Индуизм
Индуизм — собирательное имя большой группы религий, сложившихся на территории Индии и тесно связанных с её историей и культурой. Исповедуется основной массой населения Индии (в начале XXI века свыше 80 % населения), число последователей в мире превышает 1 миллиард человек. Также распространён в Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Афганистане, Бангладеш, Малайзии, Мьянме, Индонезии, Сингапуре, Камбодже, Кении, ЮАР и ОАЭ, на острове Маврикий, островах Фиджи и в других регионах, в основном среди выходцев из Индии и Шри-Ланки[1]. Сами последователи индуизма называют свою религиозную традицию Санатана Дхарма (санскр. sanātana dharma — буквально «вечная истина», «вечный закон»)[2].
Возникновение
Термин индуизм возник на основе слова «хинду», персидского варианта названия реки Синдху (греческий вариант ’Ινδός, ныне Инд), которое позднее стало обозначать не только реку и страну, прилегающую к ней, но и населяющий её народ. Во времена мусульманских и европейских завоеваний «хинду» называли всех приверженцев местных религий, противопоставляя их мусульманам и христианам. Сами же хинду (индусы, индуисты) восприняли английское слово hinduism лишь в XIX веке.
Изучение индуизма в XIX—XX веках показало, что он не является единой религией: нет ни одного доктринального положения, культового действия или повседневных обрядов, которые понимались бы всеми индусами единообразно. Первоначальные формы верований (магия, фетишизм, анимизм, почитание животных и безличных сил, вера в демонов) соседствуют в нём с культами личных божеств и Тримурти (образа, объединяющего Брахму, Вишну и Шиву), а также с верой в безличный Абсолют-Брахман, присутствующий в качестве чистого мирового сознания, или Мировой души — Атмана во всех индивидуальных душах[1].
Виды индуизма
Шактизм
Шактизм (от санскр. śakti — сила, энергия), направление в индуизме, в основе которого лежит культ великой богини (Дэви, или Шакти). Шактизм имеет доарийское происхождение, восходит к древним аборигенным народным культам женских божеств, распространённым по всему Индостану.
Шактизм имеет доарийское происхождение и восходит к древним аборигенным народным культам женских божеств, которые распространены по всему Индостану. В орбите индуизма шактизм активно развивается примерно с середины I-го тысячелетия нашей эры, когда образы многочисленных неарийских богинь начинают трактоваться как формы, аспекты и функции образа Дэви. Зачастую шактизм рассматривается как ответвление шиваизма. Учение последователей шактизма отражено в священных произведениях — тантрах.
На основе шактизма появились различные религиозные школы. В шактизме популярны культы женских божеств — йогини и «матери» (матрики), которые часто комбинируются в группы. Большое значение имеет поклонение 10 богиням из группы Дашамахавидья (буквально — десять великих форм знания). В шактизме считается, что пребывающий за пределами времени, пространства и причинности Абсолют содержит в себе и мужской (Шива), и женский (Шакти) первопринципы, при этом для шактистов женский первопринцип гораздо важнее. Последователи шактизма подчёркивают активную природу Шакти по сравнению с пассивностью мужского начала: без Шакти Шива «не способен даже пошевелиться»[3].
Шиваизм
Шиваизм — одна из основных и крупнейших традиций в индуизме, которая почитает Шиву как Высшее Существо. Последователей шиваизма называют «шиваитами». Это одна из крупнейших сект, которые верят, что Шива, которому поклоняются как создателю и разрушителю миров, является верховным богом всего. Шиваистское богословие варьируется от Шивы как создателя, хранителя и разрушителя до того же самого, что и Атман (я, душа) внутри себя и каждого живого существа. Это тесно связано с шактизмом и некоторым поклонением Шива в храмах Шивы и Шакти. Это индуистская традиция, которая больше всего принимает аскетический образ жизни и делает упор на йогу, и, как и другие индуистские традиции, побуждает человека открывать для себя Шиву и быть единым с ним внутри[4].
Шиваизм имеет древние корни, прослеживаемые в ведической литературе II-го тысячелетия до нашей эры, где описывается в форме ведического божества Рудры. В древнем тексте Шветашватара Упанишад, датируемом концом I — го тысячелетия до нашей эры, упоминаются такие термины, как Рудра, Шива и Махешварам, но его интерпретация как теистический или монистический текст шиваизма оспаривается. В первые века нашей эры это первое явное свидетельство пашупатского шиваизма. И религиозный, и монотеистический шиваизм стал популярным в I-ом тысячелетии нашей эры, быстро став доминирующей религиозной традицией многих индуистских королевств. Вскоре после этого он прибыл в Юго-Восточную Азию, что привело к строительству тысяч шайвских храмов на островах Индонезии, а также в Камбодже и Вьетнаме, параллельно развиваясь с буддизмом в этих регионах. В современную эпоху шиваизм является одним из основных аспектов индуизма[4].
Смартизм
Смартизм (или смарта-сампрадая, традиция смарты) — одно из основных, наряду с вайшнавизмом, шиваизмом и шактизмом, течений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта разработанная философом Шанкарой. Однако некоторые смартистские традиции являются сторонниками других философских школ. Вплоть до XX века смартизм являлся ведущей индуистской традицией на Западе[5].
Наиболее уважаемыми из религиозных текстов в традиции смартизма являются смрити являющиеся частью священных писаний — Вед. Именно от смрити смартизм получил своё название. Шанкара примирил различные традиции последователей Вед. Очистив эти традиции от имевшихся в них парадоксов и противоречий. Он утверждал, что любому из различных индуистских богов можно поклоняться, согласно предписаниям, данным в смрити. Он доказал, что поклонение различным божествам не противоречат Ведам, так как все божества — определённо различные проявления Брахмана. Его идея была принята многими, поскольку он преуспел в убеждении брахманов своего времени в том, что его толкование скорей всего наиболее близко к изначальному смыслу, заложенному в Ведах. Брахман рассматривается Шанкарой как ниргуна (не персонализированный Абсолют) и как саргуна (личностная форма Брахмана, такого каким его видит для себя именно каждый конкретный человек). Таким образом, с точки зрения традиции смартизма, Абсолют может обладать атрибутами (саргуна) и являться объектом поклонения в любой из своих форм, которую индивидуум вообразит себе в уме[5].
Вайшнавизм
Вайшнавизм является одним из основных индуистских конфессий наряду с шиваизмом, шактизмом и смартизмом. Это крупнейшая индуистская конфессия, 67,6 % индуистов составляют вайшнавы. Его также называют вишнуизмом, его последователей называют вайшнавами, и они считают Вишну Верховным Господом. Традиция примечательна своей доктриной аватара, в которой Вишну почитается в одном из множества различных воплощений. Рама, Кришна, Нараяна, Калки, Хари, Витхоба, Кешава, Мадхава, Говинда,Шринатхджи и Джаганнатх входят в число имён популярных аватаров, которые рассматриваются как разные аспекты одного и того же верховного существа. Вайшнавизм возник как слияние различных региональных неведических религий, связанных с межрегиональной брахманической традицией. Он имеет ведические корни 1 тысячелетия до нашей эры. В важнейшем религиозном эпосе «Махабхарата» популярный бог Кришна был отождествлён с Вишну. В «Бхагавадгите» различные боги и герои были названы проявлениями или аватарами Вишну. Бхагавата-пурана и Вишну-пурана были особенно важны в учении о том, что Вишну — это трансцендентный Верховный Бог, присутствующий во всём и в то же время превосходящий вселенную. Вишну изображался как хранитель пути правильных действий (дхармы). Когда вселенной угрожал хаос, Вишну проявлял себя в аватарах или героях, которые поддерживали порядок. Вайшнавы принимают несколько аватаров, но наиболее важными являются Кришна, Рама и Будда[6].
В Ригведе (собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы на ведийском языке, «Ригведа» входит в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды). Вишну восхваляется как «широко шагающий», чьи три шага простираются вширь и охватывают землю, небо и другие пределы. Связь Вишну с различными аватарами прослеживается уже в «Махабхарате», где Кришна отождествляется с Вишну. В «Бхагавадгите» Кришна говорит, что когда мировой порядок (дхарма) приходит в упадок и миру угрожает хаос, он создаёт себя, чтобы восстановить его. В эпосах и пуранах у Вишну есть множество аватаров, но самыми популярными аватарами являются Рама и Кришна[6].
Вайшнавизм является результатом сочетания четырёх основных традиций: Бхагаваты, Панкаратра, Вайкханаса и Алвары. Кроме того, тамильские святые поэты, создававшие поэзию с VI по IX век н. э., оказали большое влияние на теологическое видение Вишну как трансцендентного и бесформенного, который также проявляется как освящённый образ (арка) в храме.
Несколько течений вайшнавизма включают в себя различные ритуальные и медитативные практики, а также различные философские или теологические взгляды. Для некоторых последователей мистический союз с Кришной может быть достигнут через медитацию и храмовое поклонение (пуджа).
Вайшнавизм в его многочисленных проявлениях присутствует и в современном мире. Многочисленные вайшнавские храмы были построены за пределами Индии. Так же целый ряд более поздних индуистских движений, основанных на теологии и практике вайшнавов, стали международными организациями, включая Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) и несколько подразделений Международного движения Сваминараяна[6].
Сансара в индуизме
Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах — классическом ведическом трактате, написанном в VIII—III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.
В концепции индуизма Сансара — это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело — аналог души — перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя — в зависимости от праведности, правильности своего существования[7].
Важной доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение и трансмиграцию души (сансара). Индуизм признаёт душу вечной. После смерти тела душа рождается в новом теле, которое может быть как человеком, так и животным или другим воплощением. Конечной целью перевоплощения является мокша — освобождение от длительной серии перевоплощений. благодаря которым душа становится всё лучше и лучше[8].
Цепь перерождений (сансара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, как череда страданий, как омрачённое бытие (духкха), поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение страдания, выход из колеса перерождений, освобождение (мокша, или мукти), которое осмысляется в разных течениях индуизма по-разному: как осознание изначальной тождественности с Абсолютом-Брахманом, как достижение высшего блаженства на «небе Брахмы».
Соответственно, и пути к освобождению предлагаются разнообразные, главнейшие из них:
- карма-марга (путь деяний) — исполнение дхармы, ритуалов, почитание богов и предков, выполнение долга без привязанности к результатам действий;
- джняна-марга (путь знания) — поиск и понимание истины, осознание единства атмана (индивидуальной души) и Абсолюта-Брахмана, создающего всё сущее, в том числе сонм богов и человека;
- бхакти-марга (путь преданности) — любовь к личностному богу (Вишну, или Шиве, или Кришне и т. п.), бескорыстное служение ему, упование на его милость[9].
Сансара в индуизме — философское понятие, учение, которое оказывает влияние на духовную культуру, понимание механизмов мира. Это вечный круговорот от рождения до смерти, и каждый следующий цикл жизни меняется. Человек может быть богатым, а в следующей жизни — бедным, сначала бизнесменом, а потом — плотником, сначала человеком, а потом — животным или насекомым. Это называется круговоротом, законом, который затрагивает всех людей, независимо от их веры.
Представление о цикле перерождений и смертей описывается термином cансара/самсара (санскр. saṃsāra — «блуждание», «странствование»). Существуют яркие и запоминающиеся образы, демонстрирующие отношение к этому феномену: «колесо сансары», «сети сансары». Первый образ указывает на цикличность жизней и смертей, которые обречен переживать всякий индивид. Второй образ подчеркивает страдательный характер бытия и указывает на цель, стоящую перед всяким существом: вырваться из пут этой «дурной бесконечности». Задача всякого человека в учении индуизма состоит в том, чтобы преодолеть эту зависимость и освободиться от оков сансары. Сам же акт обретения этой свободы именуется мокша, или мукти (санскр. mokṣa — «освобождение»)[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Индуизм . Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Протоиерей Олег Корытко. Индуизм . Азбука веры. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Шактизм (Большая Российская Энциклопедия). Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Шиваизм . Викибриф. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Смартизм . Книга знаний. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Вайшнавизм . Gallerix. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Natalya. Колесо сансары в буддизме- как выйти из круговорота страданий? . Следуя тропами Будды... (21 декабря 2017). Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Сансара . Ashaindi (21 февраля 2022). Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Индузм . Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Протоиерей Олег Корытко. Индуизм . Азбука веры. Дата обращения: 18 марта 2023.