Будда Шакьямуни
Бу́дда Шакьяму́ни (букв. — пробуждённый отшельник из (рода) Шакьев) (около VII/VI века до н.э.) — основатель одной из мировых религий, которая зародилась в Древней Индии в I тысячелетии до н. э., и центральная личность в Буддизме[1].
При рождении получил имя Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит)/ Сиддха́ттха Гота́ма (пали), после достижения Просветления стал именоваться Буддой (санскр. buddha — просветлённый, пробуждённый). Его учения получили свое распространение в Юго-Восточной и Северной Азии, в Шри-Ланке, Тайланде, Бирме, Китае, Вьетнаме, Корее, Японии и Тибете[2].
В раннем буддийском искусстве Будда Шакьямуни практически не изображался в облике человека, хотя на известных рельефах древнеиндийских ступ в Санчи, Бхархуте, Амаравати (III—I века до нашей эры) есть много сцен по мотивам жития Будды. Его присутствие символизировали колесо-чакра, дерево Бодхи, пустой трон, ступа, зонт, отпечатки ступней и другие. Эти символы прочно вошли в буддийскую иконографию[3].
Рождение и взросление
Сиддхартху Гаута́ма был рождён в касте кшатриев (воинов) в городе Капилавасту. Его отец — царь Шуддходана, мать — Махамайя[4].
Спустя двадцать лет после замужества царице Махамайи приснился сон[5],
...что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на ложе на горы Гималаи и здесь оставили под тенистым деревом. Явились затем богини, супруги тех богов, и омыли её в священном озере Анаватапта и одели в небесные одежды, и она вновь возлегла, и вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок...Ольденбург С.Ф., Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
Тогда она узнала, что скоро станет матерью ребёнка с великой судьбой.
После рождения Гаутамы Махамайя умерла[6] и воспитанием младенца стал заниматься отец. Царь Шуддходана пригласил придворных предсказателей и те сообщили, что на теле Гаутамы тридцать два признака, которые отличают великого человека (знак колеса между бровями, а также на ладонях и ступнях ног, ушнишу — выпуклость на темени, перепонки между пальцами и другие[7]) и может вырасти великим царём, но если он узнает о страдании, то станет нищим пророком[8]. Будущий Будда рос в роскоши, ему построили три дворца для каждого времени года. Он рос в окружении веселья, красоты и беззаботной жизни, был достаточно умным[9]. Царевича женили на прекрасной девушке Яшодхаре, и позже у них родился сын Рахула.
Во время очередной прогулки по саду, будущий Будда увидел старика, тогда он осознал, что молодость не вечна. Позже повстречал человека, страдающего неизлечимой болезнью, а в третий раз — мертвеца. После этих событий царевич понял, что никакие богатства не остановят болезнь, голод, не спасут от зависти и других горестей, а также всех ожидает смерть.
В четвёртый раз Гаута́ма увидел отшельника, тогда он узнал, что[5]
Отшельник — человек, живущий благою жизнью, сострадательный ко всем существам, следующий истинному учению...Ольденбург С.Ф., Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
В возрасте двадцати девяти лет царевич Сиддхартху Гаута́ма сбежал из своего дворца, отрёкся от семьи, царского престола. Он отправился в странствия как нищенствующий духовный искатель[10] и началось «Великое отправление».
Путь к Просветлению
Будущий Будда просил милостыню на улицах Раджагаху, общался с мудрецами, которые помогали ему разбираться в философских книгах, осваивал учение Алары (Арады)[11]. Отправившись в юго-восточную Индию, несколько лет жил с отшельниками, проповедующими суровую аскезу, однако никак не мог найти ответы на свои вопросы.
Гаутама забрёл в рощу недалеко от Гайи, принял простую пищу (рисовую кашу на молоке) из рук дочери пастуха по имени Суджата Нанда, сел под дерево Бодхи («Древо Пробуждения») и погрузился в глубокую медитацию.
Злой демон Мара (так же бог обмана в индуизме) пытался атаковать Бодхисатву (ещё одно имя Будды до Пробуждения) своими демонами, затем хотел соблазнить обликом прекрасных дочерей, но Гаутама был непреклонен и демон отступил. В результате ему открылись Четыре Благородные истины о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страданий[7]. Он нашёл ответы на свои вопросы, чтобы избежать страданий, необходимо отказаться от желаний, жить только своими мыслями, тогда будет достигнуто состояние — нирваны, Великого Освобождения[9].
В возрасте тридцати пяти лет Сиддхартха Гаутама перестал существовать и появился Будда Шакьямуни (Пробуждённый мудрец из рода Шакьев).
Основные столпы буддизма
После Перерождения Будда начал сомневаться, а стоит ли нести людям знание[12]. В этот момент к нему обратился сам бог Брахма и сказал[5]:
Возвести, господи, учение, гибнут люди, не зная его, внемлют они учению. Как стоящий на скале, на вершине горы, обозревает людей кругом, так и ты, о мудрый, всевидящее око имеющий, взойди на чертог учения и воззри, бесскорбный, на людей, в скорбь погруженных, рождению и старости подчиненных. Встань, герой, одержавший победу, гряди в мир. Возвести, господи, учение, явятся его последователиОльденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
После этой встречи Будда Шакьямуни отправился нести учение людям. Проповедь о «Первом повороте колеса Дхармы», рассказывала о Четырех Благородных истинах и о Восьмеричном пути, и послужила началом создания буддистской общины (Сангхи). В результате оформились «Три драгоценности» или главные столпы буддизма (Будда-учитель, Дхарма-учение, Сангха-община). Первыми слушателями, стали аскеты, оставившие Гаутаму, однако присоединившиеся к Будде. Сангха быстро разрасталась и пополнялась, в общине были установлены строгие правила:
- не принимать в общину преступников;
- не принимать в общину царских служащих, например военных;
- не принимать в общину невольников, которых не освободили от рабства;
- не принимать в общину людей, поражённых заразными болезнями, например проказой;
- не принимать в общину тех, кто был моложе двадцати лет;
- если в семье был один ребёнок мужского пола, то он мог вступить в Сангху только с согласия родителей[10].
Деятельность Будды Шакьмуни распространилась по всей северо-восточной части долины реки Ганг[13], в том числе им была создана женская община к чему побудил его приход в сангху его супруги Яшодхары и её стоические усилия переубедившие Будду Шакьямуни в отношении того, что женщины, как и мужчины способны идти путём его учения. Ученики, достигшие высоко уровня подготовки, отправлялись в новые места и несли с собой учение о Дхарме.
В литературе мы встречаем сведения, что не все приняли философию Будды. Сводный брат Гаутамы Дэвадатта несколько раз пытался устроить покушение на Будду и развалить общину изнутри, однако ничего не вышло.
К концу жизни учителя Сангха насчитывала около 12 500 человек последователей[7], среди которых был сын Гаутамы Рахула и жена — Яшодхара.
Уход в нирвану
В возрасте восьмидесяти лет Будда Шакьямуни предчувствуя смерть, по сведениям из палийской Махапариниббана сутты, принял пищу (Sukara-maddava), выпил воды[14], лёг в позу льва (рукой поддерживая голову в сторону юга) и вступил в вечную нирвану, выйдя из колеса перерождения — Сансары[14].
...когда Благословенный отошёл, одновременно с его Париниббаной случилось страшное землетрясение, грозное, ужасающее, и громы разразились в небесах...Махапариниббана сутта Великое Окончательное Освобождение
По традиции после смерти Будды его останки подверглись кремации, пепел был разделён между восьмью кланами и размещён в святилищах в восьми разных местах[2].
В 1959 году молодой студент Сурьякант Нарасинх Чоудхури во время своей экспедиции по Западной Индии отыскал круглую каменную шкатулку с надписью на санскрите. Учёные расшифровали следующее: «Это местопребывание останков Дашабалы»[2] (одно из имен Будды).
Противоречия в вопросе о датировке жизни Будды
В связи с тем, что буддизм вышел далеко за пределы Индии, то возникла проблема с определением точных дат жизни Будды. В разных буддийских традициях указываются различные годы жизни. Это связанно с тем, что первые буддийские тексты были составлены через несколько столетий после смерти учителя[10] уже при правлении знаменитого индийского царя Ашоки.
По данным ЮНЕСКО Будда Шакьямуни был рождён в 623 году до н. э.[15] и умер в 544 году до н. э. в возрасте восьмидесяти лет[7]. Учёные — буддологи не согласны с подобной датировкой, таким образом в научной среде данный вопрос считается открытым.
Литература
- Armstrong K. Buddha. — UK: Orion, 2000. — ISBN ISBN 978-0-7538-1340-9.
- Narada. A Manual of Buddhism. — Buddha Educational Foundation, 1992. — С. 9-12. — ISBN ISBN 967-9920-58-5.
- Альбедиль М. Вечная Индия. Духовный путеводитель. — СПб., 2013. — ISBN 978-5-9684-1867-8. ↑
- Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Энциклопедия для школьника. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 320 с. — ISBN 5-224-00023-8.
- Древняя Индия: Страна чудес / пер. с англ. И.Опимах. — М.,: Терра, 1997. — 168 с. — ISBN 5-300—01419-2.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм Архивная копия от 25 февраля 2010 на Wayback Machine — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. ISBN 5-85803-132-3.
- Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 С.
Примечания
- ↑ Будда Шакьямуни . БРЭ. Дата обращения: 13 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Древняя Индия: Страна чудес / пер. с англ. И.Опимах. — М.,: Терра, 1997. — С. 83. — 168 с. — ISBN 5-300—01419-2.
- ↑ Будда Шакьямуни . Большая Российская Энциклопедия (23 мая 2022).
- ↑ Armstrong K. Buddha. — UK: Orion, 2000. — ISBN ISBN 978-0-7538-1340-9.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни . Картаслов.ру — Карта слов и выражений русского языка. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Будда Биография . Философия. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций . Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Narada. A Manual of Buddhism. — Buddha Educational Foundation, 1992. — С. 9—12. — ISBN ISBN 967-9920-58-5.
- ↑ 9,0 9,1 Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Энциклопедия для школьника. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — С. 147. — 320 с. — ISBN 5-224-00023-8.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Берзин А. Жизнь Будды Шакьямуни . Study Buddhism by Berzin Archives. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Шохин В.К. Индийская философия . Библиотека fb2.top. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Альбедиль М. Вечная Индия. Духовный путеводитель. — СПб., 2013. — ISBN 978-5-9684-1867-8.
- ↑ Буддизм . БРЭ. Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ 14,0 14,1 Пеp. с англ. Ешея Дорже по пер. с пали сестры Ваджиры и Френсиса Стори ред. на основе палийского оригинала Д. А. Ивахненко. Дигха Никая 16 Махапариниббана сутта Великое Окончательное Освобождение . Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Лумбини, место рождения Будды . UNESCO World Heritage Convention. Дата обращения: 17 июля 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |