Культурное наследие народов Российской Федерации Федерального значения рег. № 581410861490006
Па́мятник Бели́нскому — памятник монументально-изобразительного искусства, увековечивающий русского литературного и театрального критика Виссариона Григорьевича Белинского (1811—1848). Установлен в городе Пензе, где прошли детские и юношеские годы будущего литератора, где он учился в Пензенской мужской гимназии, увлёкся театром, начал сочинять драму «Дмитрий Калинин»[1].
Закладка монумента состоялась в 1948 году, к 100-летию со дня смерти Белинского. Открыт в 1954 году. Автор памятника — народный художник СССР, скульптор Евгений Вучетич. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения[2][3].
История создания
Предыстория
Пенза ещё в конце XIX века первой подняла вопрос об увековечивании памяти Белинского. Но власти отказывали, считая Виссариона Григорьевича государственным преступником: «Вы бы лучше просили поставить памятник Пестелю — все равно, что Белинский, что Пестель», — был ответ из III-го отделения царской канцелярии на одно из поданных прошений[3]. В 1897 году, в канун 50-летия со дня смерти критика, Лермонтовское общество в Пензе вышло с предложением в городскую Думу о подготовке к Всероссийскому юбилею Белинского, рассчитанному на три дня. Общество просило разрешение на всероссийскую подписку на установку памятника В. Г. Белинскому в городе Пензе, а также на открытие музея и бесплатной народной библиотеки-читальни имени Белинского. Комиссия по организации торжеств предусматривала пригласить в Пензу родственников Белинского, в частности дочь критика Ольгу Виссарионовну Бенси, представителей университетов, Академии наук, литературных и ученых обществ России. Однако на прошение городской Думы пришел ответ из Петербурга от директора департамента полиции: «Двухсотлетие Петра Великого праздновалось только два дня». Ниже другая резолюция министра внутренних дел гласила: «Пенза празднует и больше никто. Ограничиться Пензой»[3].
Журнал Искры. 1911. № 21. Проект памятника Белинскому (в верхней части, справа).
Деятельное участие в подготовке торжеств 1898 года приняла дочь критика, Ольга, в то время жившая в Париже для обучения сыновей. Её старший сын Евгений (внук Белинского) очень походил на своего деда. На это обратил внимание скульптор Матвей Каплан, взявшийся изготовить памятник критику, но его проект, включавший бюст Белинского, женскую фигуру Музы и лавры, не был полностью воплощён. Проект памятника работы М. Каплана можно было позже увидеть на страницах журнала «Искры», тематический номер которого (1911, № 21) был посвящён 100-летию со дня рождения русского критика[3].
Каплан изготовил два бюста, которые и были высланы в Пензу, но прибыли с опозданием, и открытие отложили. Поэтому только в 1911 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В. Г. Белинского, один из гипсовых бюстов был установлен в парке «Верхнее гулянье», которому и было тогда присвоено имя В. Г. Белинского[4].
Первый памятник Виссариону Белинскому. Пенза. Верхнее гулянье. 1911 г.
На тот момент это был первый в России памятник Виссариону Белинскому. Бюст был возведён на высоком дерновом постаменте-колонне среди художественно оформленной клумбы, где ярко выделялась надпись из цветов: «Виссарион Григорьевич Белинский». Первый бюст не сохранился, он был повреждён в 1918 году, в дни боёв с белочехами. К настоящему времени в Пензенской области установлено восемь памятников Виссариону Белинскому: четыре — в Пензе, три — в городе Белинском, и бюст — в Каменке[2].
Лучший памятник
Памятников Белинскому в России не много, в основном они расположены в Пензенской области, есть бюст в Екатеринбурге, установленный в нише на фасаде здания библиотеки имени В. Г. Белинского. Лучшим из всех по праву является монументальный бронзовый памятник в полный рост, открытый в Пензе на Театральной площади в 1954 году. Его история связана с крупными официальными торжествами 1948 года, посвящёнными создателю русской литературной и театральной критики[5].
В 1948 году, когда в стране отмечали 100 лет со дня кончины великого критика, вопрос о сооружении в Пензе достойного памятника В.Г. Белинскому снова был поднят. В Пензенскую область, город Пензу и город Чембар, переименованный в те дни в город Белинский, приехала делегация советских литераторов во главе с Александром Фадеевым. В составе делегации были Пётр Вершигора, лермонтовед Ираклий Андроников, поэт Александр Жаров, наши земляки Фёдор Гладков и Пётр Замойский[6].
Место было выбрано рядом с театром не случайно: Белинский выпестовал в России жанр театральной критики. Первые восторженные впечатления о театре юноша получил в старой губернской Пензе. «Идол души моей – театр!» – восторженно восклицал Белинский в своих статьях. Встречи с театральным искусством оказали влияние на духовное развитие 14-летнего провинциала, превратив его в страстного почитателя театра. Обаяние сцены было столь велико, что спустя много лет в статье «Александрийский театр» (1844) прорвутся слезы детского восторга из пензенской памяти: «Любите ли Вы театр так, как я люблю его, то есть со всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость…»[8].
Белинский создал русскую театральную критику, посвятив театру более 180 статей и рецензий — глубоких, насыщенных, каких о театре до него не писали. И хотя пензенский драматический театр с 1920 года носит имя первого наркома просвещения А. В. Луначарского, но в Пензе есть свои значительные представители театрального искусства: режиссёр Всеволод Мейерхольд и театральный критик Виссарион Белинский.
Таким образом, место для памятника выбрано целесообразно. Масштабному сооружению нужен был простор и метафора. Пензе повезло — город получил монумент столичного уровня[9].
Автор
Над памятником несколько лет работал скульптор Евгений Викторович Вучетич (1909—1974), тогда ещё не прославленный, но известный: главный скульптор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а к началу 1950-х годов уже лауреат нескольких Сталинских премий, полученных за создание бюстов советских военачальников и политических деятелей. К этому периоду Вучетич был автором памятника Воину-освободителю в Берлине, Трептов-парке (1949); создателем гигантского 26-метрового памятника Сталину у входа в Волго-Донской канал (1952, а затем, после его демонтажа — 27-метрового монумента В. И. Ленину на том же месте). Впереди у скульптора-монументалиста ещё будет памятник «Перекуём мечи на орала» (1959), установленного у здания ООН в Нью-Йорке; величественный мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде (1967); звание Народного художника СССР (1959), Героя социалистического труда (1967). Но пока, в начале 1950-х годов, Евгений Вучетич работает над памятником Виссариону Белинскому[10].
Работа скульптора Вучетича
Портрет В.Г. Белинского, выполненный художником К. А. Горбуновым при жизни критика. 1843 г.
Из интервью скульптора Евгения Вучетича пензенской газете «Сталинское знамя» становится ясно, как рождался замысел:[11]
«Над памятником я работал более двух лет. Я хотел выразить в памятнике наиболее полно прекрасный образ замечательного сына русского народа, пламенного трибуна, человека с неспокойной душой, обладающего сильной волей, глубоко верящего в правоту своих идей. Думаю, что мне это удалось. Белинский изображен в полный рост. Вся его поза выражает стремление вперед, горячий порыв, неукротимость характера».
— Евгений Вучетич.
Скульптор признавался, что работа над памятником протекала очень трудно, было мало иллюстративных материалов, запечатлевших образ Белинского. Он использовал портрет, выполненный ещё при жизни критика его другом Кириллом Антоновичем Горбуновым, уроженцем Пензенской губернии, единственным профессиональным художником, который запечатлел Белинского с натуры. Портреты Белинского работы К. А. Горбунова являются самыми верными изображениями критика, один из них, периода 1848 года, и использовал скульптор. Большую помощь в создании памятника скульптору оказали рисунки современного пензенского художника Бориса Ивановича Лебедева, на которых Белинский изображен в самых различных положениях. Внешнее сходство отмечали ценители-эксперты, образ понравился и простым обывателям-горожанам[12].
Автор постамента
Над архитектурной частью памятника работал архитектор Леонид Михайлович Поляков, с которым Вучетич уже привык к совместным проектам — только что в 1952 году они закончили памятник И. В. Сталину для Сталинграда. Для бронзовой фигуры Белинского был приготовлен четырёхгранный классический постамент, облицованный серым украинским гранитом[13].
Высота пьедестала составляет 5,5 метров. Для Пензы это был грандиозный проект — общая высота памятника с постаментом составила 10, 5 метров[2].
10 июля 1954 года собравшиеся жители Пензы и именитые гости, среди которых был и скульптор Е. В. Вучетич, увидели выдающийся памятник монументального искусства — памятник столичного масштаба. Первое, что почувствовали зрители — сильнейшую экспрессию, исходящую от памятника, его необычайную выразительность[7].
Описание памятника
Метафора анфас и в профиль
Вся поза бронзового Белинского выражает стремление вперед, горячий порыв, неукротимость характера. В одной руке критик символично держит журнал «Отечественные записки», которому отдал долгие годы жизни и много душевных сил — в нём опубликовано более 600 его статей, заметок, рецензий — это был, по его признанию, «каторжный труд». Но он любил журнал, это была его жизнь: «Умру на журнале и велю положить под голову том „Отечественных записок“… Я литератор… Литературе российской моя жизнь и моя кровь». Белинскому было присуще удивительное художественное и эстетическое чутье, при этом он обладал ещё смелостью и отвагой «плевать в рожу общественному мнению, если оно глупо или подло». Он действительно, без преувеличения, отдал российской литературе свою жизнь[14].
Белинский отличался воодушевленной эмоциональностью, и в скульптуре правая рука критика взволнованно приподнята. Он жил литературной борьбой и спором. Его отличала деятельная, порывистая, страстная натура бойца. Друзья прозвали его Орландо Фуриозо — Роланд Неистовый, по имени героя поэмы Ариосто. Отсюда и пошло его прозвище «Неистовый Виссарион». Сам Белинский в одном из писем к другу Василию Боткину шутливо добавил в виде подписи: «Твой неистовый Виссарион… с пеною у рта и поднятым вверх кулаком…»[15] Многие современники запомнили, как полемизировал Белинский, как он умел уничтожить противника своей страстной и неумолимой логикой[16].
Рыцарь литературы в бронзе
По воле и замыслу скульптора его герой шагнул так, что нога вышла за пределы постамента — словно литературный мушкетёр сделал выпад. Рыцарь литературы, за неимением шпаги он сражался словом — острым, бойким и насмешливым: «Какой же это литератор, если у него нет врагов!» Полный сил и уверенности, страстный, взволнованный, стремительный в споре — каким он был по описанию современников, — таким предстал он и в бронзе[17].
Чеканный силуэт пронизан стремительностью, силой, экспрессией, вдохновением и романтическим пафосом. На пьедестале не чахлый, болезненный литератор, но боец — тот самый «литературный барс», которым восхищались единомышленники, тот самый литературный рыцарь Орландо Фуриозо[14].
Пластический образ монумента очень близок художественному образу, созданному Александром Герценом в воспоминаниях[16]:
«В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле, обитала мощная, гладиаторская натура; да, это был сильный боец! <…> он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль».
— Александр Герцен
Другой мемуарист, бывший учитель пензенской гимназии Михаил Попов, помнивший Виссариона не только гимназистом, но и ярким публицистом, тоже отметил эту особенность его характера: «В спорах, при возражениях... в эти минуты он был хорош. Это был факир, или, нет, лучше того: это был жрец своего искусства!»[16].
Вдохновенный трибун, ироничный и язвительный, запальчивый в споре — таким предстаёт на пьедестале великий российский зоил. По экспрессии и выразительности это — непревзойденный памятник публицисту, лучший памятник Белинскому в стране. Он имеет статус памятника федерального значения и относится к культурному достоянию России[4].
Литература
Пензенская энциклопедия в 2 т / Гл. ред. А. Ю. Казаков. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
Тюстин А. В. Скульптурные памятники и мемориальные доски Пензенской области. — Пенза, 1966.
Тюстин А. В. Губернский город Пенза на рубеже XIX—XX веков. — Пенза, 2001. — 227 с. — ISBN ISBN 5-93434-046-8.
Кондрашин В. В. Как увековечивали память В. Г. Белинского в Пензенском крае. // Моя малая Родина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сборник. — Пенза, 2013. — № вып. 11. — С. 129 - 137.
Золотая летопись Пензенского края / Составитель С. П. Корниенко. — Минск, 2007. — С. 213 - 222. — 397 с. — ISBN 978-985-454-334-5.
Примечания
↑Максяшев П. Ф. В. Г. Белинский в Чембаре и Пензе. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1980. — 190 с.
↑ 2,02,12,2Пензенская энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. А. Ю. Казаков. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
↑ 3,03,13,23,3Максяшев П. Ф. Наш Белинский. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1977. — 192 с.
↑ 4,04,1Кайманова Т. А. Памятник Белинскому глазами экскурсовода // Сура : журнал. — 2024. — № 3. — ISSN2077-7604..
↑Савин О. М. Пенза литературная. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.
↑ 7,07,1Первушкин В.И., Кайманова Т.А. и др. Пенза: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза, 2017.
↑Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах / под ред. Н. Ф. Бельчикова, Д. Д. Благого и других. — М.: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1953—1959.
↑Золотая летопись Пензенского края / Составитель С. Корниенко. — Минск, 2007.
↑Скульптор Вучетич в Пензе (неопр.). Государственный архив Пензенской области. Дата обращения: 4 августа 2024.
↑Арзамасцев В. П., Грачёв Е. А. Государственный музей-усадьба В. Г. Белинского: Путеводитель. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1985.
↑Кондрашин В. В. Как увековечивали память В. Г. Белинского в Пензенском крае // Моя малая Родина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сборник. — Пенза, 2013. — № вып. 11. — С. 129 - 137.
↑ 14,014,1Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского / Составитель И. Р. Монахова. Под редакцией Ю. В. Манна. — М.: Прогресс-традиция, 2013. — 560 с.
↑В. Г. Белинский. Письмо В. П. Боткину 1840, апреля 16 (21) дня) // Вся жизнь моя в письмах. Из переписки В. Г. Белинского : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — М., 2013.
↑ 16,016,116,2В. Г. Белинский в воспоминаниях современников / Под общ. ред. Н.К. Гея. — М.: Художественная литература, 1962. — 733 с.
↑В. Г. Белинский: pro et contra. Статьи о В. Г. Белинском. Антология. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — 1167 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!