Исаакиевский собор
Собор святого преподобного Исаакия Долматского | |
---|---|
Файл:Исаакиевский собор в SPB.jpeg | |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Местоположение | Исаакиевская пл., д. 4, лит. А |
Ближайшая станция метро | Адмиралтейская |
Конфессия | православие |
Епархия | Санкт-Петербургская |
Архитектурный стиль | поздний классицизм |
Архитектор | Огюст Монферран |
Строительство | 1818—1858 годы |
Приделы | центральный придел– святого преподобного Исаакия Далматского, левый придел – святого благоверного великого князя Александра Невского, правый придел – святой великомученницы Екатерины |
Реликвии и святыни | список Тихвинской иконы Божией Матери |
Статус | входит в список объектов культуры федерального значения |
Состояние | музей, на территории которого проводятся церковные службы |
Сайт | https://www.cathedral.ru/ru |
Исаакиевский собор (собор святого преподобного Исаакия Долматского) — памятник архитектуры позднего классицизма, крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, расположенный на Исаакиевской площади[1].
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого (30 мая по Юлианскому календарю) родился основатель города царь Петр I. Он поставлен на месте исторически сменявших друг друга, разрушившихся трёх соборов[2].
Существующий четвёртый Исаакиевский собор возведен в 1818-58 годах по проекту Огюста Монферрана (доработан в 1821-25 В. П. Стасовым, А. А. Михайловым Вторым). Монументальный объём здания завершён куполом (диаметр 21,83 м), с четырёх сторон к нему примыкают восьмиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами в тимпанах (скульпторы И. П. Витали, А. В. Логановский, П. К. Клодт и др.). Интерьер отделан малахитом, порфиром, мрамором, украшен мозаикой, росписью (живописцы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и др.)[3].
Исаакиевский собор — одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам святого Петра в Риме, святого Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 метров; длина 111,2 метров; ширина 97,6 метров[2].
С 1931 года в здании собора работает музей[2].
Краткая хронология
1710 год — строительство первой деревянной Исаакиевкой церкви, архитектор неизвестен
1717 — 1727 год — строительство второй каменной Исаакиевской церкви. Архитектор проекта Георг Иоганн Маттарнови, строители — архитекторы Николай Фёдорович Гербель и Доменико Трезини
1768 — 1802 год — строительство третьего Исаакиевкого собора. Архитекторы: Антонио Ринальди — первоначальный проект, Винченцо Бренна — переработанный проект
1818—1858 год — строительство четвёртого Исаакиевского собра. Архитектор Огюст Монферран
- 1809 год — император Александр I объявил конкурс на строительство четвёртого Исаакиевского собора
- 1818 год — император Александр I утвердил проект Огюста Монферрана
- 1819 год — новый собор был заложен и освящен митрополитом Михаилом в присутствии императора Александра I
- 1822 год — строительство храма приостановлено из-за технических недоработок проекта. Создана Комиссия по доделке и исправлению проекта под председательством президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина
- 1826 год — возобновление строительства по переработанному проекту Монферрана
- 1858 год 30 мая (11 июня по Григорианскому календарю) — торжественное освящение нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников). На открытии собора присутствовали Александр II и члены императорской семьи.
1858—1922 год — Исаакиевский собор является главным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии
1922—1928 год — собор остается действующим храмом
1928 год — Президиум ВЦИК постановил передать Исаакиевский собор «в исключительное пользование Главнауки НКПроса РСФСР в качестве музейного памятника»
1931 год — в здании Исаакиевского собора открылся Антирелигиозный музей
1937 год — профиль музея изменяется с антирелигиозного на историко-художественный
1948 год — музей получил название, которое сохраняется до сегодняшнего дня: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
1957 год — после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством
1990 год — собор внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»)[4]
1991 год — зарегистрирована церковная община, которая совершает богослужения с разрешения дирекции музея[5]
2001 год — Исаакиевский собор внесён в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге[6]
2015—2018 года — между администрацией города и руководством Санкт-Петербургской епархии идет спор о полной передаче собора под полное управление Русской Православной Церкви. В данный момент музейный комплекс «Исаакиевский собор» находится в собственности Санкт-Петербурга
2018 год — по результатам народного онлайн-голосования Исаакиевский собор выбран православным символом Санкт-Петербурга[7]
Название собора
Храм назван в честь преподобного Исаакия Далматского, византийского монаха, жившего в IV в. Православный календарь отмечает 30 мая (по старому стилю) как день памяти этого иегумена Долматской обители. В этот день в 1672 г. родился Петр Великий, и Исаакий Далматский по православной традиции стал его небесным покровителем[8].
Преподобный Исаакий Далматский (IV—V вв.) — борец с арианской ересью в Константинополе при императоре Валенте (364—378 гг.). Подвизавшийся в пустыне святой Исаакий, узнав о распространении ереси и о закрытии христианских храмов, пришел в столицу. При встрече с императором безуспешно уговаривал его открыть храмы и предрек Валенту, направлявшемуся с военным походом против варваров, поражение и гибель в огне. Разгневанный император поручил двум вельможам, Виктору и Сатурнину, заточить святого в темницу. После поражения и гибели Валента императором стал Феодосий Великий, победивший варваров и после возвращения в столицу освободивший преподобного Исаакия. Святой хотел вернуться в пустыню, но Виктор и Сатурнин уговорили его остаться в Константинополе, где построили для него два монастыря. Преподобный поселился в обители Сатурнина, где вскоре к нему присоединилось множество учеников. По имени преемника святого Исаакия, игумена Далмата, обитель стала называться Далматской. Память святого — 30 мая (12 июня по Григорианскому календарю)[9].
История создания собора
Первая деревянная Исаакиевкая церквь
В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудились уже более 10 000 человек, и им, так же, как и жителям мастеровых слобод, надо было предоставить возможность исполнения религиозных обрядов. Церквей рядом с Адмиралтейством тогда не было, мосты через Неву ещё не были наведены, а переезд на другой берег реки, в собор св. Петра и Павла, например, для принятия присяги флотскими чинами, отнимал много времени.
Петр Алексеевич, как обычно, решил вопрос быстро и эффективно, и в конце 1706 года распорядился подыскать подходящее помещение для церкви. Первая Исаакиевская церковь была создана под руководством графа Ф. М. Апраксина на деньги, выделенные для строительства Адмиралтейства. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 × 18 м. Он находился с запада от Адмиралтейства, в 40 — 50 метров от Невы. Шатровая крыша храма высотой 4 — 4,5 метра была покрыта водонепроницаемым воско-битумным составом черно-коричневого цвета, которым смолили днища кораблей. Шпиль церкви, который построил голландский плотничий Харман ван Болес[10], венчал крест, на башне подвесили небольшие колокола[11].
Подлинного изображения церкви не сохранилось. Представление о её архитектуре даёт литография из альбома Огюста Монферрана «Моменты построения Исаакиевского собора», изданного в 1845 году. Литография выполнена с рисунка одного из помощников Монферрана В. Шрейбера и по существу является реконструкцией, сделанной на основании сохранившихся документов и описаний[12].
По такому описанию, сделанному В. И. Серафимовым и напечатанном в 1903 году в типографии М. Макрушева, первая деревянная церковь выглядела так[13]:
На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот (следовательно, в настоящее время, на Адмиралтейской пл. против Гороховой ул.) стоял большой чертежный амбар, в котором рисовали чертежи для корабельнаго строения. В то время, т. е. в 1710 г., оказалось нужнымъ устроить для черчения другое, более удобное и просторное помещение; по устройстве его на другом месте, прежний амбар остался пустым. В этом-то амбаре и решился Государь устроит временно церковь во имя Преподобнаго Исаакия. Конечно об архитектуре не могло быть тут и речи. Постройка церкви была самая простая, одно-этажная. Крыша - простой шатер; на ней устроена была колокольня со шпипем, и маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту Государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле Адмиралтейства, где он работал.
— {{{2}}}
Наспех переоборудованное строение было малопригодно для богослужений. Эти причины побудили Петра провести дополнительные работы в храме. Заменили покрытие крыши, прорубили два слуховых оконца для вентиляции чердачного помещения, установили вторую печь и обе печи выложили изразцами. Шпиль и купол покрыли листовым железом и выкрасили. Вокруг храма установили забор, чтобы пасущиеся на Адмиралтейском лугу козы и коровы не подходили к церковным стенам. Внутри ограды установили звонницу в виде навеса на двух столбах, под которым повесили в ряд пять небольших колоколов. Внутри собора заменили иконостас, сделали подвесной потолок, стены обтянули штофной тканью, установили дополнительные фонари у входа и шандалы.
Петр Алексеевич придавал этому храму большое значение. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось его венчание с Екатериной Алексеевной (императрицей Екатериной I), а с 1723 года по специальному указу императора только в Исаакиевской церкви должны были принимать присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства[14].
Вторая каменная Исаакиевская церквь
Вскоре Петербург был объявлен столицей, и город начали одевать в камень. По всей стране царь указом ввел запрет на производство каменных работ. Тем самым каменщиков вынуждали приезжать на строительство нового города. Небольшая, наспех сделанная церковь не соответствовала статусу главного храма столицы. Её разобрали и возводили новую, уже каменную (1717—1727 годы, архитекторы Маттарнови и Гербель). Церковь построили ближе к Неве, почти на набережной, примерно там, где сейчас стоит Медный всадник. Вторая Исаакиевская церковь имела высокую колокольню, которая была копией колокольни Петропавловского собора. И часы на главных высотных доминантах города были совершенно одинаковыми. Петр I специально привез пару курантов из-за границы. Крупнейшие церкви Петербурга стояли недалеко, на разных берегах Невы, перекликаясь своими очертаниями. Но Исаакиевской не повезло. Во-первых, река ещё не была закована в гранит, её воды постоянно выходили из берегов и подмывали фундамент. Во-вторых, церковь горела. Пожар произошел в 1735 году — молния попала в высокую колокольню, и она полностью разрушилась. Петру I она была дорога: государь присутствовал при строительстве первой церкви, а в основании второй сам лично заложил первый камень. Императрица Екатерина II чтила память Петра и посчитала своим долгом отстроить здание заново[15].
Третий Исаакиевкий собор
В 1768 году началось строительство третьей по счету Исаакиевской церкви. Она должна была быть великолепной, об этом свидетельствуют назначение на должность архитектора талантливого зодчего Антонио Ринальди, выбор дорогого отделочного материала — мрамора — и сам утвержденный проект: пятикупольный храм с отдельно стоящей высокой колокольней, полностью облицованный мрамором. Но строительство шло медленно, работы продолжались тридцать лет. После смерти Екатерины Павел I получил в наследство от матери в числе прочего и недостроенный собор в самом центре столицы. Храм стоял без куполов, стены, отделанные мрамором, были возведены лишь до карниза. И новый самодержец приказал достроить Исаакий. Но поставил два жестких условия: быстро и дёшево. Первое условие было связано с желанием поскорее привести центральную часть города в надлежащий вид. Близилось столетие Петербурга, и стройка в центре сводила на нет все попытки украсить эту часть столицы. Вследствие второго условия весь мрамор, заготовленный для верхней части храма, был отправлен на строительство новой императорской резиденции, Михайловского замка. Вот почему придворный архитектор Павла I, Винченцо Бренна, достраивал собор из кирпича всего за три года. 30 мая 1802 года произошло освящение и открытие храма. Но кирпичный верх и мраморный объём здания не сочетались между собой, и петербуржцы сочиняли эпиграммы на главное культовое сооружение:
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный,
Основа его мраморна,
а верх его кирпичный!
После обрушения куска штукатурки во время службы собор решено было закрыть и объявить конкурс на его перестройку[15].
Четвёртый Исаакиевский собор. Архитектурные задачи и их решения
Императорский конкурс
Фундамент сооружения
Колонны
Купол
Традиционно купола кафедральных соборов покрывали золотом. Большой купол диаметром более 25 м. и четыре маленьких было решено золотить огневым способом. На это было израсходовано 100 кг золота. Листы меди тщательного натирали амальгамой (сплавом золота и ртути) и помещали на раскаленные угли,Обычно нагрев производили не более 5 минут, так как при сильном и длительном нагревании часть золота выпаривалась вместе с ртутью. Если изделие, покрытое золотом, имело тусклый вид, то температуру нагрева повышали, что давало возможность полностью удалить ртуть, и изделие приобретало более интенсивную жёлтую окраску. Для приготовления золотой амальгамы золото предварительно измельчали, затем нагревали до красного каления и погружали в ртуть, нагретую до 300° С. Смесь непрерывно размешивали до полного растворения золота. Амальгаму наносили на обезжиренную, протравленную и высушенную поверхность металла. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте купола собора без повреждений на протяжении более чем полутора веков. Работы с ртутью были чрезвычайно вредны, вызывали тяжелые отравления. При золочении куполов Исаакиевского собора в 1838—1841 годах от действия её паров погибло 60 рабочих.
Внутреннее убранство собора
Живопись
Мозаика
Витраж
Декоративный камень
Скульптура собора
Собор получил богатое скульптурное обрамление, что также отличало его в традиции православной архитектуры, ориентированной на интерьерные живописные изображения святых событий — иконопись. Более того, бронзовые изображения выполнены даже не в форме барельефов, а горельефов; главные фигуры представлены почти скульптурой, отделенной от фона и отчасти выходящей из фронтонов и за рамки дверей.
Для создания скульптурного убранства собора Монферран объединил плеяду выдающихся скульпторов своего времени — И. П. Витали, Ф. О. Лемер, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, И. Герман, А. В. Логановский, и др. — , которая работала в значительной мере по его рисункам. Ведущую роль в работе этих мастеров исполнил Иван Петрович Витали — русский скульптор, сын итальянца, юношей приехавшего в Россию. Витали создал более трехсот статуй и рельефов, композиции двух фронтонов, пластическое убранство наружных и внутренних дверей, барабана и купола. Все материалы оформления подлежали обсуждению и утверждению специально созданной правительственной комиссией, куда вошли профессора Академии Художеств, и Синодом. В сюжетах скульптурных изображений на дверях и портиках собора отразились прежде всего размышления о силе веры в спасительную миссию Христа; образ Исаакия стал символом признания безусловного приоритета духовной власти над политической; храм в целом — утверждением союза церкви и государства[16].
Фасадная скульптура храма размещена с соблюдением принципа ярусности, которому обычно подчиняется распределение живописи в интерьере. Барабан главного купола окружают 24 скульптуры ангелов работы И. Германа. По углам основного объёма здания поставлены группы коленопреклонённых ангелов со светильниками (И. П. Витали). На вершинах фронтонов расположены статуи евангелистов с символами, а на углах — изваяния апостолов. В аттике над пилястрами — восемь скульптур ангелов. Всё это — работы И. П. Витали. Христологический цикл представлен рельефами верхней части трех больших дверей; с севера и с юга они дополнены пластическими композициями, размещенными над вратами и в полукруглых нишах по сторонам от них. Следующий уровень представлен на створках дверей статуями Исаакия Далматского и Николая Мирликийского, апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и архангела Михаила. Под статуями располагаются рельефные вставки с фигурами коленопреклоненных ангелов. Последние изображения одинаковы на всех дверях и носят исключительно декоративный характер. Таким образом, распределение скульптуры на фасадах храма подчинено принципу иерархичности[17].
Скульптура фронтонов
Собор имеет в плане крест, концы которого точно ориентированы на восток — запад и север — юг, и завершаются четырьмя портиками. Сюжеты фронтонов первой линии представляют главные события из жизни св. Исаакия, сюжеты фронтонов второй линии — Рождение и Воскресение Христа. Над фронтонами портиков помещены бронзовые фигуры четырёх евангелистов, над углами каждого портика две фигуры апостолов[16].
Место расположения
скульптуры |
Общий сюжет | Описание | Скульптура, сопровождающая фронтон | Надпись под фронтоном | Скульптор |
---|---|---|---|---|---|
Фронтон Восточного портика | «Исаакий Далматский остановливает императора Валента» | Император отправляется сражаться с готами. Сильная фигура игумена резко преграждает путь императора, так что конь под всадником встает на дыбы; рука воздета к небесам, предрекая Валенту гибель. За спиной Исаакия ищут защиты православные, женщины, дети, но другая рука игумена уже схвачена императорским солдатом, он окружен воинами и обречен на заточение. Изображение вызывает впечатление духовной мощи, исходящей от преподобного, перед которой фигура всадника будто сжимается, уменьшаясь в размерах и теряя силу. | На вершине фронтона помещена
фигура св. Луки с крылатым тельцом, держащим Евангелие, по краям фронтона — апостол Иаков с Евангелием и апостол Симеон с орудием своей мученической смерти — пилой. |
«На Тя Господи уповахом, да не постыдимся вовеки»
(«На Тебя Господи уповаем, да не постыдимся вовеки») |
Лемер |
Фронтон Западного портика (обращён | «Встреча императора Феодосия с Исааком Далматским» | В центре композиции группа из трех фигур — император Феодосий, его жена Флаксилла и Исаакий, только что освобожденный из темницы. Император и его жена благочестиво склоняют головы перед святым, и Исаакий благословляет обоих на праведное властвование. Рядом с царственными особами стоят царедворцы Сатурнин и Викторий, сделавшие большие пожертвования в пользу церкви. Лицу Феодосия придано определённое сходство с чертами лица Николая I, а Флаксилле — облика его супруги Александры Федоровны. Образ Сатурнина является портретом князя П. В. Волконского, возглавлявшего правительственную комиссию по строительству собора, а в образе Виктория представлен президент Академии Художеств А. Н. Оленин, поскольку оба портретируемые внесли особо весомый вклад в создание собора. Сам Исаакий имеет сходство с митрополитом Серафимом (Глаголевским), представлявшим Синод. В углу фронтона с моделью храма в руках помещена возлежащая фигура византийского архитектора, голова которого является портретом Монферрана. Архитектор внимательно наблюдает за встречей императора со святым. Идея придания главным фигурам фронтона портретного сходства была предложена Витали художником К.Брюлловым — признанным портретистом этого времени. Справа на первом плане склоняются перед игуменом императорские воины, один из которых кладет к ногам Исаакия ликторские знаки, знаменующие признание за св. Исаакием право вершить суд. | На вершине фронтона помещена фигура Евангелиста Марка со Львом, над углами фронтона — фигуры апостола Фомы, держащего в руках пять копий, и апостола Варфоломея с крестом за плечами во весь рост | «Царю царствующих» | Витали |
Фронтон Северного портика (обращён к Неве) | «Воскресение Христово» | В центре композиции фигура Христа изображена устремленной ввысь, будто начавшей Вознесение, и окружена ангелами, свидетельствующими окружающим людям об истине Воскресения. | Над фронтоном стоит фигура Евангелиста Иоанна Богослова с Орлом, по сторонам — Первоверховный апостол Петр с ключами и Первоверховный Павел с обоюдоострым мечом. | «Господи, силою Твоею возвеселится Царь» | Лемер |
Фронтон Южного портика (обращён к Исаакиевской площади и Мариинскому дворцу) | «Поклонение волхвов» | Сюжет изображает пришедших к Марии с младенцем восточных мудрецов с дарами Спасителю. Но кроме волхвов, во фронтоне помещено много других фигур, демонстрирующих многообразными положениями своего тела поклонение Христу и верность проповедуемой им истине. | Над фронтоном находится фигура Евангелиста Матфея с Ангелом, по краям — апостолы Андрей Первозванный, брат апостола Петра, изображенного над северным фронтоном, и Филипп, из самых известных деяний которого было воскресение младенца на руках безутешной матери. | «Храм мой храм молитвы наречется» | Витали |
Вершины всех четырёх портиков собора расположены на уровне аттика, так что фигуры Евангелистов оказываются соединительными звеньями основного корпуса здания с верхней частью собора, образованной центральным куполом и четырьмя малыми куполами. Для достижения плавности перехода от нижней части собора к верхней, целостности всего сооружения над каждым углом аттика помещены два коленопреклоненных ангела со светильниками, украшенными гирляндами и цветами, и по два ангела над угловыми пилястрами (кариатиды). Центральный купол опирается на высокий барабан с окружающими его двадцати четырьмя колоннами. Над колоннадой расположена балюстрада, на которой стоят в ритмической последовательности фигуры двадцати четырёх ангелов с немного приподнятыми крыльями и слегка наклоненными головами (отлиты из бронзы П. К. Клодтом по модели скульптора И.Германа)[16].
Скульптурное оформление дверей
Под фронтонами за колоннами портика расположены три большие двери в собор с запада, севера и юга. Исполненные из бронзы, двери обрамлены мраморными пилястрами с базами и капителями коринфского ордера и различными орнаментами и тематически продолжают фронтоны.
Скульптурное убранство дверей Исаакиевского собора включает в себя вытянутый по горизонтали рельеф в верхней нестворчатой части, пластические композиции в верхних филенках и статуи святых в рост на каждой створке. Под ними расположены рельефные вставки с фигурами коленопреклоненных ангелов, поддерживающих крест. На южных дверях находятся статуи Архангела Михаила, попирающего змия, воплощение сатаны, и Александра Невского, обращающего к небу взор с благодарностью за дарованную победу против иноверцев. На западных дверях — статуи апостола Петра с ключами от рая и ада и Павла, опирающегося на меч, и левой рукой, указывающего вверх. На северных — Исаакий Далматский и Николай Мирликийский, непримиримые враги арианства. Таким образом, все они являются представителями так называемой «воинствующей» церкви (в широком смысле слова), находящейся под покровительством Архангела Михаила.
В окончательном виде после исправления Синодом был принят существующий вариант, представляющий собой развернутый христологический цикл. Тематика сцен на каждом фасаде увязана с содержанием горельефа, венчающего портик. На юге, под композицией «Поклонение волхвов и пастырей», расположен рельеф «Поклонение пастухов»; в верхней части дверей — «Сретение», ниже — надпись: «Велия Благочестия тайна, Бог явися во плоти». На створках — «Бегство в Египет» и «Двенадцатилетний Иисус». По сторонам больших дверей в полукруглых нишах — «Явление ангела пастухам» и «Избиение младенцев», то есть все изображения с южной стороны посвящены теме рождения и детства Христа. На западе под горельефом «Св. Исаакий благословляет Императора Феодосия», увенчанным изображением св. Марка, автора Евангелия, наполненного свидетельствами могущества Христа, верхний рельеф дверей представляет «Нагорную проповедь», под ней надпись: «Блаженны, слышащие слово Божие и хранящие его». На створках расположены сцены чудес — «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». Эти события представляют деятельную сторону жизни Спасителя, его общественное служение. Под северным портиком, украшенным горельефом «Воскресение», находится композиция «Распятие». В верхней части дверей — сцена «Вход в Иерусалим», под ней надпись: "Благословен грядый во имя Господне, на створках рельефы «Се человек» и «Мучение Спасителя». По обе стороны от дверей — «Несение креста» и «Положение во гроб». Темой всех изображений на севере являются события последних дней земной жизни Христа[17].
Южные двери собора | Западные двери собора | Северные двери собора | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Горельеф «Сретенье Господне» | Горельеф «Нагорная проповедь» | Горельеф «Вход Господень в Иерусалим» | |||||
Надпись «Велия есть благочестия тайна: Бог явился во плоти» | Надпись: «Блаженни слышащие слово Божие и хранящие его» | Славянская вязь: «Благословен грядый во имя Господне» | |||||
Горельеф «Бегство в Египет»
. В нише рядом с дверью на уровне этого изображения помещён горельеф «Возвещение пастырям о рождестве Спасителя» |
Горельеф «Беседа 12- летнего Иисуса Христа с фарисеями»
В нише рядом с дверью на уровне этого изображения помещён горельеф «Избиение младенцев» |
Горельеф «Воскресение Лазаря» | Горельеф «Исцеление расслабленного» | Горельеф «Се человек» | Горельеф «Истязание Христово» | ||
Фигура «Святой благоверный великий князь Александр Невский» | Фигура «Святой Архистратиг Михаил» | Фигура «Апостол Петр» | Фигура «Апостол Павел» | Фигура «Святой Николай» | фигура «Святой Исаакий» | ||
Горельеф с изображением двух коленопреклоненных Ангелов, на крестах у которых начертаны надписи по-старославянски: «Ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющие мя, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая». (В переводе со старославянского: «Ты будешь моей силой, крепостью и державой, избавителем и защитником от борющихся со мной, щит и хранитель, всегда меня охраняя и укрывая») | Горельеф с изображением двух коленопреклоненных Ангелов, на крестах у которых начертаны надписи по-старославянски: «Всенепорочная Твоего Сына яко узрела еси, оружие скорбное утробу твою растерза, и восклицала еси рыдающие в болезни: но абие прославила еси креста силу». (В переводе со старославянского: «Всенепорочная увидела Сына Твоего, как растерзано тело его оружием, и восклицала, как рыдающие в болезни: но все же прославила силу креста») | Горельеф с изображением двух коленопреклоненных Ангелов, на крестах у которых начертаны надписи по-старославянски: «Кресте всечестный, четвороконечная сила, Апостолов благолепие, мучеников крепость, немощных здравие показался еси, мертвым воскресение, падающим воздвижение» | Горельеф с изображением двух коленопреклоненных Ангелов, на крестах у которых начертаны надписи по-старославянски: «Кресте всесильне, Апостолов похвала, преподобных утверждение и верных знамение, иерархов и мучеников слава, победа и утверждение всех хвалящих Тя» | Горельеф с изображением двух коленопреклоненных Ангелов, на крестах у которых начертаны надписи по-старославянски: «Крест всех воскресение, крест падших исправление, страстей умерщвление и плоти пригвождение, крест душам слава и свет вечный». | Горельеф с изображением двух коленопреклоненных Ангелов, на крестах у которых начертаны надписи по-старославянски: На левой створке: : «Крест врагов губитель, крест злочестивых язва и пленение и верных держава, благочестивых хранитель и бесов отгонитель» |
По своим художественным достоинствам скульптурное убранство собора, созданное талантом русских, французских, немецких мастеров, относится к лучшим произведениям позднего классицизма. Решения технических проблем строительства собора демонстрировало также высоту инженерного искусства. Горельефы фронтонов, дверей, скульптур были отлиты из бронзы или меди гальванопластическим способом и имели огромный вес. Их установка представляла большие трудности. Так горельефы фронтонов, весом восемьдесят тонн каждый, могли повредить карниз, на который они упирались. Чтобы избежать этого, горельефы заключили в мощную железную арматуру, укрепленную в тимпане каждого фронтона, и горельефы повисли над карнизом. Три большие двустворчатые двери составлены из гальванопластических и литых филенок на дубовой основе. Каждая створка весом в десять тонн потребовала для открытия специального зубчатого механизма, который вделан глубоко в толщу стены[16].
История музея
Собор в цифрах
Примечания
- ↑ Исаакиевский собор . Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 История возведения Исаакиевского собора . официальный сайт Исаакиевского собора. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Исаакиевкий собор . Художественная энциклопедия. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ В Петербурге к 165-летию Исаакиевского собора представили оригинальные чертежи Монферрана . Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Дата обращения: 2 августа 2023.
- ↑ Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Досье . сайт tass.ru. Дата обращения: 2 августа 2023.
- ↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2001 года N 527 О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге . справочная система «Кодекс». Дата обращения: 2 августа 2023.
- ↑ ПРАВОСЛАВНЫМ СИМВОЛОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СТАЛ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР . портал Православие.Ru. Дата обращения: 2 августа 2023.
- ↑ Кирцидели Ю.И., Левина Н.Р. Мой город - Санкт-Петербург. — М.: Чертановская типография, 1994. — С. 197—198. — 256 с.
- ↑ Преподобный Исаакий Далматский, с житием . сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…». Дата обращения: 2 августа 2023.
- ↑ Харман ван Болес . этноспб, Поликультурный Санкт-Петербург. этноспб. Дата обращения: 5 августа 2023.
- ↑ "Исаакиевский собор". История создания . Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ Бутов Г.П. Исаакиевский собор. — Лениздат, 1991. — С. 6. — 224 с. — ISBN 5-289--00460-2.
- ↑ Серафимов В.И. ОПИСАНИЕ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА В С.-ПЕТЕРБУРГЕ, СОСТАВЛЕННОЕ ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ. — СПб.: Типография Макрушева, 1903. — С. 2—3.
- ↑ "Исаакиевский собор". История создания . Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ 15,0 15,1 Толмачёва Н.Ю. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР. — СПб.: Паритет, 2003. — С. С. 9-10. — 256 с.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 Акиндинова Т. А. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР КАК ЗНАКОВАЯ ФИГУРА В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА: ПОРТИКИ, ДВЕРИ) // STUDIA CULTURAE : журнал. — № 26. — С. С. 27. — ISSN 2225-3211.
- ↑ 17,0 17,1 ДУБКО Т.Г. К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНОСТИ ФАСАДНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА // НАУЧНЫЕ ТРУДЫ : журнал. — 2006. — № S. — С. С. 134. — ISSN 1998-2453.