Утро помещицы (картина Алексея Венецианова)

Материал из «Знание.Вики»
Венецианов А. Г. Утро помещицы. 1823. Дерево, масло. 41,5х32,5 см. Гос. Русский музей, Санкт-Петербург.

В статье представлено описание картины Алексея Гавриловича Венецианова «Утро помещицы».

Картина Алексея Венецианова «Утро помещицы»

Описание картины

В 1823 г., вслед за известной работой художника «Гумно», последовала картина «Утро помещицы», которая выставлялась в Галерее художественных произведений русской школы, в Эрмитаже. На картине запечатлён бытовой момент: помещица общается с крестьянками, даёт им распоряжения. Стоит отметить, что сюжет и техника написания произведения получили положительные отклики. Так, русский писатель, художник, историк Павел Свиньин в «Отечественных записках» отозвался о картине Венецианова следующим образом: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, и совершенно успел в этом…»[1]. Искусствовед Татьяна Алексеева считает, что Венециановым описано «скромное человеческое существование», противопоставленное «„рабской“, полной искательства и лицемерия жизни официальных кругов»[2].

Занимая промежуточное положение между сторонниками бездумного копирования натуры, с одной стороны, и банальных поз классических статуй — с другой, Венецианов своей работой пытался доказать плодотворность истинного академического метода создания композиции. Ассимиляция древних статуй средствами живописи наряду с перспективой как техникой изображения и новой крестьянской темой — все это в совокупности сделало Венецианова основоположником оригинального направления в отечественной культуре — «венецианского классицизма»[3]. В отличие от классицизма академического, обращавшегося к наследию античному как к художественной норме и идеальному образцу, Венецианов увидел эту норму и образец в «натуре простонародной». В крестьянской жизни он ощутил нравственный идеал и историческую значительность; в ней он нашел разумную закономерность миропорядка и ясную гармонию образов[4].

Детальный обзор картины

Комната

В искусстве XVIII — начала XIX столетия интерьер чаще всего носил характер архитектурной композиции. Дворцовые залы, парадные лестницы, огромные помещения больших соборов всегда были торжественно «одеты»; они не походили на жилища, не истолковывались художниками как место постоянного бытия человека. Венецианов вдохнул в интерьер идею частной жизни, он демократизировал сам жанр, приблизил его к повседневности. Но при этом не уронил его высокого смысла, ибо в те годы особое содержание приобретала идея домашнего очага, «родных пенатов»[5]. Об интерьере комнаты помещицы красноречиво отозвался Александр Бенуа: «Венецианов справился с задачей выразить в прозрачных спокойных тонах трудный эффект серого нежного света, тихо льющегося через единственное окно в глубине комнаты. Мастерство, с которым написал весь правый угол комнаты: стена в тени, гипсы на комоде — заслуживает самого безотносительного удивления. Сделано это без всяких показных фокусов»[6].

В интерьере (это характерно для всех учеников Венецианова) свет, проникая сквозь окна или раскрытые двери, соединяет человека с природой. Стены домов словно и не образуют между ними преграды. Тот кусочек пейзажа, что умещается в оконных или дверных проемах («Гумно»), соединяет интерьер с внешним миром.

Венецианов намечает и другую особенность построения интерьерных сцен, присущую именно русской живописи — перспективу. «Гумно» вытянуто далеко в глубину по горизонтали. В «Утре помещицы» окно в стене, противоположной зрителю, и вытянутые доски деревянного пола также усиливают горизонтальную протяженность видимого пространства, тем самым выстраивая перспективу[7].

Крестьянки и помещица

Принято считать, что картина Венецианова содержит отсылки к известным образам двух полотен. Взгляд и положение крестьянки с безменом[8] напоминает образ юного Франческо Марии делла Ровере с фрески Рафаэля Санти «Афинская школа», а фигура помещицы отсылает к «Автопортрету» Антона Рафаэля Менгса[9].

Античное искусство здесь представлено и самим образцом — стоящей на шкафу статуэткой «Венера на корточках», и его живописным претворением — сидящей в той же позе крестьянской девушкой. Если внимательно посмотреть на героинь картины «Утро помещицы», то можно найти в их образах отклик «трех Венер Греческих» — Венеры Медицейской, Венеры Таврической и Венеры, сидящей на корточках[10].

Все изображенные фигуры своими жестами и выражением лиц, мимикой, связаны друг с другом, причем второстепенные персоны в этом отношении зависят от главной, подчинены ей. В картине Венецианова такой главной фигурой является помещица, дающая указания своим подданным. Хотя стоящая крестьянка, которая в упор смотрит на зрителя, отчасти берет на себя главенствующую роль в композиции. Во всяком случае характер её поведения, промежуточный между безусловным подчинением сидящей на корточках крестьянки и мягкой руководящей силой госпожи, весьма важен в контексте изображения в целом.

Существует версия, что в образе помещицы Венецианов изобразил свою жену — Марфу Афанасьевну. Однако существует и другое мнение, согласно которому на картине изображена Мария Матвеевна Философова — жена помещика Дмитрия Николаевича Философа[11].

Создавая свое произведение, Венецианов по-новому использует академический метод техники письма, показывая зрителю мир перспективы интерьера комнаты. Внимание заслуживает также решение художника отразить древние образы античных статуй в гармонии трёх героинь картины.

Почтовая марка СССР № 5450. 1983. Шедевры Эрмитажа. Немецкая живопись.jpg
Венера на корточках ЕМИИ.jpg
M.M. Filosofova by Venetsianov (1829)FXD.jpg
Антон Рафаэль Менгс — «Автопортрет» Венера на корточках А. Г. Венецианов. Портрет М. М. Философовой. 1828. Гос. Третьяковская галерея

Литература

  1. Алексеева, Татьяна. А. Г. Венецианов и развитие бытового жанра. — История русского искусства. Т. VIII. Кн. 1. М., 1963. С. 572—576.
  2. Алексеева, Татьяна. Художники школы Венецианова. 2-е изд. М.: Искусство, 1982. — С 60.
  3. Корнилова, Анна, сост. Алексей Гаврилович Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1980. — С. 60.
  4. Логвинская Э. Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978, С. 42.
  5. Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. — М.: Искусствознание, 1998. 432 с. URL: http://www.independent-academy.net/science/library/sarabjanov/2_3.html
  6. Сечин, Александр. «Утро помещицы» — программное произведение А. Г. Венецианова. К вопросу об академическом методе в теории и практике художника // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2021. Т. 11. Вып. 4. С. 668.
  7. Отечественные записки. 1824. Ч. 18. № 48. С. 165.
  8. «Утро помещицы» — А. Г. Венецианов. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников. URL: https://www.liveinternet.ru/users/officersha/post475020245/
  9. Алексей Венецианов / Музыкальная экскурсия по выставке. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dvhbddvNHVc&t=2058s

Примечания

  1. Отечественные записки. 1824. Ч. 18. № 48. С. 165.
  2. Алексеева, Татьяна. Художники школы Венецианова. 2-е изд. М.: Искусство, 1982. — С 60.
  3. Сечин, Александр. «Утро помещицы» — программное произведение А. Г. Венецианова. К вопросу об академическом методе в теории и практике художника // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2021. Т. 11. Вып. 4. С. 668.
  4. Алексей Венецианов / Музыкальная экскурсия по выставке
  5. Алексеева, Татьяна. А. Г. Венецианов и развитие бытового жанра. — История русского искусства. Т. VIII. Кн. 1. М., 1963. С. 572—576.
  6. Цит. по кн.: Логвинская Э. Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978, С. 42.
  7. Д. В. Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. — М.: Искусствознание, 1998. 432 с.
  8. Безмен — простейшие рычажные весы.
  9. Сечин, Александр. «Утро помещицы» — программное произведение А. Г. Венецианова. К вопросу об академическом методе в теории и практике художника // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2021. Т. 11. Вып. 4. С. 668.
  10. «Художник не должен сметь жаловаться па недостатки моделей, а должен уметь оными пользоваться, уметь отыскать, исправить недостатки природные пли случайные (коротковатый от природы стан, мускулистые от упражнений руки), но никак не изменяя характера как общего, так и частного (общий, свойственный Фаонам [фавнам] или Гладиаторам, Венерам или Юнонам), частный — свойственный одним Фаонам, одним Гладиаторам, например, с легкой мускулатурой нельзя изобразить Фаона. Мы знаем трех Венер Греческих, они были творимы в трех разнохарактерных натурах, в чистом лице, свойственном одному характеру, так что с моделей Медицис нельзя было бы произвести Юноны» — Алексей Гаврилович Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике / [Сост., вступит. статья, с. 3-44, и примеч. А. В. Корниловой]. — Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1980. — С. 60.
  11. «Утро помещицы» — А. Г. Венецианов. Обсуждение на LiveInternet