Алхимия

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Таблица алхимических элементов с комментариями метатрона

Алхи́мия (лат. alchemia, от араб. الكيمياء‎, др.-греч. χημία) — представляет собой эзотерическую дисциплину и практику, направленную на трансформацию материалов природы, в первую очередь металлов, а также на улучшение состояния тела и души человека. Алхимия возникала в различных культурах и регионах на протяжении тысячелетий. Слово «алхимия» происходит от греч. χυμεία, что означает «искусство создания сплавов» или, по другой версии, от древнеегипетского термина km, запечатлённого в коптском диалекте как kheme, что переводится как «чёрная земля» — так старые египтяне называли свою страну. Предполагается, что первоначальное значение термина связано с «египетским мастерством»[1].

Алхимия ассоциируется с попытками создать идеальный металл, такой как золото или серебро, из менее совершенных металлов. Это связано с концепцией трансмутации, которая предполагает превращение одних металлов в другие с использованием гипотетического вещества, называемого «философским камнем». Алхимики сами обозначали свою практику как scientia immutabilis — «наука неизменная»[2].

Алхимия известна с древних времён и распространена по всему цивилизованному миру. Основными центрами алхимического развития стали Китай, Индия, эллинистический Египет и исламский мир, а также средневековая Европа. Западное направление алхимии тесно связано с Египтом, в частности с Александрией, которая выступала в качестве культурного центра региона[3].

Этимология

Происхождение слова «алхимия» имеет несколько версий[3]:

  1. термин происходит от арабского «аль-кимия», которое переводится как «возвращение к божеству»;
  2. корни слова находятся в греческом языке, где «хима» обозначает «литая металлическая форма»;
  3. «алхимия» восходит к древнеегипетскому самоназванию «та-кемет», означающему «чёрная земля»;
  4. некоторые исследователи полагают, что алхимия возникла на стыке традиционной египетской металлургии и ювелирного дела, сплетённого с религиозными практиками и греческой философией.

История

Александрийская алхимия

Александрийская школа считается родиной химии. Учреждена Александром Македонским в 332 году до нашей эры, новая столица Египта – Александрия – быстро стала ведущим торговым и культурным центром древнего мира. Птолемей I Сотер, соратник Александра, который возглавил Египет после его смерти в 323 году до нашей эры, основал Александрийскую школу. Она, вместе с выдающейся библиотекой, содержащей около 700 000 античных манускриптов, просуществовала около тысячелетия, вплоть до VII века нашей эры. В различные периоды с академией сотрудничали такие знаменитые мыслители, как Евклид, Архимед и Птолемей[4].

В Александрийской школе произошло значительное объединение теоретических знаний (древней натурфилософии) с практическим пониманием веществ, их свойств и преобразований. Это взаимодействие дало жизнь новой науке — khemeia. Считается, что слово «химия» происходит от древнеегипетского термина Кем или Хем, что может переводиться как «египетское искусство». Впервые термин «химия» встречается в работах сицилийского астронома и математика Юлиуса Матерна Фирмика в 336 году нашей эры[4].

В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса[4]:

  1. Эллинизация «священного тайного искусства» египетских жрецов. Практические знания приобрели «теоретическую базу» в виде платоновско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.
  2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Ключевыми объектами исследования в александрийской алхимии выступали металлы. Именно здесь сформировалась классическая металлопланетная символика, где каждому из семи известных в те времена металлов соответствовали определённая планета и день недели. При этом в европейской алхимической традиции ртуть зачастую не считалась металлом, так как она не упоминается в Библии. Среди значительных практических достижений греко-египетских алхимиков можно отметить открытие явления амальгамирования металлов, которое описано Диоскоридом в I веке нашей эры. Алхимики из Александрийской школы усовершенствовали методы извлечения золота и серебра из руд, активно используя ртуть, получаемую из киновари или каломели. Амальгама золота начала применяться для позолоты. Также разработана техника очистки золота путём купелирования — нагрева руды вместе со свинцом и селитрой[4].

Алхимическая эмблема с тремя Солнцами

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось известное тогда небесное светило:

Китайская алхимия

Алхимия в Китае появилась в IV веке до нашей эры, а ко II веку до нашей эры она стала настолько популярной, что привлекла внимание властей и императоров. Даосизм, в отличие от других философских течений, объединил важнейшие древние метафизические традиции. Таким образом, несмотря на религиозные аспекты, даосизм лучше всего удовлетворяет концепции чистой философии, стремящейся к пониманию основополагающих вопросов. Учитывая его влияние на конфуцианство и значительный вклад в формирование ключевых понятий, используемых другими китайскими школами, даосизм можно считать одним из важнейших философских учений Древнего Китая[5].

Основная задача алхимических практик в даосизме заключалась в обретении бессмертия, однако также ставились более частные цели, такие как омоложение и продление жизни. Эти стремления не были вызваны утилитарными соображениями продления физического существования. По мнению Мирчи Элиаде, стремление к бессмертию отражает «тоску по золотому веку», поскольку алхимики искали рецепты долгожительства и возвращение к первозданной гармонии. Даосизм использовал дыхательные и медитативные практики для психофизиологической трансформации, что также стало частью алхимии[5].

Существуют аналогии между китайской и европейской алхимией, которые помогают прояснить аспекты обеих традиций. Даосская алхимия делится на внешнюю (вай дань) и внутреннюю (нэй дань), которые постепенно выделились в отдельные направления. Термин «внутренняя алхимия» стал известен только в VI веке благодаря буддийскому монаху, увлечённому даосизмом. Внешняя алхимия имеет более глубокие корни[5].

Китайская алхимия включает древние космологические представления, мифы о бессмертных и техники для достижения долголетия и духовной спонтанности. Бессмертные даосского пантеона служили идеалом для алхимиков, а священные горы занимали особое место в алхимических символах. Различные элементы древнего китайского шаманизма и магии также повлияли на алхимию. Эти иррациональные аспекты важны для полного понимания алхимии, которая выходит за рамки рациональных химических экспериментов[5].

Индийская алхимия

Алхимия существовала и в Индии. Она также имела магико-практический характер, но не сводилась к изучению металлов, как в братствах Древнего Китая. Главной её целью являлся Человек. Труды индийских алхимиков посвящены трансмутации человека, его внутреннему изменению, достижению мистических состояний и всем способам развития, которые возможны при применении этой науки к человеку[6].

Античная алхимия

Античная алхимия зародилась в эллинистическом Египте как результат сочетания металлургических техник обработки сплавов и ювелирного искусства (включая работу с цветным стеклом и красками) с греческой философией, исследующей первоматерию, и эзотерическими религиозными учениями, мистическими традициями восточного эллинизма и Рима, такими как астрология, герметизм и гностицизм. Алхимическая литература включает три обширных сборника и несколько отдельных трактатов (включая анонимные работы и издания Ч. О. Дзуретти), сохранившихся в средневековых и ренессансных манускриптах, а также два папируса IV векаЛейденский и Стокгольмский, содержащие идентичные наборы технических рецептов, касающихся золота, серебра, драгоценных камней и пурпурного красителя[1].

Алхимик Матейко

Египетская алхимическая традиция уходит корнями к Тоту, богу мудрости и науки, и передана через греков. Этимология термина алхимия и имени Гермеса, который в Греции ассоциировался с Тотом, подразумевает связь с герметической традицией, основанной на таинстве. Алхимические знания всегда тщательно охранялись, не из эгоизма, а чтобы обезопасить их от неправильного использования недостойными[6].

Арабская алхимия

Одной из наиболее значимых наук, созданных арабами, являлась алхимия, которую можно назвать заново открытой. Основные цели алхимиков, в свою очередь, являлись фактически недостижимыми и их можно выделить в три группы. Прежде всего, самой известной задачей являлось создание философского камня — легендарного вещества, позволяющего превращать любые материалы в золото. Второй, но менее известной, целью стало создание эликсира жизни, который мог бы не только омолаживать, но и даровать бессмертие. Третьей целью алхимии считалось — обретение счастья[7].

Известным арабским алхимиком являлся Джабир ибн Хайян, который занимался практическими экспериментами. Среди его достижений, которые оценили лишь спустя века, называют открытия кальцинации и редукции, а также усовершенствование методов плавления и кристаллизации. Все эти процессы играют ключевую роль в современной химии. Другим выдающимся алхимиком являлся ар-Рази, который разработал множество химических инструментов и одну из первых систем классификации веществ. Слова, такие как алкоголь, алембик, алкали и сурьма, навсегда остались в нашем языке благодаря арабским алхимикам[7].

Европейская алхимия

Период расцвета европейской алхимии охватывает XIIXV века. Первое упоминание о западной алхимии датируется 1063 годом, а с XII века начинает появляться множество латинских переводов с арабского, включая как греческих, так и арабских авторов. В середине XII века Герард Кремонский перевёл на латынь работы Халида, Гебера, ар-Рази и Ибн Умайля ат-Тамими, в то время как Роберт Честерский занимался переводом трудов Мориена Римлянина. Основным алхимическим текстом считалась «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста, латинский перевод которой полностью опубликован в 1541 году[1].

В XIXXX веках в трактовках алхимии акцент смещается на духовную трансформацию человека, при этом физические изменения веществ рассматриваются как символические. В работах таких авторов, как Карл Кортум, Елена Блаватская, Рудольф Штейнер и Рене Генон, смысл алхимических практик раскрывается в контексте эзотерической традиции. Реконструкция алхимии как психологического явления, предложенная Альфредом Хичкоком и Гербертом Зильберером, развита Карлом Юнгом в рамках его теории архетипов коллективного бессознательного и индивидуации, а Мирча Элиаде подчеркнул роль ритуалов инициации в алхимии[1].

Основные принципы алхимии

Алхимический сосуд

Принципы алхимии:

  1. Основным принципом алхимии является единство всего сущего, а, стало быть, и Материи.
  2. Вторым принципом алхимии является широко известная вербальная формула Трижды Великого Гермеса Трисмегиста, гласящая: «Всё, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, или всё, что есть в большом, есть и в малом». 
  3. Третьим принципом алхимии является тот, что первоматерия состоит из трёх элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль[8].

Алхимия основывается ещё на трёх принципах:

Философия в алхимии

В элитарном сознании и элитарной культуре тема алхимии присутствует в философии и психологии, в практике герметических орденов и эзотерических школ. Ключевую роль в возрождении герметизма вообще и алхимии в частности в ХХ веке сыграл Орден Золотой Зари (18871923 годы), основанный Уильямом Уинн Уэсткоттом, Сэмуэлем Лидделом Макгрегором Мазерсом (18541918 годы) и доктором Уильямом Робертом Вудманом (Храм Исиды — Урании Герметического ордена Золотой Зари), который стал «своего рода герметическим университетом»[9].

В философии ХХ века алхимическая тема продолжается в произведениях Рене Генона (18861951 годы) и Юлиуса Эволы (18981974 годы). Людвиг Витгенштейн затрагивает тему алхимии в «Замечаниях по основам математики» (1941 год и 1944 год): «Можно говорить о своего рода алхимии в математике». Алхимия играет значительную роль в глубинной психологии Карла Юнга (18751961 годы) и его последователей, в религиоведении Мирчи Элиаде (19071986 годы). Можно обнаружить и определённые параллели между алхимией и религиозно-философскими воззрениями Пьера Тейяра де Шардена (18811955 годы)[9].

Роль алхимии в истории науки

Алхимики сделали множество открытий, которые оказались важными для развития химии и науки в целом. Среди них можно выделить:

  • Открытие и исследование различных элементов, таких как медь, железо, свинец и так далее.
  • Разработка методов выделения металлов из руды, что способствовало развитию металлургии.
  • Изучение и описание свойств различных химических веществ.
  • Развитие методов дистилляции и сублимации, которые позволяли получать и очищать различные химические соединения.
  • Открытие и использование различных кислот и щёлочей[10].
Феникс в философском камне

Философский камень

Алхимики называли производство философского камня великим деланием — opus magnum. Процесс состоял из трёх стадий: разложения (нигредо), возрождения (альбедо) и окончательного совершенства (рубедо). Каждой из этих стадий соответствовал определённый цвет: чёрный, белый и красный. Сначала неблагородные металлы смешивались в реторте и окрашивались там в чёрный цвет. Затем в процессе дистилляции пары поднимались вверх, остав­ляя на стекле белый конденсат. В итоге получалась красная жидкость или по­рошок, который и называли философским камнем. Согласно алхимической теории, любой неблагородный металл при добавлении красного порошка пре­вращался в золото[11].

Правила алхимика

Правила, которых, согласно Альберту Великому, должен придерживаться алхимик:

  1. Алхимик скромен и молчалив; он никого не посвящает в результаты своих работ.
  2. Живёт вдали от людей, в уединённом жилище, две или три комнаты которого предназначены для его работ.
  3. Тщательно выбирает для своих трудов удобное время.
  4. Терпелив, усидчив и настойчив.
  5. Производит согласно правилам искусства растирание, возгонку, сгущение, обжигание, растворение, перегонку и свёртывание (осаждение).
  6. Не пользуется никакой посудой, кроме стеклянной и глазурованных горшков.
  7. Достаточно богат для того, чтобы нести необходимые для его трудов издержки.
  8. Избегает всяких сношений с государями[12].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Бобровников В. О., Кобзев А. И., Лысенко В. Г., Казачков С. В., Лебедев А. В., Харитонович Д. Э. Алхимия. Большая российская энциклопедия (25 июля 2022). Дата обращения: 5 декабря 2024. Архивировано 6 января 2025 года.
  2. Алхимия. Институт Философии Российской Академии Наук. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 Власенко А. История алхимии и философский камень. Nasledie Digital (29 мая 2023). Дата обращения: 5 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Левченков С. И. Краткий очерк истории химии. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Филиппович А. В. Роль алхимии в формировании и развитии Китайской философии // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки : Журнал. — 2018. — № 15. — С. 114.
  6. 6,0 6,1 Гусман Д. С. Алхимия // Человек без границ : Журнал.
  7. 7,0 7,1 Мельников Е. Мост между двумя эпохами – арабская наука средневековья. Первое студенческое агенство. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  8. 8,0 8,1 Топазов Э. Алхимия - лженаука или наука будущего?. Проза. Дата обращения: 5 октября 2024.
  9. 9,0 9,1 Винокуров В. В. Алхимия: elixir vitae и искусство умирать // Идеи и идеалы : Журнал. — 2011. — № 4 (10). — С. 85.
  10. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний в истории. Astro Prosto. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  11. Зотов С. Великое делание. Arzamas. Дата обращения: 5 декабря 2024.
  12. Кошель П. А. Алхимия // Журнал : Химия. — 2003. — № 28.