Краски

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Краски
Краски
Страна происхождения  Россия
Количество игроков не ограничено
Возраст от 4 лет
Развивает навыки коммуникации, быстроты реакции, скорости, внимания, счёта
Похожие игры «Монах и краски», «Монах в синих штанах», «Монах в красных штанах», «Краски - раскраски», «Маляр и краски»

Кра́ски — дворовая, коллективная игра, знакомая многим поколениям. Имеет множество вариантов названия, включая «Краски», «Чёрт и краски», «Монах и краски», «Монах в синих штанах», «Монах в красных штанах», «Краски-раскраски» и «Маляр и краски». Известны вариации у разных народов, населяющих территорию России. В игре могут принимать участие дети как одного, так и разного возраста, обычно в возрасте от 4-х до 10-ти лет[1].

Особенности игры

Эта подвижная игра имеет свою историю. В неё играли, когда не существовало ни компьютерных игр, ни достаточно много времени для развлечений у детей. Она пользовалась популярностью у всех, независимо от возраста, поэтому мальчики и девочки собирались со всего села (деревни), соседних дворов в городах, как только становилось известно о начале игры «Краски».

Эта детская игра подходит для большой компании: чем больше участников, тем увлекательнее процесс. Уже при наличии четырёх, пяти человек можно начать игру. Рекомендуется играть с детьми дошкольного возраста. Игра развивает навыки: бега, ловкости, координации движений, быстроты реакции, внимания. Также способствует развитию навыков счёта и тренирует глазомер[2].

Правила игры в «Краски»

Выбираются два первых ведущих. Один из них — «Продавец», второй — «Покупатель» («Монах»). Остальные участники сидят на скамейках или на траве. Удобно использовать беседку или помещение, связанное с магазином. Конечно, на улице играть гораздо интереснее, ведь участникам приходится бегать. «Монах» либо выходит из комнаты, либо отворачивается в сторону, чтобы не слышать, что обсуждают остальные. Тем временем каждый игрок выбирает свой цвет краски. Можно выбрать любой оттенок, главное, чтобы у каждого игрока был свой цвет. Теперь игроки становятся «красками» того цвета, который они выбрали. Если возникают трудности или конфликты, ведущий «Продавец» может сам распределить цвета. Если игра проводится в детском саду или на празднике, роль продавца может взять на себя воспитатель или один из родителей. После того как цвета определены, вызывается Монах. Он подходит и говорит:

«Я монах в чёрных (синих, красных….) штанах.

Пришёл за краской».

«Продавец» спрашивает:

«Пожалуйста, выберите вашу любимую краску,

Если вы не найдете её, я подскажу вам».

«Монах» называет свой любимый цвет. Например, красный. Если такие краски есть в наличии, «Продавец» назначает цену и говорит, например:

«Есть на полке краска.

А цена ей пять рублей, только догнать её успей».

Цена может быть определена произвольно. Рифмованные ответы использовать не обязательно. После того как цена названа, «Монах» громко постукивает по протянутой ладони «Продавца» указанное количество раз[3].

Как получить «Краску»

Во время «оплаты» участник, чей цвет краски был выбран, собирается и медленно убегает от «Монаха». «Монах» должен как можно быстрее догнать «краску». Если это удается, «Монах» сам становится «краской», но цвет краски для него становится уже другой. «Продавец» должен дать ему цвет, которого ещё нет среди других участников.

Если «Монаху» не удается догнать убегающую «краску», он возвращается в магазин и выбирает другой цвет для покупки. Участник, который убежал, возвращается, цвет краски не меняется, но «Монах» больше не может его выбрать.

Не оказалось нужной «Краски»

Ведущий сказал ему, что такой краски в магазине нет, и дал подсказку:

«Пройдитесь по красной дорожке и сломайте правую (левую) ногу. Вернитесь снова, чтобы выбрать цвет».

Другими словами, «Монах» должен был пробежать на левой (правой) ноге по заранее обозначенной дорожке (например, вокруг беседки, шеренги участников, угла дома, двери в комнату и т. д.). Задания могут быть разными, например:

• сломать левую (правую) ногу — нужно скакать на правой (левой) ноге;

• превратиться в утку — нужно присесть на корточки и идти утиной походкой;

• превратиться в лягушку — нужно прыгать из положения на корточках;

• превратиться в петуха — необходимо завести руки за спину и кукарекать при ходьбе;

• превратиться в собаку или кошку — нужно ходить на четвереньках;

• превратиться в балерину — ходить на цыпочках;

• пройдите гигантскими шагами — необходимо идти, широко выдвигая ноги вперёд;

• дойдите, не касаясь земли — нужно двигаться, наступая только на возвышенности, кочки, пеньки, стулья, диваны (это задание подходит, только если есть возможность его выполнения).

Дети могут придумывать свои собственные задания. Когда они заканчивают задание, «Монах» возвращается в магазин и просит ещё один набор красок. «Монах» должен выполнять задание до тех пор, пока у него не будет нужной краски.

Чтобы усложнить веселье, после превращения «Монаха» в «краску» все цвета игроков должны каждый раз меняться, чтобы новый «Покупатель» не знал, какие цвета есть в магазине. Также можно использовать базовые цвета, которые всё равно требуют некоторой догадки. Например, «бирюзовый», «серебряный» и «бронзовый». В этом случае «Монаху» будет сложнее найти нужные цвета, и ему придётся выполнить задание. Этот вариант подходит для детей постарше и взрослых. Задания можно давать по очереди не только от «Продавца», но и от самих цветов[2].

Вариант игры «Чёрт и краски»

В этом варианте игры вместо «Монаха» выступает «Чёрт». Он также приходит в магазин за красками, ведёт следующий диалог с продавцом:

Тук, тук!

— Кто там?

— Я «Чёрт» с рогами, с пирогами, на лбу шишка, в кармане — жареная мышка!

— За чем к нам пришёл?

— За краской!

— За какой?

— За белой… (название краски)

Когда краска названа и выложена на полки магазина, «Чёрт» ударяет Продавца по ладони, расплачиваясь за выбранную краску. После последнего удара краска вскакивает и убегает. Кроме того, было два варианта развития событий.

Вариант 1. «Чёрт» пытается догнать краску. Пойманная «краска» становится «Чёртом». Если игрок смог вернуться на скамейку, игра продолжается.

Вариант 2. Когда названная «краска» убегает, «Чёрт» как можно быстрее говорит: «Стоп, краска (называется цвет), раз, два, три. Полная остановка!» При последнем слове бегущий участник должен был остановиться. «Чёрт» должен был заранее определить, сколько шагов потребуется, чтобы добраться до «краски». Чем дальше «краска» убегает, тем сложнее. Игра выглядит просто: если покупатель достигнет краски после определённого количества шагов, он побеждает. Однако в этой игре есть вариации. Количество шагов, которые делает «Чёрт», совсем не обычные. Шаги могут быть:

• простые;

• гигантские (очень широкие);

• лилипутские (маленькие шаги);

• верблюжьи (плевок вперед и шаг);

• куриные;

• шаги — кирпичики (пятка к носку) и т. д.

Каждая компания придумывает свой вариант шагов. Итак, «Чёрту» говорят, какой шаг он должен сделать (например, куриный и лилипутский), и «чёрт» зрительно определяет, сколько и каких шагов он должен сделать. Он делает всё это и пытается дотронуться до «краски». Если это удается, «краска» становится «Чёртом»[4].

Примечания

  1. Детская игра — «Чёрт и краски» («Монах и краски»). Чем занять ребёнка? (портал детских и подростковый игр) (5 ноября 2015). Дата обращения: 14 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 Детская игра Краски для большой компании. Правила и варианты игры. Игры для всей семьи (сайт) (4 июня 2018). Дата обращения: 13 августа 2024.
  3. Чуева Ю. Подвижная игра «Краски». Nsportal.ru (образовательная социальная сеть) (11 апреля 2020). Дата обращения: 13 августа 2024.
  4. Каспарова Ю. Игры нашего детства. Летний лагерь (сайт) (5 июня 2007). Дата обращения: 13 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!