Санти, Рафаэль
Рафаэль Санти | |
---|---|
итал. Raffaello Sanzio | |
Дата рождения | 6 апреля 1483 |
Место рождения | Урбино, Герцогство Урбино |
Дата смерти | 6 апреля 1520 (37 лет) |
Место смерти | Рим, Папская область |
Подданство | Герцогство Урбино |
Род деятельности | художник, архитектор |
Отец | Джованни Санти |
Мать | Марджи Чарла |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 28 марта или 6 апреля 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — итальянский художник и архитектор, один из трёх титанов эпохи Высокого Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело[1]. Его гений получил признание не только у современников, но и в последующие века[2]. В отличие от Леонардо и Микеланджело, Рафаэль не смущал современников дерзостностью своих исканий, он стремился к высокому обобщению всего, что было достигнуто до него. Мастер обладал мягким уравновешенным характером и необычайным трудолюбием. В произведениях Рафаэля всё ясно и прозрачно, всё прекрасно и совершенно, он с необычайным талантом смог воплотить в своих картинах положительный идеал прекрасного человека и несмотря на непродолжительность жизни, художник оставил после себя великое наследие[3].
Фамилия художника часто произносилась на латинский лад как Сантиус или Санцио, а сам художник подписывал свои произведения латинизированной формой имени — Рафаэль. Именно под этим именем он и стал известен всему миру[2].
Биография
«Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах.»Джорджо Вазари
Рафаэлло Санти родился 28 марта или 6 апреля 1483 года в Центральной Италии, в небольшом городе Урбино, в семье Джованни Санти. Его отец был художником-живописцем при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утонченность. Благодаря отцу Рафаэль очень рано познакомился с жизнью герцогского двора, что помогло ему в дальнейшем, когда к нему стали обращаться заказчики из самых знатных и богатых слоёв общества. Рафаэль славился своей выдержкой и умением общаться с людьми[2].
Детство и юность. Обучение
Джорджо Вазари, в своём «Жизнеописании Рафаэля из Урбино живописца и архитектора», писал, что Рафаэль родился «в городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года»[4]. Также Вазари приводит интересную подробность о том, что Джованни Санти, предпочел, чтобы его жена сама выкормила сына и «чтобы младенец, оставаясь в родном доме, с самого нежного возраста научился отцовским нравам, а не привычкам и предрассудкам, приобретаемым в домах сельских жителей и простонародья, людей не столь благородных и грубых». Когда Рафаэль подрос, отец стал упражнять его в живописи и обнаружил в нём большую склонность к искусству. И ещё будучи совсем юнцом, Рафаэль оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для государства Урбинского[4].
Сильное влияние также оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции. Вазари полагает, что Рафаэль был представлен Перуджино очень юным. Он описывает, как Джованни Санти отвёз сына в Перуджу, невзирая на «слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля». Если это правда, то Рафаэлю тогда было не более восьми лет, потому что он лишился матери именно в этом возрасте[2]. По другой версии Джованни Санти начал только задумываться о том, что пора уже отдать Рафаэля в учение к кому-нибудь более искусному, чем он сам. Но не успел[5] и одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении своего дяди фра Бартоломео, который определил его в ученики к придворному художнику урбинских герцогов Тимотео Вити, где он пребывал в течение пяти лет и более сознательно освоил художественные традиции умбрийской школы. А вот в мастерскую Пьетро Кристофоро Ваннучи по прозвищу Перуджино он уже отправляется сам, в возрасте семнадцати лет, когда полностью освоил всё, что мог ему дать провинциальный учитель.
В мастерской Перуджино Рафаэль усвоил все лучшие особенности его стиля, а именно: стремление к выразительной поэтичной трактовке сюжетов, нежной гармонии красок, благородству форм, характерных для всей умбрийской школы[3]. Изучив манеру Перуджино, Рафаэль подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро[4].
К числу первых работ Рафаэля относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500 гг.) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501 гг.) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло[6], расположенном между Урбино и Перуджей, причем алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» считается первой достоверно документированной работой художника. Этот образ, посвящённый святому Николаю Толентинскому был заказан Рафаэлю в декабре 1500 года, а завершен в сентябре 1501 году. К сожалению, во время землетрясения 1789 года этот образ сильно пострадал и до наших дней сохранились лишь его отдельные фрагменты[2]: «Дева Мария» и «Всевышний» в Неаполе (Каподимонте) и два «Ангела» в Лувре и в Бреше. На протяжении нескольких последующих лет Рафаэль выполняет ещё ряд заказов от церквей в Чита-ди-Кастелло и Перудже, включая несколько больших запрестольных образов. В те же годы он пишет небольшие картины для частных собраний.
Рафаэль во Флоренции
Под конец 1504 года художник перебирается во Флоренцию. В биографии Рафаэля флорентийский период потом назовут самым счастливым временем. «Новый, неизведанный мир открылся его взору», — говорит Вазари[4]. Именно этот город художник считает самым подходящим местом для совершенствования своей техники. Изучение произведений Мазаччо, работ, соперничающих между собой титанов, Микеланджело и Леонардо, преображают манеру письма Рафаэля. В скором времени, будучи младшим из этой тройки ренессансных гениев, он сможет соперничать с двумя другими[5].
Во Флоренции Санти проводит более четырёх лет. В то же время он выполняет и работу, которую ему предлагают в других уголках Центральной Италии. Существует документальное подтверждение, что Рафаэль посещал Перуджу в 1505 и 1507, и Урбино в 1506 и 1507 годах. В течение «флорентийского периода» большинство своих произведений мастер пишет по заказу частных клиентов из Перуджи. А запрестольный образ «Мадонна под балдахином», для церкви Святого Духа во Флоренции, числится единственной среди больших картин на религиозную тематику[2]. В основном Рафаэль писал в это время небольшие картины с религиозным содержанием и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены. Маэстро с легкостью поражал заказчиков изысканностью своего искусства, и заводил новые знакомства с местными художниками. Например, фра Бартоломео, который стал ведущим флорентийским художником после того, как в 1506 году Флоренцию одновременно оставили Леонардо да Винчи, перебравшийся в Милан и Микеланджело Буонарроти, уехавший в Рим. Прежний лёгкий и изящный стиль Санти меняется под влиянием Бартоломео и становится более величественным, мощным. Пока Рафаэль проживает во Флоренции он создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны[7].
В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын и создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции[7].
Рафаэль в Риме
Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, предположительно, по приглашению архитектора Донато Браманте который является дальним родственником, а также земляком художника и смог добиться для него у папы Юлия II возможности для проявления своего мастерства в росписях папских покоев[4]. Папа нанимает Рафаэля и январем 1509 года датируется первая запись о выплаченных ему деньгах за выполненную работу. Именно этот заказ, полученный от Юлия II, стал поворотным моментом в жизни Санти. Рафаэлю поручили расписать фресками Станцу делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Для неё маэстро пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию. К ним относятся «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), «Парнас» (1509—1510) и «Афинская школа» (1510—1511)[6], ставшая одним из величайших шедевров всей живописи эпохи Возрождения. После этого карьера Рафаэля становится тесно связанной с именами Юлия II и сменившего его потом Льва Х. Благодаря своим работам по их заказу, Санти занял выдающееся положение и стал первым художником Рима[2].
Рафаэль — архитектор
В 1513 году Юлий II скончался, римским папой стал Лев X, в миру — Джованни Медичи (Giovanni Medici). Он также очень ценил творчество Рафаэля и в 1514 году новый папа назначает Санти ведущим архитектором реконструкции храма Святого Петра. Перестройку собора начали ещё при Юлии II. Рафаэль получил приглашение на эту работу после смерти Браманте, под руководством которого храм обновлялся, начиная с 1506 года[2].
Также Санти успел за короткий период спроектировать несколько и других построек, зарекомендовав себя при этом с самой лучшей стороны. Теперь он получил признание не только как первый художник, но и как первый архитектор Рима. По его проектам в Риме и окрестностях города были построены храмы, церкви, дворцы, виллы с изящными рельефами и росписями[8]. К сожалению, большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, а планы реконструкции собора Святого Петра после смерти Рафаэля были пересмотрены[2].
Рафаэль — хранитель древностей
В 1515 году Рафаэль получает должность главного хранителя древностей. Это занятие поглотило мастера в последние годы его жизни. Для работы над собором Святого Петра нужно было много материала. Его свозили со всех концов Рима, добывали в развалинах и катакомбах. В связи с тем, что делалось это без системы, многие памятники древности могли просто погибнуть. И чтобы этого не произошло папа поручил Рафаэлю смотреть, описывать и зарисовывать всё ценное, что было найдено при раскопках. Это занятие очень захватило Рафаэля, он много времени проводит в сырых и пыльных катакомбах и, готовит для папы подробные отчёты. Занимаясь этим делом Рафаэль начинает верить, что Бог предназначил ему спасти и восстановить величие и красоту Древнего Рима[5]. «Теперь он занят великим делом, которое будет изумлять будущий мир», — пишет о Рафаэле папский секретарь[5].
С этого времени Рафаэль тесным образом связан со всеми мероприятиями, которые проводятся по инициативе папы римского. Но одновременно с этим Санти успевает исполнять частные заказы богатых клиентов и в свои 35 лет Рафаэль уже богат и неимоверно знаменит, со своим ангельским характером он становится мечтой любого заказчика[2].
Личная жизнь
Бернардо Довицио, кардинал Биббиена, был одним из ближайших друзей Рафаля и много лет пытался его женить. Как пишет Вазари: «Рафаэль же прямо не отказывал кардиналу в исполнении его желания, но всячески тянул, говоря, что он хочет ещё подождать три или четыре года»[4]. Когда оговоренный срок истек кардинал напомнил Рафаэлю о его обещании и художнику, как воспитанному человеку, пришлось сдержать свое слово, он согласился жениться на одной из племянниц кардинала, Марии Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena)[7]. Однако Рафаэль всячески оттягивал этот брак, который в итоге так и не был заключен.
По одной из версий, единственной женщиной, которой удалось покорить сердце Рафаэля, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina)[7]. Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Ему тогда было тридцать лет, он расписывал виллу Фарнезина в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки идеально подошла под этот образ. Отец Маргариты за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых позволил Рафаэлю забрать её с собой. В течение шести лет молодые люди жили вместе, девушка вдохновляла своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г.;
- «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.
Когда Рафаэль скончался, «Форнарине» в наследство остались дом и приличное содержание. Оставив все это, убитая горем девушка уехала в монастырь. Сохранившиеся монастырские записи свидетельствуют о том, что Маргарита считалась вдовой живописца[9].
Смерть Рафаэля
Внезапная смерть 37-летнего Рафаэля, в собственный день рождения, шокировала Италию и ос
тавила много загадок. Существует две версии кончины мастера. Первая — это слишком распутная жизнь, считается, что утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. Другая версия — эпидемия лихорадки, которую он получил во время раскопок в подземных погребальных галереях[7]. Рафаэль отошел в мир иной 6 апреля 1520 года, не оставив после себя детей. После отпевания с участием папы и высшего духовенства художника похоронили в римском Пантеоне[2] с подобающими почестями.
Наследие Рафаэля
Рафаэль оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства:
- Станцы Рафаэля: Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro), Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), Станца Константина (Sala di Costantino), они находятся в музее Ватикана в Риме.
- Лоджии Рафаэля: расположены в Апостольском Дворце Ватикана, спроектированы Донато Браманте, расписаны Рафаэлем и его учениками.
- Фрески: некоторые фрески можно увидеть на вилле Фарнезина, цикл фресок посвященных мифологическим персонажам, где главный сюжет рассказывает об истории Амура и Психеи, а также фреска «Триумф Галатеи», 1512 год[10].
- Картины
- Гобелены (эскизы ковров-гобеленов): это одни из самых значительных работ Рафаэля, выполненных по заказу папы Льва X для Сикстинской капеллы.
- Гравюры: сам Рафаэль не занимался гравюрами, но он объединил свои усилия с одним выдающимся итальянским гравюром, Маркантонио Раймонди (ок. 1470-ок.1530), который вырезал гравюры, воспроизводившие известные картины Рафаэля и специально созданные им для этого оригинальные рисунки. Наиболее известными считаются гравюры, сделанные именно по таким рисункам, например, «Избиение младенцев», 1511 г. и «Суд Париса», 1517г[2].
- Рисунки: за свою короткую жизнь Рафаэль успел сделать более 400 рисунков, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших дней[2].
- Архитектура: принимал участие в строительстве главного Собора Святого Престола — базилики Святого Петра, работал над проектом Палаццо Альберини, Виллы Мадама и других, несохранившихся до наших дней сооружений и зданий[10].
Некоторые произведения маэстро
- «Святой Себастьян», 1501—1502 гг. 43*34 см, дерево, масло. Галерея Академии Каррара, Бергамо[3].
- «Обручение Марии и Иосифа», 1504 г. 170*117 см, дерево, масло. Галерея Брера, Милан[3].
- «Сон рыцаря», 1504—1505 гг. 17*17 см, дерево, масло. Национальная галерея, Лондон[3].
- «Три Грации», 1504—1505 гг. 17*17 см, дерево, масло. Музей Конде, Шантийи[3].
- «Битва святого Георгия с драконом», 1505 г. 31*27 см, дерево, масло. Лувр, Париж.
- «Битва святого Георгия с драконом», 1505—1506 гг. 28*22 см, дерево, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон[3].
- «Мадонна Конестабиле. Мария с младенцем», 1502 г. Диаметр 17,9 см, дерево, масло, перенесено на холст. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург[3].
- «Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и святым Николаем», 1505 г. Национальная галерея, Лондон[3].
- «Мария на троне с Младенцем и Иоанном Крестителем», 1503—1505 гг., 169*169,5 см; дерево, темпера. Музей Метрополитен, Нью-Йорк[3].
- «Мадонна Террануова. Мария с Младенцем и двумя святыми», 1504—1505 гг. Диаметр 87 см, дерево, масло. Государственные музеи, Берлин[3].
- «Малая Мадонна Каупера», 1504—1505 гг. 58*43 см, дерево, масло. Национальная картинная галерея, Вашингтон[3].
- «Мадонна Грандука. Мария с младенцем», 1506 г. 84*55 см, дерево, масло. Палаццио Питти, Флоренция[3].
- «Мадонна в зелени. Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем», 1506 г. 113*88 см, дерево масло. Художественно-исторический музей, Вена[3].
- «Мадонна со щеглом. Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем», 1507 г. 107*77 см, дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция[3].
- «Дама с единорогом» (Dama col liocorno), 1505—1506 гг. 65*51 см, холст, масло. Галерея Боргезе, Рим[3].
- «Портрет Папы Юлия II» (Portrait of Pope Julius II), 1511 г, 108,7х81 см дерево, масло. Национальная галерея, Лондон[11].
- «Портрет Папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (Ritratto del papa Leone X con i cardinali Giulio de' Medici e Luigi de' Rossi), 1518 г, 155,5х119,5 см, дерево, темпера. Галерея Уффици, Флоренция[11].
- «Портрет кардинала Биббиены» (Ritratto del Cardinale Bibbiena), 1516 г., 85х66,5 см, холст, масло. Палаццо Питти, г. Флоренция[11].
- «Портрет молодого человека» (Portrait of a young Man), 1518—1519, 43,8х29 см, дерево, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид[11].
- «Портрет художника с другом» (Portrait de l’artiste avec un ami), 1500—1525 гг., 99х83 см, холст, масло. Лувр, Париж[11].
- «Преображение», 1519—1520 гг., 405*278 см, дерево, масло. Ватиканская Пинакотека, Рим[2]. — это последняя картина Рафаэля[12].
Выдающиеся работы
Примечания
- ↑ Рафаэль . БРЭ. Дата обращения: 27 мая 2023.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Панфилов А. «Художественная галерея», 2004, №002. Рафаэль. — De Agostini UK Ltd., 2004. — 31 с.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 Жабцев В.М. Санти Рафаэль. — Минск: Харвест, 2010. — 128 с.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе. — Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2008. — С. 291—305. — 1278 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Вчерашняя А. Рафаэль Санти . Артхив - социальная сеть художников и искусств. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Рафаэль Санти . Art Challenge. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Якуцевич Артур. Рафаэль Санти . Дата обращения: 7 июня 2023.
- ↑ Рафаэль Санти — величайший гений итальянской живописи XVI века . Дата обращения: 7 июня 2023.
- ↑ Рафаэль Санти — биография Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/raffaello-sanzio . Дата обращения: 9 июня 2023.
- ↑ 10,0 10,1 Работы Рафаэля Санти в Риме . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Рафаэль . Дата обращения: 10 июня 2023.
- ↑ Картина Рафаэля «Преображение» (1518-1520) . Дата обращения: 10 июня 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 6 апреля
- Родившиеся в 1483 году
- Родившиеся в Урбине
- Умершие 6 апреля
- Умершие в 1520 году
- Умершие в Риме
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Похороненные в римском Пантеоне
- Скульпторы Италии XVI века
- Скульпторы итальянского Возрождения
- Умершие от сердечной недостаточности
- Художники итальянского Возрождения
- Художники-монументалисты Италии XVI века
- Художники Италии XVI века
- Рафаэль
- Рафаэль Санти