Памятник В. О. Ключевскому (Пенза)
Памятник | |
Памятник Василию Осиповичу Ключевскому | |
---|---|
Страна | Россия |
Местоположение | город Пенза, улица Плеханова, 15 |
Автор проекта | Валерий Кузнецов |
Скульптор | Валерий Кузнецов |
Дата постройки | 2008 год |
Высота | 3 метра, постамент 3 метра |
Материал | Бронза |
Медиафайлы на Викискладе |
Па́мятник Васи́лию О́сиповичу Ключе́вскому в Пензе — произведение монументального искусства. Примечателен тем, что является первым скульптурным изображением Ключевского в полный рост. После скромного бюста на родине, в селе Воскресеновка Пензенской области, он стал вторым памятником в честь русского историка Василия Ключевского. Больше ни в России, ни в мире нет памятников, посвящённых этому ученому. Открыт в 2008 году в историческом центре Пензы, недалеко от дома, где Ключевский провёл детские и юношеские годы[1].
В знак признания заслуг учёного в год 150-летия со дня его рождения Международный центр по малым планетам присвоил его имя планете № 4560. Ключевскому посвящён музей в Пензе. Об этой замечательной личности и его деяниях с помощью художественных средств рассказывает бронзовый памятник[2].
История сооружения
Великий историк Василий Осипович Ключевский (1841—1911) — академик Петербургской академии наук, профессор Московского университета, автор пятитомного «Курса русской истории», прошёл путь от бедного студента-провинциала до фигуры общероссийского масштаба. Двадцать первых лет жизни Ключевского связаны с Пензенским краем: здесь он родился в селе Воскресеновка, недалеко от Пензы. В детстве и юности Василий Ключевский жил в губернском городе, на улице Поповка (ныне улица Ключевского, дом 66). О родной улице писал: «Наша улица — улиц столичных краса». В Пензе учился в духовном училище и духовной семинарии[2].
В родной Воскресеновке Пензенского района, рядом со школой, носящей имя В. О. Ключевского, в 1991 году установлен бюст. В Пензе, в доме, в котором он вырос, в 1999 году открыт музей, рассказывающий о пензенском периоде жизни будущего учёного и о его научной, преподавательской и общественной деятельности. Кстати, это единственный в мире музей, посвящённый историку. На здании бывшего духовного училища установлена мемориальная доска. В 2008 году открыт памятник Ключевскому, призванный увековечить его деяния[1].
Место
Место для памятника в центре города не случайно выбрано рядом с одним из учебных заведений Пензы, возле колледжа культуры и искусств: Ключевский был не только учёным-историком, но талантливым преподавателем, непревзойдённым лектором. На лекции Ключевского в московских вузах собиралось всегда много слушателей, аудитория всегда была переполнена[1].
Автор
Памятник монументального искусства выполнен пензенским скульптором Валерием Ювенальевичем Кузнецовым. Художник известен своими парковыми скульптурами в Пензе (Шкатулка пословиц, Ювелир, Дама с собачкой, Пензяк толстопятый и другие), а также и в Москве, где в соавторстве с С. Манцеревым создал памятник литературным героям поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» и памятник Николаю и Елене Рерихам[3].
Художественный образ
Скульптор создал художественный образ с выразительными деталями. Памятник представляет собой скульптурную статую в полный рост. Фигура дана в движении, словно увлечённый лектор, обращающийся к аудитории, шагнул навстречу. Одна рука приподнята в жесте, выражающем размышления, раздумья. Другая рука возложена на книгу, находящуюся на символичной кафедре, круглой по форме, — историк словно опирается рукой на столп российской истории. Работая над образом Ключевского, скульптор Кузнецов использовал воспоминания современников, относящиеся к 1904 году, когда историку было 65 лет[4].
Образ Ключевского в воспоминаниях
Внешность Василия Ключевского запомнилась многим его ученикам, ведь научно-педагогическая деятельность Василия Осиповича Ключевского продолжалась около 50 лет:[5]:
«Я ярко помню внешность Василия Осиповича, его худощавую фигуру в черном сюртуке, его резкие, слегка угловатые движения, седую голову и седую клинышком бородку, большие, необычайно выразительные глаза, то полные юмора и сарказма, то трагического ужаса, то боли и сострадания, то лукавой и хитрой усмешки из-под очков в стальной оправе»— Зиновий Дальцев
Положение на кафедре (осанка, наклон головы, положение рук) запомнили ученики Ключевского, и скульптор Валерий Кузнецов воспользовался описанием[5]:
«Всегда на ступеньках, всегда стоя, положив в локте правую руку на левое крыло кафедры…»— Зиновий Дальцев
Портретное сходство
Скульптор уловил портретное сходство. Перед нами типичное лицо разночинца, без малейших примет холёности и заботы о внешности. Ключевский, вышедший из семейства духовенства, прожил непритязательную жизнь вечного трудяги, ибо лекторское искусство тоже требует непрестанного труда. Он нёс свою славу без высокомерия, подчёркнуто игнорировал славу, был необычайно скромен в поведении и одежде. Сухого, измождённого Ключевского злые языки сравнивали с допетровским подьячим, а добрые — с древним летописцем[6].
Уже не стеснённый деньгами ученый одевался чрезвычайно скромно, ходил в старой шубе, что вызывало даже насмешки и недоумение: почему не купит новую? На это Ключевский отвечал: «По роже и шуба!» Он не любил официального синего вицмундира с золотыми пуговицами, не носил пиджаков, предпочитал черные сюртуки. Невзрачность внешнего вида отмечали многие: известный учёный походил на мелкого канцеляриста. Когда одна богатая дама предложила ему в подарок коляску с великолепными лошадьми, Ключевский ответил: «Помилуйте, разве мне к лицу, ведь я смешон буду — ворона в павлиньих перьях!». Таким скромно одетым в долгополый сюртук предстаёт на постаменте Ключевский[6].
Образ лектора
Произведение монументального искусства не случайно являет его в образе лектора. Имя блестящего и остроумного лектора Ключевского пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. По воспоминаниям очевидца, Ключевский как лектор был большим артистом, глубоко переживавшим всё то, о чём он говорил, ярко и художественно отображал свои переживания в замечательной мимике, жесте, своём художественном образном слове учёного-публициста[6].
Непрерывный труд лежал в основе его лекторского дара. Студентов и всех, кто слышал лекции Ключевского, поражала «музыка блестящей речи», то есть музыкальный ритм, построение фразы. Это казалось невероятным, так как блестящий лектор с детства страдал заиканием, мальчика даже хотели отчислить из Пензенского духовного училища, но оставили за умственную одарённость. Он преодолел свой недуг, медленно и отчётливо выговаривая окончания слов, придавая маленьким паузам своеобразный обаятельный колорит, и таким образом, по воспоминаниям современника М. М. Богословского, недостаток превратил в индивидуальную чёрточку, «милую особенность». Речь его была неторопливая, чеканная, интонационно богатая, язык свежий и точный, без словесного мусора. Как лектор, Ключевский считал, что говорить надо так, чтобы не слова ваши слышали, а видели ваш предмет и чувствовали момент[6].
Великий певец Фёдор Шаляпин вспоминал, как в 1898 году, готовя роль Ивана Грозного, обратился к учёному-историку за консультацией и был поражён силой его преображения[6]:
«Старичок, подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки, с маленькой седой бородкой, с тонкой усмешкой на лице… Точно очевидец событий передаёт мне диалоги между вкрадчивым Шуйским и Годуновым, точно лично был знаком с ними – и я видел людей, изображаемых им. Как жаль, что Василий Осипович не поёт и не может сыграть со мною князя Василия…»— Фёдор Шаляпин
Бывший ученик Александр Кизиветтер свидетельствовал об обаянии лекций Ключевского, главная привлекательность которых состояла в умении историка просто, ясно и кратко изложить трудные вопросы. Он редко заглядывал в свои записки. Обычно чуть со склонённым к аудитории корпусом он иногда приподнимал руку на уровень открытого лба. Лицо приковывало необыкновенной подвижностью. Прядь волос всегда характерно свешивалась поперёк лба, прикрывая давний шрам. Глаза были скрыты за стёклами очков, иногда сверкали огнём, довершая силу обаятельности этого лица[6].
Художественные особенности
Перед зрителями предстаёт в деталях необыкновенный умница, блестящий лектор-оратор, для создания образа которого скульптор использовал в качестве материала благородную бронзу. Очень важен и постамент, подножие для скульптуры. Его высота, как и высота фигуры, составляет три метра. Постамент выполнен из красного и чёрного гранита в несколько ярусов, суживающихся кверху. Надпись на постаменте оформлена в виде старинного свитка древней рукописи-грамоты и напоминает о деяниях историка-летописца[7]:
Василию Осиповичу Ключевскому, выдающемуся российскому учёному-историку, педагогу, уроженцу Пензенского края
В лице Василия Осиповича Ключевского слились мыслитель, учёный и художник — он был красой и славой Московского университета, славой русской научной мысли, русского художественного слова. Когда-то благодарные студенты шумными овациями провожали любимого профессора. В Пензе стало прекрасной традицией во время экскурсии, возле памятника Ключевскому, не только возлагать цветы, но и выражать овациями признание великому историку-земляку[4].
Литература
- В. О. Ключевский: Характеристики и воспоминания. — Москва: Научное слово, 1912. — 217 с.
- Дальцев З. Г. Мои воспоминания о лекциях В. О. Ключевского. // Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре. — М.: Дрофа, 2008.
- Кайманова Т. А. В бронзе выкованной славы. // Наша Пенза. 27 января 2014. № 4.
- Платонов Сергей Фёдорович В. О. Ключевский. (1839—1911 гг.): (некролог) / С. Ф. Платонов. — С.-Петербург: Сенатская типография, 1911. — 9 с.
- Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. — М., 1966.
- Нечкина М. В. В. О. Ключевский. — М., 1974.
- В. О. Ключевский: pro et contra. Антология. — СПб., 2013.
- В. О. Ключевский и современность. — Пенза, 1991.
- В. О. Ключевский: Сборник материалов. — Пенза, 1995. Вып. 1.
- Творческое наследие В. О. Ключевского в контексте современной модернизации России: Сборник материалов. — Пенза, 2011.
- Творческое наследие В. О. Ключевского в истории, культуре и литературе: Сборник материалов. — Пенза, 2016.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Пенза: Путеводитель / под ред. В. И. Первушкина, Т. А. Каймановой. — Пенза: Пензенское областное издательство, 2017.
- ↑ 2,0 2,1 Киреева Р. А. Ключевский Василий Осипович — Пензенская энциклопедия (2019). Дата обращения: 24 февраля 2024.
- ↑ Кузнецов Валерий Ювенальевич - биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. . Персоналии ГлобалМСК.ру.. Дата обращения: 24 февраля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Кайманова Т. А. В бронзе выкованной славы // Наша Пенза : газета. — 2014. — 27 января (№ 4).
- ↑ 5,0 5,1 Дальцев З. Г. Мои воспоминания о лекциях В. О. Ключевского // Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре : сборник. — М.: Дрофа, 2008. — ISSN 5-7107-9982-3.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 В. О. Ключевский: Характеристики и воспоминания. - Москва: Научное слово, 1912. - 217 с.. — М.: Научное слово, 1912. — 217 с.
- ↑ Памятник В. О. Ключевскому. Изваяние с почтовой марки . Исторический багаж (2013). Дата обращения: 28 февраля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |