Ангкор-Ват
Храм | |
Ангкор-Ват | |
---|---|
кхмер. អង្គរវត្ត | |
Архитектурный стиль | Кхмерская архитектура и дравидийская архитектура |
Дата основания | XII век |
Статус | |
Объект всемирного наследия | |
Angkor (Ангкор) |
|
Ссылка | № 668-001 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | i, ii, iii, iv |
Регион | Страны Азии и Тихого океана |
Включение | 1992 (16-я сессия) |
Ангко́р-Ва́т (кхмер. អង្គរវត្ត [ʔɑŋkɔːvoat], от искажённого кхмерского «нокор ват») — город-монастырь, от санскр. नगर (нагара) — город и кхмер, វត្ (ват) — монастырь, от пали वाट (ватху) — ограда, огороженное место, храмовый комплекс на севере Камбоджи[1], в провинции Сиемреап. Сооружён в Ангкоре в период правления кхмерского короля Сурьявармана II (1113 — 1150 года). Считается самым большим храмом индуистскому богу Вишну.
Ангкор-Ват относится к типу культового сооружения характеризующего архитектурный стиль кхмеров — храм-гора. Трёхступенчатая пирамида с проходными галереями на каждом ярусе, пятью святилищами в виде башен — прасатами. Благодаря гармоничному соотношению архитектурных форм и обилию скульптурного декора, храм получил статус вершины средневекового камбоджийского зодчества. Ангкор-Ват предмет национальной гордости кхмеров, и его изображение помещено на государственный флаг Камбоджи[1]. Храмовый комплекс Ангкор-Ват, в числе памятников Ангкора, внесен в список всемирного наследия[2].
История
Современное кхмерское государство, начиная со II века придерживалось разных вероисповеданий. Во II веке появились буддистские общины, которые сначала придерживались традиций махаяны, а затем с III века тхеравады. Позже на смену буддизму приходит индуизм, а первой трети V века в Камбоджу приходит вайшнавизм, распространившийся в Южной Индии. Пиком расцвета индуизма на территории Камбоджи становится формирование культа дева-раджи, богоподобного правителя. С X века начинается строительство храмов, предназначенных для увековечения культа дева-раджи. Одним из таких храмов является и Ангкор-Ват, в котором почитали Вишну, а также прославляли короля-создателя Сурьявармана II[3].
Строительство Ангкор-Вата в первой половине XII века пришлось на время наибольшего расцвета и могущества кхмерской империи Камбуджадеша, которой управлял Сурьяварман II — один из величайших правителей Камбоджи. Благодаря его завоевательной политике границы государства расширились, а централизованная власть укрепилась[4]. Грандиозный династический храм, построенный в столице, стал символом силы его страны. К моменту смерти этого правителя комплекс Ангкор-Ват был практически завершён, лишь в некоторых местах внешняя отделка осталась незаконченной. Имя архитектора не дошло до наших дней, сохранились только легенды.
После перенесения столицы из Ангкора, храм оставался действующим. Благодаря буддистским монахам, которые с установлением буддизма тхеравады (кон. XIII — нач. XIV века) сформировали монашескую общину на территории Ангкор-Ват. Древние кхмеры воспринимали храм, как священное наследие их предков. Пытаясь сохранить связь между новой и древней столицами государства, из Ангкор-Вата в построенные в Пномпене храмы были привезены несколько скульптур будд[5].
Около 2 столетий спустя (XVI веке) правители Камбоджи старались восстановить величие древней ангкорской столицы, в первую очередь самого величественного храма. На пустых участках стен 1-го яруса храма были высечены рельефы со сценами сражений богов и демонов, а также было восстановлено несколько сооружений ансамбля, позолотили башни святилищ и установили статуи будд. В 1577 и 1579 годах здесь проводились религиозные церемонии с участием членов королевской семьи[5].
С XVI в. Ангкор-Ват становится духовным центром страны, сюда стекались буддийские паломники не только из Камбоджи, но и из Японии, Китая, Таиланда. Подтверждают этот факт, обнаруженные на стенах Ангкор-Вата иероглифические надписи, оставленных японскими пилигримами и купцами в период 1612-1632 годах.
В XIX веке Ангкор и его храмы стали известны на западе, благодаря изданию путевых дневников французского натуралиста А. Муо об экспедиции в Индокитай в 1858-1861 годах[6]. Последовавший интерес энтузиастов и учёных-востоковедов к храмовому комплексу Ангкор-Ват возрос на столько, что для показа на Международной колониальной выставке в Париже в 1931 года была изготовлена его громадная копия, служившая экспозиционным павильоном[6].
Благодаря тому, что храм был действующим, архитектура сохранилась. В конце XX века (1986 — 1992/1993) Археологическое управление Индии провело реставрационные и консервационные мероприятия: укрепление склонов рва, модификация дренажных систем, реконструкция частей южной и северной «библиотек», ремонт покрытия дороги, ведущей к входной террасе сооружения, восстановление кровли восточной галереи 1-го яруса. В конце 1980-х годов под эгидой ЮНЕСКО, EFEO и Всемирного фонда памятников (WMF) восстановительные работы проводились в центральных галереях и башнях Ангкор-Вата.
В 1992 год — включения Ангкора в список Всемирного наследия[2].
В 1993 год — создание Международного координационного комитета по сохранению и развитию Ангкора (ICC-Angkor).
В 2010-х годах на территории храмового комплекса была обнаружена плотная жилая застройка с небольшими водоёмами и каналами. Особое внимание исследователей привлекли низкие меандровидные насыпи, которые занимают площадь 1500 х 600 метров вдоль внешней южной стороны рва. Цифровая обработка фотографий позволила обнаружить многочисленные рисунки на стенах галерей, которые почти незаметны при обычном освещении. Среди изображений были замечены мифические персонажи и животные, всадники, дома и лодки, музыканты с традиционными кхмерскими инструментами и другие сюжеты, характеризующие постангкорский период[6].
Архитектура
Ангкор-Ват — считается самым большим храмом, посвященным индуистскому богу Вишну. Территория, занимаемая храмовым комплексом, составляет около 2,5 км². Площадь всей столицы Кхмерского государства с населением в 1 млн человек составляла 200 км².. Комплекс состоит из трех уровней, каждый из которых имеет галереи и террасы, повышающиеся в направлении к главной центральной башне. Всего архитектура постройки включает 5 башен. Вокруг трехуровневой пирамиды располагается ров длинной 3,6 км. и 190 м шириной[7].
При строительстве храма были задействованы — латерит и песчаником. Во время строительства песчаник привозили по воде из каменоломен, которые находились в горном массиве Пномкулен (гора Кулен), более чем в 30 километрах от Ангкора[4]. Добыча материалов требовала длительного времени, но благодаря прорытой системе каналов, работа продвигалась быстрее. Также в XXI веке с помощью воздушного сканирования были обнаружены дороги, соединявшие Пномкулен с Ангкором. По этим дорогам также доставляли грузы.
Древний камбоджийский храм чётко разделён на части, каждая из которых имела своё предназначение. Первый этаж с просторной галереей был открыт для всех посетителей, но при этом он не соединялся с другими храмами и был отделён от них. Из галереи невозможно было увидеть центральную часть храма — два следующих этажа, предназначенных для жрецов.
Достопримечательностью первого этажа является галерея со знаменитыми рельефами, образующими восемь огромных панно двухметровой высоты, изображавшие различные сюжеты : сцены из «Рамаяны» — старинного индийского эпоса, приподнято-возвышенный рассказ о подвигах Сурьявармана II, а также сцены, посвящённые прославлению бога Вишну. Рельеф — распространенный вид повествования, в кхмерсвид искусстве. Корнями данный вид зодчества уходит в народное творчество. зародился в резьбе по дереву и впоследствии был перенесён на камень. Рельефы Ангкор-Вата стали своеобразной летописью[4].
Рельефы Ангкор-Вата:
- Панно «Битва дэвов и асуров» (северная галерея, западная сторона)
- Панно «Битва на Курукшетре» (западная галерея, южная сторона)
- Панно «Победа Вишну над асурами» (восточная галерея, северная сторона)
- Панно «Битва Рамы на Ланке» (западная галерея, северная сторона)[3].
Декор второго этажа отличается сдержанностью и почти аскетичностью. Данный вариант оформления можно объяснить тем, что это было место уединения и размышлений, куда позволено было входить только высшему духовенству и членам королевской семьи. По углам галереи, обращённым на запад, расположены «библиотеки» — небольшие постройки, в которых хранились тексты, написанные на высушенных листьях пальмового дерева[6].
В храме насчитывается около двенадцати лестниц. Второй и третий этаж соединяются угловыми и осевыми лестницами. Цоколь третьего этажа по форме напоминает схему внутренних двориков перед входом, что представляет собой квадрат крестообразной конструкции. Своей планировкой постройка создаёт впечатление, что это единственное возможное решение. Все элементы храмового комплекса такие как, величина общей площади, которая точно «сжимается» к центру храма и ровные переходы галерей внешних двориков, задают направление движения к священным башням[6].
Представленное архитектурное решение удивляет точными расчетами, площадью и новизной. Архитектурный памятник диктует своё время для посетивших его людей. Верно рассчитанное распределение объёма от широких дорог до узких входов в центральное святилище, целенаправленность к прасатам ведёт к ощущению ускорения пространства и времени. Пространство становится всё более динамичным, что и создаёт особое ощущение времени внутри храма[7].
Храмовый комплекс Ангкор-Ват, в числе памятников Ангкора, внесен в список всемирного наследия[2].
Туризм
Храмовый комплекс, как и все древние исторические памятники сталкивается с проблемой разрушения. Многие века этот процесс проходил под влиянием природных климатических условий. В наши дни на ухудшение состояние постройки влияет человеческий фактор. В период археологических исследований огромное количество элементов архитектуры, скульптуры были вывезены и распроданы музеям Европы, в частности Франции. Значительно и то огромное количество туристов и паломников ежегодно посещающее храмовый комплекс. По своей популярности храм превосходит Площадь Испании в Севилье, Мечеть шейха Заида в Абу-Даби, Собор Святого Петра в Ватикане и многие другие достопримечательности[3]. Во избежание сильного ущерба от потока туристов, были предприняты некоторые предупреждающие меры: огораживание объектов веревками, установление деревянных ступенек и другое.
Наибольшую популярность в массах Ангкор-Ват получил в результате выхода голливудского фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» 2001 года, с Анжелиной Джоли в главной роли. Храмовый комплекс представлен в фильме как место торговли и буддистский храм, в котором ежедневно совершаются ритуалы. Также по сюжету храм становится местом исцеления и духовного прозрения главного героя. Спорная картина, сформировавшаяся в результате переплетения реального и вымышленного, не помешала популярности фильма и в Камбодже. Считается, что именно этот фильм стал толчком к увеличению численности туристов и росту торговли в Камбодже[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Д. В. Мосяков (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), Н. Н. Бектимирова (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы); Авторы: Д. В. Мосяков (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), Н. Н. Бектимирова (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы); >>. Камбоджа .
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ангкор . Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Ангкор-Ват .
- ↑ 4,0 4,1 4,2 А. А. Бисов, П. В. Уваров. Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват . Молодой ученый (2014). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Миго А. Кхмеры. — М.: Наука, 1973. — С. (196). — 349 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Сорокина Г. М. Ангкор-Ват (4 апреля 2024). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Ангкор-Ват . Дата обращения: 28 мая 2024.