Сансара

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Колесо жизни, Колесо Сансары

Сансара, Колесо Сансары или Самса́ра (санскр. संसार, IAST: saṃsāra «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой — основополагающее понятие различных религий. Этот термин принадлежит и буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково — как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания[1].

История

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах — классическом ведическом трактате, написанном в VIII—III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

Различные концепции

В индуизме

Важной доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение и трансмиграцию души (сансара). Индуизм признаёт душу вечной. После смерти тела душа рождается в новом теле, которое может быть как человеком, так и животным или другим воплощением. Конечной целью перевоплощения является мокша — освобождение от длительной серии перевоплощений. благодаря которым душа становится всё лучше и лучше[2]. В концепции индуизма Сансара — это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело — аналог души — перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя — в зависимости от праведности, правильности своего существования[1].

Цепь перерождений (сансара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, как череда страданий, как омрачённое бытие (духкха), поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение страдания, выход из колеса перерождений, освобождение (мокша, или мукти), которое осмысляется в разных течениях индуизма по-разному: как осознание изначальной тождественности с Абсолютом-Брахманом, как достижение высшего блаженства на «небе Брахмы».

Соответственно, и пути к освобождению предлагаются разнообразные, главнейшие из них:

  • карма-марга (путь деяний) — исполнение дхармы, ритуалов, почитание богов и предков, выполнение долга без привязанности к результатам действий;
  • джняна-марга (путь знания) — поиск и понимание истины, осознание единства атмана (индивидуальной души) и Абсолюта-Брахмана, создающего всё сущее, в том числе сонм богов и человека;
  • бхакти-марга (путь преданности) — любовь к личностному богу (Вишну, или Шиве, или Кришне и т. п.), бескорыстное служение ему, упование на его милость[3].

Сансара в индуизме — философское понятие, учение, которое оказывает влияние на духовную культуру, понимание механизмов мира. Это вечный круговорот от рождения до смерти, и каждый следующий цикл жизни меняется. Человек может быть богатым, а в следующей жизни — бедным, сначала бизнесменом, а потом — плотником, сначала человеком, а потом — животным или насекомым. Это называется круговоротом, законом, который затрагивает всех людей, независимо от их веры.

Представление о цикле перерождений и смертей описывается термином cансара/самсара (санскр. saṃsāra — «блуждание», «странствование»). Существуют яркие и запоминающиеся образы, демонстрирующие отношение к этому феномену: «колесо сансары», «сети сансары». Первый образ указывает на цикличность жизней и смертей, которые обречен переживать всякий индивид. Второй образ подчеркивает страдательный характер бытия и указывает на цель, стоящую перед всяким существом: вырваться из пут этой «дурной бесконечности». Задача всякого человека в учении индуизма состоит в том, чтобы преодолеть эту зависимость и освободиться от оков сансары. Сам же акт обретения этой свободы именуется мокша, или мукти (санскр. mokṣa — «освобождение»)[4].

Три яда

В буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала её и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством. Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. БХАВАЧА́КРА (буквально — ко­ле­со бы­тия; от санскр. bhа̅va — бы­тие, cakra — ко­ле­со), в буд­диз­ме пред­став­ление об обусловленности цик­ла пе­ре­ро­ж­де­ний (сан­са­ра), за­пе­чат­лён­ное в сим­во­ли­че­ской, об­раз­ной фор­ме. Предназначено для об­лег­че­ния по­ни­ма­ния буд­дий­ской док­три­ны при­чин­но­сти (пра­тить­я­са­мут­па­да)[5].

Бхавачакра изо­бра­жа­ет­ся в ви­де ко­ле­са, за­жа­то­го в пас­ти и ла­пах крас­но­го чу­дови­ща, сим­во­ли­зи­рующего смерть. В цен­траль­ном (осе­вом) кру­ге ко­ле­са изо­бра­же­ны сим­во­лы трёх аф­фек­тов, удержи­ваю­щих че­ло­ве­ка в тис­ках сан­са­ры:

  • си­няя ку­ри­ца (сим­вол сла­до­ст­ра­стия),
  • зе­лё­ная змея (сим­вол гне­ва),
  • чёр­ная сви­нья (сим­вол не­ве­же­ст­ва).

В следующем кру­ге ко­ле­са изо­бра­же­ны чёр­ное по­ле, по ко­то­ро­му греш­ни­ки следуют в ад, и бе­лое, по ко­то­ро­му пра­вед­ни­ки уст­рем­ля­ют­ся в рай. Ме­ж­ду спи­ца­ми третьего кру­га ко­ле­са изо­бра­же­ны шесть ми­ров сан­са­ры: мир бо­гов (вверху), ад (внизу), спра­ва или слева — мир лю­дей и мир пре­тов (ду­хов умер­ших), слева или справа — мир асуров (де­мо­нов) и мир жи­вот­ных. На обо­де ко­ле­са пред­став­лены 12 об­ра­зов, символизирующих 12 звеньев пра­тить­я­-са­мут­па­ды ((санскр. pratоtya samutpada — взаимозависимое возникновение) — буддийская концепция причинности, выдвинутая в связи с попыткой определить причины страдания (вторая благородная истина) и способы их устранения (третья и четвертая благородные истины):

  • слепой (не­ве­де­ние);
  • гор­шеч­ник (ка­ж­дый ле­пит свою бу­ду­щую жизнь, как гор­шеч­ник — свой гор­шок);
  • обезьяна (виджняна; сознание, спо­соб­ное толь­ко под­ра­жать);
  • че­ло­век в лод­ке, плы­ву­щий по океану (те­ло и пси­хи­ка че­ло­ве­ка уже сложились, но он не уме­ет ими управ­лять);
  • дом с за­пер­ты­ми ок­на­ми и две­ря­ми (за­тво­рен­ные, по­ка не дей­ст­вую­щие сферы ор­га­нов чувств);
  • об­ни­маю­щие­ся муж­чи­на и жен­щи­на (кон­такт соз­на­ния и ор­га­нов чувств);
  • че­ло­век, в глаз ко­то­ро­го по­па­ла стре­ла (ощущения при­ят­ные и не­при­ят­ные);
  • че­ло­век с ча­шей ви­на (же­ла­ние);
  • че­ло­век, срывающий пло­ды с де­ре­ва (при­вя­зан­ность к объ­ек­там же­ла­ния);
  • ку­ри­ца, не­су­щая яй­ца (за­ро­ж­де­ние бу­ду­щей жизни);
  • ро­жаю­щая жен­щи­на (ро­ж­де­ние);
  • ста­рик, не­су­щий на спи­не мерт­ве­ца (старость и смерть)[5].

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

В учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого — вырваться из «порочного круга», сформированного пороками[1].

Три порока, три умственных яда

Символами этих трёх основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Последствия пороков

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними[1].

Традиционная настенная роспись бхавачакры, изображающая Яму, держащего колесо жизни, Будду, указывающего выход

12 нидан

Будда изложил схему Зависимого Возникновения в виде 12-звенной цепи, это Двенадцатичленная формула бытия. Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой — первое порождает второе, второе — третье и так далее до последнего — двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение — ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума,
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении,
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность,
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня»,
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным»,
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств,
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами,
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений,
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям),
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека,
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу,
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Считается, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришёл к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Natalya. Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий?. Следуя тропами Будды... (21 декабря 2017). Дата обращения: 18 марта 2023.
  2. Сансара. Ashaindi (21 февраля 2022). Дата обращения: 18 марта 2023.
  3. Индузм. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 18 марта 2023.
  4. Протоиерей Олег Корытко. Индуизм. Азбука веры. Дата обращения: 18 марта 2023.
  5. 5,0 5,1 Бхавачакра. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 18 марта 2023.