широко использовал оптические иллюзии, такие как двойные изображения, анаморфозы , негативное пространство , визуальные каламбуры и trompe-l'œil, начиная с периода сюрреализма, и это продолжалось в его более поздних работах[10]. В какой-то момент Дали установил стеклянный пол в комнате возле своей студии в Порт-Льигате. Он широко использовал его для изучения ракурса как сверху, так и снизу, включая в свои картины драматические перспективы фигур и предметов. Он также экспериментировал с пуантилизмом , увеличенными полутоновыми точечными сетками и стереоскопическими изображениями. Он был одним из первых художников, применивших голографию в художественной манере[19].
В 1960 году Дали начал работу над своим Театром-музеем в своем родном городе Фигерас[20]. Это был его самый крупный проект, и он был основным направлением его энергии до 1974 года, когда он открылся. Он продолжал вносить дополнения до середины 1980-х годов.
В 1965 году Дали приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками, во французском ночном клубе познакомится с Амандой Лир , фотомоделью, тогда известной как Пеки Осло, которая становится его протеже и одной из его муз.
Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламе шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Рука Дали снимает золотое руно в форме облака, чтобы показать Гале обнаженное сияние далеко-далеко за солнцем, 1977
Центральная часть крыши (1972-1973)
Последние годы жизни и смерть
Сальвадор Длали и испанский искусствовед Хуан Гонсалес де Кирос, 1975
Портрет Сальвадора Дали, автор Cestero Sebastián, 1975
В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги[21].
В 1980 году, в возрасте 76 лет, здоровье Дали резко ухудшилось, и его лечили от депрессии, наркомании и симптомов, подобных болезни Паркинсона, включая сильный тремор правой руки.
Гала умерла 10 июня 1982 года в возрасте 87 лет. После её смерти Дали переехал из Фигераса в замок Пуболь, где она была погребена.
В 1982 году король Хуан Карлос даровал Дали титул маркиза де Дали де Пуболь ( маркиз Дали де Пуболь ) в дворянстве Испании, Пуболь был местом, где тогда жил Дали. Первоначально титул был наследственным, но по просьбе Дали был изменен на пожизненный в 1983 году
В мае 1983 года была показана последняя картина Дали «Ласточкин хвост»[16][10]. На работу сильно повлияла математическая теория катастроф Рене Тома . Однако некоторые критики задаются вопросом, как Дали мог написать картину с такой точностью, учитывая сильную дрожь в его рисующей руке.
С начала 1984 года депрессия Дали усилилась, и он отказался от еды, что привело к тяжелому недоеданию. Ранее Дали заявлял о своем намерении ввести себя в состояние анабиоза, поскольку он читал, что это могут делать некоторые микроорганизмы.
В августе 1984 года в спальне Дали вспыхнул пожар, и он был госпитализирован с тяжелыми ожогами. Два судебных расследования установили, что пожар был вызван неисправностью в электросети, и не было сделано никаких выводов о халатности. После выписки из больницы Дали переехал в Торре Галатея, пристройку к Театру-музею Дали.
В июле 1986 года Дали имплантировали кардиостимулятор. По возвращении в свой Театр-музей он ненадолго выступил перед публикой, сказав:
Когда ты гений, ты не имеешь права умереть, потому что мы необходимы для прогресса человечества
Портрет Сальвадора Дали, сделанный в его номере в отеле Maurice в Париже, 1972
Сальвадор Дали в отеле "Мерис", Париж, Франция, 1972
Сальвадор Дали, 1981
В ноябре 1988 года Дали попал в больницу с сердечной недостаточностью. 5 декабря 1988 года его посетил король Хуан Карлос, который признался, что всегда был серьезным поклонником Дали. Дали подарил королю рисунок «Голова Европы », который стал последним рисунком Дали.
Утром 23 января 1989 года Дали умер от сердечного приступа в возрасте 84 лет. Последней волей Сальвадор потребовал, чтобы его похоронили в таком месте, чтобы по нему ходили люди. Воля была исполнена, и его тело было замуровано в пол музея Дали в городе Фигерас, Испания.Он похоронен в склепе под сценой своего Театра-музея в Фигерасе[20]. Место находится через дорогу от церкви Сант-Пере , где он принял крещение , первое причастие и похороны.
Фонд Гала-Сальвадора Дали в настоящее время служит его официальным имуществом. Уполномоченным по авторским правам Фонда Гала-Сальвадора Дали в США является Общество прав художников .
Надгробие на могиле Сальвадора Дали в его Театре-музее в Фигерасе
Надгробная плита (в центре зала) могилы Сальвадора Дали, по которой ходят посетители музея
1950 Landscape of Port Lligat with Homely Angels and Fisherman, 1950
1950 The Madonna of Port Lligat (detail), 1950
1950 The Madonna of Port Lligat (second version), 1950
1950 Metamorphosis and Dynamic Disintegration of a Cuttlefish Bone Becoming Gala (study for «The Madonna of Port Lligat»), 1950
1950 Mystical Carnation, 1950-51
1950 Rhinoceros Disintegrating, 1950
1950 The Soft Watch, 1950
1950 Study after «Madonna and Child» by Piero Della Francesca for «The Madonna of Port Lligat», 1950
1950 Study for the child in «The Madonna of Port Lligat», 1950
1950 Study for the drapery in «The Madonna of Port Lligat», 1950
1950 Study for a Backdrop, 1950
1950 Study for head of «Madonna of Port Lligat», 1950
1950 Study for «Myself at the Age of Six…», 1950
1951 Celestial Coronation, 1951
1951 Cerberrus. Illustration for Dante’s «Divine Comedy», 1951
1951 Christ of Saint John of the Cross, 1951
1951 Cosmic Contemplation, 1951
1951 Dante, 1951
1951 Exploding Flower, 1951
1951 Explosive Madonna, 1951
1951 The Fallen Angel. Illustration for Dante’s «Divine Comedy», 1951
1951 The Followers of Simon. Illustration for Dante’s «Divine Comedy», 1951
1951 Human Skull Consisting of Seven Naked Women’s Bodies, 1951
1951 Illustration for Dante’s «Divine Comedy», 1951
1951 Landscape with Cavalier and Gala, 1951
1951 A Logician Devil — Lucifer. Illustration for Dante’s «Divine Comedy», 1951
1951 Portrait of a Child (unfinished), 1951
1951 Portrait of Colonel Jack Warner, 1951
1951 Portrait of Katharina Cornell, 1951
1951 Portrait of Mrs. Jack Warner, 1951
1951 The Queen of the Butterflies, 1951
1951 Raphaelesque Head Exploding, 1951
1951 Raphaelesque Head Exploding, 1951
1951 Study for «Christ of St. John of the Cross», 1951
1951 Untitled (Ants and Wheat Ear), 1951
1951 The Wheelbarrows, 1951
1952 The Angel of Port Lligat, 1952
1952 The Angel of Port Lligat, 1952
1952 Arithmosophic Cross, 1952
1952 Asummpta Corpuscularia Lapislazulina, 1952
1952 The Disintegration of Persistence of Memory, 1952-54
1952 Equestrian Molecular Figure, 1952
1952 Eucharistic Still Life, 1952
1952 Exploding Head, 1952
1952 Foreshortening of Gala, 1952
1952 Gala Placida, 1952
1952 Galatea of the Spheres, 1952
1952 Head of a Gray Angel, 1952-54
1952 Madonna in Particles, 1952
1952 Madonna in Particles, 1952
1952 Nuclear Cross, 1952
1952 Nuclear Head of an Angel, 1952
1952 Opposition, 1952
1952 Raphaelesque Dynamics, 1952
1952 Study for the Head of the Virgin, 1952
1952 The Tree, 1952
1953 Costume designs for «Le Ballet Des Vendangeurs» (The Grape Pickers' Ballet), 1953
1953 Costume designs for «Le Ballet Des Vendangeurs» (The Grape Pickers' Ballet), 1953
1953 Costume designs for «Le Ballet Des Vendangeurs» (The Grape Pickers' Ballet), 1953
1953 Dalí's design for a fashion contest under the Theme «The Woman of the Future», 1953
1953 The Grape Pickers: Bacchus’s Chariot, 1953
1953 The Royal Heart, 1953
1953 Tortoise for «Le Ballet Des Vendangeurs», 1953
1954 The Angel Cross, 1954
1954 Anthropomorphic Figure, 1954
1954 The Colossus of Rhodes, 1954
1954 Crucifixion, 1954
1954 Crucifixion ('Corpus Hypercubus'), 1954
1954 Dalí Nude, 1954
1954 Equestrian Fantasy — Portrait of Lady Dunn, 1954
1954 Gala Contemplating the Corpus Hypercubicus, 1954
1954 Galatée, 1954
1954 Head Bombarded with Grains of Wheat (Particle Head Over the Village of Cadaqués), 1954
1954 Le Papillon au Rocher, 1954
1954 The Lighthouse at Alexandria, 1954
1954 The Lighthouse at Alexandria, 1954
1954 Madonna and Particle Child (Nuclear Drawing), 1954
1954 The Maximum Speed of Raphael’s Madonna, 1954
1954 Microphysical Madonna, 1954
1954 Noon (Barracks of Port Lligat), 1954
1954 Portrait of Gala with Rhinocerotic Symptoms, 1954
1954 Portrait of Mrs. Ann Woodward, 1954
1954 Portrait of Mrs. Reeves, 1954
1954 The Pyramids and the Sphynx of Gizeh, 1954
1954 Rhinocerotic Disintegration of Illissus of Phidias, 1954
1954 Roman Cavalier in Spain, 1954
1954 Seven Flies and a Model, 1954
1954 Sketch for «Soft Watch, Exploding into 888 Pieces after Twenty Years of Complete Motionlessness», 1954
1954 Soft Watch at the Moment of First Explosion, 1954
1954 Statue of Olympic Zeus, 1954
1954 Symphony in Red, 1954
1954 Two Adolescents, 1954
1954 The Walls of Babylon, 1954
1954 Young Virgin Auto-Sodomized by Her Own Chastity, 1954
1955 Ascensionist Saint Cecilia, 1955
1955 Blue Horns. Design for a Scarf, 1955
1955 Combat (Microphysical Warriors), 1955
1955 Illustration for «Tres Picos», 1955
1955 The Lacemaker (copy of the painting by Vermeer Van Delft), 1955
1955 The Last Supper, 1955
1955 Paranoiac-Critical Study of Vermeer’s 'Lacemaker', 1955
1955 Portrait of Laurence Olivier in the Role of Richard III, 1955
1955 The Rhinoceros Dressed on Lace, 1955
1955 The Rhinoceros Dressed on Lace (detail), 1955
1955 Rhinocerotic Bust of Vermeer’s «Lacemaker», 1955
1955 Rhinocerotic Figures, 1955
1955 Rhinocerotic Portrait of Vermeer’s «Lacemaker», 1955
1955 Study for The Last Supper, 1955
1955 Two Disciples (Study for «Sacrament of the Last Supper»), 1955
1955 Untitled (The Amazing Adventure of Vermeer’s «Lacemaker»), 1955
1956 Anti-Protonic Assumption, 1956
1956 Assumpta Canaveral, 1956
1956 Don Quixote, 1956-57
1956 Don Quixote, 1956-57
1956 Don Quixote, 1956-57
1956 Don Quixote, 1956-57
1956 Fancy Costumes, 1956
1956 The Infant Jesus, 1956
1956 The Motionless Swallow. Study for «Still Life — Fast Moving», 1956
1956 Nature Morte Vivante (Living Still Life), 1956
1956 Rhinocerotic Gooseflesh, 1956
1956 Saint Surrounded by Three Pi-Mesons, 1956
1956 The Skull of Zurbarán, 1956
1956 St. Helena of Port Lligat, 1956
1956 Study for a fruit bowl in «Still Life — Fast Moving», 1956
1956 Study for «Nature Morte Vivante», 1956
1956 Untitled (Landscape with Butterflies), 1956
1956 Vase of Flowers, 1956
1956 Wine Glass and Boat, 1956
1957 Butterfly Landscape (The Great Masturbator in a Surrealist Landscape with D.N.A.), 1957-58
1957 Celestial Ride, 1957
1957 The Duke of Urbino (Portrait of Count Theo Rossi Di Montelera), 1957
1957 The Golden Age (Don Quixote), 1957
1957 The Grand Opera, 1957
1957 Metamorphosed Women — The Seven Arts, 1957
1957 Modern Rhapsody — The Seven Arts, 1957
1957 Red Orchestra, 1957
1957 Rock 'n Roll, 1957
1957 Saint John, 1957
1957 Santiago El Grande, 1957
1957 Sorcery — The Seven Arts, 1957
1957 Swallow, 1957
1957 Untitled (Surrealist Landscape), 1957-58
1958 Allegorical Saint and Angels in Adoration of the Holy Spirit, 1958
1958 Angel, 1958
1958 Ascension, 1958
1958 The Ascension of Christ, 1958
1958 Christ. From «The Apocalypse of St. John», 1958
1958 Clown for «The Amazing Adventure of the Lacemaker and the Rhinoceros», 1958
1958 Cosmic Madonna, 1958
1958 Cover of «The Apocalypse of St. John», 1958
1958 Detail from «Moonlit Landscape with Accompaniment», 1958
1958 Dionysus Spitting the Complete Image of Cadaqués on the Tip of the Tongue of a Three-Storied Gaudinian Woman, 1958-60
1958 The Discovery of America by Christopher Columbus, 1958-59
1958 Landscape Near Port Lligat, 1958
1958 Logical Rapproachment of a Trouser Button and a Pair of Cherries, 1958
1958 Meditative Rose, 1958
1958 Metamorphosis of Hitler’s Face into a Moonlit Landscape with Accompaniment, 1958
1958 PI-Mesonic Angel, 1958
1958 The Pope’s Ear, 1958
1958 Portraif of Chester Dale and His Dog Coco, 1958
1958 Portrait of Sir James Dunn, 1958
1958 Radiolaire Skeleton. Illustration for «50 Secrets of Magic Craftsmanship», 1958
1958 Religious Scene in Particles, 1958
1958 The Sistine Madonna, 1958
1958 The Sistine Madonna (detail), 1958
1958 Study for «The Discovery of America by Christopher Columbus», 1958
1958 Velazquez Painting the Infanta Margarita with the Lights and Shadows of His Own Glory, 1958
1959 Christ on a Pebble, 1959
1959 Leda’s Swan, 1959
1959 Of the Very Monarchical Education of the Young, 1959
1959 Pieta. From «The Apocalypse of St. John», 1959
1959 Port Lligat at Sunset, 1959
1959 Portrait of Reinaldo Herrera Marquis De Torre Casa, 1959
1959 Study for «Woman Undressing», 1959
1959 The Vase of Cornflowers, 1959
1959 The Virgin of Guadalupe, 1959
1959 Woman Undressing, 1959
1960—1969
1960 The Apocalypse of Saint John, 1960
1960 Arabs. Study for «The Battle of Tetuan», 1960
1960 Beatrice, 1960
1960 Birth of a Divinity, 1960
1960 Birth of a Goddess, 1960
1960 Cathedral (unfinished), 1960
1960 Chair with the Wings of a Vulture, 1960
1960 The Cosmic Athlete, 1960
1960 The Ecumenical Council, 1960
1960 The Ecumenical Council, 1960
1960 A Fate of the Parthenon, 1960
1960 Female Seated Nude, 1960
1960 Figure In the Shape of a Cloud, 1960
1960 Gala Nude From Behind Looking in an Invisible Mirror, 1960
1960 Hyperxiological Sky, 1960
1960 The Life of Mary Magdalene, 1960
1960 Madonna, 1960
1960 The Maids-in-Waiting (Las Meninas), 1960
1960 The Maids-in-Waiting (Las Meninas; detail), 1960
1960 Portrait of «Bobo» Rockefeller (unfinished), 1960
1960 Portrait of Countess Ghislaine d’Oultremont, 1960
1960 Portrait of Juan de Pareja Repairing a String of His Mandolin, 1960
1960 Portrait of a Man (They Were There), 1960
1960 Portrait of Mrs. Fagen, 1960
1960 Portrait of St. Jerome, 1960
1960 A Propos of the «Treatise on Cubic Form» by Juan de Herrera, 1960
1960 Saint Anne and the Infant, 1960
1960 Saint Anne and Saint John, 1960
1960 San Salvador and Antonio Gaudi Fighting for the Crown of the Virgin, 1960
1960 The Servant of the Disciples at Emmaus, 1960
1960 Six Figures, 1960
1960 The Space Elephant, 1960
1960 St. Peter’s in Rome (Explosion of Mystical Faith in the Midst of a Cathedral), 1960
1960 The Trinity (Study for «The Ecumenical Council»), 1960
1960 Two Religious Figures, 1960
1960 Untitled, 1960
1960 Untitled (The Lady of Avignon), 1960
1961 Arabs. Study for «The Battle of Tetuan», 1961
1961 The Battle of Tetuan, 1961-62
1961 The Infanta (Standing Woman), 1961
1961 Leda’s Swan (Leda and the Swan), 1961
1961 Mohammed’s Dream (Homage to Fortuny), 1961
1961 Portrait of a Woman — Grey Jacket Wearing a Pearl Necklace, 1961
1961 Study for «The Battle of Tetuan», 1961
1961 Study for «The Battle of Tetuan», 1961
1962 The Alchemist, 1962
1962 Arab, 1962
1962 Arab, 1962
1962 Macrophotographic Self-Portrait with the Appearance of Gala, 1962
1962 Macrophotographic Self-Portrait with the Appearance of Gala (detail), 1962
1962 Medusa’s Head, 1962
1962 Portrait of Mr. Fagen, 1962
1962 The Sacred Heart of Jesus, 1962
1962 St. George and the Dragon, 1962
1962 Study for «The Battle of Tetuan», 1962
1962 Study of a Female Nude, 1962
1962 Twist in the Studio of Velazquez, 1962
1962 Vision of Fatima, 1962
1963 Arabs — the Death of Raimundus Lullus, 1963
1963 Arabs — the Death of Raymond Lulle, 1963
1963 D’Artagnan, 1963
1963 Desoxyribonucleic Acid Arabs, 1963
1963 Fifty Abstract Paintings Which as Seen from Two Yards Change into Three Lenins Masquerading as Chinese and as Seen from Six Yards Appear as the Head of a Royal Bengal Tiger, 1963
1963 Galacidalacidesoxyribonucleicacid, 1963
1963 Hercules Lifts the Skin of the Sea and Stops Venus for an Instant from Waking Love, 1963
1963 The Judgement of Paris, 1963
1963 Madonna with a Mystical Rose, 1963
1963 Mohammed’s Dream, 1963
1963 Portrait of My Dead Brother, 1963
1963 Religious Scene, 1963
1963 Study for Deoxyribonucleic Acid Arabs, 1963
1963 Study for Deoxyribonucleic Acid Arabs, 1963
1963 Study for «Fifty Abstract Pictures Which as Seen from Two Yards Change into Three Lenins Masquerading as Chinese and as Seen From Six Yards Appear as the Head of a Royal Bengal Tiger», 1963
1963 Untitled (Still Life with Lilies), 1963
1964 Bust of Dante, 1964
1964 The Dream of Ezechiel, 1964
1964 Female Nude (after restoration), 1964
1964 Landscape with Flies, 1964
1964 Madonna with a Rose, 1964
1964 Untitled (St. John), 1964
1964 Untitled. Female Nude on a Palette, 1964
1964 Venus with Drawers, 1964
1964 Venus' Otorhinologic Head, 1964
1965 The Anatomy Lesson, 1965
1965 Barcelona. Beachwear Design, 1965
1965 The Chalice of Life, 1965
1965 «Character Masquerading in Pinning Up a Butterfly», 1965
1965 Coming Back. Design for a Beach Two-piece, 1965
1965 Crucifixion (Dedication: For Gala Queen of the Divine Dalí), 1965
1965 Dalínian Empire. Design for a Summer Cocktail Dress, 1965
1965 The Duke D’Olivares, 1965
1965 Extra Flat. Design for a Bikini, 1965
1965 Fifty-Fifty. Swimsuit Design, 1965
1965 Homage to Meirronier, 1965
1965 Homage to Millet, 1965
1965 Laocoon Tormented by Flies, 1965
1965 Michelin’s Slave — Can Be Used as a Car, 1965
1965 Night in the Hotel (Abstract in Black and White), 1965
1965 ODalísque. Design for a Summer Evening Dress, 1965
1965 Odalisque by a Bath (Harem Scene), 1965
1965 Philipp II Taking Communion, 1965
1965 Portrait of Gala (Gala Against the Light), 1965
1965 Portrait of Mrs. Ruth Daponte, 1965
1965 The Railway Station at Perpignan, 1965
1965 Salvador Dalí in the Act of Painting Gala in the Apotheosis of the Dollar, 1965
1965 The Sun of Dalí, 1965
1965 Tennis. Design for a Tennis Dress, 1965
1965 Thirst, 1965
1965 Untitled (Apocalyptic Christ: Christ with Flames), 1965
1965 Untitled (St. John from Behind), 1965
1965 Yellow Astronaut (clerical). Design for a Summer Evening Dress, 1965
1966 Large Figure for «Tuna Fishing», 1966-67
1966 Large Figure for «Tuna Fishing», 1966-67
1966 Moses and the Pharaoh, 1966
1966 The Progress of «Tuna Fishing», 1966-67
1966 Study for «Tuna Fishing», 1966-67
1966 Study for «Tuna Fishing», 1966-67
1966 Study for «Tuna Fishing», 1966-67
1966 Tuna Fishing (advanced State), 1966-67
1966 Tuna Fishing (advanced State), 1966-67
1966 Tuna Fishing (advanced State), 1966-67
1966 Untitled (Erotic Scene with Seven Figures), 1966
1967 Ashtray, 1967
1967 Dalí-Flower, 1967
1967 Figure Climbing a Stair, 1967
1967 The Flower Show — Carnation, 1967
1967 Gala, 1967
1967 Le Voyageur, 1967
1967 The Mountains of Cap Creus on the March, 1967
1967 One of 21 graphics for «Dali illustre Casanova» (Dali Illustrates Casanova), 1967
1967 Swan-Elephant and Serpent — Can Be Used as an Ashtray, 1967
1967 Tuna Fishing, 1967
1968 Cyclops, 1968
1968 Fisherman of Port Lligat Mending His Net, 1968
1968 The Hallucinogenic Toreador, 1968-70
1968 L’Important C’est la Rose, 1968
1968 Light and Shadow, 1968
1968 Mad Mad Mad Minerva — Illustration for «Memories of Surrealism», 1968
1968 The Patio of Port Lligat, 1968
1968 Sketch for «The Hallucinogenic Toreador», 1968
1968 Study for the Toreador’s Face in «The Hallucinogenic Toreador». The Likeness Suggests That It Could Well Have Become Gala’s Face, 1968
1968 Study for «Cosmic Athlete», 1968
1968 Study of Flies for «The Hallucinogenic Toreador», 1968
1968 Tauromachia I — The Torero, the Kill (third and final round of the bullfight), 1968
1969 Debris Christ, 1969
1969 Emblem of Wounded Pride, 1969
1969 Hour of the Monarchy, 1969
1969 Pimp, 1969
1969 The Pool of Tears. Illustration for «Alice in Wonderland» by Lewis Carroll in an Edition Published by Maecenas Press, New York, 1969
1969 Study of a Male Nude — Saint Sebastian, 1969
1969 The Swimming Pool in Port Lligat, 1969-70
1969 Tap (Grill), 1969
1969 Toreo Noir, 1969
1969 Untitled (Still Life with White Cloth), 1969
1969 Untitled (Surrealist Angel), 1969
1970—1985
1970 Apparition of Venus, 1970
1970 Christ, 1970
1970 The Dalinian Senyera (Catalonian National Flag), 1970
1970 Death Mask of Napoleon, 1970
1970 Death Mask of Napoleon, 1970
1970 Death Mask of Napoleon - Can Be Used as a Cover for a Rhinoceros, 1970
1970 Hannibal Crossing the Alps, 1970
1970 Hannibal Crossing the Alps, 1970
1970 The Horseman of the Apocalypse, 1970
1970 Les Clemolselles D'Avignon (The Girls of Avignon), 1970
1970 Nude Figures at Cape Creus, 1970
1970 Op Rhinoceros, 1970
1970 Otorhinological Head of Venus, 1970
1970 Otorhinological Head of Venus, 1970
1970 Patient Lovers (Apparition of a Stereoscopic Face in the Ampurdan Landscape), 1970
1970 Portrait of John Theodoracopoulos, 1970
1970 Portrait of Picasso (I Too Have Known the Emperor), 1970
1970 Project for a Swimming Pool in Pubol, 1970
1970 Roger Freeing Angelica (St. George and the Damsel), 1970
1970 Silhouette of a Tightrope Walker and Clown, 1970
1970 Sketch for a Ceiling of the Teatro-Museo Dalí, 1970
1970 Study for the Decoration of the Ceiling in Pubol, 1970
1970 Untitled (Michelangelo Head with Drawers), 1970
1970 Winged Victory, 1970
1971 The Banker (series of eleven goaches on different professions), 1971
1971 Caligula's Horse (Dalí's Horses), 1971
1971 Ceiling of the Hall of Gala's Chateau at Pubol, 1971
1971 The Christian Knight (Dalí's Horses), 1971
1971 Clauilegnio - The Flaming Horse (Dalí's Horses), 1971
1971 Dalí as a Child with His Father, 1971
1971 Design for the Pool at Port Lligat, 1971
1971 Doctor, Doctor, 1971
1971 Figure with Flag. Illustration for "Memories of Surrealism", 1971
1971 Lady Godiva (Dalí's Horses), 1971
1971 Le Char d'Or, 1971
1971 Now It Is Evening (Amazon), 1971
1971 The Second Coming of Christ, 1971
1971 The Second Coming of Christ, 1971
1971 View of Pubol, 1971
1971 View of Pubol, 1971
1972 Dalí from the Back Painting Gala from the Back Eternalized by Six Virtual Corneas Provisionally Reflected in Six Real Mirrors (unfinished), 1972-73
1972 Dalí from the Back Painting Gala from the Back Eternalized by Six Virtual Corneas Provisionally Reflected in Six Real Mirrors (unfinished), 1972-73
1972 "Dalí" Palette. Frontispiece for the outline of "The Key Dalí Paintings", 1972
1972 The Daughter of the West Wind, 1972
1972 The Face, 1972
1972 Gala's Dream (Dream of Paradise), 1972
1972 Marilyn Monroe, 1972
1972 Object for Gala, 1972
1972 Overture in Trompe l'Oeil, 1972
1972 Palace of the Winds, 1972-73
1972 Palace of the Winds (ceiling painting in the Teatro Museo Dalí; detail), 1972-73
1972 Polyhedron. Basketball Players Being Transformed into Angels (Assembling a Hologram - the Central Element), 1972
1972 Quantification of Leonardo de Vinci's "Last Supper", 1972
1972 Radiators, Radiator-Covers, 1972
1972 Self-Portrait (Photomontage with the famous "Mao-Marilyn" that Philippe Halsman created at Dalí's wish), 1972
1972 Sfumato, 1972
1972 The Sleeping Smoker, 1972-73
1972 The Sleeping Smoker, 1972-73
1972 Space Eve, 1972
1972 Trajan on Horseback, 1972
1972 Untitled (Stereoscopic Painting), 1972
1973 Behind, 1973
1973 Ceiling of the "Palace of the Wind", 1973
1973 Figurine-Nike sur un Socle, 1973
1973 Gala's Castle at Pubol, 1973
1973 Hercules and Gravida, 1973
1973 Hitler Masturbating, 1973
1973 Holos! Holos! Velazquez! Gabor!, 1973
1973 Las Galas of Port Lligat, 1973
1973 Pomona, Autumn, 1973
1973 Portrait of Dr. Brian Mercer, 1973
1973 The Prince of Sleep (El principe de ensueno), 1973-79
1973 Study for the Commemoration of the First Cylindrical Hologram for Alice Cooper, 1973
1973 Three Hyper-Realist Graces (Anti-Racism), 1973
1974 The Angel of Alchemy, 1974
1974 Armchair with Landscape Painted for Gala's Chateau at Pubol, 1974
1974 Battle in the Clouds, 1974
1974 The Black Mass, 1974
1974 Bust of Velazquez Turning into Three Figures Conversing, 1974
1974 Christ of St. John on the Cross, 1974
1974 Cranach Metamorphosis (Woman in a Mirror), 1974
1974 Equestrian Portrait of Carmen Bordiu-Franco, 1974
1974 Figure with Swan, 1974
1974 Gala at the Window, 1974
1974 Gala Contemplating the Mediterranean Sea Which at Twenty Meters Becomes the Portrait of Abraham Lincoln - Homage to Rothko (first version), 1974-75
1974 Gala's Foot, 1974
1974 Gala's Foot (left panel), 1974
1974 Gala's Foot (right panel), 1974
1974 Nieuw Amsterdam, 1974
1974 Nude coming up a Stairway, 1974
1974 The Palace of the Wind, 1974
1974 The Palace of the Wind, 1974
1974 Patio-Garden of the Dalí Museum-Theatre in Figueras, 1974
1974 The Phoenix, 1974
1974 Ruggiero Freeing Angelica, 1974
1974 The Shoe (Surrealist Object Functioning Symbolically), 1974
1974 The Shoe (Surrealist Object Functioning Symbolically) (reconstruction), 1974
1974 Standing Female Nude, 1974
1974 To Meli, 1974
1974 Transformation of "Antiques" Magazine Cover into the Apparition of a Face, 1974
1974 Wounded Soft Watch, 1974
1975 Castor and Pollux, 1975
1975 The Chair (stereoscopic work, left component), 1975
1975 The Chair (stereoscopic work, right component), 1975
1975 Flamme-Figure, 1975
1975 The Giraffe (The Giraffe of Avignon), 1975
1975 Lullus - Homage to Raimundus Lullus (design for a ceiling painting), 1975
1976 Study for "Las Meninas" (stereoscopic work, left component), 1976
1976 Study for "Las Meninas" (stereoscopic work, right component), 1976
1976 Trajano to Horse, 1976
1976 The Unicorn (unfinished), 1976
1976 The Wash Basin (stereoscopic work, left component), 1976
1976 The Wash Basin (stereoscopic work, right component), 1976
1977 Angelic Landscape, 1977
1977 Aurora's Head, After Michelangelo (detail of a Figure on the Grave of Lorenzo Di Medici), 1977
1977 Dalí Lifting the Skin of the Mediterranean Sea to Show Gala the Birth of Venus (stereoscopic work, right component), 1977
1977 Dalí's Hand Drawing Back the Golden Fleece in the Form of a Cloud to Show Gala the Dawn, Completely Nude, Very, Very Far Away Behind the Sun (stereoscopic work, left component), 1977
1977 Dalí's Hand Drawing Back the Golden Fleece in the Form of a Cloud to Show Gala the Dawn, Completely Nude, Very, Very Far Away Behind the Sun (stereoscopic work, right component), 1977
1977 Daphne: the Tree Woman, 1977
1977 Fertility, 1977
1977 The Happy Unicorn, 1977
1977 Head (stair-way in the museum), 1977
1977 Las Meninas (The Maids-in-Waiting) - first metaphysical hyper-realist painting (unfinished), 1977
1977 Mae West Room, 1977
1977 Monument dedicated to Francesco Pujol (Catalan philosopher), 1977
1977 Nike, Victory Goddess of Samothrace, Appears in a Tree Bathed in Light, 1977
1977 Patio of the Teatro-Museo Dalí, 1977
1977 Portrait of Gala, 1977
1977 Randomdot Correlogram - The Golden Fleece (stereoscopic work, left component; unfinished), 1977
1977 Randomdot Correlogram - The Golden Fleece (stereoscopic work, right component; unfinished), 1977
1977 Soft Skulls with Fried Egg Without the Plate, Angels and Soft Watch in an Angelic Landscape, 1977
1977 Spanish Knight, 1977
1977 Study for "Dalí Lifting the Skin of the Mediterranean Sea to Show Gala the Birth of Venus", 1977
1977 Surrealist Angel, 1977
1977 Untitled, 1977
1977 Virgin with Swallows, 1977
1978 Allegory of Spring, 1978
1978 Ampurdanese Landscape, 1978
1978 Cybernetic Odalisque, 1978
1978 Dark Tapeworms, 1978
1978 The Eye of the Angelus (stereoscopic work, left component; unfinished), 1978
1978 The Eye of the Angelus (stereoscopic work, right component; unfinished), 1978
1978 Gala's Christ (stereoscopic work, left component), 1978
1978 Gala's Christ (stereoscopic work, right component), 1978
1978 A postage stamp designed by Dali for the French mail, 1978
1978 Stereoscopic Composition, Based on Millet's "Angelus" (unfinished), 1978
1978 Stereoscopic Composition, Based on Millet's "Angelus" (unfinished), 1978
1978 Study for The Harmony of the Spheres, 1978
1978 Woman with Egg and Arrows, 1978
1979 Athens Is Burning! The School of Athens and the Fire in the Borgo (stereoscopic work, left component), 1979-80
1979 Athens Is Burning! The School of Athens and the Fire in the Borgo (stereoscopic work, right component), 1979-80
1979 Battle in the Clouds (stereoscopic work, left component), 1979
1979 Battle in the Clouds (stereoscopic work, right component), 1979
1979 Copy of a Rubens Copy of a Leonardo, 1979
1979 Dawn, Noon, Sunset, and Twilight, 1979
1979 Gala Bouquet, 1979
1979 Long Live the Station at Perpignan, Long Live Figueras, 1979
1979 More Beautiful than Canova, 1979
1979 Nude and Horse with Metamorphosis (unfinished), 1979
1979 Pentagonal Sardana (stereoscopic work, left component), 1979
1979 Pentagonal Sardana (stereoscopic work, right component), 1979
1979 Phosphene, 1979
1979 Raphaelesque Hallucination, 1979
1979 Searching for the Fourth Dimension, 1979
1979 A Soft Watch Put in the Appropriate Place to Cause a Young Ephebe to Die and Be Resuscitated by Excess of Satisfaction (unfinished), 1979
1979 Study for "Compianto Diabele" by Canova (unfinished), 1979
1979 Three Graces of Canova (unfinished), 1979
1980 Arabs, 1980
1980 Arabs, 1980
1980 The Cheerful Horse, 1980
1980 Group Surrounding a Reclining Nude - Velazquez, 1980-81
1980 Sleeping Young Narcissus, 1980
1980 Untitled (Bridge with Reflections; sketch for a dual image picture, unfinished), 1980
1980 Untitled (Landscape with Celestial Beings), 1980
1981 Amphitrite, 1981
1981 Apparition of the Visage of Aphrodite of Cnide in a Landscape, 1981
1981 Argus, 1981
1981 Classic Figure and Head (unfinished), 1981-82
1981 The Exterminating Angels, 1981
1981 Figures (Scene after Goya), 1981
1981 Gala in a Patio Watching the Sky, Where the Equestrian Figure of Prince Baltasar Carlos and Several Constellations (All) Appear, after Velazquez, 1981
1981 The Garden of Hours, 1981
1981 The Gaseous Swan, 1981
1981 Great Tapeworm Masturbator, Appears Behind Arcades, 1981
1981 Hermes, 1981
1981 Jason Carrying the Golden Fleece (unfinished), 1981
1981 Landscape, 1981
1981 Landscape with Rock in the Shape of a Triumphal Arch, 1981
1981 Medea or Jason Taking Possession of the Golden Fleece, 1981
1981 Mercury and Argos, 1981
1981 The Path of Enigmas (first version), 1981
1981 The Path of Enigmas (second version), 1981
1981 The Pearl, 1981
1981 Reading. Family Scene by Lamplight, 1981
1981 Ready-to-wear Fashion for Next Spring: "Garlands, Nests and Flowers", 1981
1981 Seated Figure Contemplating a "Great Tapeworm Masturbator", 1981
1981 Spanish Nobleman with a Cross of Brabant on His Jerkin, 1981
1981 Three Female Figures in Festive Gowns, 1981
1981 Tower, 1981
1981 Tower, 1981
1981 The Tower of Enigmas, 1981
1981 The Towers, 1981
1981 Untitled (Female Bust with Draped Cloth), 1981
1981 Untitled (Head of a Woman; unfinished), 1981
1981 Untitled (Imaginary Landscape at Pubol), 1981
1981 Untitled (Skin of a Beach), 1981
1981 Woman on a Ram, 1981
1982 After the Head of "Giuliano di Medici", Florence, 1982
1982 After Michelangelo's "Moses", on the Tomb of Julius II in Rome, 1982
1982 After Michelangelo's "Squatting Child", 1982
1982 Architectural Contortion of El Escorial, 1982
1982 Atmospherocephalic Figures, 1982
1982 Don Jose Nieto Velazquez from "Las Meninas" by Velazquez, Musec, Del Prado, Madrid, 1982
1982 Double Victory of Gaudi, 1982
1982 El Escorial and Catastrophe-Form Calligraphy, 1982
1982 Enigma (unfinished version of "The Three Glorious Enigmas of Gala"), 1982
1982 Exploded Head, 1982
1982 Figure after Michelangelo's "Dawn" on the Tomb of Lorenzo di Medici, 1982
1982 Figure in the Water - After a Drawing by Michelangelo for the "Resurrection of Christ", 1982
1982 Figure Inspired by the Adam of the Ceiling of the Sistine Chapel, 1982
1982 "Giuliano di Medici" by Michelangelo, Seen from Behind, 1982
1982 Head, after Michelangelo's, "Giuliano di Medici", 1982
1982 Hysterical Venus de Milo, 1982-83
1982 In the Courtyard of the Escorial, the Silhouette of Sebastian De Morra, in which the Face of Gala, Surrounded by Catastrophic Signs, Appears (stereoscopic work, unfinished), 1982
1982 The Infanta Margarita of Velazquez Appearing in the Silhouette of Horsemen in the Courtyard of the Escorial, 1982
1982 Landscape with Hidden Image of Michelangelo's "David", 1982
1982 Martyr - Inspired by the Sufferings of Dalí in His Illness, 1982
1982 Mirror Women - Mirror Heads, 1982
1982 Ole, 1982
1982 Othello Dreaming Venice, 1982
1982 Pieta, 1982
1982 Pieta, 1982
1982 Rock Figure after the Head of Christ in the "Pieta" of Palestrina by Michelangelo, 1982
1982 Saint Sebastian, 1982
1982 Scene in the Courtyard of the Escorial with a Figure in the Foreground Inspired by Michelangelo's "Evening" on the Tomb of Lorenzo di Medici, 1982
1982 Sebastian de Morra with Catastrophic Signs (stereoscopic work, unfinished), 1982
1982 Study for "Ole" (unfinished), 1982
1982 The Three Glorious Enigmas of Gala, 1982
1982 The Three Glorious Enigmas of Gala (second version), 1982
1982 The Tomb of Francesco Pujols, 1982
1982 Topological Study for "Exploded Head", 1982
1982 Untitled (After "The Day" by Michelangelo), 1982
1982 Untitled (After "The Night" by Michelangelo), 1982
1982 Untitled (Composition - Courtyard of the Escorial with Figure and Sebastian De Morra, Veldzquez's Dwarf), 1982
1982 Untitled (first study for "The Three Glorious Enigmas of Gala"), 1982
1982 Untitled - Equestrian Figure of Prince Baltasar Carlos, after Velazquez, with Figures in the Courtyard of the Escorial, 1982
1982 Untitled - Nude Figures after Michelangelo, 1982
1982 Velazquez and a Figure, 1982
1982 Velazquez Dying Behind the Window on the Left Side Out of Which a Spoon Projects, 1982
1982 Warrior, 1982
1983 Bed and Bedside Table Ferociously Attacking a Cello, 1983
1983 Bed and Two Bedside Tables Ferociously Attacking a Cello, 1983
1983 Bed and Two Bedside Tables Ferociously Attacking a Cello, 1983
1983 Bed and Two Bedside Tables Ferociously Attacking a Cello (Final Stage), 1983
1983 Bed and Two Bedside Tables Ferociously Attacking a Cello (last state), 1983
1983 Bed, Chair and Bedside Table Ferociously Attacking a Cello, 1983
1983 Car, 1983
1983 Cutlet and Match - The Chinese Crab, 1983
1983 Descent from the Cross of a Cello-Christ, 1983
1983 Head Inspired by Michelangelo, 1983
1983 Pieta, 1983
1983 The Pieta of the Cello-Christ, 1983
1983 St. George Overpowering a Cello, 1983
1983 Study for Bed and Two Bedside Tables Ferociously Attacking a Cello, 1983
1983 Study for Chair and Bedside Table Ferociously Attacking a Cello, 1983
1983 The Swallowtail, 1983
1983 Topological Abduction of Europe - Homage to Rene Thom, 1983
1983 Topological Contortion of a Female Figure, 1983
1983 Topological Contortion of a Female Figure Becoming a Violoncello, 1983
1983 Torre Galatea, 1983
1983 The Truck (We'll be arriving later, about five o'clock), 1983
Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. — Белгород, Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. — 900 с. — Тираж 500 экз. — ISBN 978-5-9910-2130-2.
Дали вблизи и вдали. Сборник статей. / Отв. ред.: Бусев М. А. — М.: Прогресс-Традиция, 2013. — 416 с. — Тираж 500 экз. — ISBN 978-5-89826-406-2.
Делассен С. Гала для Дали : Биография супружеской пары / Софи Делассен. — М. : Текст, 2008. — 186 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-7516-0682-4.
Дешарн Н., Дешарн Р. Сальвадор Дали : Альбом (продарочное издание) / Никола Дешарн, Робер Дешарн. — Белый город, 2014. — 384 с. — ISBN 5-7793-0325-8.
Джордж Оруэлл.Привилегия духовных пастырей : Заметки о Сальвадоре Дали // Эссе. Статьи. Рецензии / Джорж Оруэл; пер с англ. В. Ф. Мисюченко. — Пермь : КАПИК, 1992. — Т. 2. — С. 7—14.
Завадская Е. В. Сальвадор Дали : Живопись. Скульптура. Графика. — М. : Изобразительное искусство, 1992. — 64 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85200-236-4.
Инграм К. Гениальный Дали = This is DaLi / Кэтрин Инграм; перевод с англ. Т. Платонова. — Эксмо, 2014. — 80 с. — Тираж 3150 экз. — ISBN 978-5-699-70398-2.
Морозова О. Сгоревший заживо : Скандальная биография Сальвадора Дали / Ольга Морозова. — Funky Inc, 2009. — 224 с. — (Скандальная биография). — 3000 экз. — ISBN 978-5-903912-70-4.
Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали = The Persistence of Memory : A Biography of Dali / Мередит Этерингтон-Смит / пер. с англ. Е. Г. Гендель. — Мн.: Попурри, 2000. — 560 с. — ISBN 985-438-371-7.
Descharnes R., Neret G. Dali : [нем.] / Robert Descharnes, Gilles Neret. — Taschen, 2006. — 224 S. — ISBN 3-8228-5008-X.
Neret G. Salvador Dali. 1904—1989 / Gilles Neret. — Köln: Taschen, 1995. — 95 s. — ISBN 3-8228-9520-2.