Памятник Белинскому (Пенза)

Памятник
Памятник Белинскому
Памятник Белинскому 2.jpg
Страна Флаг России Россия
Город Пенза
Местоположение Ленинский район, Театральный проезд, сквер им. Белинского, напротив областного драматического театра им. А.В. Луначарского
Скульптор Вучетич Евгений Викторович
Архитектор Поляков Леонид Михайлович
Строительство 19481954 годы
Статус Объект культурного наследия федерального значения
Высота 10,5 м (фигура 5,5 м, пьедестал 5 м)
Материал Бронза
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Па́мятник Бели́нскому — памятник монументально-изобразительного искусства, увековечивающий русского литературного и театрального критика Виссариона Григорьевича Белинского (18111848). Установлен в городе Пензе, где прошли детские и юношеские годы будущего литератора, где он учился в Пензенской мужской гимназии, увлёкся театром, начал сочинять драму «Дмитрий Калинин»[1].

Закладка монумента состоялась в 1948 году, к 100-летию со дня смерти Белинского. Открыт в 1954 году. Автор памятника — народный художник СССР, скульптор Евгений Вучетич. Памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения[2][3].

История создания

Предыстория

Пенза ещё в конце XIX века первой подняла вопрос об увековечивании памяти Белинского. Но власти отказывали, считая Виссариона Григорьевича государственным преступником: «Вы бы лучше просили поставить памятник Пестелю — все равно, что Белинский, что Пестель», — был ответ из III-го отделения царской канцелярии на одно из поданных прошений[3]. В 1897 году, в канун 50-летия со дня смерти критика, Лермонтовское общество в Пензе вышло с предложением в городскую Думу о подготовке к Всероссийскому юбилею Белинского, рассчитанному на три дня. Общество просило разрешение на всероссийскую подписку на установку памятника В. Г. Белинскому в городе Пензе, а также на открытие музея и бесплатной народной библиотеки-читальни имени Белинского. Комиссия по организации торжеств предусматривала пригласить в Пензу родственников Белинского, в частности дочь критика Ольгу Виссарионовну Бенси, представителей университетов, Академии наук, литературных и ученых обществ России. Однако на прошение городской Думы пришел ответ из Петербурга от директора департамента полиции: «Двухсотлетие Петра Великого праздновалось только два дня». Ниже другая резолюция министра внутренних дел гласила: «Пенза празднует и больше никто. Ограничиться Пензой»[3].

Журнал Искры. 1911. № 21. Проект памятника Белинскому (в верхней части, справа).

Деятельное участие в подготовке торжеств 1898 года приняла дочь критика, Ольга, в то время жившая в Париже для обучения сыновей. Её старший сын Евгений (внук Белинского) очень походил на своего деда. На это обратил внимание скульптор Матвей Каплан, взявшийся изготовить памятник критику, но его проект, включавший бюст Белинского, женскую фигуру Музы и лавры, не был полностью воплощён. Проект памятника работы М. Каплана можно было позже увидеть на страницах журнала «Искры», тематический номер которого (1911, № 21) был посвящён 100-летию со дня рождения русского критика[3].

Каплан изготовил два бюста, которые и были высланы в Пензу, но прибыли с опозданием, и открытие отложили. Поэтому только в 1911 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В. Г. Белинского, один из гипсовых бюстов был установлен в парке «Верхнее гулянье», которому и было тогда присвоено имя «В. Г. Белинского»[4].

Первый памятник Виссариону Белинскому. Пенза. Верхнее гулянье. 1911 г.

На тот момент это был первый в России памятник Виссариону Белинскому. Бюст был возведён на высоком дерновом постаменте-колонне среди художественно оформленной клумбы, где ярко выделялась надпись из цветов: «Виссарион Григорьевич Белинский». Первый бюст не сохранился, он был повреждён в 1918 году, в дни боёв с белочехами. К настоящему времени в Пензенской области установлено восемь памятников Виссариону Белинскому: четыре — в Пензе, три — в городе Белинском, и бюст — в Каменке[2].

Лучший памятник

Памятников Белинскому в России не много, в основном они расположены в Пензенской области, есть бюст в Екатеринбурге, установленный в нише на фасаде здания библиотеки имени В. Г. Белинского. Лучшим из всех по праву является монументальный бронзовый памятник в полный рост, открытый в Пензе на Театральной площади в 1954 году. Его история связана с крупными официальными торжествами 1948 года, посвящёнными создателю русской литературной и театральной критики[5].

В 1948 году, когда в стране отмечали 100 лет со дня кончины великого критика, вопрос о сооружении в Пензе достойного памятника В.Г. Белинскому снова был поднят. В Пензенскую область, город Пензу и город Чембар, переименованный в те дни в город Белинский, приехала делегация советских литераторов во главе с Александром Фадеевым. В составе делегации были Пётр Вершигора, лермонтовед Ираклий Андроников, поэт Александр Жаров, наши земляки Фёдор Гладков и Пётр Замойский[6].

13 июня 1948 года напротив Пензенского областного драматического театра состоялся торжественный митинг, посвященный закладке памятного камня. Через шесть лет здесь и был воздвигнут памятник[7].

Выбор места

Место было выбрано рядом с театром не случайно: Белинский выпестовал в России жанр театральной критики. Первые восторженные впечатления о театре юноша получил в старой губернской Пензе. «Идол души моей – театр!» – восторженно восклицал Белинский в своих статьях. Встречи с театральным искусством оказали влияние на духовное развитие 14-летнего провинциала, превратив его в страстного почитателя театра. Обаяние сцены было столь велико, что спустя много лет в статье «Александрийский театр» (1844) прорвутся слезы детского восторга из пензенской памяти: «Любите ли Вы театр так, как я люблю его, то есть со всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость…»[8].

Белинский создал русскую театральную критику, посвятив театру более 180 статей и рецензий — глубоких, насыщенных, каких о театре до него не писали. И хотя пензенский драматический театр с 1920 года носит имя первого наркома просвещения А. В. Луначарского, но в Пензе есть свои значительные представители театрального искусства: режиссёр Всеволод Мейерхольд и театральный критик Виссарион Белинский.

Таким образом, место для памятника выбрано целесообразно. Масштабному сооружению нужен был простор и метафора. Пензе повезло — город получил монумент столичного уровня[9].

Автор

Над памятником несколько лет работал скульптор Евгений Викторович Вучетич (19091974), тогда ещё не прославленный, но известный: главный скульптор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а к началу 1950-х годов уже лауреат нескольких Сталинских премий, полученных за создание бюстов советских военачальников и политических деятелей. К этому периоду Вучетич был автором памятника Воину-освободителю в Берлине, Трептов-парке (1949); создателем гигантского 26-метрового памятника Сталину у входа в Волго-Донской канал (1952, а затем, после его демонтажа — 27-метрового монумента В. И. Ленину на том же месте). Впереди у скульптора-монументалиста ещё будет памятник «Перекуём мечи на орала» (1959), установленного у здания ООН в Нью-Йорке; величественный мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде (1967); звание Народного художника СССР (1959), Героя социалистического труда (1967). Но пока, в начале 1950-х годов, Евгений Вучетич работает над памятником Виссариону Белинскому[10].

Работа скульптора Вучетича

Портрет В.Г. Белинского, выполненный художником К. А. Горбуновым при жизни критика. 1843 г.

Из интервью скульптора Евгения Вучетича пензенской газете «Сталинское знамя» становится ясно, как рождался замысел:[11]

«Над памятником я работал более двух лет. Я хотел выразить в памятнике наиболее полно прекрасный образ замечательного сына русского народа, пламенного трибуна, человека с неспокойной душой, обладающего сильной волей, глубоко верящего в правоту своих идей. Думаю, что мне это удалось. Белинский изображен в полный рост. Вся его поза выражает стремление вперед, горячий порыв, неукротимость характера».

— Евгений Вучетич.

Скульптор признавался, что работа над памятником протекала очень трудно, было мало иллюстративных материалов, запечатлевших образ Белинского. Он использовал портрет, выполненный ещё при жизни критика его другом Кириллом Антоновичем Горбуновым, уроженцем Пензенской губернии, единственным профессиональным художником, который запечатлел Белинского с натуры. Портреты Белинского работы К. А. Горбунова являются самыми верными изображениями критика, один из них, периода 1848 года, и использовал скульптор. Большую помощь в создании памятника скульптору оказали рисунки современного пензенского художника Бориса Ивановича Лебедева, на которых Белинский изображен в самых различных положениях. Внешнее сходство отмечали ценители-эксперты, образ понравился и простым обывателям-горожанам[12].

Автор постамента

Над архитектурной частью памятника работал архитектор Леонид Михайлович Поляков, с которым Вучетич уже привык к совместным проектам — только что в 1952 году они закончили памятник И. В. Сталину для Сталинграда. Для бронзовой фигуры Белинского был приготовлен четырёхгранный классический постамент, облицованный серым украинским гранитом[13].

Высота пьедестала составляет 5,5 метров. Для Пензы это был грандиозный проект — общая высота памятника с постаментом составила 10, 5 метров[2].

10 июля 1954 года собравшиеся жители Пензы и именитые гости, среди которых был и скульптор Е. В. Вучетич, увидели выдающийся памятник монументального искусства — памятник столичного масштаба. Первое, что почувствовали зрители — сильнейшую экспрессию, исходящую от памятника, его необычайную выразительность[7].

Описание памятника

Метафора анфас и в профиль

Вся поза бронзового Белинского выражает стремление вперед, горячий порыв, неукротимость характера. В одной руке критик символично держит журнал «Отечественные записки», которому отдал долгие годы жизни и много душевных сил — в нём опубликовано более 600 его статей, заметок, рецензий — это был, по его признанию, «каторжный труд». Но он любил журнал, это была его жизнь: «Умру на журнале и велю положить под голову том „Отечественных записок“… Я литератор… Литературе российской моя жизнь и моя кровь». Белинскому было присуще удивительное художественное и эстетическое чутье, при этом он обладал ещё смелостью и отвагой «плевать в рожу общественному мнению, если оно глупо или подло». Он действительно, без преувеличения, отдал российской литературе свою жизнь[14].

Белинский отличался воодушевленной эмоциональностью, и в скульптуре правая рука критика взволнованно приподнята. Он жил литературной борьбой и спором. Его отличала деятельная, порывистая, страстная натура бойца. Друзья прозвали его Орландо Фуриозо — Роланд Неистовый, по имени героя поэмы Ариосто. Отсюда и пошло его прозвище «Неистовый Виссарион». Сам Белинский в одном из писем к другу Василию Боткину шутливо добавил в виде подписи: «Твой неистовый Виссарион… с пеною у рта и поднятым вверх кулаком…»[15] Многие современники запомнили, как полемизировал Белинский, как он умел уничтожить противника своей страстной и неумолимой логикой[16].

Рыцарь литературы в бронзе

По воле и замыслу скульптора его герой шагнул так, что нога вышла за пределы постамента — словно литературный мушкетёр сделал выпад. Рыцарь литературы, за неимением шпаги он сражался словом — острым, бойким и насмешливым: «Какой же это литератор, если у него нет врагов!» Полный сил и уверенности, страстный, взволнованный, стремительный в споре — каким он был по описанию современников, — таким предстал он и в бронзе[17].

Чеканный силуэт пронизан стремительностью, силой, экспрессией, вдохновением и романтическим пафосом. На пьедестале не чахлый, болезненный литератор, но боец — тот самый «литературный барс», которым восхищались единомышленники, тот самый литературный рыцарь Орландо Фуриозо[14].

Пластический образ монумента очень близок художественному образу, созданному Александром Герценом в воспоминаниях[16]:

«В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле, обитала мощная, гладиаторская натура; да, это был сильный боец! <…> он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль».

— Александр Герцен

Другой мемуарист, бывший учитель пензенской гимназии Михаил Попов, помнивший Виссариона не только гимназистом, но и ярким публицистом, тоже отметил эту особенность его характера: «В спорах, при возражениях... в эти минуты он был хорош. Это был факир, или, нет, лучше того: это был жрец своего искусства[16].

Вдохновенный трибун, ироничный и язвительный, запальчивый в споре — таким предстаёт на пьедестале великий российский зоил. По экспрессии и выразительности это — непревзойденный памятник публицисту, лучший памятник Белинскому в стране. Он имеет статус памятника федерального значения и относится к культурному достоянию России[4].

Литература

  • Пензенская энциклопедия в 2 т / Гл. ред. А. Ю. Казаков. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
  • Тюстин А. В. Скульптурные памятники и мемориальные доски Пензенской области. — Пенза, 1966.
  • Тюстин А. В. Губернский город Пенза на рубеже XIX—XX веков. — Пенза, 2001. — 227 с. — ISBN ISBN 5-93434-046-8.
  • Кондрашин В. В. Как увековечивали память В. Г. Белинского в Пензенском крае. // Моя малая Родина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сборник. — Пенза, 2013. — № вып. 11. — С. 129 - 137.
  • Золотая летопись Пензенского края / Составитель С. П. Корниенко. — Минск, 2007. — С. 213 - 222. — 397 с. — ISBN 978-985-454-334-5.

Примечания

  1. Максяшев П. Ф. В. Г. Белинский в Чембаре и Пензе. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1980. — 190 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пензенская энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. А. Ю. Казаков. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2019.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Максяшев П. Ф. Наш Белинский. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1977. — 192 с.
  4. 4,0 4,1 Кайманова Т. А. Памятник Белинскому глазами экскурсовода // Сура : журнал. — 2024. — № 3. — ISSN 2077-7604..
  5. Что посмотреть в Белинке и вокруг неё. Дата обращения: 4 августа 2024.
  6. Савин О. М. Пенза литературная. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.
  7. 7,0 7,1 Первушкин В.И., Кайманова Т.А. и др. Пенза: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза, 2017.
  8. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах / под ред. Н. Ф. Бельчикова, Д. Д. Благого и других. — М.: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1953—1959.
  9. Золотая летопись Пензенского края / Составитель С. Корниенко. — Минск, 2007.
  10. Роман Мерзляков. Восемь самых знаменитых памятников Евгения Вучетича. АиФ Волгоград (27 декабря 2013). Дата обращения: 4 августа 2024.
  11. Скульптор Вучетич в Пензе. Государственный архив Пензенской области. Дата обращения: 4 августа 2024.
  12. Арзамасцев В. П., Грачёв Е. А. Государственный музей-усадьба В. Г. Белинского: Путеводитель. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1985.
  13. Кондрашин В. В. Как увековечивали память В. Г. Белинского в Пензенском крае // Моя малая Родина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сборник. — Пенза, 2013. — № вып. 11. — С. 129 - 137.
  14. 14,0 14,1 Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского / Составитель И. Р. Монахова. Под редакцией Ю. В. Манна. — М.: Прогресс-традиция, 2013. — 560 с.
  15. В. Г. Белинский. Письмо В. П. Боткину 1840, апреля 16 (21) дня) // Вся жизнь моя в письмах. Из переписки В. Г. Белинского : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — М., 2013.
  16. 16,0 16,1 16,2 В. Г. Белинский в воспоминаниях современников / Под общ. ред. Н.К. Гея. — М.: Художественная литература, 1962. — 733 с.
  17. В. Г. Белинский: pro et contra. Статьи о В. Г. Белинском. Антология. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — 1167 с.

Ссылки

Памятник В.Г. Белинскому, Пензенская область, г. Пенза, около городского театра

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!