Давид, Жак Луи

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Жак Луи Давид
фр. Jacques-Louis David
Автопортрет. 1794 Холст, масло. 81 × 64 см Лувр, Париж
Автопортрет. 1794
Холст, масло. 81 × 64 см
Лувр, Париж
Дата рождения 30 августа 1748(1748-08-30)
Место рождения Париж, Королевство Франция
Дата смерти 29 декабря 1825(1825-12-29) (77 лет)
Место смерти Брюссель, Королевство Нидерландов
Жанр
Учёба
Стиль неоклассицизм
Покровители Наполеон Бонапарт
Награды Офицер ордена Почётного легиона Командор ордена Почётного легиона
Звания академик Королевской академии живописи и скульптуры (1783)

Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец, наиболее характерный представитель неоклассицизма. В течение многих лет он контролировал художественную деятельность Франции, был официальным художником французского двора и Наполеона Бонапарта. Давид писал в стиле неоклассицизма, черпая сюжеты из классических источников. Художник отказался от копирования классического искусства и решил использовать свой талант и формы классического искусства для революционных идей, пропагандистских целей и восхваления ценностей патриотизма и демократии[1][2].

Рисунок и узнаваемую форму Давид ставил выше (ярких) красок. Его картины, посвящённые классической античности и Французской революции, излучают добродетель, героическое напряжение и спартанскую атмосферу. Во время террора Робеспьера Давид был членом одного из двух комитетов революционного правительства и стал церемониймейстером и домашним художником Французской революции[3].

Биография

Детство и юность

Родился в 1748 году в Париже, в богатой семье. Воспитывался в семье своих близких родственников, после смерти отца на дуэли, состоявшейся когда будущему художнику не было десяти лет. Получил качественное образование, с детства мечтал стать художником. Имел большое желание учиться у живописца Франсуа Буше[1].

Но Буше, не приняв его в ученики, отправил учиться к Жозефу-Мари Вьену, художнику, уже работавшему в классицистическом ключе, и молодой человек поступил в Королевскую академию[1].

Он четыре раза пытался получить Римскую премию и каждый раз получал отказ. После четвёртой неудачи он начал голодовку, но не довел её до конца. Наконец, в 1774 году ему это удалось, и он отправился в Рим, чтобы поступить во Французскую академию в Риме. Помощь профессора Вьена избавила его от необходимости проходить предварительную стажировку в другой школе, как это было принято. Там он сделал бесчисленное количество рисунков и набросков развалин исторического города, которые на протяжении всей жизни служили источником вдохновения для архитектуры его полотен. Изучая старых мастеров, он почувствовал пристрастие к Рафаэлю Санти, а когда посетил Помпеи, то был поражён. После столь сильных впечатлений он решил принять стиль, соответствующий концепциям классицизма[1].

Первые шедевры

В Риме с ним было нелегко ужиться из-за скверного характера, его гениальность была непризнанна. После пяти лет пребывания в столице Италии он вернулся в Париж, где ему был оказан тёплый прием, открывший ему двери в Королевскую академию, куда он отправил две картины для поступления, обе из которых были включены в Салон 1781 года, что стало почётным исключением из строгих критериев, которыми руководствовались участники конкурса. Первые успехи вызвали враждебное отношение со стороны членов администрации Академии. Вскоре молодой художник женился на состоятельной даме Маргарите Шарлотте, после которого обрёл богатство. Брак был счастливым, у художника и его супруги родилось четверо детей[4].

Уже имея множество учеников, он получил от короля заказ на картину Горация, но возразил, что может писать римлян только в Риме, и получил необходимые средства на поездку от своего крёстного отца.

Вернувшись в вечный город, Давид написал «Клятву Горациев» (1784 год) — один из первых своих шедевров, главной новинкой которого стала чёткая характеристика мужской и женской ролей по заветам Руссо и восхваление патриотических республиканских идеалов — темы, к которым он будет обращаться ещё долгое время. По словам историка Арнольда Хаузера, эта работа «представляет собой один из величайших успехов, зафиксированных в истории искусства». Несмотря на линейную и мозговую трактовку, в ней удалось достичь большого драматического эффекта. Ещё находясь в Риме, художник вынашивал идею стать директором отделения Французской академии в этом городе, но по причине юного возраста его просьба была отклонена[5].

Следующей крупной работой художника стала «Смерть Сократа» (1787), выставленная в Салоне 1787 года, которую сравнивали с бессмертными творениями Микеланджело и Рафаэля. Дидро назвал её «абсолютно совершенной», и она также получила одобрение королевской семьи.

Затем он написал картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» и «Портрет Лавуазье с женой», однако с началом революции все работы должны были быть предварительно одобрены, чтобы быть выставленными, и «Ликторы» были отклонены из-за их республиканской символики, как и портрет, который был отклонён из-за связи знаменитого химика с партией якобинцев. Однако, когда газеты сообщили о запрете, общественность возмутилась, и жюри пришлось пересмотреть свое решение, выставив картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» под добровольным конвоем студентов-художников[6].

Революционер

Картина «Смерть Марата»

Давид с самого начала поддерживал Французскую революцию, дружил с Робеспьером и был членом Якобинского клуба. В то время как другие покинули страну в поисках новых возможностей, Давид остался, чтобы помочь свергнуть старый режим, проголосовав за смерть короля; на первом же заседании Национального конвента его прозвали «свирепым террористом». Вскоре, однако, он обратил свою критику против Академии, возможно, из-за лицемерия, которое он чувствовал за кулисами, и противодействия, которому подвергались его работы в начале его карьеры. Его нападки вызвали ещё большую вражду, поскольку это учреждение было прибежищем роялистов, но при поддержке Национального собрания он задумал реформы старой школы в соответствии с новой конституцией и стал играть роль пропагандиста Республики как через свою публичную деятельность, так и через свои картины.

Когда в 1778 году умер Вольтер, церковь отказала ему в христианском погребении, и он был похоронен рядом с монастырем, но когда церковное имущество было конфисковано, Давид был назначен главой комиссии по переносу останков философа в Пантеон. Церемония собрала 100 000 человек, несмотря на дождь и протесты консерваторов. Это был первый из серии больших праздников, организованных художником «Республики», которые отражали древние языческие обряды, используя ряд символов, взятых из греко-римской античности. Вожди революции вскоре поняли огромную привлекательность таких праздников для народных масс благодаря их богатой символами наглядности, театральности, и впоследствии такие методы использовали Ленин, Гитлер и Муссолини в качестве инструмента своей пропаганды. Последний большой праздник, организованный Давидом и посвященный Верховному Существу, был приурочен к обезглавливанию Марии-Антуанетты[3].

Определяющим моментом революции, который он запечатлел на холсте, стала «Смерть Марата» — свидетельство его политической принадлежности и одновременно шедевр. Представляя полотно на Конвенте, он сказал: «Граждане, народ снова взывает к своему другу, раздается его опустошенный голос: „Давид, возьмись за кисти, отомсти за Марата!“… Я услышал голос народа и повиновался». Произведение имело немедленный политический успех, а также стало одним из самых удачных его творений — простых, прямых и мощно трогательных, освятивших портретируемого, ставшего гражданским мучеником, и автора в революционной среде, где он, будучи помощником Робеспьера в Комитете общей безопасности, был одним из самых ярых пропагандистов террора. В этот момент Франция была вовлечена в войну с другими европейскими державами и, очевидно, имела преимущество. Таким образом, чрезвычайное положение, послужившее поводом для создания Комитета общей безопасности, перестало существовать. Заговорщики воспользовались моментом и арестовали Робеспьера. Несмотря на то что Давид выразил ему свою поддержку, он не был казнен, а только арестован. В тюрьме он нарисовал автопортрет, на котором изобразил себя гораздо моложе, чем выглядел. В тюрьме, навестив жену, он задумал новую работу — «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», призывающую к национальному воссоединению и миру после стольких кровопролитий[7].

Вскоре воцарился Наполеон, и атмосфера в стране кардинально изменилась. Благодаря усилиям жены, ему удалось освободится из заключения, и хотя они официально развелись после цареубийства, она заявила, что никогда не переставала его любить, и в 1796 году они снова поженились. Реабилитированный и восстановленный в своей мастерской и должности, он снова стал заниматься с учениками и отошел от политики[2].

Последние годы

Картина «Клятва Горациев»

Наполеон и Давид восхищались друг другом. С первой же встречи Давид был впечатлён тогдашним генералом, и когда тот взошёл на престол, Давид попросил написать его портрет. Он изобразил его в полотнах «Коронация Наполеона» на сцене коронации, на свадьбе с Жозефиной, и снова на Альпийском перевале, верхом на огненно-белом коне на полотне «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»[8][9].

Когда была восстановлена монархия Бурбонов, Давид оказался в числе изгоев. Однако Людовик XVIII объявил ему амнистию и даже предложил место при дворе, но Давид отказался, предпочтя самоизгнание в Брюсселе. Там он написал картину «Купидон и Психея», тихо жил с женой и посвятил себя небольшим композициям и портретам. Последнее большое произведение Давида — «Марс, обезоруживаемый Венерой и тремя грациями» — было закончено за год до его смерти. По его словам, эта работа должна была стать его творческим завещанием. Выставленная в Париже, она собрала толпы поклонников[10].

Он умер 29 декабря 1825 года, попав под машину возле театра. Его имущество было продано, но оставшиеся картины получили низкую цену. Из-за его революционной деятельности его тело не смогли вернуть на родину, и он был похоронен на кладбище Эвере в Брюсселе. Однако его сердце покоится на кладбище Пер-Лашез в Париже[11][12].

Литература

  • Давид Жак-Луи Жюль. Жак-Луи Давид: Художник Луи Давид. 1748–1825. Воспоминания и документы. — «Планета музыки», 2023. — 696 с. — ISBN 978-5-507-44029-0.
  • Давид, Жак Луи. Речи и письма живописца Луи Давида. — Изобразительное искусство, 1933. — 277 с.
  • Давид. Смерть Марата: [пер. с итал.. — Белый город, 2001. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-0417-7.
  • Елена Федотова. Наполеоновский ампир. — Litres, 2022-05-15. — 48 с. — ISBN 978-5-04-009479-0.
  • 50 картин, изменившие искусство. — Litres, 2012-10-05. — 226 с. — ISBN 978-5-457-41893-6.
  • Philippe Bordes. Jacques-Louis David: Empire to Exile. — Yale University Press, 2007-01-01. — 406 с. — ISBN 978-0-300-12346-3.
  • Luc de Nanteuil. Masters of Art: David. — Harry N. Abrams, 1990-03. — 136 с. — ISBN 978-0-8109-3201-2.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Давид Жак-Луи Жюль. Жак-Луи Давид: Художник Луи Давид. 1748–1825. Воспоминания и документы. — «Планета музыки», 2023. — 696 с. — ISBN 978-5-507-44029-0.
  2. 2,0 2,1 Жак Луи Давид: жизнь и творчество художника (рус.) ?. Художественная галерея - Картины классиков и современников (9 сентября 2014). Дата обращения: 28 ноября 2023.
  3. 3,0 3,1 Малышев Д.а, Щевелева Е.в. Зеркало эпохи: Великая французская революция в творчестве Жака Луи Давида // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. — 2019. — Т. 5 (71), вып. 3. — С. 91–107. — ISSN 2413-1741.
  4. Жак Луи Давид, картины и биография. Музеи мира и картины известных художников. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  5. ДАВИД ЖАК ЛУИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  6. Давид, Жак Луи. Речи и письма живописца Луи Давида. — Изобразительное искусство, 1933. — 277 с.
  7. Давид. Смерть Марата: [пер. с итал.. — Белый город, 2001. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-0417-7.
  8. Елена Федотова. Наполеоновский ампир. — Litres, 2022-05-15. — 48 с. — ISBN 978-5-04-009479-0.
  9. 50 картин, изменившие искусство. — Litres, 2012-10-05. — 226 с. — ISBN 978-5-457-41893-6.
  10. Жак-Луи Давид — биография живописца, известные картины, творчество. Автопортрет Жак-Луи Давида. veryimportantlot.com. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  11. Philippe Bordes. Jacques-Louis David: Empire to Exile. — Yale University Press, 2007-01-01. — 406 с. — ISBN 978-0-300-12346-3.
  12. Luc de Nanteuil. Masters of Art: David. — Harry N. Abrams, 1990-03. — 136 с. — ISBN 978-0-8109-3201-2.