Высшие художественно-технические мастерские
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) | |
---|---|
Год основания | 19 декабря 1920 года |
Реорганизован | ВХУТЕИН |
Год реорганизации | 1927 год |
Тип | Высшее художественное училище |
Расположение | СССР, Москва |
Юридический адрес | Мясницкая улица, дом 21 |
ВХУТЕМАС (аббревиатура — ВХУТЕМАС) — специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования. Создано 19 декабря 1920 года в Москве и в 1926 году году реорганизованн во ВХУТЕИН.
История
Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР в 1920 году в Москве были созданы Высшие государственные художественно-технические мастерские с формулировкой: «специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования»[1]. Образован путём слияния московских Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских. Которые в свою очередь возникли в 1918 году на основе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Московского Строгановского художественного училища. Первым ректором был назначен Ефим Равдель[2][3][4].
В 1918 году на базе Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, которые в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские. Ставшие филиалом основного московского ВХУТЕМАСа[4].
В Высших художественно-технических мастерских готовились художники-мастера высшей квалификации для промышленности, специалисты художественного конструирования, художники-станковисты, архитекторы и педагоги для художественно-технического образования. Мастерские объединяли факультеты: художественные, включавшие: живописный, скульптурный и архитектурный и художественно-производственные, включавшие: полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Перед производственными факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека, в том числе предметы быта, орудия труда[3][2][4].
Учебная программа Высших художественных мастерских включала общий для всех специальностей пропедевтический курс, сочетавший научные и художественные дисциплины для обучения студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования. Введение формально-аналитического метода в преподавание, в том числе упражнения по дисциплинам: пространство, объём, цвет, графика, эксперименты с конструированием предметно-пространственной среды явились импульсом для развития авангардных направлений в архитектуре и дизайне. Эти законы авторы курса Фаворский, Павлинов, Истомин, Чайков, Ладовский считали универсальными для создания как произведений изобразительного искусства, так и для художественного конструирования предметов быта и техники. Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов. Разносторонняя подготовка на пропедевтическом курсе сочеталась с последующей специализацией на выбранных студентами факультетах. В Высших художественных мастерских, а также в учебном заведении и архитектурно-художественном объединении «Баухауз» в Германии впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов. Важной частью нового метода обучения был разработанный в мастерских и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин[3][2][4].
На производственных факультетах ВХУТЕМАСа разрабатывали проекты трансформирующейся мебели, в том числе кресла-кровати, шкафы-столы, массовой посуды, светильников. На Высших художественно-технических мастерских преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции русской художественной школы предреволюционных десятилетий, главным образом Московского училища живописи, ваяния и зодчества — Абрам Архипов, Павел Кузнецов, Илья Машков, Дмитрий Кардовский, так и представители производственного искусства, такие как Александр Родченко, Владимир Татлин. На производственных факультетах практически претворялись теоретические взгляды «производственников», отождествлявших художественное творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей, которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистическом обществе. Такое отождествление приводило ряд педагогов в их преподавательской практике на разных факультетах к отрицанию образной природы и познавательной роли искусства, к отрицанию его традиционных и прежде всего станковых форм[2].
В 1926 году Высшие художственные мастерские был преобразован в Высший художественно-технический институт, основу которого составляли архитектурный и производственный факультеты. В 1930 году был закрыт и он, а на базе архитурного факультета ВХУТЕИНа и архитектурно-строительного факультета МВТУ был создан Московский архитектурный институт. Живописный и скульптурный факультеты ВХУТЕИНа были переведены в Ленинград, а полиграфический и текстильный факультеты влились в Московский полиграфический институт и Московский текстильный институт.
Ректоры
- 1920 — 1923 — Равдель, Ефим Владимирович
- 1923 — 1926 — Фаворский, Владимир Андреевич
- 1926 — Новицкий, Павел Иванович
Известные педагоги
- Архипов, Абрам Ефимович
- Веснин, Александр Александрович
- Герасимов, Сергей Васильевич
- Гинзбург, Моисей Яковлевич
- Голубкина, Анна Семёновна
- Голосов, Илья Александрович
- Древин, Александр Давыдович
- Истомин, Константин Николаевич
- Кандинский, Василий Васильевич
- Кардовский, Дмитрий Николаевич
- Кринский, Владимир Фёдорович
- Кузнецов, Павел Варфоломеевич
- Купреянов, Николай Николаевич
- Куприн, Александр Васильевич
- Ладовский, Николай Александрович
- Лавинский, Антон Михайлович
- Нивинский, Игнатий Игнатьевич
- Лисицкий, Лазарь Маркович
- Мельников, Константин Степанович
- Митурич, Пётр Васильевич
- Мухина, Вера Игнатьевна
- Нисс-Гольдман, Нина Ильинична
- Нюренберг, Амшей Маркович
- Павлинов, Павел Яковлевич
- Родченко, Александр Михайлович
- Степанова, Варвара Фёдоровна
- Татлин, Владимир Евграфович
- Удальцова, Надежда Андреевна
- Фаворский, Владимир Андреевич
- Фальк, Роберт Рафаилович
- Флоренский, Павел Александрович
- Шехтель, Фёдор Осипович
- Шевченко, Александр Васильевич
- Штеренберг, Давид Петрович
- Щусев, Алексей Викторович
- Келин, Пётр Иванович
- Лолейт, Артур Фердинандович
- Ефимов, Иван Семёнович
- Чайков, Иосиф Моисеевич
- Чириков, Григорий Осипович
- Бела Уиц
Известные выпускники
- Антонов, Фёдор Васильевич
- Дейнека, Александр Александрович
- Деньшин, Алексей Иванович
- Долгоруков, Николай Андреевич
- Григорьев, Сергей Алексеевич
- Ерёмин, Юрий Петрович
- Жекулина, Ольга Анатольевна
- Залесская, Любовь Сергеевна
- Игумнов, Сергей Дмитриевич
- Кольцова-Бычкова, Александра Григорьевна
- «Кукрыниксы» в которые входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов
- Кудряшёв, Владимир Владимирович
- Маркин, Сергей Иванович
- Нисский, Георгий Григорьевич
- Павлов, Леонид Николаевич
- Смирнов, Глеб Борисович
- Френкель, Илья Львович
- Чирков, Антон Николаевич
- Баженова, Зинаида Васильевна
- Лунин, Иван Петрович
- Гончаров, Андрей Дмитриевич
Примечания
- ↑ Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 ВХУТЕМАС // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 ВХУТЕМАС // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Жадова Л. А. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории // Декоративное искусство СССР. — 1970. — № 11.
Литература
- ВХУТЕМАС // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ВХУТЕМАС // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Хан-Магомедов С. О. Вхутемас. М., 1995–2000. Кн. 1–2
- Жадова Л. А. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории // Декоративное искусство СССР. — 1970. — № 11.
- Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. М.: Ладья, 2000. ISBN 5-7068-0085-5
- Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. — М.: Билингва, Едиториал УРСС, 2005. — 456 с. — ISBN 5-354-00892-1.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3.
- Власов В. Г.. ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 697-698
- Иванова-Веэн Л. И. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН: Москва — Ленинград: Выпускники 1920—1930: Справочник. — М.: АртКомМедиа, 2010. — 48 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |