Потолочная мозаика в Неоновом баптистерии. Равенна, Италия. Построен примерно в 6 веке н. э. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Моза́ика — это вид монументальной живописи, в котором изобразительные и орнаментальные композиции создаются из маленьких элементов, называемых тессерами, изготовленных из природных материалов (например, галька, раковины, природный камень) или искусственных материалов (таких как смальта, эмаль). В отличие от инкрустации, мозаика характеризуется униформностью элементов. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, а иногда даже предметы декоративно-прикладного искусства. В некоторых случаях мозаика использовалась для создания произведений изобразительного искусства, таких как мозаичные иконы и портреты[1].
Изготовление мозаики в Израиле
Мозаика — техника, при которой создаются художественные изображения или декоративные орнаменты на различных поверхностях путём закрепления множества мелких кусочков твёрдых материалов к основе. Термин «мозаика» также употребляется для обозначения произведений искусства, выполненных с использованием этой старинной техники[2].
Происхождение понятия
Слово «панно» происходит от французского «panneau», что в свою очередь относится к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под термином «панно» обычно понимается декоративное произведение, предназначенное для заполнения участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям относятся барельеф, резные или лепные композиции. Основным признаком панно является его неподвижность и монументальность, подразумевая похожесть на кусок ткани, то есть вставку на стену[3].
Слово «мозаика» происходит от французского «mosaïque» и итальянского «mosaico», которые, в свою очередь, связаны с латинским (opus) musivum — произведением, посвящённым музам. Мозаика представляет собой декоративно-прикладное и монументальное искусство, объединяющее эстетическое наслаждение и утилитарную функцию. Мозаика может быть изготовлена из различных материалов, таких как цветные камни, смальта, керамическая плитка и прочие[3].
Таким образом, мозаичное панно представляет собой большую панель с вкраплениями кусочков разноцветных материалов, формирующих образ или узор. Оно выполняет как эстетическую, так и утилитарную функции. Иногда под мозаичностью понимается объединение разнородных элементов, которые по отдельности не представляют собой ничего особенного, но в совокупности создают цельное и уникальное произведение[3][4].
История мозаичного искусства
Зарождение мозаики
Искусство мозаики зародилось в древние времена, когда цивилизации стали улучшать свою окружающую среду. Стремление к прекрасному всегда присуще людям. Уже в IV веке до н. э.шумеры осознали, что серые дома выглядят уныло и не привлекательно. Они начали украшать стены домов глиняными палочками с разноцветными наконечниками, вбивая их в стены и создавая узоры из наконечников. Таким образом появились первые примеры мозаичного искусства[5].
Со временем орнаменты стали появляться на полах, но для их создания уже использовали не глиняные палочки, а натуральную гальку. Этот способ создания мозаики дошёл до наших дней. Его часто используют дизайнеры при оформлении ландшафтов, особенно популярен в Англии[5].
Первые примеры галечных мозаик относятся к V веку до н. э. Они были обнаружены во время раскопок в Древнем Коринфе. На этих мозаиках изображены животные, люди и мифические существа, украшены растительными узорами и геометрическими фигурами. В древности мозаичное искусство становилось всё более популярным, мастера разрабатывали новые методики. Скоро они начали применять кусковой камень и разноцветное стекло. Благодаря этим материалам их работы становились более реалистичными и яркими. В Древнем Риме мастера, хотя и создавали мозаичные композиции, называли их по-другому — литостроты. Это были полы и стены, украшенные изображениями из мелкой гальки или мраморных фрагментов. Кусочки камня, используемые для литострат, называли тессерами[5].
Фотография мозаичных сцен на скульптуре «Морской змей» в парке Фанни Мэй Диз в Нэшвилле, Теннесси. Создана из тех же мозаичных плиток ручной работы, которые покрывают остальную часть скульптуры
Одним из величайших шедевров того времени является картина «Битва Александра Македонского с Дарием». Она состоит из миллионов разноцветных камешков и занимает площадь более 15 квадратных метров. Эту работу можно увидеть в Неаполе, она экспонируется в Национальном археологическом музее[5].
Античность
Именно в период древности возникла постоянная и растущая потребность в мозаике, которая в конечном итоге была систематизирована и привела к разработке оптимальной техники, соответствующей требованиям того времени[6].
Эта техника основывается на инженерной целесообразности, присущей римской культуре в целом, которая сформулировала основные принципы римской мозаики. С другой стороны, на неё оказал влияние чисто экономический фактор, спрос на рынке, который требовал повышения производительности в производстве мозаики. Действительно, создание изображения из разнообразных по размеру частей требует больше времени и усилий, чем использование модульной схемы, стандартизированной на определённый уровень. Этот метод преобразования реального изображения с использованием модульной системы мелких кубиков, где степень стилизации зависит от размера модуля, был открыт и совершенствован мастерами древности и до сегодняшнего дня используется как универсальный стиль мозаики[6].
Для улучшения организации производства мозаики процесс изготовления был разделён на две части: техническую — накол модуля и художественную — непосредственное создание изображения. Наколом модуля занимались рабы, выполняя это механически и независимо от конкретного изображения. Они готовили кубики из мягких мраморов различных цветов, называемых «тиссеры», приблизительно одинакового размера. Затем художники-ремесленники, принадлежащие к другому социальному классу, выкладывали изображение по эскизу прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и подкалывая его только в нужных местах, чтобы изменить форму кубика на трапецию или треугольник. По завершении работ мозаика могла быть отшлифована более твёрдыми каменными материалами. Такая техника, разработанная и совершенствованная на протяжении веков, стала известна как римская мозаика[6].
Искусство Египта
Весь предметный мир Древнего Египта, который до нас дошёл благодаря раскопкам, глубоко пропитан художественными принципами мозаики. Использование инкрустации камнями, слоновой костью, различными породами дерева, предметами повседневной жизни, предметами культа и оружия неотъемлемо связано с древнеегипетской цивилизацией, которая оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Можно утверждать, что именно яркая мозаичность предметов прикладного искусства с их богатством приёмов, материалов и техник создаёт волшебную атмосферу Древнего Востока, олицетворённую египетской цивилизацией[6].
Ранние христиане и Византия
Вплоть до XIII векаВизантия играла ведущую роль в развитии стеклоделия, но затем центром производства стекла в Европе стала Венеция. Здесь художественное стеклоделие пережило свой подъём в XV—XVI веках. Венецианские мастера создавали разнообразные декоративные сосуды из прозрачного или окрашенного стекла, а также туалетные зеркала, которые тогда были настоящим открытием, бисер, бусы и другие художественные стеклянные изделия, которые пользовались огромной популярностью[7].
В эпоху Византийской империи мозаичное искусство достигло своего пикового развития. Византийская мозаика приобрела более изысканный характер, где использовались камни более мелкого модуля и тонкая кладка, а фон изображений чаще всего был золотистым. Важно отметить, что мозаика в это время была не только роскошным украшением интерьера, но и своеобразной хроникой библейских событий[8].
Мозаичная фреска, созданная Доном Россом в 1959 году, сейчас выставлена на площади Анзак, Брисбен (фотография Джози Хуанг, Государственная библиотека Квинсленда, 2019)
В период ренессанса была усовершенствована техника мозаики, известная как флорентийская, названная по городу, где она была разработана и позднее распространилась по всей Европе. Её основной принцип заключается в подборе разнообразных кусков натурального камня, которые не только плотно соединяются друг с другом, но и своей структурой подчёркивают особенности изображаемого объекта. Размер и форма кусков, из которых состоит мозаика, варьируются и подчёркивают особенности изображения. Эта техника основана на использовании естественного узора в камне[6].
Камень, как художественный материал этой мозаики, не только придаёт ей цвет, но и характерную текстуру, которую нельзя достичь другими способами. Одной из характеристических особенностей этого вида мозаики является полировка, благодаря которой цвет и структура камня проявляются наиболее ярко и насыщенно[6].
В начальный период развития флорентийской мозаики использовались мягкие и легкодоступные породы мрамора, добываемые на юге Европы. С течением времени, по мере распространения этой техники, материалы, применяемые в ней, стали всё более разнообразными, а география её использования расширилась. Каменный материал для мозаики стали поставлять со всех континентов, расширяя цветовой и текстурный диапазон этой техники[6].
На всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены работы российских мастеров, которые использовали уральские самоцветы при создании мозаичных изделий. Эти работы поразили опытную европейскую аудиторию яркостью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, использованных для создания объёмных ваз. Это отметило появление уникального вида флорентийской мозаики, известной как русская мозаика[6].
Итальянская мозаика
Произведения флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров можно считать образцами мозаичного искусства. На тот момент художники создавали композиции из разнообразных материалов, таких как смальта, камни, керамические плитки, шпон дерева и другие[9].
Самую древнюю мозаику Византии датируют III—IV веками н. э., начало создания которой связано с заказом от католической церкви. Преимущественно художники изображали библейские сюжеты. В работе византийские мастера часто использовали смальту — цветное стекло. Для создания композиций они применяли смальту с добавлением золота в порошковой форме, а также медь и ртуть. Мозаика составлялась из маленьких квадратных (и иногда других форм) фрагментов, которые плотно укладывались друг к другу, создавая рельефную поверхность и придавая рисунку ощущение объёма. Именно поэтому византийская мозаика считалась воплощением высшего искусства. Великолепные древние мозаики можно увидеть в храмах Италии (Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (Собор святой Софии в Стамбуле)[9].
Мозаика в России
Мозаика Христа и Марии на небесном троне
Искусство древних византийцев было передано на множество стран, включая Россию. Первые работы появились в Софии Киевской. Через тысячелетие они выглядят так, словно были созданы только вчера. Исторические летописи утверждают, что мозаики в Софии Киевской создавались византийскими мастерами. В то время как мозаики в соборе Архангела Михаила уже собирали русские мастера.
Пархомовка. Мозаики Рериха Н. К.
Позже связь между Русью и Византией была утрачена, что привело к затуханию мозаичного искусства. Только в XVII веке благодаря Михаилу Ломоносову эта техника была вновь оживлена. Ломоносов самостоятельно разработал методы приготовления смальты и организовал их производство. Он создал множество образцов смальты и задумывал цикл картин, посвящённых жизни Петра I. Однако первая картина «Полтава» была жёстко раскритикована Екатериной II. Это привело к тому, что Ломоносов не смог возродить мозаичное искусство. В дальнейшем в России оно было забыто на длительное время[5].
Только с появлением модернизма в России в XIX веке мозаичное искусство вновь стало актуальным. В 1890 году отец и сын Фроловы создали свою частную мастерскую в Петербурге, которой принадлежит знаменитая мозаика на стене храма Спаса на Крови.
Одним из первых в монументальной живописи ХХ века был Н. К. Рерих. Он обратился к традиционному для византийско-древнерусского искусства материалу нешлифованной мозаики в стилистике исконного православного искусства[10].
При Хрущёве мозаика в России получила новое значение. Советским мастерам было поручено украшать здания, чтобы избежать однообразия и унылости. Художники создали множество произведений, отображающих жизнь советских граждан. Мозаики стали украшать не только жилые здания, но также дворцы спорта, культуры, универмаги, поликлиники и другие сооружения[5].
Разновидности мозаики
Способы укладки
Мозаика представляет собой трудоёмкую работу, требующую от художника огромного терпения, но в то же время она является уникальным искусством, вызывающим восхищение. Несмотря на широкий спектр используемых материалов, существует всего два основных метода раскладки мозаичных элементов:
прямой.
При использовании прямого метода мастер приклеивает кусочки мозаики прямо на подготовленную поверхность. Этот способ укладки был изобретён много лет назад и сохранил свою эффективность за многие тысячелетия. Он необходим при создании уникальных авторских мозаичных композиций[2].
обратный.
Обратный метод укладки стал широко распространён только в ХХ веке. Он заключается в том, что сначала мозаичные элементы приклеивают лицевой стороной к бумажному листу, а затем полученное полотно крепят обратной стороной к основанию. Этот метод часто применяется строителями-мастерами для ускорения и упрощения процесса декоративной отделки стен во время ремонта[2].
Техника и материалы
Мозаика — это вид искусства, при котором изображение создаётся путём составления и закрепления мелких однородных частей. Обычно мозаика выполняется по заранее разработанному эскизу. Существуют два основных метода создания мозаики: прямой и обратный. При прямом методе частицы мозаики сразу укладываются и вдавливаются в основу, используя различные материалы. При обратном методе частицы сначала укладываются лицевой стороной вниз на подложку, затем закрепляются, и после затвердевания основы подложка удаляется. Швы в мозаике заполняются клеем или другим скрепляющим веществом. Иногда готовую мозаику шлифуют и полируют для придания более гладкого и блестящего внешнего вида[11].
Искусство мозаики имеет огромное разнообразие художественных возможностей. В качестве материалов для создания можно использовать разнообразные природные и искусственные источники, такие как:
Благодаря такому многообразию материалов и их размеров возможно достичь различных художественных эффектов и цветовых решений. Мозаика позволяет создавать широкий спектр изображений, начиная от крупных монументальных архитектурных панно и заканчивая изящными декоративными элементами предметов прикладного искусства[11].
Мозаичные панно и картины должны быть не только прочными, но и устойчивыми к изменениям температуры и влажности. Поэтому чаще всего мастера используют следующие материалы для создания мозаики: керамику, смальту, натуральный камень, бисер, раковины моллюсков и металл[2].
Примечания
↑Мозаика (неопр.). Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 июня 2024.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!