Рерих, Елена Ивановна
Елена Ивановна Рерих | |
---|---|
Имя при рождении | Елена Ивановна Шапошникова |
Дата рождения | 31 января (12 февраля) 1879 |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 5 октября 1955 (76 лет) |
Место смерти | Калимпонг, штат Западная Бенгалия, Индия |
Род деятельности | Духовная философия |
Отец | Иван Иванович Шапошников |
Мать | Екатерина Васильевна Шапошникова (Голенищева-Кутузова) |
Супруг(а) | Николай Константинович Рерих |
Дети |
Юрий Рерих, Святослав Рерих |
Еле́на Ива́новна Ре́рих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879 года, Санкт-Петербург, Российская Империя — 5 октября 1955 года, Калимпонг, Индия) — выдающийся мыслитель, писатель, исследователь Востока, путешественница, Почётный президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати», общественный деятель, переводчик[1].
Елена Ивановна активно участвовала в культурно-просветительской деятельности мужа Н. К. Рериха в Америке (1921—1923). Она являлась одним из учредителей Института Объединённых Искусств и других международных культурных организаций[2]. Почётный президент-основатель музея Николая Рериха в Нью-Йорке[3].
В 1925—1928 годах Елена Ивановна участвовала в Центрально-Азиатской экспедиции (через Гималаи, Тибет, Китай и Монголию). Она была единственной женщиной, которая прошла весь её сложнейший маршрут[3].
Долгие годы Елена Ивановна сотрудничала с группой индийских Махатм, ставших её Духовными Учителями. С марта 1920 года и до конца жизни она работала над составлением многотомного Учения Живой Этики (Агни Йоги) и Записей бесед с Духовным Учителем[4].
Е. И. Рерих вела обширную переписку с корреспондентами в Европе, Америке и Азии по вопросам Учения Живой Этики и актуальным проблемам современности, в том числе по продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира. В письмах Елена Ивановна стремилась простым и доступным языком пояснить сложнейшие мировоззренческие вопросы, ободрить каждого сотрудника, вдохновить на новые достижения[5].
Биография
Происхождение
Основная статья: Родословная Е. И. Рерих
Елена Ивановна Рерих (в девичестве Шапошникова) родилась в 1879 году в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Шапошниковой (урождённой Голенищевой-Кутузовой). Отец Елены Ивановны умер в 1898 году. Из троих детей Шапошниковых полную жизнь судьба распорядилась дать только одной Елене Ивановне. Её брат Илларион и сестра Анна оба умерли в пятилетнем возрасте[6].
Прадед Елены Ивановны по отцовской линии приехал в Россию при Петре I из Риги, где был бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнёс царю великолепную шапку Мономаха, шитую драгоценными камнями и отороченную бобром. Пётр I остался доволен приёмом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии прадедом русского подданства Пётр дал ему и новую фамилию — Шапошников. В это же время он подарил ему свой походный кубок (серебряную стопу с привинченной к её дну чернильницей) и жалованную грамоту[6].
Отец Елены Ивановны женился на Екатерине Васильевне Голенищевой-Кутузовой. Отец великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова — Илларион Матвеевич и прадед Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой — Василий Матвеевич были родными братьями. Таким образом, Елена Ивановна приходилась великому полководцу двоюродной правнучкой[6].
По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М. П. Мусоргскому[6].
Детство и юность
С раннего детства Елена находилась в окружении творческих личностей — художников, писателей, композиторов, которые часто приходили в дом Шапошниковых. Атмосфера творчества повлияла на неё, и она с ранних лет проявила интерес к литературе и музыке, к шести годам свободно читала и писала на трёх языках, с отрочества увлеклась литературой и философией[7].
В 1895 году окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью. 1895–99 – учится в музыкальной школе И. А. Боровки при Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и, проявив блестящие способности, намеревалась поступать в консерваторию. Но родители были против. Елена продолжила учиться дома, совершенствовалась в иностранных языках, много читала[8].
Семья и дети
Летом 1899 года, в имении своих родственников, князей Путятиных, в Бологом встретилась с молодым, но уже известным художником Николаем Константиновичем Рерихом. В 1901 году они обвенчались в храме Св. Екатерины при Императорской Академии художеств. В 1902 году у супругов родился сын Юрий, будущий учёный-востоковед с мировым именем, а в 1904 году – Святослав, который станет художником, мыслителем, общественным деятелем и также обретет мировую известность. В начале 2000-х годов на месте первого свидания этих молодых людей был установлен «Памятник любви» — большой камень с табличкой, на которой запечатлено известное высказывание Николая Константиновича[1]:
В Бологом, в имении князя Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!
До весны 1917 года Е. И. Рерих жила в Санкт-Петербурге, большую часть времени уделяя воспитанию детей, созданию благоприятных условий для выявления их способностей, поддерживая и развивая интерес сыновей к искусствам и наукам. Принимая участие во всех начинаниях мужа, она сопровождала его в летних поездках 1903–04 годов по древним русским городам, изучала с ним памятники старины, занималась археологическими раскопками. Посетив около 40 городов, Е. И. Рерих сделала более 500 художественных фотографий архитектурных сооружений, создав своего рода фотолетопись памятников русского зодчества. Часть её снимков была использована Игорем Эммануиловичем Грабарём при подготовке 10-томного издания «История русского искусства» (1910–13)[9].
Европа и Америка
С мая 1917 года вместе с семьей Е. И. Рерих проживает в городе Сердоболь (Сортавала) в Финляндии, куда Николай Константинович был направлен лечиться от тяжёлого лёгочного заболевания. После революционных событий в России Рерихи оказались в вынужденной эмиграции из-за закрытия границы. Участие Рериха в дягилевских Русских сезонах предопределило их путь в Лондон. Здесь весной 1920 года произошло важное событие в жизни Елены Ивановны и членов её семьи – началось их сотрудничество с группой духовных Учителей, которые тесно связаны с индийской духовной традицией и стоят на эволюционной лестнице выше земного человечества. Особенности этого сотрудничества были подробно зафиксированы Е. И. Рерих в её дневниковых записях, начиная с 1920 года до окончания её земного пути. Осенью 1920 года Е. И. Рерих переехала с семьей в США. При поддержке почитателей таланта Н. К. Рериха и его единомышленников Рерихи создали здесь в 1921–22 годах ряд культурно-образовательных и просветительных учреждений нового типа: Международное объединение художников «Cor Ardens» в Чикаго, Мастер-Институт объединённых искусств и Международный центр искусства «Corona Mundi» в Нью-Йорке. Здесь же по решению членов правления учреждений 17 ноября 1923 года открывается нью-йоркский Музей Рериха[10].
Весной 1923 года Е. И. Рерих вместе с мужем и младшим сыном выехала во Францию, а осенью отправилась в Индию для участия в экспедициях по Сиккиму. По пути в Дарджилинг состоялась ещё одна встреча Рерихов с Учителями в храме около монастыря Гум, в ходе которой были определены научные задачи предстоящей экспедиции по Центральной Азии (1925–28)[11].
Центрально-Азиатская экспедиция
Основная статья: Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха
Е. И. Рерих стала первой женщиной, прошедшей маршрут в 25 тыс. км, включая труднодоступные и малоисследованные районы Азии. В тяжёлых полевых условиях ни на день не прекращалась её работа над созданием философской системы «Живая Этика», а также сбор материала для будущих книг. В 1925 году в Париже увидела свет вторая книга учения Живой Этики – «Озарение», а в Нью-Йорке вышел перевод Е. И. Рерих избранных писем Учителей Востока к деятелям теософского движения «Чаша Востока. I. Письма Махатмы». Это издание знакомило русскоязычного читателя с важнейшими доктринами теософии[12].
В 1926 году, во время пребывания Центрально-Азиатской экспедиции в Монголии была напечатана книга Е. И. Рерих «Основы буддизма», трактующая фундаментальные философские понятия учения Будды и отражающая глубочайшую нравственную, духовно-этическую сторону этого учения. Там же была опубликована рукопись третьего тома учения Живой Этики – «Община», в которой идея общины получила осмысление с точки зрения эволюции космоса и его законов. В 1936 году с поправками, отражающими новые исторические условия, эта книга была издана в Риге[13].
На маршруте экспедиции Е. И. Рерих собирала легенды о Великих Учителях человечества, которые составили её книгу «Криптограммы Востока», опубликованную в 1929 году в Париже. Криптограммы (или апокрифы) описывали легендарные и исторические события прошлого, связанные с жизнью Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, каждый из которых утвердил действием высокие заветы[3].
В июле 1928 года, по завершении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи создают Гималайский институт научных исследований «Урусвати», почётным президентом-основателем которого становится Е. И. Рерих. Этим было положено начало реализации идеи Города Знания, в котором на основе новой научной методологии должны быть представлены все области науки и осуществлён их синтез. В конце 1928 года Рерихи поселились в Наггаре в долине Кулу (штат Пенджаб), где и началась работа нового научного института[14].
Индия
Деятельность Е. И. Рерих в Индии проходила в тесном сотрудничестве с Великими Учителями. В 1927–29 годах на основе дневниковых записей она подготовила к изданию четвёртую книгу Учения Живой Этики – «Агни Йога», которая помогала читателю осознать энергетическое единство мироздания, неразрывную связь человека со всей Вселенной. В книге вводилось понятие «психической энергии», под которой понимается лежащая в основании мира и осознанная человеком т. н. всеначальная энергия. В учении она уподобляется понятию «Софии» мира эллинов, «Сарасвати» индусов, её признаки также являет «Святой Дух» христиан и т. д. Исследование и изучение психической энергии есть наука ближайшего будущего, по убеждению Е. И. Рерих[15].
В 1929–30 годах был собран материал для очередной книги учения Живой Этики – «Беспредельность». В ней дано представление о космическом творчестве, которое осуществляется под влиянием такой важнейшей энергетической структуры, как Космический Магнит; описаны основные космические законы, действиям которых подчинено все сущее, в т. ч. жизнедеятельность человека[16].
В 1929–31 годах была подготовлена к изданию книга Учения – «Иерархия», в которой рассмотрено понятие духовной Иерархии с её многочисленными звеньями, уходящими в беспредельность. Этот феномен находит свое отражение во всех мировых культурах; в Живой Этике принцип Иерархии получает своё обоснование с точки зрения всемирной эволюции, что углубляет его понимание. Осознание связи с иерархической цепью позволяет человеку расширить пространство своего творчества, стать сознательным субъектом эволюционного процесса, понять жизненность космического закона Иерархии[16].
В 1930–32 годах, в рамках научной деятельности института «Урусвати», Е. И. Рерих участвовала в экспедициях в Кейланг (Лахул), где была создана летняя база института. В 1931–33 годах она работала над переводом «Тайной Доктрины», фундаментального труда основательницы Теософского общества Е. П. Блаватской, делая доступными русскоязычному читателю древние источники, излагающие особенности процесса космогенезиса и антропогенезиса. Этот труд в переводе Е. И. Рерих вышел в свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха[17].
В 1931–32 годах был собран материал для новой книги учения – «Сердце». Представление о сердце в ней расширено до космических масштабов: оно рассматривается не столько с точки зрения физиологии, а как важнейший орган духовного познания, благодаря которому происходит формирование культуры человека, являющейся основой его эволюционного восхождения.
В 1932–35 годах Е. И. Рерих составила книгу учения Живой Этики – «Мир Огненный», в которой подробно описаны качества, характер действия и проявления космической энергии, представляемой в древности как Огонь (или Дух), пронизывающий всё сущее. В человеке эта энергия проявляется главным образом через его творчество в его различных аспектах и выражениях, во всех действиях человека[17].
В 1929–35 годах Е. И. Рерих вместе с Н. К. Рерихом работала над воплощением предложенного им мировому сообществу проекта международной защиты культурного наследия человечества (Пакт Рериха и Знамя Мира). В своих письмах она подробно разъясняла суть Пакта и Знамени, значение культуры и культурного наследия. В 1934–35 годах, в отсутствие мужа, находящегося в Маньчжурской экспедиции, в её руках сосредоточилась вся деловая переписка с Комитетом Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке, Европейским Центром при Музее Рериха в Париже, Латвийским обществом Рериха, которые были главными каналами проведения миротворческих идей Н. К. Рериха в странах Европы и Америки. В результате этой деятельности и объединении всех прогрессивных сил международного общественного движения в поддержку Пакта 15 апреля 1935 года договор был подписан представителями 21-й американской республики[18].
В 1934 году в Риге был опубликован составленный Е. И. Рерих сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», посвященный одному из самых почитаемых на Руси святых и подвижников. Вместе со статьями Василия Осиповича Ключевского и Николая Константиновича Рериха под псевдонимом Наталья Яровская в сборник вошёл и её очерк «Преподобный Сергий Радонежский», в котором в контексте метаистории была показана эволюционная роль одного из Учителей человечества[19].
Как один из учредителей и членов правления Мастер-Института Объединенных искусств, Международного центра искусства «Corona Mundi» и Музея Рериха в Нью-Йорке, Елена Ивановна тяжело переживала события 1935 года, связанные с деятельностью культурно-просветительных учреждений, созданных по инициативе Н. К. Рериха в США. Путем подлогов и махинаций президент-казначей учреждений Луис Хорш и его сообщники при содействии своих адвокатов отстранили от дел остальных членов правления (прежде всего Рерихов), став единоличными обладателями здания, где размещались культурные учреждения, коллекции предметов искусства, большое собрание картин Н. К. Рериха и С. Н. Рериха, которые были выставлены на аукцион. Культурная работа была приостановлена. Авторские копии дневников Е. И. Рерих с записями, содержащими неопубликованные беседы с Учителем, переданные в своё время на хранение одному из сообщников (супруге Хорша), не были возвращены их владельцу. В те годы главной опорой международного культурного движения стало Латвийское общество Рериха, основанное осенью 1929 года, которое взяло на себя дальнейшее издание и распространение книг Живой Этики, трудов Н. К. Рериха, Е. И. Рерих и Е. П. Блаватской[20].
В 1936 году Е. И. Рерих подготовила к изданию очередную книгу учения Живой Этики – «Аум», в которой дано углублённое представление о Всеначальной Силе или энергии, разлитой в космосе и присутствующей в человеке. В книге даются указания по усвоению значения этой энергии (психическая энергия человека); раскрывается необходимость её естественного развития в человеке путем самосовершенствования[17].
В 1936–37 годах был собран материал для новой книги учения – «Братство», в которой повествуется о Братстве Учителей, самоотверженно передающих свои знания людям через посредников и учеников для продвижения духовно-культурной эволюции земного человечества. С 1938 года работала над рукописью книги «Надземное», которая при жизни Елены Ивановны так и не была издана[21].
Е. И. Рерих оставила огромное эпистолярное наследие, которое является своеобразным комментарием к книгам Живой Этики, ценнейшим источником, помогающим воссоздать событийно-фактологическую канву её жизни и яснее понять эволюционную миссию. При глубоком знании древних учений, трудов восточных и европейских мыслителей, она обладала даром просветителя, умела доступным языком объяснить сложнейшие вопросы бытия своим корреспондентам из разных стран мира, была талантливым популяризатором и терпеливым наставником для тех, кто стремился понять суть Учения Живой Этики. Как глубокий философ, она рассматривала сложнейшие космические процессы и жизнедеятельность человека в их неразрывном единстве. Темы, обсуждаемые в письмах – эволюционная деятельность Великих Учителей, совершенствование природы человека, важнейшая роль женщины в созидании нового мира, смысл жизни человека и др. Многие проблемы современности осмысливаются в контексте эволюционных процессов: мир и война, добро и зло, взаимодействие божественного и человеческого, макрокосма и микрокосма, роль культуры в развитии сознания и мышления человека, действие законов космоса и т.д. Благодаря усилиям сотрудников Латвийского общества Рериха в 1940 году в Риге был издан двухтомник избранных писем Е. И. Рерих. С тех пор он неоднократно переиздавался на разных языках мира (английском, испанском, немецком, португальском, французском, греческом и др.). В 1999–2009 годах Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха опубликовал полное собрание её писем из фонда Отдела рукописей, написанных на русском, английском и французском языках, что составило 9 больших томов. Это письма за 1919–55 годы, в т. ч. ранее не публиковавшиеся. Среди корреспондентов Е. И. Рерих – американский президент Ф. Д. Рузвельт, министр земледелия США Г. Э. Уоллес, индийский физик и химик Ш. С. Бхатнагар, писатель русского зарубежья Г. Д. Гребенщиков, секретарь Л. Н. Толстого и основатель Русского культурно-исторического музея в Праге В. Ф. Булгаков и др. Обширно представлена переписка с членами семьи и сотрудниками рериховских организаций[22].
Огромное влияние оказала Е. И. Рерих на художественное творчество Н. К. Рериха. Многие из её мыслей были воплощены на его полотнах. Он посвящал ей свои картины, среди которых «Ведущая», «Агни Йога», «Держательница Мира», «Оттуда», «Madonna Laboris» и др. Известно несколько графических и живописных портретов Е. И. Рерих 1930-х годов, созданных её младшим сыном Святославом[3].
После смерти мужа Е. И. Рерих со старшим сыном Юрием в январе 1948 года покинула долину Кулу. В надежде вернуться на родину она провела несколько месяцев в Дели, ожидая ответ на своё заявление о репатриации. Затем в связи с ухудшением здоровья переехала в Кхандалу под Бомбеем. Её первое прошение о возвращении на родину, поданное в советское консульство в феврале 1948 года, и все последующие письма и прошения в адрес правительства остались без ответа. В феврале 1949 года вместе с Ю. Н. Рерихом она переехала в город Калимпонг в Восточных Гималаях[17].
В этот период Е. И. Рерих вела активную переписку с американскими и харбинскими сотрудниками (Б. Н и Н. И. Абрамовыми), давала консультации, связанные с переводом книг Живой Этики с русского на английский язык, принимала участие в работе Нью-Йоркского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, возобновившего свою деятельность в 1946 году. Благодаря ей и усилиям её американских сотрудников (Кэтрин Кэмпбелл, Балтазара Боллинга и супругов Зинаиды Григорьевны и Дедлея Фосдик) осенью 1949 года в Нью-Йорке Музей Николая Рериха открылся в новом здании, с новым составом правления и частично выкупленной коллекцией картин художника[20].
В последние годы жизни Е. И. Рерих продолжала вести записи Бесед Учителя, но много времени уделяла систематизации и приведению в порядок своих дневниковых записей. В своём творчестве и письмах она часто обращалась к теме грядущих перемен в сознании людей в связи с открытиями науки, которая займётся изучением тонких энергий и иных состояний материи и установит тесную взаимосвязь человека и космоса. Созданные в этот период «Космологические записи» и «Изучение свойств человека» по сути представляют собой основы методологии по формированию и развитию новой одухотворенной науки. В последней работе даётся подробный план направлений новой науки, говорится о синтезе всех естественных и гуманитарных наук, объединенных в одну всеобъемлющую науку о строении мироздания. Некоторые направления новой науки, по её мнению, получат своё развитие в отдалённом будущем, другие дополнят и углубят существующие дисциплины, в которых будут пересмотрены устаревшие понятия. Новая наука о макрокосме, по убеждению Е. И. Рерих, должна быть неразрывно связана с наукой о человеке-микрокосме, который играет важную роль в творчестве космической эволюции[17].
Надежда увидеть родину не покидала её до самых последних дней. Всем сердцем она стремилась в Россию, духовно-культурный расцвет которой считала залогом благоденствия и мира всего мира. 5 октября 1955 года в Калимпонге Е. И. Рерих ушла из жизни. Её тело было сожжено, а на месте кремации впоследствии воздвигли традиционную буддистскую ступу[2].
Творчество
Творческое наследие Е. И. Рерих представляет особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Живой Этики, посвящённые вопросам космической эволюции человечества, – главный труд жизни, её литературное и эпистолярное творчество заложили прочный фундамент многих духовно-культурных процессов, развитие которых началось с 1-й четверти XX века. Внутреннему миру Е. И. Рерих всегда были свойственны напряжённые духовные поиски. Она изучала западную и восточную философию и познакомила мужа и сыновей с трудами Рамакришны и Вивекананды, памятниками древнеиндийской литературы, творчеством Рабиндраната Тагора. Дальнейшее изучение Рерихами мирового философского наследия способствовало осмыслению общности всех учений, дававшихся человечеству на разных этапах его эволюции[23].
В результате сотрудничества Рерихов с Учителями были созданы книги учения Живой Этики, раскрывающие закономерности космической эволюции человечества. Учителя передавали знания, соответствующие грядущему эволюционному витку. Согласно древним учениям (Пураны, Веды и др.), цикличность развития космоса предполагает смену т. н. мировых периодов. Начало XX веа совпадало с изменениями космического масштаба, предшествующими этому новому витку эволюционной спирали: к Земле подходили новые, мощные космические энергии, которые в случае их ассимиляции человечеством должны были помочь ему существенно улучшить жизнь на планете, её духовно обновить. Определяющую роль в ассимиляции космических энергий играл уровень сознания человека, качество его мыслей, духовные накопления, культура. Новые энергии проявляли себя в особенностях исторического развития человечества с его насущными проблемами, среди которых одно из главных мест занимали проблемы мира и войны, что ставило под вопрос само существование человечества и планеты. Многие выдающиеся умы того времени предчувствовали эти изменения. Среди них были представители русской философской, научной и художественной мысли Серебряного века. Их труды содержали в себе идеи нового планетарного мышления, поэтому Живая Этика, несущая человечеству новые знания о космосе и человеке, пришла на подготовленную почву[17].
Множество произведений Николая Рериха является плодом их совместного творчества. Художник, называя Елену Ивановну «Ведущей» в своих работах, подчёркивал, что на многих его картинах вполне могут стоять две подписи — его и её[20]:
«Мы создавали вместе, и не зря утверждают, что каждое произведение должно носить два имени — мужское и женское»
Елена Ивановна продолжала свою деятельность вплоть до последних дней жизни. В 2000 году в сборнике «У порога Нового Мира» опубликованы её ранее не издававшиеся работы, такие как «Огненный опыт», «Космологические записи», «Изучение свойств человека» и другие. Они исследуют сложные вопросы взаимодействия человека с космическими энергиями, его место в мироздании, эволюцию и бессмертную духовную суть. По словам Святослава Николаевича, количество её неопубликованных произведений приближается к двумстам[20].
Память
Астероид «Рерих»
15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных в Солнечной системе была открыта малая планета (астероид), названая ими в честь семьи Рерихов. Зарегистрирован астероид под номером 4426[24]. Комиссия Международного астрономического союза, состоящая из 11 представителей, разных стран мира единогласно утвердила это название[25].
Географические объекты, названные в честь Е. И. Рерих
- Вершина и перевал «Урусвати» на Алтае
6 июля 1978 года группа альпинистов под руководством кандидата в мастера спорта Владимира Пивоварова поднялась на безымянную вершину и прошла перевал между пиком Рериха и Белухой. Перевал и безымянная вершина (3500 м) были названы именем «Урусвати» и посвящены Елене Ивановне Рерих. Выбор вершины рядом с пиком Рериха и идея посвятить её Елене Ивановне Рерих принадлежат Евгению Маточкину[26].
- Перевал Елены Рерих на Тянь-Шане
Перевал высотой 4350 м в горах Тянь-Шаня, расположенный на Киргизском хребте и находящийся между горами Усеченка и Салык, носит имя Елены Ивановны Рерих Елена Рерих[27].
Памятники Е. И. Рерих
- Памятник Е. И. и Н. К. Рерихам в Москве
Первый памятник Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам был установлен в Москве на территории Центра-Музея им. Н. К. Рериха. Торжественное открытие Мемориала состоялось 9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвященных 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха, 120-летию Е. И. Рерих, 95-летию С. Н. Рериха и 10-летию Международного Центра Рерихов. Мемориал был сооружен как на средства меценатов, так и на добровольные пожертвования, внесенные в Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих российскими и зарубежными гражданами и организациями, о чём свидетельствует памятная доска, размещённая на стене главного здания Музея имени Н.К. Рериха. Памятник отлит в бронзе скульпторами С. В. Манцеревым и В. Ю. Кузнецовым[28].
- Памятники Е. И. и Н. К. Рерихам в Наггаре
9 октября 2019 года в имении Рерихов в Наггаре были открыты первые в Индии памятники Н. К. и Е. И. Рерихам. Автором и создателем скульптурных портретов Рерихов стал известный скульптор Алексей Леонов[29].
Юбилейная медаль «Елена Рерих»
В 1999 году к 120-летию Е. И. Рерих Международным Центром Рерихов учреждена юбилейная медаль «Елена Рерих». Ею награждаются лица и организации за деятельность по сохранению и популяризации наследия Рерихов, а также за содействие по созданию и развитию Центра-Музея имени Н. К. Рериха[30].
Благотворительный Фонд и Международная премия имени Е. И. Рерих
- Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих
Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих создан 5 июня 1998 года в целях финансирования программ, связанных с популяризацией наследия семьи Рерихов и развитием культурных начинаний, имеющих своей задачей духовное развитие народов России[31].
- Международная научная Премия имени Елены Ивановны Рерих
Премия, учреждённая Благотворительным Фондом имени Е. И. Рерих за лучшую научную работу в области Живой Этики впервые была вручена в 2008 году. Первым лауреатом Международной Премии имени Е. И. Рерих стала доктор философии Кудряшова Ларина Владимировна (Симферополь, Украина) за работу «Ароматерапия: теория и практика». Вместе с премией Л. В. Кудряшовой была вручена золотая медаль и почетный диплом лауреата. Премия вручается ежегодно на конкурсной основе[32].
Дом-музей семьи Рерихов в Калимпонге (Crookety House)
Музей был открыт 4 декабря 2005 года в уединённом двухэтажном особняке, известном как «Дом Крукети», где Елена Ивановна провела свои последние годы. Дом Крукети, принцессы Бутана, полвека простоявший в запустении под древними соснами, был выкуплен итальянским обществом последователей Учения Живой Этики и передан музею. Его открытие было приурочено к 50-летию со дня ухода из жизни Елены Ивановны Рерих[33].
Народная библиотека имени Е. И. Рерих
В алтайском селе Усть-Кокса работает Народная библиотека имени Е. И. Рерих. Основой Народной библиотеки стали личные книги Леонида Константиновича Калошина. Решение о регистрации библиотеки было принято им, когда читателей перевалило за 40 человек. 12 февраля 1997 года библиотека была зарегистрирована в статусе общественной организации. В 2024 году в фонде библиотеки насчитывалось более чем 110 000 томов[34].
Академия искусств имени Е. И. Рерих
В 2003 году в долине Кулу в Индии был основан Колледж искусств имени Елены Рерих при Международном Мемориальном Тресте Рерихов для детей и юношества от 6 до 14 лет[35]. На базе действующего колледжа в 2011 году началось строительство нового здания для международной академии искусств. В Академии преподаются искусства по таким направлениям как живопись, пение, индийский классический и современный танец, игра на традиционных индийских музыкальных инструментах[36].
Другое
Литература
- Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня. Новосибирск, 1991; Шапошникова Л. В. Сотрудница Космических Сил. Предисловие ко 2-му изд. кн. «Письма Елены Рерих», 1929—1938: в 2 т. Минск, 1992.
- Фролов В. В. Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Зорина Е. В. Новая философская энциклопедия » Рерих Ε.И. . Электронная библиотека ИФ РАН. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня. — Новосибирск: Детская литература, 1991.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Елена Ивановна Рерих . Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ Краткая биография. Елена Ивановна Рерих . Региональная общественная организация Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ Садовская И. А. Елена Ивановна Рерих. Биографический очерк. . Культурный центр им. Н. К. Рериха. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Иванов М.А. Родословная Елены Ивановны Рерих . Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих. Дата обращения: 31 марта 2024.
- ↑ С. Кайдаш. Молодые годы Елены Рерих . Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих. Дата обращения: 30 октября 2024.
- ↑ Елена Ивановна Рерих . Санкт-Петербургский государственный музее-институт семьи Рерихов. Дата обращения: 30 октября 2024.
- ↑ Л. Ю. Келим, В. Л. Мельников, М. Н. Чеснокова. Памятники старины. Этюды и фотографии Рерихов: Альбом выставки / Ответственный редактор А. А. Бондаренко. — СПб.: СПбГМИСР, 2019.
- ↑ Рудзитис Р. Я. Музей Рериха . Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ Семья Рерихов . МУЗЕЙ РЕРИХОВ Филиал Государственного музея Востока. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ 12 февраля исполнилось 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих . ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (Андрей Сыровацкий). Дата обращения: 15 ноября 2024.
- ↑ 139 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих . Международный Центр Рерихов (12.02.2018). Дата обращения: 15 ноября 2024.
- ↑ Ю. Н. Рерих, директор Института гималайских исследований «Урусвати». Вершина современной науки . Культурный центр им. Н. К. Рериха, Алматы, Казахстан (1930). Дата обращения: 15 ноября 2024.
- ↑ Великий Облик. 140 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих . Международный Центр Рерихов (12.02.2019). Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 16,0 16,1 О первых изданиях книг Учения Живой Этики (1923 - 1957) . Культурный центр им. Н. К. Рериха, Алматы, Казахстан. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 Автор концепции Л. В. Шапошникова. Справочник по наследию Рерихов. Т. 2, ч. 1: Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, Ю. Н. Рерих, С. Н. Рерих. Биобиблиографический указатель / главный редактор д. филос. наук В. В. Фролов. — М.: МЦР, 2016.
- ↑ Пакт Рериха: история договора о защите культурных ценностей. Справка . МИА "Россия сегодня" (18:08 25.07.2008). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Глущенко Л. И. О Сергии Радонежском и России в наследии Н. К. Рериха и Е. И. Рерих . Культурный Центр имени Н. К. Рериха, г. Алматы, Казахстан (2014). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 Абрамов Б.Н. Елена Ивановна Рерих . Б.Н. Абрамов. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Учение Живой Этики. Братство. . Региональная общественная организация Тульский Рериховский исследовательский центр. Дата обращения: 22 ноября 2024.
- ↑ Т. О. Книжник, главный редактор публикаторского отдела МЦР. Эпистолярное наследие Е. И. Рерих из отдела рукописей МЦР . Международный Центр Рерихов (2010). Дата обращения: 22 ноября 2024.
- ↑ Т. О. Книжник, главный редактор публикаторского отдела МЦР. Эпистолярное наследие Е. И. Рерих из отдела рукописей МЦР . Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 4426 Рерих (1969 TB6) . Поиск в базе данных малых тел. Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Планета Рерих . Международный Центр Рерихов. Дата обращения: 25 ноября 2024.
- ↑ Людмила Андросова. Восхождение на гору жизни. Урусвати, июль 1978 . ГРАНИ ЭПОХИ этико-философский журнал № 99, осень 2024 года (июль 2008 года). Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Перевал Елены Рерих . Перевал.Online. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Мемориал Рерихов . Международный Центр Рерихов. Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ Открытием первых в Индии памятников Н. К. и Е. И. Рерихам в их гималайском имении в Наггаре ознаменовался день рождения великого русского художника . Международный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР) (09.10.2019). Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ Из резолюции Международной общественно-научной конференции «Юбилейные рериховские чтения» . Международный Центр Рерихов (11 октября 1999 г.). Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих . Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Международная Премия имени Е. И. Рерих . Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация (ТОРОО). Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Дом-музей семьи Рерихов в Калимпонге (Crookety House) . Сибирское Рериховское Общество. Дата обращения: 2 декабря 2024.
- ↑ О библиотеке имени Е. И. Рерих на Алтае . Народная библиотека имени Е. И. Рерих. Дата обращения: 3 декабря 2024.
- ↑ Сергей Яковлев. Рериховский фестиваль в гималайской долине Кулу (Октябрь 2011 г.). Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Академия искусств имени Е. И. Рерих для детей при ММТР . Дата обращения: 4 декабря 2024.