Шехтель, Фёдор Осипович

Материал из «Знание.Вики»
Фёдор Осипович Шехтель
Русский и советский архитектор, живописец, график, сценограф, преподаватель Фёдор Осипович ШехтельРусский и советский архитектор, живописец, график, сценограф, преподаватель Фёдор Осипович Шехтель
Дата рождения 7 августа 1859(1859-08-07)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 7 июля 1926(1926-07-07) (66 лет)
Место смерти Москва
Гражданство СССР
Подданство Российская империя
Род деятельности Архитектура, живопись, графика, сценография
Отец Осип (Иосиф) Осипович Шехтель
Мать Дарья Карловна (Розалия Доротея) Гетлиб
Супруг(а) Наталья Тимофеевна Жегина (1861—1938)
Дети Екатерина, Борис, Вера, Лев
Награды и премии

Императорский орден Св. Анны, Императорский и царский орден Св. Станислава

Фёдор О́сипович Ше́хтель (7 августа 1859 года — 7 июля 1926 года) — русский и советский архитектор, живописец и график, сценограф — Российская империя, СССР.

Биография

Фёдор Осипович Шехтель происходил из семьи колонистов, прибывших из Баварии в июне 1766 года в колонию Шукк (руины находятся в Красноармейском районе западнее трассы (тракта) из Саратова на Астрахань. С 1942 г. село Партизанское сначала Каменского, а с 1950-х гг. — Красноармейского района Саратовской области; в промежутке между 1942 и 1950 г.г. сначала с 1942—1944 годы село было лагерным пунктом Каменского ИТЛ, а с 1944—1950 годы было лагерным подразделения в УИТЛК УМВД Саратовской области; с середины 1980-х гг. не существует)[1]. В 1820-х годах дед Ф. О. Шехтеля перебрался в Саратов. Шехтели торговали вином, золотыми и серебряными изделиями, табаком, различным мануфактурным товаром. Представители семьи пользовались в Саратове большим уважением, им принадлежало несколько магазинов и домовладений, гостиница, ткацкая фабрика и крахмальный завод. Магазины Шехтелей были также в Красноярске, Енисейске, Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Основы процветания Шехтелей заложил дед будущего зодчего, Осип Осипович, его дело продолжили пятеро сыновей — Франц, Антон, Иван, Алоиз и Осип, состоявших по завещанию «в нераздельном капитале»[2]. Будущий архитектор Франц (Фёдор) Шехтель, вероятно, так был назван в честь своего дяди Франца Осиповича Шехтеля.

Старший из сыновей Осипа Шехтеля, купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, играл заметную роль в общественной жизни Саратова. В 1840 году он стал одним из основателей первого в городе литературно-музыкального купеческого кружка — Немецкого танцевального клуба; в 1858 году выступил учредителем саратовского Коммерческого клуба; наконец, в 1859 году Ф. О. Шехтель устроил в своём загородном саду увеселительный сад «Тиволи» и построил в нём деревянный летний театр с партером и ложами. Театр, впоследствии неоднократно горевший и перестраивавшийся, положил начало истории Саратовского академического театра драмы, здание которого стоит в настоящее время на месте небольшого деревянного театра Франца Шехтеля[3].

[Фёдор Осипович|https://mitropost.ru/wp-content/uploads/2022/02/44164903671_93fc263737_b.jpg]

Сад Сервье

Имя Франца Осиповича Шехтеля ассоциируется у российских жителей в первую очередь с архитектурой, поскольку это — имя величайшего из живших в нашем государстве мастера модерна. Но саратовцы XIX века — исключение. Для них Франц Осипович Шехтель — величайший в истории города устроитель увеселительных мероприятий. Правда, речь идет не об известном архитекторе, а о его чуть менее известном родственнике, купце второй гильдии и театральном меценате, основавшем в городе Саратове популярнейший увеселительный сад. Сад, в судьбе которого были такие взлеты и падения, такие пики и провалы, что позавидовать ему может любой самый рисковый, самый авантюрный человек.

В середине девятнадцатого века это место было не примечательно ничем. Конечно, тут происходила своя жизнь, однако же к искусству она не имела никакого отношения. Писатель Гавриил Гераков, например, вспоминал: «Там, где теперь… дача Шехтеля, в мое время была голая степь. Я в детстве с товарищами своими ходил на эту степь вылавливать из нор водой сусликов, а женщины рыли здесь солодские корни для продажи; тут также паслись бараны, предназначенные на убой»[4].

Однако, в середине девятнадцатого века никто уж не помнил о баранах и сусликах. Память об этих животных затмил летний сад, который открыл тут Франц Шехтель.

Саратов тогда уже был городом крупным и шумным. Горожане, особенно летом, нуждались в загородном месте отдохновения. И шехтелев сад, находящийся в двух с лишнем верстах от тогдашнего города пришелся саратовцам как нельзя кстати. Тем более, что расстояние это было нисколько не обременительным — предприимчивый купец пустил особые омнибусы от Театральной площади до собственных владений. Помимо выступлений здесь играли в бильярд и кегли, запускали в высокое небо «аэростатический шар» и, разумеется, танцевали под звуки оркестра. «Приятно было приехать в сад Шехтель, — писал современник, — даже не ради театра и танцев, а просто насладиться чистым воздухом и послушать музыку». Однако Шехтелям сад принадлежал недолго. Уже в конце шестидесятых годов семью постигает финансовая катастрофа. Один из свидетелей этих событий писал: «Шехтели лишились всего состояния от неудачного предприятия: они вздумали добывать в Сибири золото, почему один из братьев поселился в Красноярске. На приисках Шехтели потратили весь свой капитал и влезли в большие долги. Дома их продали с аукциона»[5]. К счастью для саратовцев, сад и театр достались некому Э. Ф. Сервье — французу, парикмахеру, человеку, явно не чуждому изящных развлечений. Сад не только не меняет своего характера — напротив, он становится все интереснее и все милее горожанам. Артист В. Давыдов описал атмосферу известного сада в 1871 году: «Маленький деревянный театрик, весь спрятавшийся в зелени тенистого сада, совершенно не был приспособлен для сложных постановок, в нём не было даже приличных декораций… Лето было жаркое, и все с наслаждением после пыльного и палящего дня бросались в тенистый и чистенький сад. Были сделаны дорожки, беседки, скамейки. Сад усердно поливали водой, чтоб не было пыли. Вечером украшали цветными фонариками, а в праздники Медведев освещал его каким-то прибором, дававшим необыкновенно сильный и яркий огонь. Здесь же можно было в ресторанчике сытно, вкусно и дёшево закусить, а прекрасный оркестр услаждал музыкой. Одним словом, это было премиленькое местечко, где приятно было отдохнуть».

Увы, в 1875 году театр сгорел. Не стало привычного увеселительного заведения, хотя и «похожего на сигарный ящик», но все равно полюбившегося жителям города. Пришлось срочно отстраивать новое. Сервье не жалел своих средств, и уже в мае 1876 года «Саратовский справочный листок» коротенько отчитался: «На месте сгоревшего в саду Сервье театра открылся вновь отстроенный летний театр».

Один из завсегдатаев тогдашнего сада Сервье вспоминал: «Это был громадный тенистый сад, походивший скорее на рощу. Прямые тенистые аллеи, поросшие мелкой травой… В мелкой лесной поросли звучали трели соловья, ворковали горлинки… Высокие папоротники зеленели своими кудрявыми султанчиками, тихо покачиваясь при малейшем дуновении ветерка, а посреди этой рощи, со всех сторон окруженной вековыми благоухающими липами, возвышался большой деревянный театр, обнесенный просторной крытой террасой»[6].

Кстати, в 1877 году здесь довелось поактерствовать известному репортеру, а тогда ещё просто скитальцу без определённых занятий В. А. Гиляровскому[7]

Отец

Младший из братьев — отец будущего архитектора Осип (Иосиф) Осипович Шехтель — в середине 1840-х годов был послан на учёбу в Санкт-Петербург, где в 1857 году окончил Технологический институт. В 1855 году инженер-технолог О. О. Шехтель женился на происходившей из петербургской купеческой семьи Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлиб[8]. 26 июля (7 августа) 1859 года у них родился сын Франц-Альберт (будущий Фёдор) Шехтель. Здесь же родились старший брат архитектора Осип (1858) и сёстры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). 27 сентября (9 октября) 1859 года Франц-Альберт (или, как его звали в семье — Адя) был крещён в католическую веру в церкви Святой Екатерины.

Принятию О. О. Шехтелем решения о переезде с семьёй из Санкт-Петербурга в Саратов способствовал, видимо, его старший брат Франц. Общее дело братьев требовало постоянного внимания, а Франц Осипович тяжело болел, других братьев — Антона, Ивана и Алоиза, уже не было в живых. К тому же в городе вот-вот должен был открыться новый каменный Городской театр, и Ф. О. Шехтель опасался потерять зрителей в своём загородном деревянном театре[9],[10]. Осенью 1865 года Городская дума передала Городской театр в аренду на пять лет О. О. Шехтелю, так как из всех претендентов он предложил наиболее выгодные для города условия. Вероятно, свою роль в принятии положительного решения сыграла известность его брата на театральном поприще, а также мнение гласного Городской думы Т. Е. Жегина, женатого на дочери Ф. О. Шехтеля. Семья Шехтеля прибыла на постоянное жительство в Саратов в феврале 1866 года, когда будущему архитектору Фёдору Шехтелю было шесть лет.

Несмотря на неопытность Шехтеля-антрепренёра, за следующий после переезда в Саратов год в театре было поставлено 35 спектаклей, 20 из которых были премьерами. Спектакли имели успех у публики, положительно оценивались критиками, а декорации и костюмы отличались «вкусом и возможною роскошью». В феврале 1867 года О. О. Шехтель простудился в театре и в конце месяца скоропостижно скончался. Опекунство над семьёй брата и антрепризу в театре поначалу взял на себя Ф. О. Шехтель, однако и он спустя два месяца умер от продолжительной болезни. После смерти Ф. О. Шехтеля остались запутанные торговые дела и долги, чему способствовали привычка купца «жить на широкую ногу», а также неудачи, постигшие в бизнесе средних братьев. Так как братья были в «нераздельном капитале», оставшаяся без кормильца семья будущего архитектора осталась без средств к существованию, а большая часть имущества была продана с торгов для погашения задолженности. При этом, у нигде не работавшей Д. К. Шехтель находилось на иждивении шестеро детей (летом 1867 года, уже после смерти супруга, она родила сына Виктора Иоанна). Материальное положение семьи было настолько тяжёлым, что Дарья Карловна отдала двухлетнего Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника Ф. К. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке; старшая дочь, Ольга, вероятно также росла в чужой семье; младшие дети, в том числе Франц-Альберт, продолжали жить с матерью в описанном за долги доме, где получали домашнее образование.

Годы учёбы в Саратове

В 1871 году Д. К. Шехтель по протекции Т. Е. Жегина уехала в Москву, где устроилась экономкой в дом П. М. Третьякова, с которым Жегин поддерживал не только деловые, но и тесные дружеские отношения. Дочь Третьякова, В. П. Зилоти, вспоминала о Т. Е. Жегине: «Не помню за всё своё детство, чтобы мой отец так тепло и нежно относился к кому-нибудь из своих друзей»[11]. Семья Жегиных, у которых к этому времени уже находились на попечении дети Алоиза Осиповича, а также жила вдова Франца Осиповича, взяла на себя заботу о воспитании детей Осипа Осиповича. Франц Альберт рос с момента отъезда матери вместе с дочерьми Т. Е. Жегина, приходившимися ему двоюродными племянницами. Одна из дочерей, Наталья, много позднее стала женой архитектора.

Осенью 1871 года Франц Альберт Шехтель сдал вступительный экзамен и был зачислен во второй класс Саратовской мужской гимназии — единственного в городе учебного заведения, дававшего среднее образование и право без экзаменов поступить в Казанский университет. Плату за обучение Франца и его сестёр, вероятно, внёс Т. Е. Жегин. Учился юный Шехтель довольно посредственно, имея приличные баллы лишь по чистописанию, рисованию и черчению. Эти предметы преподавал в гимназии А. С. Годин, у которого несколькими годами ранее учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель. За недостаточные знания по арифметике и латинскому языку Шехтель был оставлен на второй год. Следующий учебный год стал для Шехтеля более успешным: он получил «отлично» по священной истории, «хорошо» по русскому языку, «удовлетворительно» по остальным предметам и был переведён в третий гимназический класс.

26 августа 1873 года Франц Шехтель стал одним из 43 «казённокоштных» воспитанников Приготовительного училища местной Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Семинария была открыта в Саратове в 1856 году для подготовки детей колонистов в священнослужители новой тираспольской католической епархии. Воспитанники училища жили в стенах семинарии постоянно. В конце 1873 года скончался попечитель Шехтеля Т. Е. Жегин, однако Франц Альберт продолжал обучение вплоть до 20 июля 1875 года, получив Свидетельство об окончании полного курса подготовительного училища.

Переезд в Москву и начало творческого пути

Летом 1875 года в Москву вместе с детьми переехала вдова Жегина и двоюродная сестра Шехтеля Екатерина Францевна. Вероятно, вместе с ней в это же время в Москву перебрался и шестнадцатилетний Франц Альберт. Шехтель поселился вместе с матерью в доме П. М. Третьякова, который принял на себя заботу о воспитании будущего архитектора. Вскоре по прибытии в Москву Шехтель начал работать в мастерской видного архитектора А. С. Каминского, с которым познакомился, вероятно, в доме Третьяковых (Каминский был женат на сестре братьев Третьяковых).

В 1875 году Ф. Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова. Позднее Шехтель вспоминал: Профессии не выбирал — было решено давно: конечно же архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества.


Шехтель учился в научном, рисовальном, живописном и архитектурном классах училища вместе с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым. С последним у Шехтеля завязалась тесная дружба, продолжавшаяся до самой смерти Н. Чехова в 1889 году. Младший брат Чехова, Михаил, вспоминал: Ещё будучи совсем молоденьким учеником, посещавшим архитектурные классы, Шехтель часто приходил к нам в 1877 г., когда мы были особенно бедны. Стоило только нашей матери сказать, что у неё нет дров, как он и его товарищ Хемус уже приносили ей под мышками по паре здоровенных поленьев, украденных ими из чужого штабеля по пути.


1 сентября 1878 года Шехтель был отчислен из училища с формулировкой «за плохую посещаемость». Вероятно, одной из причин частых прогулов занятий стала болезнь матери, которая в том же году по состоянию здоровья оставила работу у Третьяковых. С этого времени Франц-Альберт был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и заботиться о больной матери.

К 1878—1879 годам относится знакомство Франца Шехтеля с братом своего товарища Антоном Чеховым. Это знакомство переросло позднее в крепкую дружбу. Позднее Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, называл «талантливейшим из всех архитекторов мира».

Ранний период творчества (1880-е — начало 1890-х годов)

Отличительной чертой периода 1880-х — начала 1890-х годов в творческой жизни Ф. О. Шехтеля является многообразие направлений его деятельности. Архитектурная практика в эти годы была не единственным его заняти. Второй наряду с архитектурой основной областью применения творческих сил молодого Шехтеля являлось создание декораций и костюмов для театральных постановок и народных гуляний, а также проектирование временных сооружений для городских парков. Третья область деятельности Шехтеля в это время — работа в качестве художника-оформителя, виньетиста и рисовальщика.

По мнению Е. И. Кириченко, 1882—1883 годы стали поворотным рубежом в биографии Шехтеля-архитектора: с этого времени он приступил к самостоятельной архитектурной практике, начал подписывать проекты собственным именем и лично наблюдать за их реализацией. В данный период стал формироваться собственный творческий метод Шехтеля, определились его художественные интересы, сложился круг основных заказчиков.

Преобладающее место в раннем архитектурном творчестве Шехтеля занимало проектирование частных домов и загородных усадеб.

Хронологический список проектов и построек

Текст подписи
Изображение Датировка Наименование проекта Местонахождение Примечание Источники
Schechtels Draft of the Historical Museum.jpg 1875—1879 Исторический музей Россия, Москва, Красная площадь А. С. Каминским [12]
Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки Текст ячейки


1910-е годы: неоклассицизм и неорусский стиль

Один из фонарей в Камергерском переулке по эскизам Шехтеля

В конце 1900-х — начале 1910-х годов в творчестве архитектора появляются рационалистические черты и ретроспективистские тенденции, большая однотипность и простота используемых образов. В качестве примеров переосмысления классического наследия в творчестве Шехтеля в этот период можно назвать собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), выставочное здание в Камергерском переулке (1914—1915) и библиотеку-музей А. П. Чехова в Таганроге (1910).

Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.

В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешёл из католичества в православие и принял новое имя — Фёдор, с которым и вошёл в историю русской архитектуры. Миропомазание Шехтеля состоялось в православной церкви Святого Ермолая на Козьем болоте (не сохранилась, стояла на месте сквера между домами № 6 и 8 на Большой Садовой улице. В это же время сын Ф. О. Шехтеля Лев взял фамилию матери — Жегин.

Советский период жизни архитектора

К 1917 году работы для архитекторов в Москве практически не осталось. Фёдор Осипович, который оказался в это время единственным кормильцем семьи, сосредоточился на разработке платных лекций, которые читал в помещениях Московского архитектурного общества и других аудиториях. Летом того же года Шехтелю удалось найти покупателя на свой особняк на Большой Садовой, после чего семья поселилась в небольшом арендованном доме на Первой Брестской улице, 59. Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы, просил М. П. Чехову подыскать ему жильё в Крыму, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел. Уже осенью Шехтелю вновь пришлось решать вопрос с жилищем: дом на Первой Брестской был реквизирован, и Фёдор Осипович вместе с женой и старшей дочерью Катей был вынужден переехать на квартиру дочери Веры и зятя Г. Д. Гиршенберга (Малая Дмитровка, 25, кв. 22). Часть обширной коллекции и библиотеки Шехтеля была перевезена в помещения МАО, а некоторая мебель была продана за полцены для покрытия семейных расходов.

В 1918 году Шехтель возобновил преподавательскую деятельность: получив должность профессора во ВХУТЕМАСе, подготовил ряд лекций по истории искусства, включая «Микеланджело и Рафаэль» и «Сказку о трёх сёстрах: Архитектуре, Скульптуре, Живописи и их взаимоотношении в эволюции искусства», преподавал композицию в старших классах. Параллельно зодчий занимался перестройкой касс, магазина, оркестровой ямы и другими ремонтными работами в здании МХТ. В том же году он получил приглашение принять участие в крупном для того времени проекте «Иртур» (Ирригация Туркестана), который предусматривал расширение уже существовавшей сети орошения, проектирование общественных и жилых зданий. Шехтель активно занимался проектом вплоть до начала 1920 года, когда «Иртур» был ликвидирован. К периоду 1917—1920 годов относятся также проект Болшевского оптического завода по заказу Главстекла, проекты нескольких санаториев в Подмосковье и в Крыму.


В конце 1920 года Ф. О. Шехтель возглавил вновь созданную Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), основной задачей которой стала организация мероприятий по внедрению художественных решений в различных отраслях промышленности. В состав комиссии по предложению Шехтеля был включён ряд видных архитекторов, художников и преподавателей ВХУТЕМАСа. По инициативе Фёдора Осиповича комиссией был составлен словарь терминов по художественной промышленности; организовано проведение в Научно-техническом клубе цикла лекций по теме «Искусство в производство»; основан фонд даров комиссии, в который был передан ряд ценных художественных работ, включая графику самого Шехтеля. В проводимых ХПК конкурсах на составление эмблем профсоюзов, новых шрифтов и плакатов приняли участие многие известные художники. По оценке Л. В. Сайгиной, деятельность возглавляемой Ф. О. Шехтелем Художественно-производственной комиссии оказала историческое влияние на формирование новых жанров революционного искусства — агитационного фарфора, графики и текстиля.

После прекращения в январе 1922 года деятельности комиссии, Ф. О. Шехтель некоторое время работал в Главкустпроме. В том же году Фёдор Осипович возглавил выставочный комитет Общества друзей Музея им. Антона Павловича Чехова, в задачу которого входила организация выставки памяти писателя. Несмотря на то, что по экономическим причинам выставка не состоялась, Шехтель на протяжении ряда лет оставался членом общества, участвовал в его заседаниях, работал над мемуарами об А. П. Чехове. В июне 1922 года на заседании МАО, посвящённом чествованию 15-летнего пребывания Шехтеля на посту Председателя Общества, Фёдор Осипович по его просьбе был освобождён от занимаемой должности.

В начале 1923 года Шехтель принял активное участие в подготовке к празднованию 100-летия со дня открытия Малого театра. Он был избран членом Юбилейной комиссии, вошёл в качестве представителя МАО в состав Комитета по перестройке здания театра, а также стал членом Комиссии по сооружению памятника А. Н. Островскому. Шехтель разработал памятный знак Малого театра, праздничный жетон, виньетка для брошюры, программы, выполнил ряд других работ. Кроме того, архитектор провёл обследование театрального здания и составил проект его реконструкции и необходимые сметы, однако к работе по перестройке привлечён не был. В рамках деятельности Комиссии по сооружению памятника Островскому, Шехтель составил проект подземных сооружений и архитектурной части памятника. Архитектурно-строительные работы по возведению постамента были выполнены уже после смерти Шехтеля в 1926—1929 годах архитектором И. П. Машковым.

В том же году Фёдор Осипович участвовал в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Шехтель являлся председателем жюри конкурса на художественный плакат, в результате проведения которого было найдено образное решение выставки. По его проекту на территории выставки был сооружён Туркестанский павильон (совместно с художником В. Развадовским), ставший последней реализованной работой зодчего. В 1923 году были также выполнены проекты памятника 26-ти бакинским комиссарам, крематория для Петрограда и ряд других. Шехтелем было инициировано создание Музея МХАТ, куда он передал свои чертежи проекта осуществлённой в 1902 году перестройки здания в Камергерском переулке. Кроме того, архитектором в том же году были заново выполнены проект фасада с надписью нового названия театра «МХАТ», серия эскизов для обновления его эмблемы, дизайна билетов и афиш, униформы служащих.

Составленный Ф. О. Шехтелем в 1924 году в связи со смертью В. И. Ленина конкурсный проект Мавзолея имеет вид египетской пирамиды. Проект не был осуществлён, однако Е. И. Кириченко отмечает сходство предложенного Шехтелем образного решения сооружения с реализованным проектом мавзолея А. В. Щусева, который также взял за основу образцы пирамид древней Мексики. С 1 декабря 1924 года Шехтель состоял в должности заведующего архитектурным подотделом при Государственном Днепровском строительстве — проектной организации ДнепроГЭСа. К марту следующего года зодчим был выполнен проект плотины электростанции, велась разработка вариантов плотинных башен, шлюзов, мостов, других сооружений и конструкций. В мае 1925 года Ф. О. Шехтель уволился из штата Днепростроя по состоянию здоровья, однако договорился о продолжении проектирования ГЭС по отдельным соглашениям. В октябре здоровье Фёдора Осиповича ухудшилось настолько, что он вынужден был провести полгода в постели, практически не работая и оставшись без средств к существованию. Шехтель смог вернуться к выполнению чертежей по заданиям Государственного Днепровского строительства лишь в апреле 1926 года[107]. За неполный год сотрудничества с Днепростроем зодчий представил чертежи по 26 заданиям, среди которых были проект машинного здания ГЭС, моста через Днепр, ситуационный план города эксплуатационников с придуманным самим архитектором названием «Элетрополь», ряд других проектных решений.

Смерть

Назначенной Шехтелю весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало. Тяжелобольной и не имеющий работы Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:

Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. <…>

Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.

В мае зодчий переехал вместе с семьёй на арендованную дачу в Петровско-Разумовское (Новое шоссе, 23)[106]. На этой даче Фёдор Осипович Шехтель скончался от рака желудка 7 июля 1926 года. Отпевание Шехтеля прошло в церкви Святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие. Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 15) на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.

Память

Аллея Архите́ктора Ше́хтеля — аллея в Пресненском районе Центрального административного округа города Москвы, названная в честь архитектора Фёдора Шехтеля. Располагается между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком. Протяженность аллеи составляет около 103 метров. Ярославский вокзал в Москве Ф. О. Шехтеля.
Монета Банка России —
Серия: «Архитектурные шедевры России».
Серебро, 25 рублей, 2015 год

В 1987 году (по другим данным — в 1991 году) в честь Ф. О. Шехтеля была названа малая планета № 3967 — «Shekhteliya», открытая сотрудником Крымской астрофизической лаборатории Л. И. Черных в 1976 году[112].

В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей в серии «Архитектурные шедевры России», посвященная Ярославскому вокзалу, и на ней запечатлен Шехтель.

В мае 2016 года безымянный проезд в Москве между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, назван аллеей Архитектора Шехтеля. Вблизи аллеи расположено пять зданий, связанных с архитектором, в том числе два его личных особняка.

Памятник-бюст Ф. Шехтелю установлен около входа в Ярославский вокзал (со стороны Комсомольской площади).

В честь Ф. О. Шехтеля названа Аллея. До мая 2016 года аллея, представляющая собой сквер, не имела названия. 24 мая 2016 г. Правительством Москвы было принято решение назвать её в честь русского архитектора, живописца и сценографа Фёдора Шехтеля (1859—1926). По его проектам было построено большое количество столичных зданий, среди которых здания Ярославского вокзала, Московского Художественного театра в Камергерской переулке и др[13]. Неподалеку от аллеи расположены пять зданий, связанных с именем архитектора, в том числе особняк Шехтеля с флигелем-мастерской[14]

Памяти Ф. О. Шехтеля каждый год в середине декабря проводятся международные и всероссийские конференции «Пространства Шехтеля» в СГТУ имени Гагарина Ю. А. (Саратов)

Награды

  • Императорский орден Св. Анны и Императорский и царский орден Св. Станислава

Литература

Биографии

  • Кириченко Е. И. Федор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с.
  • Кириченко Е. И. Ф. Шехтель (1859—1926) // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 276—287. — 302 с.
  • Кириченко Е. И. В начале пути (О раннем творчестве Ф. Шехтеля) // Куранты. — М., 1987. — № 2. — С. 247—251.
  • Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. — М.: Юкос-Менатрон, 2000. — 332 с.
  • Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — Саратов: Памятники Отечества, 1998.
  • Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. — 2009. — № 7—8. — С. 30—49.
  • Федина М., Кириченко Е., Сайгина Л. и др. Архитектурная сказка Фёдора Шехтеля: к 150-летию со дня рождения Мастера. — М.: Русский импульс, 2010. — 264 с. — ISBN 978-5-902252-46-2.
  • Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. — М.: Архитектура- С, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 447—478. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Сайгина Л. Чародей русского модерна // Наука и жизнь. — М., 2009. — № 8. — С. 132—147.
  • Васькин А. А. Русские архитекторы. Федор Осипович Шехтель (1859—1926) // Актуальные проблемы современной науки. — М., 2008. — № 1. — С. 14—18.
  • Архитектор Ф. О. Шехтель. К 150-летию со дня рождения / Демкина С. М. — М.: ИМЛИ РАН, 2009. — 80 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9208-0331-3.
  • Мушта А. Родная земля зодчего // Годы и люди. Вып. 3. — Саратов: Годы и люди. Вып.3., 1988. — 240 с.
  • Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX – начала XX веков / Кажусь И. А.. — М.: ЦНИИПградостроительства, 1988. — 113 с.
  • Самин Д. К. Федор Осипович Шехтель (1859—1926) // 100 великих архитекторов. — М.: Вече, 2000. — С. 368—375. — 592 с. — ISBN 5-7838-0721-4.
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 273—277. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Белютин Э., Молева Н. Этот «чудесный наш Финь-Шампань!» : Федор Осипович Шехтель (1859—1926) // Москва. — 2003. — № 3. — С. 200—205.

Проекты и постройки Шехтеля

  • Архитектор Федор Шехтель: Павильоны, банки, дома, храмы эпохи эклектики и модерна / Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Вып. 5. — М.: Кучково поле, 2017. — 328 с., ил.
  • Кириченко Е. И. и др. Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2009. — 360 с. — ISBN 5-7461-0179-6.
  • Кириченко Е. И. Большая Садовая улица, 4. — М.: Московский рабочий, 1989. — 80 с.
  • Кириченко Е. И. Здание Московского художественного театра // Юный художник. — 2009. — № 1. — С. 8—13.
  • Кириченко Е. И. Театральные работы Ф. О. Шехтеля 1880-х годов в музеях Москвы // Музей 10. Искусство русского модерна. — М.: Советский художник, 1989. — С. 162—173. — 272 с. — ISBN 5-269-00074-1.
  • Анисимов А. В. Театры Москвы: Время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984. — С. 49—52. — 176 с.
  • Васькин А. А. Памятники истории и архитектуры Москвы. Ярославский вокзал // Актуальные проблемы современной науки. — М., 2008. — № 1. — С. 9—13.
  • Орельская О. В. Шехтель в Нижнем Новгороде // Архитектура СССР. — 1983. — № 1. — С. 46—50.
  • Сайгина Л. В. Особняк А. И. Дерожинской в Москве (к проблеме незавершённости памятника модерна) // Жилищное строительство. — 1998. — № 7.
  • Датиева Н. С. О домах Саввы и Зинаиды Морозовых в Арбатской части Москвы // Морозовы и Москва / Труды юбилейной научно-практической конференции «Морозовские чтения». — М., 1998.
  • Марченков А. М., Чернухина В. Н., Кириченко Е. И. Улица Качалова, 6/2. — М.: Московский рабочий, 1990. — 96 с.
  • Сафонцева Н. И. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В сб. «Архитектурное наследие и реставрация». — М.: Росреставрация, 1990. — С. 186—202.
  • Коронационный сборник 14 мая 1896 года: С соизволения Его Императорского Величества Государя Императора: в 2 т.: в 4 кн. / Под ред. В. С. Кривенко
  • Бащенко Р. Д. Богаевский К. Ф. — М.: Изобразительное искусство, 1984. — С. 15—25. — 296 с.
  • Записки Московского архитектурного общества / Ред. Курдюков Н. С. — М.: 1905—1909. Т. 2. Вып. 2. 1908: Шехтель Ф. О. О поездке на XVIII международный конгресс архитекторов в Вене.

Примечания

  1. Фёдор Шехтель — гений русского модерна из Саратова. URL: https://dzen.ru/media/id/5d0cd48270a11800afed36d7/fedor-shehtel-genii-russkogo-moderna-iz-saratova-61f7d5e5c06bbe1c2872b125]
  2. Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. — 2009. — № 7—8. — С. 30—49.
  3. Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — Саратов: Памятники Отечества, 1998.
  4. Записки о Саратове (Попов)/1893 (ДО)/I. Губернаторство А. Д. Панчулидзева. 1808—1826 г.
  5. ЛитМир — Электронная Библиотека > Митрофанов Алексей Геннадиевич > Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке. Пореформенный период > Стр.113
  6. Митрофанов А. Гиляровский. URL:https://iknigi.net/avtor-aleksey-mitrofanov/229532-gilyarovskiy-aleksey-mitrofanov/read/page-5.html
  7. Митрофанов А. Гиляровский. URL:https://iknigi.net/avtor-aleksey-mitrofanov/229532-gilyarovskiy-aleksey-mitrofanov/read/page-5.html
  8. Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. — М.: Архитектура- С, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
  9. Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. — 2009. — № 7—8. — С. 30—49.
  10. Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — Саратов: Памятники Отечества, 1998.
  11. Самохвалова Н. Жегин, друг Третьякова// Архив газеты № 3 (372) от 02.02.2016 URL:https://fn-volga.ru/news/view/id/108794
  12. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с.
  13. В столице появится аллея, названная в честь архитектора Федора Шехтеля (недоступная ссылка). «Вечерняя Москва» (17 марта 2016). Дата обращения: 28 марта 2017. Архивировано 29 марта 2017 года.
  14. Александр Мелешенко. В Москве появились аллеи Клейна, Шехтеля и проспект Ветеранов. «Российская газета». (24 мая 2016).

Ссылки

  1. Фёдор Шехтель — гений русского модерна из Саратова. URL: https://dzen.ru/media/id/5d0cd48270a11800afed36d7/fedor-shehtel-genii-russkogo-moderna-iz-saratova-61f7d5e5c06bbe1c2872b125]
  2. Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. — 2009. — № 7—8. — С. 30—49.
  3. Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — Саратов: Памятники Отечества, 1998.
  4. Записки о Саратове (Попов)/1893 (ДО)/I. Губернаторство А. Д. Панчулидзева. 1808—1826 г.
  5. Митрофанов Алексей Геннадиевич > Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке. Пореформенный период > Стр.113
  6. Митрофанов А. Гиляровский. URL:https://iknigi.net/avtor-aleksey-mitrofanov/229532-gilyarovskiy-aleksey-mitrofanov/read/page-5.html
  7. Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. — М.: Архитектура- С, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
  8. Мушта А. Шехтель: саратовские странички // Тектоника плюс. — 2009. — № 7—8. — С. 30—49.
  9. Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — Саратов: Памятники Отечества, 1998.
  10. Самохвалова Н. Жегин, друг Третьякова// Архив газеты № 3 (372) от 02.02.2016 URL:https://fn-volga.ru/news/view/id/108794
  11. Кириченко Е. И. Федор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с.