Сансара
Сансара, Колесо Сансары или Самса́ра (санскр. संसार, IAST: saṃsāra «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой — основополагающее понятие различных религий. Этот термин принадлежит и буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково — как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания[1].
История
Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах — классическом ведическом трактате, написанном в VIII—III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.
Различные концепции
В индуизме
Важной доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение и трансмиграцию души (сансара). Индуизм признаёт душу вечной. После смерти тела душа рождается в новом теле, которое может быть как человеком, так и животным или другим воплощением. Конечной целью перевоплощения является мокша — освобождение от длительной серии перевоплощений. благодаря которым душа становится всё лучше и лучше[2]. В концепции индуизма Сансара — это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело — аналог души — перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя — в зависимости от праведности, правильности своего существования[1].
Цепь перерождений (сансара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, как череда страданий, как омрачённое бытие (духкха), поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение страдания, выход из колеса перерождений, освобождение (мокша, или мукти), которое осмысляется в разных течениях индуизма по-разному: как осознание изначальной тождественности с Абсолютом-Брахманом, как достижение высшего блаженства на «небе Брахмы».
Соответственно, и пути к освобождению предлагаются разнообразные, главнейшие из них:
- карма-марга (путь деяний) — исполнение дхармы, ритуалов, почитание богов и предков, выполнение долга без привязанности к результатам действий;
- джняна-марга (путь знания) — поиск и понимание истины, осознание единства атмана (индивидуальной души) и Абсолюта-Брахмана, создающего всё сущее, в том числе сонм богов и человека;
- бхакти-марга (путь преданности) — любовь к личностному богу (Вишну, или Шиве, или Кришне и т. п.), бескорыстное служение ему, упование на его милость[3].
Сансара в индуизме — философское понятие, учение, которое оказывает влияние на духовную культуру, понимание механизмов мира. Это вечный круговорот от рождения до смерти, и каждый следующий цикл жизни меняется. Человек может быть богатым, а в следующей жизни — бедным, сначала бизнесменом, а потом — плотником, сначала человеком, а потом — животным или насекомым. Это называется круговоротом, законом, который затрагивает всех людей, независимо от их веры.
Представление о цикле перерождений и смертей описывается термином cансара/самсара (санскр. saṃsāra — «блуждание», «странствование»). Существуют яркие и запоминающиеся образы, демонстрирующие отношение к этому феномену: «колесо сансары», «сети сансары». Первый образ указывает на цикличность жизней и смертей, которые обречен переживать всякий индивид. Второй образ подчеркивает страдательный характер бытия и указывает на цель, стоящую перед всяким существом: вырваться из пут этой «дурной бесконечности». Задача всякого человека в учении индуизма состоит в том, чтобы преодолеть эту зависимость и освободиться от оков сансары. Сам же акт обретения этой свободы именуется мокша, или мукти (санскр. mokṣa — «освобождение»)[4].
В буддизме
Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала её и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством. Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. БХАВАЧА́КРА (буквально — колесо бытия; от санскр. bhа̅va — бытие, cakra — колесо), в буддизме представление об обусловленности цикла перерождений (сансара), запечатлённое в символической, образной форме. Предназначено для облегчения понимания буддийской доктрины причинности (пратитьясамутпада)[5].
Бхавачакра изображается в виде колеса, зажатого в пасти и лапах красного чудовища, символизирующего смерть. В центральном (осевом) круге колеса изображены символы трёх аффектов, удерживающих человека в тисках сансары:
- синяя курица (символ сладострастия),
- зелёная змея (символ гнева),
- чёрная свинья (символ невежества).
В следующем круге колеса изображены чёрное поле, по которому грешники следуют в ад, и белое, по которому праведники устремляются в рай. Между спицами третьего круга колеса изображены шесть миров сансары: мир богов (вверху), ад (внизу), справа или слева — мир людей и мир претов (духов умерших), слева или справа — мир асуров (демонов) и мир животных. На ободе колеса представлены 12 образов, символизирующих 12 звеньев пратитья-самутпады ((санскр. pratоtya samutpada — взаимозависимое возникновение) — буддийская концепция причинности, выдвинутая в связи с попыткой определить причины страдания (вторая благородная истина) и способы их устранения (третья и четвертая благородные истины):
- слепой (неведение);
- горшечник (каждый лепит свою будущую жизнь, как горшечник — свой горшок);
- обезьяна (виджняна; сознание, способное только подражать);
- человек в лодке, плывущий по океану (тело и психика человека уже сложились, но он не умеет ими управлять);
- дом с запертыми окнами и дверями (затворенные, пока не действующие сферы органов чувств);
- обнимающиеся мужчина и женщина (контакт сознания и органов чувств);
- человек, в глаз которого попала стрела (ощущения приятные и неприятные);
- человек с чашей вина (желание);
- человек, срывающий плоды с дерева (привязанность к объектам желания);
- курица, несущая яйца (зарождение будущей жизни);
- рожающая женщина (рождение);
- старик, несущий на спине мертвеца (старость и смерть)[5].
Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.
В учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого — вырваться из «порочного круга», сформированного пороками[1].
Три порока, три умственных яда
Символами этих трёх основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:
- петух, олицетворяющий наши желания;
- змея, которая означает ненависть;
- свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.
Последствия пороков
Каждый из пороков имеет свои последствия:
- Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
- Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
- Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.
Три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними[1].
12 нидан
Будда изложил схему Зависимого Возникновения в виде 12-звенной цепи, это Двенадцатичленная формула бытия. Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой — первое порождает второе, второе — третье и так далее до последнего — двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.
Цепь страданий человека:
- Неведение — ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума,
- Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении,
- Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность,
- Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня»,
- Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным»,
- Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств,
- Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами,
- Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений,
- Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям),
- Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека,
- Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу,
- Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.
Считается, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришёл к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Natalya. Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий? . Следуя тропами Будды... (21 декабря 2017). Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Сансара . Ashaindi (21 февраля 2022). Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Индузм . Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ Протоиерей Олег Корытко. Индуизм . Азбука веры. Дата обращения: 18 марта 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Бхавачакра . Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 18 марта 2023.