Мозаика

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Потолочная мозаика в Неоновом баптистерии. Равенна, Италия. Построен примерно в 6 веке н. э. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Моза́ика — это вид монументальной живописи, в котором изобразительные и орнаментальные композиции создаются из маленьких элементов, называемых тессерами, изготовленных из природных материалов (например, галька, раковины, природный камень) или искусственных материалов (таких как смальта, эмаль). В отличие от инкрустации, мозаика характеризуется униформностью элементов. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, а иногда даже предметы декоративно-прикладного искусства. В некоторых случаях мозаика использовалась для создания произведений изобразительного искусства, таких как мозаичные иконы и портреты[1].

Изготовление мозаики в Израиле

Мозаика — техника, при которой создаются художественные изображения или декоративные орнаменты на различных поверхностях путём закрепления множества мелких кусочков твёрдых материалов к основе. Термин «мозаика» также употребляется для обозначения произведений искусства, выполненных с использованием этой старинной техники[2].

Происхождение понятия

Слово «панно» происходит от французского «panneau», что в свою очередь относится к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под термином «панно» обычно понимается декоративное произведение, предназначенное для заполнения участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям относятся барельеф, резные или лепные композиции. Основным признаком панно является его неподвижность и монументальность, подразумевая похожесть на кусок ткани, то есть вставку на стену[3].

Слово «мозаика» происходит от французского «mosaïque» и итальянского «mosaico», которые, в свою очередь, связаны с латинским (opus) musivum — произведением, посвящённым музам. Мозаика представляет собой декоративно-прикладное и монументальное искусство, объединяющее эстетическое наслаждение и утилитарную функцию. Мозаика может быть изготовлена из различных материалов, таких как цветные камни, смальта, керамическая плитка и прочие[3].

Таким образом, мозаичное панно представляет собой большую панель с вкраплениями кусочков разноцветных материалов, формирующих образ или узор. Оно выполняет как эстетическую, так и утилитарную функции. Иногда под мозаичностью понимается объединение разнородных элементов, которые по отдельности не представляют собой ничего особенного, но в совокупности создают цельное и уникальное произведение[3][4].

История мозаичного искусства

Зарождение мозаики

Искусство мозаики зародилось в древние времена, когда цивилизации стали улучшать свою окружающую среду. Стремление к прекрасному всегда присуще людям. Уже в IV веке до н. э. шумеры осознали, что серые дома выглядят уныло и не привлекательно. Они начали украшать стены домов глиняными палочками с разноцветными наконечниками, вбивая их в стены и создавая узоры из наконечников. Таким образом появились первые примеры мозаичного искусства[5].

Со временем орнаменты стали появляться на полах, но для их создания уже использовали не глиняные палочки, а натуральную гальку. Этот способ создания мозаики дошёл до наших дней. Его часто используют дизайнеры при оформлении ландшафтов, особенно популярен в Англии[5].

Первые примеры галечных мозаик относятся к V веку до н. э. Они были обнаружены во время раскопок в Древнем Коринфе. На этих мозаиках изображены животные, люди и мифические существа, украшены растительными узорами и геометрическими фигурами. В древности мозаичное искусство становилось всё более популярным, мастера разрабатывали новые методики. Скоро они начали применять кусковой камень и разноцветное стекло. Благодаря этим материалам их работы становились более реалистичными и яркими. В Древнем Риме мастера, хотя и создавали мозаичные композиции, называли их по-другому — литостроты. Это были полы и стены, украшенные изображениями из мелкой гальки или мраморных фрагментов. Кусочки камня, используемые для литострат, называли тессерами[5].

Фотография мозаичных сцен на скульптуре «Морской змей» в парке Фанни Мэй Диз в Нэшвилле, Теннесси. Создана из тех же мозаичных плиток ручной работы, которые покрывают остальную часть скульптуры

Одним из величайших шедевров того времени является картина «Битва Александра Македонского с Дарием». Она состоит из миллионов разноцветных камешков и занимает площадь более 15 квадратных метров. Эту работу можно увидеть в Неаполе, она экспонируется в Национальном археологическом музее[5].

Античность

Именно в период древности возникла постоянная и растущая потребность в мозаике, которая в конечном итоге была систематизирована и привела к разработке оптимальной техники, соответствующей требованиям того времени[6].

Эта техника основывается на инженерной целесообразности, присущей римской культуре в целом, которая сформулировала основные принципы римской мозаики. С другой стороны, на неё оказал влияние чисто экономический фактор, спрос на рынке, который требовал повышения производительности в производстве мозаики. Действительно, создание изображения из разнообразных по размеру частей требует больше времени и усилий, чем использование модульной схемы, стандартизированной на определённый уровень. Этот метод преобразования реального изображения с использованием модульной системы мелких кубиков, где степень стилизации зависит от размера модуля, был открыт и совершенствован мастерами древности и до сегодняшнего дня используется как универсальный стиль мозаики[6].

Для улучшения организации производства мозаики процесс изготовления был разделён на две части: техническую — накол модуля и художественную — непосредственное создание изображения. Наколом модуля занимались рабы, выполняя это механически и независимо от конкретного изображения. Они готовили кубики из мягких мраморов различных цветов, называемых «тиссеры», приблизительно одинакового размера. Затем художники-ремесленники, принадлежащие к другому социальному классу, выкладывали изображение по эскизу прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и подкалывая его только в нужных местах, чтобы изменить форму кубика на трапецию или треугольник. По завершении работ мозаика могла быть отшлифована более твёрдыми каменными материалами. Такая техника, разработанная и совершенствованная на протяжении веков, стала известна как римская мозаика[6].

Искусство Египта

Весь предметный мир Древнего Египта, который до нас дошёл благодаря раскопкам, глубоко пропитан художественными принципами мозаики. Использование инкрустации камнями, слоновой костью, различными породами дерева, предметами повседневной жизни, предметами культа и оружия неотъемлемо связано с древнеегипетской цивилизацией, которая оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Можно утверждать, что именно яркая мозаичность предметов прикладного искусства с их богатством приёмов, материалов и техник создаёт волшебную атмосферу Древнего Востока, олицетворённую египетской цивилизацией[6].

Ранние христиане и Византия

Вплоть до XIII века Византия играла ведущую роль в развитии стеклоделия, но затем центром производства стекла в Европе стала Венеция. Здесь художественное стеклоделие пережило свой подъём в XV—XVI веках. Венецианские мастера создавали разнообразные декоративные сосуды из прозрачного или окрашенного стекла, а также туалетные зеркала, которые тогда были настоящим открытием, бисер, бусы и другие художественные стеклянные изделия, которые пользовались огромной популярностью[7].

В эпоху Византийской империи мозаичное искусство достигло своего пикового развития. Византийская мозаика приобрела более изысканный характер, где использовались камни более мелкого модуля и тонкая кладка, а фон изображений чаще всего был золотистым. Важно отметить, что мозаика в это время была не только роскошным украшением интерьера, но и своеобразной хроникой библейских событий[8].

Мозаичная фреска, созданная Доном Россом в 1959 году, сейчас выставлена на площади Анзак, Брисбен (фотография Джози Хуанг, Государственная библиотека Квинсленда, 2019)

В период ренессанса была усовершенствована техника мозаики, известная как флорентийская, названная по городу, где она была разработана и позднее распространилась по всей Европе. Её основной принцип заключается в подборе разнообразных кусков натурального камня, которые не только плотно соединяются друг с другом, но и своей структурой подчёркивают особенности изображаемого объекта. Размер и форма кусков, из которых состоит мозаика, варьируются и подчёркивают особенности изображения. Эта техника основана на использовании естественного узора в камне[6].

Камень, как художественный материал этой мозаики, не только придаёт ей цвет, но и характерную текстуру, которую нельзя достичь другими способами. Одной из характеристических особенностей этого вида мозаики является полировка, благодаря которой цвет и структура камня проявляются наиболее ярко и насыщенно[6].

В начальный период развития флорентийской мозаики использовались мягкие и легкодоступные породы мрамора, добываемые на юге Европы. С течением времени, по мере распространения этой техники, материалы, применяемые в ней, стали всё более разнообразными, а география её использования расширилась. Каменный материал для мозаики стали поставлять со всех континентов, расширяя цветовой и текстурный диапазон этой техники[6].

На всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены работы российских мастеров, которые использовали уральские самоцветы при создании мозаичных изделий. Эти работы поразили опытную европейскую аудиторию яркостью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, использованных для создания объёмных ваз. Это отметило появление уникального вида флорентийской мозаики, известной как русская мозаика[6].

Итальянская мозаика

Произведения флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров можно считать образцами мозаичного искусства. На тот момент художники создавали композиции из разнообразных материалов, таких как смальта, камни, керамические плитки, шпон дерева и другие[9].

Самую древнюю мозаику Византии датируют III—IV веками н. э., начало создания которой связано с заказом от католической церкви. Преимущественно художники изображали библейские сюжеты. В работе византийские мастера часто использовали смальту — цветное стекло. Для создания композиций они применяли смальту с добавлением золота в порошковой форме, а также медь и ртуть. Мозаика составлялась из маленьких квадратных (и иногда других форм) фрагментов, которые плотно укладывались друг к другу, создавая рельефную поверхность и придавая рисунку ощущение объёма. Именно поэтому византийская мозаика считалась воплощением высшего искусства. Великолепные древние мозаики можно увидеть в храмах Италии (Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (Собор святой Софии в Стамбуле)[9].

Мозаика в России

Мозаика Христа и Марии на небесном троне

Искусство древних византийцев было передано на множество стран, включая Россию. Первые работы появились в Софии Киевской. Через тысячелетие они выглядят так, словно были созданы только вчера. Исторические летописи утверждают, что мозаики в Софии Киевской создавались византийскими мастерами. В то время как мозаики в соборе Архангела Михаила уже собирали русские мастера.

Пархомовка. Мозаики Рериха Н. К.

Позже связь между Русью и Византией была утрачена, что привело к затуханию мозаичного искусства. Только в XVII веке благодаря Михаилу Ломоносову эта техника была вновь оживлена. Ломоносов самостоятельно разработал методы приготовления смальты и организовал их производство. Он создал множество образцов смальты и задумывал цикл картин, посвящённых жизни Петра I. Однако первая картина «Полтава» была жёстко раскритикована Екатериной II. Это привело к тому, что Ломоносов не смог возродить мозаичное искусство. В дальнейшем в России оно было забыто на длительное время[5].

Только с появлением модернизма в России в XIX веке мозаичное искусство вновь стало актуальным. В 1890 году отец и сын Фроловы создали свою частную мастерскую в Петербурге, которой принадлежит знаменитая мозаика на стене храма Спаса на Крови.

Одним из первых в монументальной живописи ХХ века был Н. К. Рерих. Он обратился к традиционному для византийско-древнерусского искусства материалу нешлифованной мозаики в стилистике исконного православного искусства[10].

При Хрущёве мозаика в России получила новое значение. Советским мастерам было поручено украшать здания, чтобы избежать однообразия и унылости. Художники создали множество произведений, отображающих жизнь советских граждан. Мозаики стали украшать не только жилые здания, но также дворцы спорта, культуры, универмаги, поликлиники и другие сооружения[5].

Разновидности мозаики

Способы укладки

Мозаика представляет собой трудоёмкую работу, требующую от художника огромного терпения, но в то же время она является уникальным искусством, вызывающим восхищение. Несмотря на широкий спектр используемых материалов, существует всего два основных метода раскладки мозаичных элементов:

  • прямой.

При использовании прямого метода мастер приклеивает кусочки мозаики прямо на подготовленную поверхность. Этот способ укладки был изобретён много лет назад и сохранил свою эффективность за многие тысячелетия. Он необходим при создании уникальных авторских мозаичных композиций[2].

  • обратный.

Обратный метод укладки стал широко распространён только в ХХ веке. Он заключается в том, что сначала мозаичные элементы приклеивают лицевой стороной к бумажному листу, а затем полученное полотно крепят обратной стороной к основанию. Этот метод часто применяется строителями-мастерами для ускорения и упрощения процесса декоративной отделки стен во время ремонта[2].

Техника и материалы

Мозаика — это вид искусства, при котором изображение создаётся путём составления и закрепления мелких однородных частей. Обычно мозаика выполняется по заранее разработанному эскизу. Существуют два основных метода создания мозаики: прямой и обратный. При прямом методе частицы мозаики сразу укладываются и вдавливаются в основу, используя различные материалы. При обратном методе частицы сначала укладываются лицевой стороной вниз на подложку, затем закрепляются, и после затвердевания основы подложка удаляется. Швы в мозаике заполняются клеем или другим скрепляющим веществом. Иногда готовую мозаику шлифуют и полируют для придания более гладкого и блестящего внешнего вида[11].

Искусство мозаики имеет огромное разнообразие художественных возможностей. В качестве материалов для создания можно использовать разнообразные природные и искусственные источники, такие как:

Благодаря такому многообразию материалов и их размеров возможно достичь различных художественных эффектов и цветовых решений. Мозаика позволяет создавать широкий спектр изображений, начиная от крупных монументальных архитектурных панно и заканчивая изящными декоративными элементами предметов прикладного искусства[11].

Мозаичные панно и картины должны быть не только прочными, но и устойчивыми к изменениям температуры и влажности. Поэтому чаще всего мастера используют следующие материалы для создания мозаики: керамику, смальту, натуральный камень, бисер, раковины моллюсков и металл[2].

Примечания

  1. Мозаика. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Мозаика — искусство создания цельной картины из множества мелких отдельных кусочков. veryimportantlot.com. Дата обращения: 12 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Мозаичное панно. galamosaic.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
  4. Мозаика. ecanet.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Мозаика от древности до современности: как зарождалось и развивалось искусство в разные эпохи. zvetnoe.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Экскурс в историю мозаики. artmonument.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
  7. Виссарионова Т. История возникновения мозаики. nsportal.ru (7 апреля 2013). Дата обращения: 12 июня 2024.
  8. История мозаики. www.livemaster.ru (7 декабря 2018). Дата обращения: 12 июня 2024.
  9. 9,0 9,1 Иванова М. История мозаики: от Византии до Ломоносова и современных интерьеров. blog.postel-deluxe.ru (7 мая 2019). Дата обращения: 12 июня 2024.
  10. Тарасенко О. А. Наследие Киевской Руси в мозаиках Н. К. Рериха. Дата обращения: 8 августа 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 Мозаика. /artchive.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!