Гроб Господень
Гроб Госпо́день, или Святой Гроб (от церк.-слав. гробъ — погребальная пещера, склеп, гробница, или от греч. Ἅγιος Τάφος) — главная святыня христианского мира представляет собой гробницу в скале, почитаемая церквями и верующими, являющаяся свидетельством и символом чуда Воскресения Христова. Евангелие свидетельствует о том, что Иисус Христос после распятия был погребён Иосифом Аримафейским и на третий день воскрес, явившись своим ученикам[1].
Гробница представляла из себя пещеру с вырубленной в стене на высоте 60 сантиметров полкой, длина которой около двух метров и ширина около 80 сантиметров. На неё было уложено тело Христа, которое Иосиф из Аримафеи завернул в плащаницу. Эта полка с частью стены и пола пещеры была обнаружена археологами во время реставрации[2].
Гробница находится в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме и является его главным алтарём. Из источников известно, что гробница находилась за городскими стенами на северо-западе от Иерусалима, вблизи Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия храма Гроба Господня. Гроб с IV столетия является главным местом паломничества христиан разных конфессий[3].
Факты о Гробе Господнем
Евангелие кратко повествует о пещере святого Иосифа Аримафейского, в которой было погребено Честное Тело Искупителя после Распятия. Иосиф являлся членом синедриона, однако он не принимал участие в осуждении Сына Божия. После казни он снял Тело Иисуса с Крестного Древа и принёс его в подготовленную для себя гробницу, которая находилась вблизи Голгофы в выдолбленной скале среди садов. Здесь ученики похоронили своего Учителя. Вход в пещеру был завален «великим камнем». Последующие повествования евангелистов несколько отличаются одно от другого. Из Евангелия Матфея известно, что, когда к пещере через день подошли Мария Магдалина и Мария Клеопова, то
«сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28. 1-2).
Евангелие Марка повествует, что женщины по приближении к Усыпальнице увидели отодвинутый от входа камень, а в самой пещере находился юноша в белых одеяниях. Именно он поведал им, что Иисуса здесь уже нет. Святой Лука рассказывал, что камня действительно у входа в пещеру не было к моменту прихода мироносиц, однако внутри пещеры им предстали двое юношей «в одеждах блистающих». Евангелие Иоанна повествует о том, что Мария Магдалина, когда наклонилась в гробницу, увидела двух ангелов, сидящих на нём, «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса»[4].
События, связанные с посещением жёнами-мироносицами и учениками Иисуса Гроба Господня, описанные в Евангелиях, датируются 30 или 33 годах по Рождеству Христову. До 135 года упоминаний об этом в письменных источниках не имеется. Следующие свидетельства о Гробе Господнем встретились трудах Мелитона, епископа Сардского, «О Пасхе» (II век) и Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, «Ономастикон». В этих текстах содержится указание на место распятия Христа, которое находилось «или при дороге, или улице, проходящей через город». Исследователи предположили, что оба автора вели речь о центральной улице, которую основал император Адриан на месте Иерусалима Элии Капитолины. Причём Евсевий подчеркивал, место это находилось внутри города и севернее горы Сион[5].
История поиска и открытия Гроба Господня
Император Константин в IV веке организовал экспедицию, направленную в Иерусалим для поиска пещеры, в которой было погребено тело Иисуса. Императрица Елена в 326 году возглавила её и отправилась в путь с целью паломничества и поиска христианских реликвий[6]:
«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».
Евсевий Кесарийский, церковный историк, первым сообщил об открытии Гроба Господня в труде «Жизнь Константина», из которого следует, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римляне построили языческий храм[7]:
«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».
Константин приказал уничтожить храм, и во время выполнения этой работы люди что-то увидели[8]:
«...вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».
Константин в 335 году над пещерой построил Храм Гроба Господня. Как писал Сократ Схоластик, сподвигла императора к возведению храма Святая Елена[8]:
«...мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом».
Этот Храм является огромным архитектурным комплексом и в настоящее время. В нём находится Голгофа с местом Распятия, Кувуклия — часовня в центре храма, которая скрывает пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов[8].
Место погребения Иисуса Христа и данные археологии
На месте погребения археологи в разные времена проводили исследовавия, из которых следует подтверждение сведений о традициях захоронения иудеев в I веке по Рождеству Христову, о которых сообщается в Евангелии. Известно, Иисуса приговорил к Распятию Римский суд, так как после аннексии Иудеи Помпеем в 63 году до Рождества Христова такой вид казни применяли только римляне. Тело Христа было снято с креста в канун субботы. По еврейскому закону погребение необходимо было совершить в течение того же дня (24 часов). Однако по субботам запрещалось проводить захоронения. Следовательно, погребение Христа необходимо было произвести до заката солнца в пятницу. Семья Иисуса имела скромный достаток и вряд ли могла позволить себе дорогую скальную гробницу. Тела бедных оборачивали в саван (плащаницу) и/или клали в деревянный гроб, затем укладывали в продольный подбой в простой грунтовой могиле, ставя над захоронением камень. Подобные погребения известны в Иудее: на кладбище под Иерусалимом, на восточном берегу Мёртвого моря и в Кумране[9].
В канун субботы ученики Иисуса не могли успеть приготовить могилу, поэтому Иосиф Аримафейский предложил место в своей гробнице. Из исследований археологов становится понятно, что подробные описания Евангелиями процесса погребения Христа достоверны[10]:
Иосиф купил плащаницу и обвил ею тело Христа. Пришёл ещё и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принес состав из смирны и алоя, фунтов около ста. Они взяли тело Иисуса Христа и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали мёртвых иудеи.
Описание гроба
Гроб Господень представляет собой типичную гробницу, которая была высечена в природной скале. Тело Христа находилось на каменном погребальном Ложе (200 × 80 см, высота от пола 60 см) и располагалось ногами на восток (ко входу), головой на запад в соответствии с традициями захоронения. Ещё в давние времена паломники, желающие унести с собой частицу святой реликвии, пытались любыми способами отколоть кусочек гробницы, поэтому Ложе было повреждено. Для предотвращения совершения такого вандализма святое Ложе в 1555 году было закрыто плитой белого мрамора. Со временем плита пожелтела и несколько столетий назад треснула поперёк. По преданию, трещина появилась чудесным образом в тот момент, когда мусульмане захотели использовать её для украшения мечети. Это событие остановило их, и плита осталась на своём месте[5].
Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но фатимидский халиф Аль-Хаким в 1009 году приказал разрушить её вместе с храмом. После разрушения сохранились Ложе, часть стены пещеры (до 60—90 см высотой) и часть входа. Работники разбивали стены железными молотами, только не смогли разломать гробницу. Епископ Перигё Рауль де Куэ отмечал после поломничества, совершённого в 1010 году[9]:
«Когда они убедились, что никаким образом не могут разрушить гробницу до основания, они попробовали устроить большой костёр, но она, подобно адаманту, не покачнулась и осталась нетронутой».
В настоящее время пещеру заменяет построенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 × 2,07 м), где Ложе находится справа от входа, у северной стены. В это помещение могут одновременно войти три - четыре человека, и его, как и прежнюю пещеру, называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведёт низкий арочный вход (всего 112 × 72 см и примерно 90 см глубины). Как считают археологи, этот вход мог сохраниться от первоначальной постройки[1].
Исследование гроба
В 2016 году была проведена реставрация Кувуклии. 27 октября с Ложа была впервые с XVI века была снята мраморная плита, которая закрывала его. Также специалисты обследовали оригинальную поверхность камня, на которой, как считается, покоилось тело Христа в течение трёх дней. Под снятой мраморной плитой была обнаружена ещё одна плита, на ней изображён крест. По предположению учёных, её положили во времена крестоносцев. Под второй плитой было обнаружено Ложе, которое, как считают археологи, сохранилось в первозданном виде[5].
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство Кувуклия, «опочивальни Господа», отличает белый и жёлто-розовый мрамор, а над аркой входа сохранилась природная скала. На высоте 30 сантиметров от Ложа находится небольшой карниз из мрамора, с северной стороны на стене над карнизом расположена православная икона Воскресения Христова с Ангелами. Изображение венчает позолоченный оклад, ангелов на нём заслоняют две иконы, которые стоят на карнизе. С левой стороны находится католическое барельефное изображение, а с правой — армянское изображение Воскресения. Карниз уставлен подсвечниками со свечами от разных христианских вероисповеданий, также около Ложа всегда стоят вазы со свежими цветами, их меняют ежедневно. На стене с западной стороны, прямо напротив входа, висит православная икона Божией Матери. На стенах помещения высечены на греческом языке слова тропаря святого Иоанна Дамаскина[11]:
«Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».
Над погребальным Ложем развешаны рядами 43 серебряные лампады. Тринадцать из них принадлежат православным, ещё тринадцать — католикам, следующие тринадцать — армянам, и оставшиеся четыре — коптам. Лампады всегда зажжены. В Кувуклии над Гробом Господнем происходит схождение Благодатного огня (Святого Света)[12].
Придел Ангела
Придел Ангела (греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου ) — небольшое помещение (3,4 × 3,9 м) в восточной части Кувуклии, которое является единственным проходом в Гроб Господень. Евангелие повествует, что на этом месте лежал отваленный от двери Гроба камень, а на нём сидел Ангел, который возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христовом. По преданию, эту весть принёс архангел Гавриил, поэтому его имя написано на белом мраморном барельефе, украшающем вход из придела Ангела в Святой Гроб. На барельефе с левой стороны входа изображены небольшие фигуры жён-мироносиц, а с правой стороны находится фигура Ангела, который протянул к ним руку. Между фигурами над входом вдоль мраморных складок на греческом языке высечены слова[3]:
«Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Богослужения на Гробе Господнем
В храме Воскресения Христова Гроб Господень является главным алтарём. Судя по религизным источникам, регулярные христианские службы на Святом Гробе начались в 335 году и совершаются в настоящее время. Перерыв в богослужении длился с 1009 года по 1020 год, когда Аль-Хаким разрушил храм и потребовалось время для его восстановления. Сегодня (2024 год) проводят богослужения на Гробе православные, католики и армяне по очереди[13].
Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с одиннадцати вечера до трёх часов утра. Затем служат литургию армяне, с трёх до шести часов утра. Католическая литургия совершается с шести до девяти часов утра[5].
Схождение Благодатного огня
С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем верующие разных конфессий молятся о нерукотворном сошествии Благодатного Огня. В Кувуклии над Гробом Господнем он спускается на свечи молящихся и потушенные лампады.
К встрече Святого огня ночью, накануне Великой Субботы, во всём храме и на Гробе гасят лампады и свечи, на Ложе Христа кладут вату. Совершив эти действия, храм закрывают и опечатывают. Днём в Субботу священнослужители под предводительством Иерусалимского патриарха проходят по местам последних дней земной жизни Христа, трижды обходят вокруг Кувуклии. У всех участников в руках 33 свечи, это связано с возрастом Иисуса. Затем патриарх снимает одежду и в одном подряснике без каких- либо предметов, связанных с добыванием огня, входит в Кувуклию и молится там. Спустя какое-то время спускается огонь и озаряет светом пространство. Патриарх с помощью ваты зажигает лампады в Кувуклии и делится огнём с верующими. По словам очевидцев, огонь какое-то время не обжигает[14].
Доступ к Гробу Господнему
Всякий паломник, приехав в Иерусалим, может посетить Гроб Господень, так как он доступен каждому христианину. Доступ к Гробу может быть ограничен, если на нём совершается какая-либо служба. У Святого Гроба дежурит православный греческий монах, который помогает посетителям и смотрит за порядком.
При посещении Святого Гроба существует устоявшийся православный обычай поклонения: в первую очередь нужно помолиться в приделе Ангела и приложиться к части святого камня, который убрал Ангел от входа в пещеру. Затем необходимо поцеловать низкий вход и прочитать про себя молитву: «Воскресение Христово видевше…», а потом уже медленно и спокойно войти в Живоносный Гроб. Здесь православные ставят свечи и, преклонив колени, молятся. Многие посетители кладут на Ложе для освящения принесённые с собой предметы: иконы, крестики, медальоны, касаются устами или лбом головной части Ложа. Выходят из Гроба посетители пятясь назад, чтобы не быть спиной к Святому месту[15].
Образ Гроба Господня в православном богослужении
Святой престол в православном храме — это образ Гроба Господня. В начале пасхальной литургии весь храм символизирует Гроб Господень. Обязательный крестный ход приходит к закрытым дверям с западной стороны храма, и начинается пасхальная служба. Также символом Гроба Господня является стол, на который полагается плащаница во время богослужений последних дней Страстной седьмицы. В некоторых литургических писаниях его и называют «гробом»[9].
Литература
- Баталов А.Л. Гроб Господень в сакральном пространстве русского храма XVI-XVII веков. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 524,527,531, рис.1-6, 14. — 656 с. — ISBN 5-89826-190-7.
- Беляев Л. А., Баталов А. Л., Архим. Августин (Никитин). Православная энциклопедия //Гроб Господень. — М., 2006. — Т. XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — С. 136-150. — 752 с. — ISBN 5-89572-022-6.
- Путешествие Новгородского (1872) архиепископа Антония в Царьград в конце XIIв. / С пред. и прим. П. Саввантова. — СПб., 1872. — С. С.73-79, 121-159.
- Робер де Клари. Завоевание Константинополя / . М., 1986, с.67, 157, прим. 359 / Пер. статья и комм. М.А. Зиборова. — М.: Наука, 1986. — С. с.67, 157, прим. 359. — 175 с.
- Шалина И.А. Икона «Христос во гробе» и Нерукотворный образ на Константинопольской плащанице. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 318.
- Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. — М.: Индрик, 2005. — С. 536 стр. + 240 стр. вкладок с цветными и ч/б иллюстрациями. — ISBN 5-85759-321-2.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Шевченко Ю. Ю., Богомазова Т. Г. По образу и подобию: третий Рим - Новый Иерусалим . Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Лаговский В. Доказано: храм Гроба Господня построен над настоящим погребальным ложем Иисуса Христа . Комсомольская правда (29 ноября 2017). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Логвиненко А. Храм Гроба Господня. — М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2022. — С. 12-32. — 192 с. — ISBN 978-5-7533-1731-5.
- ↑ Король М. Храм Гроба Господня. — М.: Олма Медиа Групп. — С. 10. — 70 с. — ISBN 978-5-373-05342-6.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Листовой Н. Н. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме . Православная энциклопедия (сайт) (22 марта 2009). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Ростовский Дмитрий. Житие Святой Равноапостольной Елены . Русский поломник (сайт). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Приходько М. А. «Жизнь Константина» Евсевия Кесарийского как «священная история»: типология Моисея-Константина . Богослов.ру (13 февраля 2014). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Памфил Евсевий. Жизнь Константина . Электронная библиотека (сайт). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Гроб Господень . Православная энциклопедия (22 марта 2009). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ протоиерей Михаил Фивейский. Погребение Иисуса Христа . Православная библиотека (сайт). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Что скрывает Храм Гроба Господня – история и обзор Святыни . Архитектурные сооружения мира (сайт). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Иерусалимский храм Воскресения Христовп - Храм Гроба Господня .
- ↑ Гроб Господень . Свято-Елисаветинский монастырь (сайт) (17 апреля 2020). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Что известно о Благодатном огне и его схождении . ТАСС (15 апреля 2023). Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Храм Гроба Господня . Азбука поломника. Дата обращения: 28 августа 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |