Хичкок, Альфред
Альфред Хичкок | ||||
---|---|---|---|---|
англ. Alfred Hitchcock | ||||
Студийная фотография 1963 года | ||||
Дата рождения | 13 августа 1899 | |||
Место рождения | Лейтонстоун, Уолтем-Форест, Великобритания | |||
Дата смерти | 29 августа 1980 (81 год) | |||
Место смерти | Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США | |||
Гражданство | США | |||
Профессия |
кинорежиссёр сценарист кинопродюсер |
|||
Карьера | 1919–1980 | |||
Направление |
триллер детектив |
|||
Награды |
«Золотой глобус» (1958, 1972) Награда имени Ирвинга Тальберга (1968) «BAFTA» (1971) «Сатурн» (1994) |
Сэр А́льфред Джо́зеф Хи́чкок (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock; 13 августа 1899, Лейтонстоун, Уолтем-Форест, Большой Лондон, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии — 29 апреля 1980, Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист.
Один из крупнейших режиссёров конца 1930 — 1960 годов, внёсший значительный вклад в разработку выразительных возможностей киноискусства. С творчеством Хичкока связывают утверждение жанра триллера[1]. Девять немых фильмов, снятых режиссёром в 1925—1929 годах, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО[2]. Пятикратный номинант на премию «Оскар». Двукратный лауреат премии «Серебряная раковина лучшему режиссёру», «Золотой глобус», а так же обладатель премии имени Ирвинга Тальберга, «BAFTA» и «Сатурн». Обладатель Звезды на Голливудской «Аллее славы» в 1960 году[3]. В 1980 году королевой Елизаветой II был возведён в рыцарское достоинство[1].
Биография
Происхождение и образование
Родился 13 августа 1899 года в пригороде Лондона в семье бакалейщика католического происхождения. Он был самым младшим из трёх детей в семье.
С 1910 по 1913 год Хичкок воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия, который находился в лондонском квартале Стэнфорд Хилл. Он обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В заведении царила суровая дисциплина и за малейшую провинность воспитанники подвергались наказанию резиновой палкой. После окончания иезуитского колледжа поступил в Инженерно-навигационную школу, где он изучал механику, электричество, акустику и навигацию, одновременно изучал искусствоведение в Лондонском университете. В 1914 году он устроился на работу в телеграфную компанию, а в разгар Первой мировой войны Хичкок записался на фронт добровольцем, но из-за непомерной полноты его определили в резерв и усиленно обучали подрывному делу. Одновременно он начал изучать живопись в Лондонском университете. Так как он неплохо рисовал, то вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом[4][2][3][5].
Творческая деятельность
В 1920 году Хичкоку удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал Famous Players-Lasky одной из голливудских компаний Рaramount, где он писал титры для фильмов. Вскоре он возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако его лента «Номер 13» осталась незаконченной из‑за закрытия студии. В 1923 году в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссёра он снимает фильм «Женщина — женщине». Хичкок перешел работать к одному из родоначальников английского кинематографа Майклу Бэлкону. Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он в 1925 году снял свой дебютный фильм, совместную англо‑немецкую постановку «Сад наслаждений» по роману Оливера Сэндиса. Она получила высокую оценку у критиков[4][2][3][5].
В 1927 году он снял первый триллер «Жилец» написанный по одноимённому роману Мари Беллок Лаундз и пьесе «Кто он?». Фильм стал одним из первых фильмов в этом жанре. Сам режиссер назвал его своим «первым настоящим фильмом», в котором он «впервые опробовал свой стиль». В этом же году выходит фильм «Горный орёл», который не сохранился и внесён в список 75 самых разыскиваемых Британским институтом кино фильмов, причём по важности стоит на первом месте. Сам режиссёр считал эту картину «ужасной», но историки кино и, в частности, специалисты Британского киноинститута придерживаются точки зрения, согласно которой фильм был не так плох, как его описывал автор[6]. Дальше последовали фильмы «Ринг» , «По наклонной», «Лёгкое поведение», «Жена фермера», «Шампанское» и «Человек с острова Мэн». Девять немых фильмов, снятых режиссёром в 1925—1929 годах, включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО[2].
В 1929 году выходит его первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате — «Шантаж». По мнению Жоржа Садуля: «В этой постановке он проявил особое пристрастие как к хорошо сделанному детективному сюжету, так и к техническому новаторству в области съёмки (перемещение „угла зрения“, монтаж, звуковой контрапункт и т. д.), в чём сказалось, несомненно, влияние новых достижений континентальных мастеров»[7]. Вслед за «Шантажом» Хичкок снял фильмы «Зов Элстри», «Нечестная игра» (1930), «Юнона и павлин», «Убийства», «Венские вальсы», в которых ещё не был виден будущий стиль режиссёра. Триллер «Человек, который слишком много знал» 1934 года принёс ему известность не только в Европе, но и в США. Следующей была картина «Тридцать девять ступеней», которая до сих пор остается эталоном комедийного триллера. Фильм был благожелательно принят критиками по обе стороны океана и пользовался коммерческим успехом. Безоговорочным шедевром была признана лента «Леди исчезает (фильм, 1938)» 1938 года. Она принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру[4][2][3][5].
В 1939 году Хичкок заключил выгодный контракт с американским продюсером Дэвидом Селзником и уехал в США. Его первая картина в Голливуде — психологическая драма с элементами триллера «Ребекка» экранизация одноимённого романа Дафны Дюморье. Главные роли исполняют Лоренс Оливье и Джоан Фонтейн. Фильм получил две премии «Оскар», включая за лучший фильм года. Фрэнк Ньюджент из The New York Times назвал его «абсолютно блестящим фильмом, захватывающим, тревожным, прекрасным и красиво сыгранным»[8]. В Variety он был назван «артистическим успехом», который, тем не менее, «слишком трагичен и глубоко психологичен, чтобы понравиться широкой аудитории»[9]
В 1943 году в работе «Тень сомнения» он предпринял попытку уйти от сюжетной линии, построенной на острых ситуациях, в пользу раскрытия характеров персонажей. Впоследствии он назвал этот фильм своим любимым. В 1948 году Хичкок снимает свой первый цветной фильм — «Верёвка». В его фильмах 1940-х годов снимались Кэри Грант, Джеймс Стюарт, Грейс Келли. Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы сняв такие фильмы как «Неприятности с Гарри», «Поймать вора», «К северу через северо-запад». Начиная с 1950-х режиссёр активно работал на телевидении сняв сериал «Альфред Хичкок представляет». В это же время выходят фильмы «Окно во двор» и «Головокружение» оказавшие влияние на европейский арт-хаус[4][2][3][5].
В 1960 году Хичкок снял «Психо». Картина имела небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, снималась под эгидой собственной компании Хичкока Shamley Producrion, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Его неодобрительно приняли кинокритики, однако он получил большие кассовые сборы и впоследствии был выдвинут на Оскар в четырёх номинациях. «Психо» считается одним из лучших фильмов в карьере Хичкока, а также одним из лучших фильмов всех времён. Занимает первую строчку в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI. Британский киновед Робин Вуд охарактеризовал фильм «одной из ключевых работ нашего столетия», а режиссёр Питер Богданович, определил картину как «возможно, самый визуальный, наиболее кинематографичный фильм из всех, что когда-либо были созданы». Критик Питер Коуи назвал фильм «не только величайшим творением Хичкока, но и самым умным и волнующим фильмом ужасов, какой он когда-либо создал»[10]. Через три года выходит фильм «Птицы» с Родом Тейлором, Типпи Хедрен, Джессикой Тэнди, Сюзанн Плешетт и Вероникой Картрайт в главных ролях, вольная экранизация одноимённого рассказа Дафны Дюморье (1952), посвящённого серии внезапных и необъяснимых жестоких нападений птиц на жителей поселения Бодега-Бей, Калифорния, в течение нескольких дней. После того как фильм был показан по каналу «NBC-TV» в 1968 году, он стал самой рейтинговой картиной на телевидении на момент премьеры, сохраняя рекорд на протяжении 4 лет. Хедрен, для которой роль стала дебютом в большом кино, удостоилась премии «Золотой глобус» в соответствующей номинации. Картина также номинировалась на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. В 2016 году внесён в Национальный реестр фильмов США, как обладающий «культурным, историческим или эстетическим значением». По версии Американского института кино картина занимает 7-е место в списке 100 остросюжетных фильмов[3].
Ленты «Марни» 1964 года, «Разорванный занавес» 1966 года и «Топаз» 1969 года были холодно встречены критиками и не были коммерчески успешны. Однако последняя лента получила премии Национального совета кинокритиков США за лучшую режиссуру (Альфред Хичкок) и лучшую мужскую роль второго плана (Филипп Нуаре). В 1976 году вышел последний фильм Альфреда Хичкока «Семейный заговор», попавший в десятку лучших фильмов по версии Национального совета кинокритиков США. Всего режиссёр снял пятьдесят пять полнометражных фильмов[4][2][3][5].
В марте 1979 года он получил от Американского института кино почётную награду — «За достижения всей жизни», а в декабре — орден Британской Империи и Рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II[4].
Скончался 29 апреля 1980 года в возрасте 80 лет в Лос-Анджелесе, от почечной недостаточности. Согласно завещанию, его тело было кремировано, и прах развеян над Тихим океаном[2]. Последние слова которые он произнёс были:
Я чувствую, что гаснет свет. Наконец‑то я смогу по‑настоящему отдохнуть и отоспаться...[4]
Семья
С 1926 года Альфред Хичкок был женат на Альме Ревиль. Их единственная дочь Патрисия (1928—2021) — киноактриса[2].
Фильмография
В активе Альфреда Хичкока 154 работы в 76 проектах[5]
- 1925 — Сад наслаждений / Pleasure Garden
- 1927 — Горный орёл / The Mountain Eagle
- 1927 — Жилец / The Lodger
- 1927 — Ринг / The Ring
- 1927 — По наклонной / Downhill
- 1928 — Шампанское / Champagne
- 1928 — Жена фермера / The Farmer’s Wife
- 1928 — Легкое поведение / Easy Virtue
- 1929 — Шантаж (немая версия и озвученная версия)/ Blackmail — первый британский фильм со звуком
- 1929 — Человек с острова Мэн / The Manxman
- 1930 — Юнона и павлин / Juno and the Paycock
- 1930 — Убийство! / Murder!
- 1930 — Зов Элстри / Elstree Calling
- 1931 — Нечестная игра / The Skin Game
- 1931 — Мэри / Mary
- 1931 — Богатые и странные / Rich and Strange
- 1932 — Номер семнадцать / Number Seventeen
- 1933 — Венские вальсы / Waltzes from Vienna
- 1934 — Человек, который слишком много знал / Man Who Knew Too Much
- 1935 — 39 ступеней / The 39 Steps
- 1936 — Секретный агент / Secret Agent
- 1936 — Саботаж / Sabotage
- 1937 — Молодой и невиновный / Young and Innocent
- 1938 — Леди исчезает / The Lady Vanishes
- 1939 — Таверна «Ямайка» / Jamaica Inn
- 1940 — Ребекка / Rebecca
- 1940 — Иностранный корреспондент / Foreign Correspondent
- 1941 — Мистер и миссис Смит / Mr. & Mrs. Smith
- 1941 — Подозрение / Suspicion
- 1942 — Диверсант / Saboteur
- 1943 — Тень сомнения / Shadow of a Doubt
- 1944 — Спасательная шлюпка / Lifeboat
- 1945 — Заворожённый / Spellbound
- 1946 — Дурная слава / Notorious
- 1947 — Дело Парадайна / The Paradine Case
- 1948 — Верёвка / Rope
- 1949 — Под знаком Козерога / Under Capricorn
- 1950 — Страх сцены / Stage Fright
- 1951 — Незнакомцы в поезде / Strangers on a Train
- 1953 — Я исповедуюсь / I Confess
- 1954 — В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder
- 1954 — Окно во двор / Rear Window
- 1955 — Поймать вора / To Catch a Thief
- 1955 — Неприятности с Гарри / The Trouble with Harry
- 1956 — Человек, который слишком много знал / The Man Who Knew Too Much
- 1956 — Не тот человек / The Wrong Man
- 1958 — Головокружение / Vertigo
- 1959 — К северу через северо-запад / North by Northwest
- 1960 — Психо / Psycho
- 1963 — Птицы / The Birds
- 1964 — Марни / Marnie
- 1966 — Разорванный занавес / Torn Curtain
- 1969 — Топаз / Topaz
- 1972 — Исступление / Frenzy
- 1976 — Семейный заговор / Family Plot
Награды
- Премии
В активе Альфреда Хичкока пять номинаций на премию «Оскар», а так же 31 победа и 39 номинаций[3], среди которых:
- «Серебряная раковина лучшему режиссёру» (1958, 1959)
- «Золотой глобус» (1958, 1972)
- Награда имени Ирвинга Тальберга (1968)
- «BAFTA» (1971)
- «Сатурн» (1994)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Хичкок, Альфред Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Хичкок, Альфред . ТАСС. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Хичкок, Альфред . Internet Movie Database. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Хичкок, Альфред . РИА Новости. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Хичкок, Альфред . kino-teatr.ru. Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ Найдены фотографии со съемочной площадки потерянного фильма Хичкока . Дата обращения: 24 октября 2024.
- ↑ Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. Перевод с французского издания М. К. Левиной. Редакция, предисловие и примечания Г. А. Авенариуса. — М.: Иностранная литература, 1957. — С. 310. — 464 с.
- ↑ Nugent, Frank. Movie Review - Rebecca // The New York Times. — 1940. — 2 марта.
- ↑ Rebecca // Variety. — 1 марта. — С. 17.
- ↑ Ребелло, Стивен. Хичкок. Ужас, порождённый «Психо» = Alphred Hitchcock and the Making of Psycho. — М.: Эксмо, 2013. — 320 с. — (Альфред Хичкок. Кинопремьера мирового масштаба). — ISBN 978-5-699-62661-8.
Литература
- Хичкок, Альфред Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Акройд, Питер. Альфред Хичкок. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-389-11003-8.
- Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 288 с. — (Кинотексты). — 2000 экз. — ISBN 5-86793-454-3.
- Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. — М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
Ссылки
- Хичкок, Альфред . Internet Movie Database. Дата обращения: 24 октября 2024.
- Хичкок, Альфред . РИА Новости. Дата обращения: 24 октября 2024.
- Хичкок, Альфред . ТАСС. Дата обращения: 24 октября 2024.
- Хичкок, Альфред . kino-teatr.ru. Дата обращения: 24 октября 2024.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 13 августа
- Родившиеся в 1899 году
- Умершие 29 августа
- Умершие в 1980 году
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры Великобритании
- Кинорежиссёры США
- Кинорежиссёры XX века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы Великобритании
- Сценаристы США
- Сценаристы XX века
- Кинопродюсеры по алфавиту
- Кинопродюсеры США
- Кинопродюсеры XX века
- Рыцари-командоры ордена Британской империи
- Кавалеры ордена Почётного легиона
- Кавалеры французского ордена Искусств и литературы
- Умершие 29 апреля
- Альфред Хичкок
- Режиссёры немого кино
- Лауреаты премии «Серебряная раковина» лучшему режиссёру
- Лауреаты премии Сесиля Б. Де Милля
- Умершие от почечной недостаточности
- Люди, чей прах был развеян
- Лауреаты награды имени Ирвинга Тальберга
- Кинорежиссёры фильмов ужасов