Хичкок, Альфред

Материал из «Знание.Вики»
Альфред Хичкок
англ. Alfred Hitchcock
Студийная фотография 1963 года
Студийная фотография 1963 года
Дата рождения 13 августа 1899(1899-08-13)
Место рождения Лейтонстоун, Уолтем-Форест, Великобритания
Дата смерти 29 августа 1980(1980-08-29) (81 год)
Место смерти Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США
Гражданство Флаг США США
Профессия кинорежиссёр
сценарист
кинопродюсер
Карьера 1919–1980
Направление триллер
детектив
Награды «Серебряная раковина лучшему режиссёру» (1958, 1959)
Golden Globe icon (gold).svg «Золотой глобус» (1958, 1972)
Награда имени Ирвинга Тальберга (1968)
«BAFTA» (1971)
«Сатурн» (1994)

Сэр А́льфред Джо́зеф Хи́чкок (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock; 13 августа 1899, Лейтонстоун, Уолтем-Форест, Большой Лондон, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии29 апреля 1980, Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист.

Один из крупнейших режиссёров конца 19301960 годов, внёсший значительный вклад в разработку выразительных возможностей киноискусства. С творчеством Хичкока связывают утверждение жанра триллера[1]. Девять немых фильмов, снятых режиссёром в 19251929 годах, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО[2]. Пятикратный номинант на премию «Оскар». Двукратный лауреат премии «Серебряная раковина лучшему режиссёру», «Золотой глобус», а так же обладатель премии имени Ирвинга Тальберга, «BAFTA» и «Сатурн». Обладатель Звезды на Голливудской «Аллее славы» в 1960 году[3]. В 1980 году королевой Елизаветой II был возведён в рыцарское достоинство[1].

Биография

Происхождение и образование

Родился 13 августа 1899 года в пригороде Лондона в семье бакалейщика католического происхождения. Он был самым младшим из трёх детей в семье.

С 1910 по 1913 год Хичкок воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия, который находился в лондонском квартале Стэнфорд Хилл. Он обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В заведении царила суровая дисциплина и за малейшую провинность воспитанники подвергались наказанию резиновой палкой. После окончания иезуитского колледжа поступил в Инженерно-навигационную школу, где он изучал механику, электричество, акустику и навигацию, одновременно изучал искусствоведение в Лондонском университете. В 1914 году он устроился на работу в телеграфную компанию, а в разгар Первой мировой войны Хичкок записался на фронт добровольцем, но из-за непомерной полноты его определили в резерв и усиленно обучали подрывному делу. Одновременно он начал изучать живопись в Лондонском университете. Так как он неплохо рисовал, то вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом[4][2][3][5].

Творческая деятельность

В 1920 году Хичкоку удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал Famous Players-Lasky одной из голливудских компаний Рaramount, где он писал титры для фильмов. Вскоре он возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако его лента «Номер 13» осталась незаконченной из‑за закрытия студии. В 1923 году в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссёра он снимает фильм «Женщина — женщине». Хичкок перешел работать к одному из родоначальников английского кинематографа Майклу Бэлкону. Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он в 1925 году снял свой дебютный фильм, совместную англо‑немецкую постановку «Сад наслаждений» по роману Оливера Сэндиса. Она получила высокую оценку у критиков[4][2][3][5].

В 1927 году он снял первый триллер «Жилец» написанный по одноимённому роману Мари Беллок Лаундз и пьесе «Кто он?». Фильм стал одним из первых фильмов в этом жанре. Сам режиссер назвал его своим «первым настоящим фильмом», в котором он «впервые опробовал свой стиль». В этом же году выходит фильм «Горный орёл», который не сохранился и внесён в список 75 самых разыскиваемых Британским институтом кино фильмов, причём по важности стоит на первом месте. Сам режиссёр считал эту картину «ужасной», но историки кино и, в частности, специалисты Британского киноинститута придерживаются точки зрения, согласно которой фильм был не так плох, как его описывал автор[6]. Дальше последовали фильмы «Ринг» , «По наклонной», «Лёгкое поведение», «Жена фермера», «Шампанское» и «Человек с острова Мэн». Девять немых фильмов, снятых режиссёром в 19251929 годах, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

В 1929 году выходит его первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате — «Шантаж». По мнению Жоржа Садуля: «В этой постановке он проявил особое пристрастие как к хорошо сделанному детективному сюжету, так и к техническому новаторству в области съёмки (перемещение „угла зрения“, монтаж, звуковой контрапункт и т. д.), в чём сказалось, несомненно, влияние новых достижений континентальных мастеров»[7]. Вслед за «Шантажом» Хичкок снял фильмы «Зов Элстри», «Нечестная игра» (1930), «Юнона и павлин», «Убийства», «Венские вальсы», в которых ещё не был виден будущий стиль режиссёра. Триллер «Человек, который слишком много знал» 1934 года принёс ему известность не только в Европе, но и в США. Следующей была картина «Тридцать девять ступеней», которая до сих пор остается эталоном комедийного триллера. Фильм был благожелательно принят критиками по обе стороны океана и пользовался коммерческим успехом. Безоговорочным шедевром была признана лента «Леди исчезает (фильм, 1938)» 1938 года. Она принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру[4][2][3][5].

В 1939 году Хичкок заключил выгодный контракт с американским продюсером Дэвидом Селзником и уехал в США. Его первая картина в Голливуде — психологическая драма с элементами триллера «Ребекка» экранизация одноимённого романа Дафны Дюморье. Главные роли исполняют Лоренс Оливье и Джоан Фонтейн. Фильм получил две премии «Оскар», включая за лучший фильм года. Фрэнк Ньюджент из The New York Times назвал его «абсолютно блестящим фильмом, захватывающим, тревожным, прекрасным и красиво сыгранным»[8]. В Variety он был назван «артистическим успехом», который, тем не менее, «слишком трагичен и глубоко психологичен, чтобы понравиться широкой аудитории»[9]

В 1943 году в работе «Тень сомнения» он предпринял попытку уйти от сюжетной линии, построенной на острых ситуациях, в пользу раскрытия характеров персонажей. Впоследствии он назвал этот фильм своим любимым. В 1948 году Хичкок снимает свой первый цветной фильм — «Верёвка». В его фильмах 1940-х годов снимались Кэри Грант, Джеймс Стюарт, Грейс Келли. Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы сняв такие фильмы как «Неприятности с Гарри», «Поймать вора», «К северу через северо-запад». Начиная с 1950-х режиссёр активно работал на телевидении сняв сериал «Альфред Хичкок представляет». В это же время выходят фильмы «Окно во двор» и «Головокружение» оказавшие влияние на европейский арт-хаус[4][2][3][5].

В 1960 году Хичкок снял «Психо». Картина имела небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, снималась под эгидой собственной компании Хичкока Shamley Producrion, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Его неодобрительно приняли кинокритики, однако он получил большие кассовые сборы и впоследствии был выдвинут на Оскар в четырёх номинациях. «Психо» считается одним из лучших фильмов в карьере Хичкока, а также одним из лучших фильмов всех времён. Занимает первую строчку в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI. Британский киновед Робин Вуд охарактеризовал фильм «одной из ключевых работ нашего столетия», а режиссёр Питер Богданович, определил картину как «возможно, самый визуальный, наиболее кинематографичный фильм из всех, что когда-либо были созданы». Критик Питер Коуи назвал фильм «не только величайшим творением Хичкока, но и самым умным и волнующим фильмом ужасов, какой он когда-либо создал»[10]. Через три года выходит фильм «Птицы» с Родом Тейлором, Типпи Хедрен, Джессикой Тэнди, Сюзанн Плешетт и Вероникой Картрайт в главных ролях, вольная экранизация одноимённого рассказа Дафны Дюморье (1952), посвящённого серии внезапных и необъяснимых жестоких нападений птиц на жителей поселения Бодега-Бей, Калифорния, в течение нескольких дней. После того как фильм был показан по каналу «NBC-TV» в 1968 году, он стал самой рейтинговой картиной на телевидении на момент премьеры, сохраняя рекорд на протяжении 4 лет. Хедрен, для которой роль стала дебютом в большом кино, удостоилась премии «Золотой глобус» в соответствующей номинации. Картина также номинировалась на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. В 2016 году внесён в Национальный реестр фильмов США, как обладающий «культурным, историческим или эстетическим значением». По версии Американского института кино картина занимает 7-е место в списке 100 остросюжетных фильмов[3].

Звезда на Голливудской аллее славы

Ленты «Марни» 1964 года, «Разорванный занавес» 1966 года и «Топаз» 1969 года были холодно встречены критиками и не были коммерчески успешны. Однако последняя лента получила премии Национального совета кинокритиков США за лучшую режиссуру (Альфред Хичкок) и лучшую мужскую роль второго плана (Филипп Нуаре). В 1976 году вышел последний фильм Альфреда Хичкока «Семейный заговор», попавший в десятку лучших фильмов по версии Национального совета кинокритиков США. Всего режиссёр снял пятьдесят пять полнометражных фильмов[4][2][3][5].

В марте 1979 года он получил от Американского института кино почётную награду — «За достижения всей жизни», а в декабре — орден Британской Империи и Рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II[4].

Скончался 29 апреля 1980 года в возрасте 80 лет в Лос-Анджелесе, от почечной недостаточности. Согласно завещанию, его тело было кремировано, и прах развеян над Тихим океаном[2]. Последние слова которые он произнёс были:

Я чувствую, что гаснет свет. Наконец‑то я смогу по‑настоящему отдохнуть и отоспаться...[4]

Семья

С 1926 года Альфред Хичкок был женат на Альме Ревиль. Их единственная дочь Патрисия (1928—2021) — киноактриса[2].

Фильмография

В активе Альфреда Хичкока 154 работы в 76 проектах[5]

Награды

Премии

В активе Альфреда Хичкока пять номинаций на премию «Оскар», а так же 31 победа и 39 номинаций[3], среди которых:

Примечания

  1. 1,0 1,1 Хичкок, Альфред Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Хичкок, Альфред. ТАСС. Дата обращения: 24 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Хичкок, Альфред. Internet Movie Database. Дата обращения: 24 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Хичкок, Альфред. РИА Новости. Дата обращения: 24 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Хичкок, Альфред. kino-teatr.ru. Дата обращения: 24 октября 2024.
  6. Найдены фотографии со съемочной площадки потерянного фильма Хичкока. Дата обращения: 24 октября 2024.
  7. Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. Перевод с французского издания М. К. Левиной. Редакция, предисловие и примечания Г. А. Авенариуса. — М.: Иностранная литература, 1957. — С. 310. — 464 с.
  8. Nugent, Frank. Movie Review - Rebecca // The New York Times. — 1940. — 2 марта.
  9. Rebecca // Variety. — 1 марта. — С. 17.
  10. Ребелло, Стивен. Хичкок. Ужас, порождённый «Психо» = Alphred Hitchcock and the Making of Psycho. — М.: Эксмо, 2013. — 320 с. — (Альфред Хичкок. Кинопремьера мирового масштаба). — ISBN 978-5-699-62661-8.

Литература

Ссылки