Ашока (правитель)

Материал из «Знание.Вики»
Ашока
Ashoka's visit to the Ramagrama stupa Sanchi Stupa 1 Southern gateway.jpg
3-й император Империи Мауриев
273 год до н.э. — 232 год до н. э.
Предшественник Биндусара
Преемник Дашаратха

Рождение 304 год до н.э.
Патна
Смерть 232 год до н.э.
Патна
Род Маурьи
Отец Биндусара
Мать Субхадранги
Дети Куналда, Махинда, Сангхамитта, Тивара, Чарумати
Отношение к религии джайнизм, позднее — буддизм

Ашока (хинди अशोक, Ashok) — третий император Империи Маурьев, которым правил с 273 года до н. э. до своей смерти в 232 году до н. э. Его военные успехи привели к завоеванию значительной части Южной Азии — от современного Афганистана до Бенгалии и Майсура. Ашока известен не только как завоеватель, но и как великий покровитель буддизма. По мнению современных исследователей, он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы превратить буддизм в мировую религию[1].

Источники

Буддистские источники

Жизненный путь императора Ашоки представлен биографическими источниками, произрастающими из буддистской литературы[2]. Отмечается, что эти источники были составлены спустя значительное время после смерти Ашоки, а их достоверность не подтверждена. Буддистские авторы стремились особым образом обозначить в своих произведениях жестокость и кровопролитие, совершенные Ашокой до его принятия «истинной веры», буддизма. Таким образом, традиционная буддистская литература ставит своей целью отразить моральный путь Ашоки, аналогичный пути, пройденному Буддой от неведения к просветлению[3].

Археологические источники

Более достоверная информация об Ашоке представлена надписями, известными как «эдикты Ашоки», размещенными по его приказу в различных частях его империи. Интересен тот факт, что в различных частях страны тексты эдиктов были представлены на разных языках, в том числе и на древнегреческом. Каждая надпись имела свой дубликат на другом языке в другой местности. Однако в этих надписях не находится упоминания самого имени Ашоки. Исследователи XIX века пришли к выводу о том, что издатель эдиктов и великий царь Ашока, упоминаемый в буддистских произведениях, являются одним и тем же лицом[4].

Биография

Детство Ашоки

Ашока был внуком Чандрагупты, основателя династии и первого объединителя Индии, и сыном Биндусары. Мать Ашоки, Субхадранги, происходила из семьи бедного брахмана по имени Чампаканагар. По легенде, отец отправил ее в гарем по причине предсказания о том, что сын его дочери станет великим правителем. Ашока начал свою жизнь в гареме со статусом низшего порядка, поскольку у Биндусары было множество сыновей от гораздо более знатных жен, а также старший брат Ашоки от той же матери, Чампаканагары. В детстве Ашока проявлял живость и резвость, из-за чего совладать с ним было достаточно проблематично. Единственное, чем он был по-настоящему увлечен, — охота, и вскоре он стал искусным охотником. Несмотря на то, что Ашока не обладал красивой внешностью, никто из прочих сыновей Биндусары не превосходил Ашоку в доблести, храбрости, интеллекте и искусности управления, и за эти качества все подданные, от чиновников до простых жителей, любили и уважали его за эти качества. Биндусара отметил его умение в управлении и, несмотря на его юный возраст, назначил его наместником в городе Аванти[5].

Восхождение к власти

Ашока, прибыв в Удджайн, центр Аванти, проявил себя выдающимся правителем. Он вступил в брак с Шакья Кумари, дочерью богатого торговца, впоследствии у них было двое детей, Махендра и Сангхамитра. Граждане города Таксила восстали против правления Магадхи. Сусима, старший сын Биндусары, не сумел усмирить горожан, и, чтобы подавить восстание, Биндусара послал Ашоку. Ашока не располагал достаточными силами, однако он смело выдвинулся к городу и осадил его. Длительной осады не случилось — граждане Таксилы не встали против Ашоки, а, наоборот, устроили ему торжественный прием. Восстание в Таксиле стало ясным свидетельством неспособности Сусимы управлять империей. Советники поняли, что будучи на троне, Сусима не сможет обеспечить справедливость, что приведет к частым восстаниям и падению государства, поэтому они сообщили Ашоке о тяжёлом состоянии его отца и попросили явиться к его ложу. В 272 году до н. э. Биндусара, император Магадхи, умер. Ашока, откликнувшись на просьбу Радхагупты, прибыл в Паталипутру из Удджайна и, по смерти своего отца, был коронован царем Магадхи. Источники противоречиво сообщают о дальнейших событиях. Возможно, Сусима узнал о смерти отца и осознал, что Ашока может быть коронован, однако при попытке захвата города он погиб. По цейлонским хроникам, это соперничество продолжалось и после захвата Ашокой трона, в результате чего официальная коронация Ашоки наступила лишь спустя четыре года после захвата им власти. Легенды утверждают[6], что Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, но нет никаких исторических доказательств, подтверждающих эти данные. В надписях, сделанных по его указу на камне, братья Ашоки упоминаются с нежностью и любовью. 5-го дня третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Монета Империи Мауриев с колесом дхармы и слоном

Война с Калингой

Ашока объявил войну Калинге (Ориссе) через восемь лет после вступления на трон. В своём эдикте Ашока сообщает о захвате 150 тыс. пленных и убийстве более 100 тыс. людей в ходе войны. Присоединение Калинги, важной торговой и стратегической области, стало фактором укрепления империи. Однако Калинга оказала жесткое сопротивление. Регион ранее включался в государство Нандов, а затем стал независимым. В специальном эдикте, посвященном покорению Калинги, Ашока признавал, что суровые наказания применялись как к простым людям, так и к знати, которые отказались принять правление Маурьев. Ашока принял дополнительные меры для смягчения ситуации в завоеванной области. Калинге была предоставлена значительная степень автономии, но император лично контролировал деятельность местных чиновников, чтобы избежать произвола в отношении граждан. Считается, что Ашока испытал сильное раскаяние, увидев массовые убийства, страдания и разрушения, что впоследствии побудило его принять буддизм и укрепить веру[7][8].

…Деванампия Пиядаси спустя восемь лет после восшествия на престол завоевал Калингу. Сто пятьдесят тысяч было изгнано, сто тысяч убито, и ещё множество умерло. После того, как Калинга была покорена, Деванампия испытал сильное влечение к дхарме, почувствовал благорасположение к дхарме и наставлениям в ней. Ныне же Деванампия глубоко скорбит о покорении Калинги.

Наскальный эдикт 13, 256 год до н.э.

Внутренняя политика

Ашока подчёркивает в своих эдиктах, что он отличался от своих предшественников на престоле своими культурными и религиозными предпочтениями. Вместо того чтобы уделять время охоте, что было обычным занятием для правителей того времени, Ашока предпочитал осуществлять паломничества к святыням буддизма и путешествовать по своей империи, чтобы проверить состояние своих подданных[9]. Эдикты, выпущенные Ашокой, являются уникальными, поскольку в них монарх делает упор не на подавление инакомыслия, а на обеспечение благосостояния своих сограждан и заботу о тех, кто нуждается в помощи, включая больных и обездоленных. В одном из этих эдиктов Ашока призывает к уважению любых вероисповеданий. Кроме того, он запретил принудительный труд и составил список животных, которые должны быть защищены, а также запретил охоту ради удовольствия и безосновательное выжигание лесов. Под руководством Ашоки было организовано производство и экспорт медицинских сырьевых материалов, а также использование их не только в медицине, но и в ветеринарии. Он также создал соответствующие медицинские учреждения. Ашока предпочитал проводить время в паломничествах, также он организовывал раздачи подарков и встречи с подданными, вместо того чтобы участвовать в развлечениях, которые предпочитали его предшественники. Ашока содействовал строительству социальных объектов по всей империи. Он ввел в действие сеть бесплатных гостиниц, каналов, систем ирригации и других социальных учреждений. В результате была также улучшена система дорог по всей Индии. Самой же важной деятельностью Ашока считал ту, которая направлена на исправление нравов:

Дхарма приумножилась двумя средствами: благодаря основанным на дхарме повелениям, и благодаря переубеждению. Из этих двух, повеления дают мало, тогда как переубеждение дает много. Основываясь на дхарме, я повелел защищать животных, и многое другое. Но именно благодаря переубеждению в народе возросла дхарма не убивать живых существ и не вредить им.

Дели-Топра, эдикт 7, 242 год до н. э.
Двуязычный эдикт Ашоки на греческом и арамейском языках, Кабульский музей

Дальнейшие завоевания

Империя Мауриев, расположенная на обширной территории, объединила различные народы и племена, отличавшиеся этническим, лингвистическим и культурным многообразием, а также имевшие различные религиозные верования, традиции и обычаи. Из надписей Ашоки и произведения «Артхашастра» видно, что на тот момент уже существовало представление о государстве значительных размеров, возглавляемом «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев». Политические трактаты детально разрабатывали концепцию границ государства и его отношения с соседними странами. Основными источниками для определения границ Империи Маурьев во время правления Ашоки были эдикты императора. Некоторые сведения о границах империи также сохранились в античных источниках, повествующих о периоде правления Чандрагупты. Кроме того, определённой ценностью обладает информация о границах Империи Маурьев из сообщений китайских путешественников, особенно если эти данные подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами. В указах Ашоки несколько раз упоминаются два народа — йоны и камбоджи, живущие на западе страны. Под йонами понимались греки, которые имели поселения в Арахосии. Для греческого населения Ашока составил версии своих указов на греческом языке. Некоторые исследователи считают, что йоны времен Ашоки были потомками греческих поселенцев, обосновавшихся здесь во времена Александра Македонского. Эдикт Ашоки был обнаружен в Лампаке, расположенной около современного Джелалабада. Это подтвердило присоединение Паропамиса к Империи Маурьев, о котором ранее было известно лишь из античных источников, описывающих результаты перемирия между Чандрагуптой и Селевком[10]. Исходя из свидетельств, представленных в поздней кашмирской хронике «Раджатарангини» и дневниках китайских пилигримов, можно предположить, что часть Кашмира также входила в империю Ашоки. Согласно традиции, во время Ашоки был основан главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства также входили определенные территории Непала. Археологические и письменные источники позволяют сделать вывод о присоединении территории современной Бенгалии к империи. Нахождение эдиктов Ашоки в Южной Индии стало важным источником информации для определения южной границы Империи Маурьев. Условно, данную границу можно провести к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как находящиеся вне его государства, но Маурьи поддерживали активные контакты с этими странами. На их территории были возведены буддийские ступы, а также отправлялись проповедники для распространения буддизма. Высокий уровень дипломатических связей поддерживался с множеством государств, включая эллинистические государства Запада, Цейлон, а также различные области Центральной Азии и т. д. Ашока установил дипломатические связи со многими государствами и правителями, что подтверждается в его эдиктах. Среди таких стран была Империя Селевкидов, которой на тот момент правил Антиох II Теос, внук Селевка. Также в эдиктах упоминается Птолемей II Филадельф, правитель Древнего Египта, и Антигон II Гонат, царь Македонии. Ашока также поддерживал контакты с царем Кирены Маг и царем Эпира Александром. Если учесть, что Ашока стремился распространить буддизм, то становится понятным, что он отправлял послов (дута), в различные страны, чтобы проповедовать буддизм.

…Отныне победу дхармы считает Деванампия наилучшей победой. И она была одержана внутри, на границах, и даже на расстоянии в шестьсот йоджан, где правит греческий царь Антиох, и далее, где правят четыре царя, а именно Птолемей, Антигон, Маг и Александр.

Наскальный эдикт 13, 256 год до н.э.

Принятие буддизма

Маурийский период характеризовался значительным распространением буддизма в Индии. Небольшая секта бродячих монахов, возникшая за несколько веков до эпохи Мауьиев, к III веку до н. э. превратилась в одно из ведущих направлений духовной жизни древнеиндийского общества. В это время формировалась организованная буддийская община, известная как сангха, и были оформлены основные канонические сочинения. Ашока, судя по различным источникам, не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался изучением различных школ — «ортодоксальных» и «еретические» направления. Позднее он посетил буддийскую общину, ознакомился с основами учения Будды и стал светским последователем буддизма — «упасака». В своих эдиктах он сам рассказывает о постепенном преобразовании своих взглядов. Вначале Ашока не уделял особого внимания буддийской общине, однако после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице он активно поддерживал и помогал общине. Особый интерес к буддийскому учению и его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы) — приобрела особое значение. Существует информация, согласно которой Ашока получил инициацию от Упагупты, одного из величайших последователей Будды, и обрёл приют в Господе Будде — в Сострадании Будды и в Свете Будды. Его больше не интересовали земные почеты и трон. Со временем он стал странствующим монахом, перемещаясь по стране в одежде охрового цвета, прославляя Будду и возводя буддийские храмы[11]. Он также основал бесплатные больницы для бедных и безвозмездно помогал нуждающимся. Через свои действия он стал воплощением сострадания. Даже его дочь отправилась на Цейлон, чтобы нести Свет Будды. Всюду, где побывал Ашока, включая горные пещеры, было выгравировано послание Будды: «Ahingsha parama dharma» — «Ненасилие — величайшая добродетель».

Распространение буддизма при Ашоке

Ашока, будучи буддистом, весь период своего правления не отказывался от своего политического руководства. Воззрение отдельных исследователей о том, что Ашока был царем-монахом, покинувшим престол в конце своего правления и ушедшим в буддийский монастырь, не соответствует имеющимся источникам. Также неточно утверждение о том, что буддизм стал государственной дание = джайнизм, по во время Ашоки. Хотя Ашока выказывал особую поддержку буддийскому сообществу, он не превратил буддизм в государственную религию. Основной особенностью его религиозной политики была , Тивара, Чарумати, и он придерживался этой политики практически на протяжении всего своего царствования.

…Тот, кто восхваляет свою религию по причине излишней преданности и порочит другие, имея мысль: «прославлю так свою религию», только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими. Деванампия Пиядаси повелевает, чтобы все разбирались в коренных доктринах других религий.

Наскальный эдикт 12, 265 год до н. э

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение религиозных сект, но путём развития их учений и отказа от применения насилия. Согласно эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые являлись важными соперниками буддистов в то время и имели значительное влияние в народе. Из эдиктов также известно, что царь направлял своих представителей в джайнистские общины и к брахманам. Благодаря своей политике религиозной терпимости и умелому контролю государства над жизнью различных религиозных сект, Ашока избежал конфликтов с брахманами, адживиками и джайнами, и в то же время укрепил буддизм. Однако, когда он отступил от политики веротерпимости и начал проводить явно пробуддийскую политику в конце своих лет, это вызвало решительное сопротивление последователей других религий и имело серьезные, тяжёлые последствия для царя и его власти. На последнем этапе своего царствования Ашока вошёл в близкий контакт с буддийской общиной и, судя по некоторым историческим источникам, даже начал гонения против адживиков и джайнов, отступая от своих прежних принципов. Взаимоотношения между буддистами и представителями других религий в этот период значительно усложнились. Были также определенные противоречия среди самих буддистов, например, столкновения между последователями разных буддийских школ. В связи с этим император уделял особое внимание целостности буддийской общины и издал специальный указ о борьбе с раскольниками — монахами и монахинями, подрывавшими единство сангхи (буддийской общины). Согласно указу, их следовало изгнать из общины. Однако Ашока также рекомендовал буддийским монахам тщательно изучать буддийские тексты и упоминал о ряде буддийских канонических сочинений, посвященных в основном дисциплинарным вопросам. В период правления Ашоки в Паталипутре согласно буддийской традиции состоялся Третий буддийский собор. Ашока стал первым царем Индии, который осознал важность буддизма для укрепления своей империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была адресована не монахам, а простым людям. Поэтому нигде в надписях не освещаются понятия нирваны, четырех благородных истин и восьмеричного пути. Главной целью было изложение практических направлений, которые сам император называл «эдиктами о дхарме». При жизни Ашока возвёл в Сарнатхе грандиозную статую, являющуюся ныне известным памятником архитектуры. Скульптура представляет из себя колонну из полированного белого песчаника с четырьмя львами, которые символизируют собой Четыре Благородные истины в буддизме. В настоящее время эта колонна является символом, национальной эмблемой Республики Индии. Монеты и банкноты, выпущенные Резервным Банком Индии, имеют изображение четырёх львов[12]

Последние годы правления

Царь Ашока, согласно поздним буддистским писаниям, совершал щедрые пожертвования в пользу буддийской общины в целях укрепления учения Будды, что привело к быстрому истощению казны. В это время его внук, Сампади (также известный как Самирати или Сампрати), стал наследником трона. Царские сановники обратились к Сампади с требованием прекратить чрезмерные пожертвования, которые осуществлял Ашока. По приказу Сампади, указания Ашоки относительно пожертвований в пользу буддийской общины не выполнялись. Фактическая власть сосредоточилась в руках Сампади, в то время как Ашока, согласно буддистским писаниям, должен был с горечью принять то, что его указы перестали обладать силой и он лишился власти, при этом оставаясь формально на престоле. Согласно буддийской традиции, Сампади был последователем джайнизма, и его поддерживали сановники. В это время в стране сложилась сложная экономическая ситуация, сопровождавшаяся вспышками восстаний. Одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где местный правитель взял на себя руководство восстания против царя. По преданию буддистов, в заговоре против царя также участвовала его царица Тишьяракшита, являвшаяся противницей буддизма. Интересно отметить, что в одном из самых поздних эдиктов, указывается имя царицы, а не Ашоки. Содержание эдикта касалось различных пожертвований, что, согласно буддистским текстам, по сути стало причиной конфликта между Ашокой и его окружением. Вероятно, совпадения между эпиграфическими свидетельствами и данными буддистской традиции не случайны, а на самом деле отражают настоящую картину последних лет царствования Ашоки. Наследникам Ашоки, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании имевшихся источников можно предположить, что империя разделилась на две части: восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Сведения из источников о прямых наследниках Ашоки противоречивы, однако есть основания полагать, что Сампади, или же Дашаратха (некоторые пураны считают его сыном и преемником Ашоки), стал царем в Паталипутре. По аналогии с Ашокой, Дашаратха также носил титул «милый богам» и внес вклад в поддержку адживиков, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

Наследие

Ашока был великим правителем Империи Мауриев, однако после его смерти империя постепенно начала приходить в упадок и окончательно пала в 180 году до н. э. в результате заговора. В течение нескольких столетий брахманы искусно стерли память о великом лидере, который единовременно объединил больше территорий Индии, чем не отличился любой другой правитель до прихода англичан на полуостров. Его судьбу можно назвать схожей с Эхнатоном. Брахманы проявляли открытую враждебность к Ашоке, причина которой заключалась в том, что он игнорировал кастовую систему и запрещал жертвоприношения, которые были традиционными для индуизма. Вся его идеология была направлена на подрыв позиций брахманизма. Почти забытую фигуру Ашоки в историю снова внес англичанин Джеймс Принсеп, который в 1837 году расшифровал тексты на колоннах и установил авторство Ашоки[13].

Примечания

  1. «Ашока, Буддистский император Индии», Винсент Артур Смит. books.google.ru. Дата обращения: 14 октября 2023.
  2. Хижняк О. С. Буддийские мифы и легенды: опыт рационального осмысления (на материале ступы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2011. — № 3.
  3. Ерохин Б. Р. История буддизма в Индии: становление, расцвет,борьба с брахманизмом, закат // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. — 2019. — № 1.
  4. Крючкова Е. Р. Прошедшее время в эдиктах Ашоки и в их греческих переводах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2018. — № 1.
  5. «Древнеиндийская история и цивилизация», Сайлендра Нат Сен. books.google.ru. Дата обращения: 13 октября 2023.
  6. Хижняк О. С. Буддийские мифы и легенды: опыт рационального осмысления (на материале ступы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2011. — № 3.
  7. Манодж Кумар Синха. Индуизм и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста.. — 2005. — № 858.
  8. The Edicts of King Ashoka. Дата обращения: 14 октября 2023.
  9. Радхакумуд Моокержи. Ашока. books.google.ru. Дата обращения: 14 октября 2023.
  10. Матвейчев О. А. Запад и Индия. К вопросу о взаимовлиянии культур // Социально-гуманитарные знания. — 2016. — № 4. — С. 129.
  11. Барахоева А. А. Исторические предпосылки возникновения комплекса Махабодхи в контексте буддийских воззрений // Logos et Praxis. — 2011. — № 7-13.
  12. Моисеев С. Р. Денежная эмиссия в древних государствах Востока // Дайджест-финансы. — 2004. — № 9 (117).
  13. "Unforgettable legacy of James Prinsep". storytail.in. Дата обращения: 15 октября 2023.