Рерих, Елена Ивановна
Елена Ивановна Рерих | |
---|---|
Имя при рождении | Елена Ивановна Шапошникова |
Дата рождения | 31 января (12 февраля) 1879 |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 5 октября 1955 (76 лет) |
Место смерти | Калимпонг, штат Западная Бенгалия, Индия |
Род деятельности | Духовная философия |
Отец | Иван Иванович Шапошников |
Мать | Екатерина Васильевна Шапошникова (Голенищева-Кутузова) |
Супруг(а) | Николай Константинович Рерих |
Дети |
Юрий Рерих, Святослав Рерих |
Еле́на Ива́новна Ре́рих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879 года, Санкт-Петербург, Российская Империя — 5 октября 1955 года, Калимпонг, Индия) — выдающийся мыслитель, писатель, исследователь Востока, путешественница, Почётный президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати», общественный деятель, переводчик[1].
Елена Ивановна активно участвовала в культурно-просветительской деятельности мужа Н. К. Рериха в Америке (1921—1923). Она являлась одним из учредителей Института Объединённых Искусств и других международных культурных организаций[2]. Почётный президент-основатель музея Николая Рериха в Нью-Йорке[3].
В 1925—1928 годах Елена Ивановна участвовала в Центрально-Азиатской экспедиции (через Гималаи, Тибет, Китай и Монголию). Она была единственной женщиной, которая прошла весь её сложнейший маршрут[3].
Долгие годы Елена Ивановна сотрудничала с группой индийских Махатм, ставших её Духовными Учителями. С марта 1920 года и до конца жизни она работала над составлением многотомного Учения Живой Этики (Агни Йоги) и Записей бесед с Духовным Учителем[4].
Е. И. Рерих вела обширную переписку с корреспондентами в Европе, Америке и Азии по вопросам Учения Живой Этики и актуальным проблемам современности, в том числе по продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира. В письмах Елена Ивановна стремилась простым и доступным языком пояснить сложнейшие мировоззренческие вопросы, ободрить каждого сотрудника, вдохновить на новые достижения[5].
Биография
Происхождение
Основная статья: Родословная Е. И. Рерих
Елена Ивановна Рерих (в девичестве Шапошникова) родилась в 1879 году в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Шапошниковой (урождённой Голенищевой-Кутузовой). Отец Елены Ивановны умер в 1898 году. Из троих детей Шапошниковых полную жизнь судьба распорядилась дать только одной Елене Ивановне. Её брат Илларион и сестра Анна оба умерли в пятилетнем возрасте[6].
Прадед Елены Ивановны по отцовской линии приехал в Россию при Петре I из Риги, где был бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнёс царю великолепную шапку Мономаха, шитую драгоценными камнями и отороченную бобром. Пётр I остался доволен приёмом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии прадедом русского подданства Пётр дал ему и новую фамилию — Шапошников. В это же время он подарил ему свой походный кубок (серебряную стопу с привинченной к её дну чернильницей) и жалованную грамоту[6].
Отец Елены Ивановны женился на Екатерине Васильевне Голенищевой-Кутузовой. Отец великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова — Илларион Матвеевич и прадед Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой — Василий Матвеевич были родными братьями. Таким образом, Елена Ивановна приходилась великому полководцу двоюродной правнучкой[6].
По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М. П. Мусоргскому[6].
Детство и юность
С раннего детства Елена находилась в окружении творческих личностей — художников, писателей, композиторов, которые часто приходили в дом Шапошниковых. Атмосфера творчества повлияла на неё, и она с ранних лет проявила интерес к литературе и музыке, к шести годам свободно читала и писала на трёх языках, с отрочества увлеклась литературой и философией[7].
В 1895 году окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью. 1895–99 – учится в музыкальной школе И. А. Боровки при Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и, проявив блестящие способности, намеревалась поступать в консерваторию. Но родители были против. Елена продолжила учиться дома, совершенствовалась в иностранных языках, много читала[8].
Семья и дети
Летом 1899 года, в имении своих родственников, князей Путятиных, в Бологом встретилась с молодым, но уже известным художником Николаем Константиновичем Рерихом. В 1901 году они обвенчались в храме Св. Екатерины при Императорской Академии художеств. В 1902 году у супругов родился сын Юрий, будущий учёный-востоковед с мировым именем, а в 1904 году – Святослав, который станет художником, мыслителем, общественным деятелем и также обретет мировую известность. В начале 2000-х годов на месте первого свидания этих молодых людей был установлен «Памятник любви» — большой камень с табличкой, на которой запечатлено известное высказывание Николая Константиновича[1]:
В Бологом, в имении князя Путянина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!
До весны 1917 года Е. И. Рерих жила в Санкт-Петербурге, большую часть времени уделяя воспитанию детей, созданию благоприятных условий для выявления их способностей, поддерживая и развивая интерес сыновей к искусствам и наукам. Принимая участие во всех начинаниях мужа, она сопровождала его в летних поездках 1903–04 годов по древним русским городам, изучала с ним памятники старины, занималась археологическими раскопками. Посетив около 40 городов, Е. И. Рерих сделала более 500 художественных фотографий архитектурных сооружений, создав своего рода фотолетопись памятников русского зодчества. Часть её снимков была использована Игорем Эммануиловичем Грабарём при подготовке 10-томного издания «История русского искусства» (1910–13)[9].
Европа и Америка
С мая 1917 года вместе с семьей Е. И. Рерих проживает в городе Сердоболь (Сортавала) в Финляндии, куда Николай Константинович был направлен лечиться от тяжёлого лёгочного заболевания. После революционных событий в России Рерихи оказались в вынужденной эмиграции из-за закрытия границы. Участие Рериха в дягилевских Русских сезонах предопределило их путь в Лондон. Здесь весной 1920 года произошло важное событие в жизни Елены Ивановны и членов её семьи – началось их сотрудничество с группой духовных Учителей, которые тесно связаны с индийской духовной традицией и стоят на эволюционной лестнице выше земного человечества. Особенности этого сотрудничества были подробно зафиксированы Е. И. Рерих в её дневниковых записях, начиная с 1920 года до окончания её земного пути. Осенью 1920 года Е. И. Рерих переехала с семьей в США. При поддержке почитателей таланта Н. К. Рериха и его единомышленников Рерихи создали здесь в 1921–22 годах ряд культурно-образовательных и просветительных учреждений нового типа: Международное объединение художников «Cor Ardens» в Чикаго, Мастер-Институт объединённых искусств и Международный центр искусства «Corona Mundi» в Нью-Йорке. Здесь же по решению членов правления учреждений 17 ноября 1923 года открывается нью-йоркский Музей Рериха[10].
Весной 1923 года Е. И. Рерих вместе с мужем и младшим сыном выехала во Францию, а осенью отправилась в Индию для участия в экспедициях по Сиккиму. По пути в Дарджилинг состоялась ещё одна встреча Рерихов с Учителями в храме около монастыря Гум, в ходе которой были определены научные задачи предстоящей экспедиции по Центральной Азии (1925–28)[11].
Центрально-Азиатская экспедиция
Основная статья: Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха
Е. И. Рерих стала первой женщиной, прошедшей маршрут в 25 тыс. км, включая труднодоступные и малоисследованные районы Азии. В тяжёлых полевых условиях ни на день не прекращалась её работа над созданием философской системы «Живая Этика», а также сбор материала для будущих книг. В 1925 году в Париже увидела свет вторая книга учения Живой Этики – «Озарение», а в Нью-Йорке вышел перевод Е. И. Рерих избранных писем Учителей Востока к деятелям теософского движения «Чаша Востока. I. Письма Махатмы». Это издание знакомило русскоязычного читателя с важнейшими доктринами теософии[12].
В 1926 году, во время пребывания Центрально-Азиатской экспедиции в Монголии была напечатана книга Е. И. Рерих «Основы буддизма», трактующая фундаментальные философские понятия учения Будды и отражающая глубочайшую нравственную, духовно-этическую сторону этого учения. Там же была опубликована рукопись третьего тома учения Живой Этики – «Община», в которой идея общины получила осмысление с точки зрения эволюции космоса и его законов. В 1936 году с поправками, отражающими новые исторические условия, эта книга была издана в Риге[13].
На маршруте экспедиции Е. И. Рерих собирала легенды о Великих Учителях человечества, которые составили её книгу «Криптограммы Востока», опубликованную в 1929 году в Париже. Криптограммы (или апокрифы) описывали легендарные и исторические события прошлого, связанные с жизнью Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, каждый из которых утвердил действием высокие заветы[3].
В июле 1928 года, по завершении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи создают Гималайский институт научных исследований «Урусвати», почётным президентом-основателем которого становится Е. И. Рерих. Этим было положено начало реализации идеи Города Знания, в котором на основе новой научной методологии должны быть представлены все области науки и осуществлён их синтез. В конце 1928 года Рерихи поселились в Наггаре в долине Кулу (штат Пенджаб), где и началась работа нового научного института[14].
Смерть
Писательница скончалась 5 октября 1955 года в городе Калимпонг, который находится в восточных Гималаях. По последней воле покойной, её тело было сожжено, а на месте кремации впоследствии воздвигли традиционную буддистскую ступу[2].
Творческая деятельность
Множество произведений Николая Рериха является плодом их совместного творчества. Художник, называя Елену Ивановну «Ведущей» в своих работах, подчёркивал, что на многих его картинах вполне могут стоять две подписи — его и её[15]:
«Мы создавали вместе, и не зря утверждают, что каждое произведение должно носить два имени — мужское и женское»
Рерихи проявляли глубокую заботу о мировой культуре, что побудило их создать Договор, направленный на защиту художественных и научных учреждений, а также исторических памятников. Елена Ивановна активно работала над привлечением последователей и сторонников этой инициативы. В 1935 году данный договор подписали представители 21 страны[16].
В 1925 году Елена Ивановна начала перевод «Писем Махатм», что привело к появлению книги «Чаша Востока». В 1926 году она представила суть буддизма в книге «Основы буддизма». Елена Ивановна активно делилась своими философскими взглядами в переписке с более чем 140 корреспондентами, о чём свидетельствует двухтомник «Письма Елены Рерих», изданный в 1940 году.
В 1931–33 годах она работала над переводом «Тайной Доктрины», фундаментального труда основательницы Теософского общества Е. П. Блаватской, делая доступными русскоязычному читателю древние источники, излагающие особенности процесса космогенезиса и антропогенезиса. Этот труд в переводе Е. И. Рерих вышел в свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха. Члены семьи всегда подчёркивали её необычайную глубину знаний. Юрий Николаевич, признанный специалист в области востоковедения, в случаях затруднения с расшифровкой символов обращался к своей матери за консультацией.
Елена Ивановна продолжала свою деятельность вплоть до последних дней жизни. В 2000 году в сборнике «У порога Нового Мира» опубликованы её ранее не издававшиеся работы, такие как «Огненный опыт», «Космологические записи», «Изучение свойств человека» и другие. Они исследуют сложные вопросы взаимодействия человека с космическими энергиями, его место в мироздании, эволюцию и бессмертную духовную суть. По словам Святослава Николаевича, количество её неопубликованных произведений приближается к двумстам[15].
Литература
- Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня. Новосибирск, 1991; Шапошникова Л. В. Сотрудница Космических Сил. Предисловие ко 2-му изд. кн. «Письма Елены Рерих», 1929—1938: в 2 т. Минск, 1992.
- Фролов В. В. Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Зорина Е. В. Новая философская энциклопедия » Рерих Ε.И. . Электронная библиотека ИФ РАН. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня. — Новосибирск: Детская литература, 1991.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Елена Ивановна Рерих . Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ Краткая биография. Елена Ивановна Рерих . Региональная общественная организация Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ Садовская И. А. Елена Ивановна Рерих. Биографический очерк. . Культурный центр им. Н. К. Рериха. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Иванов М.А. Родословная Елены Ивановны Рерих . Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих. Дата обращения: 31 марта 2024.
- ↑ С. Кайдаш. Молодые годы Елены Рерих . Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих. Дата обращения: 30 октября 2024.
- ↑ Елена Ивановна Рерих . Санкт-Петербургский государственный музее-институт семьи Рерихов. Дата обращения: 30 октября 2024.
- ↑ Л. Ю. Келим, В. Л. Мельников, М. Н. Чеснокова. Памятники старины. Этюды и фотографии Рерихов: Альбом выставки / Ответственный редактор А. А. Бондаренко. — СПб.: СПбГМИСР, 2019.
- ↑ Рудзитис Р. Я. Музей Рериха . Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ Семья Рерихов . МУЗЕЙ РЕРИХОВ Филиал Государственного музея Востока. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ 12 февраля исполнилось 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих . ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (Андрей Сыровацкий). Дата обращения: 15 ноября 2024.
- ↑ 139 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих . Международный Центр Рерихов (12.02.2018). Дата обращения: 15 ноября 2024.
- ↑ Ю. Н. Рерих, директор Института гималайских исследований «Урусвати». Вершина современной науки . Культурный центр им. Н. К. Рериха, Алматы, Казахстан (1930). Дата обращения: 15 ноября 2024.
- ↑ 15,0 15,1 Абрамов Б.Н. Елена Ивановна Рерих . Б.Н. Абрамов. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ 85 лет назад был подписан Пакт Рериха . Комитет защиты общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов (15.04.2020). Дата обращения: 3 ноября 2024.