Лесков, Николай Семёнович

Материал из «Знание.Вики»
Николай Лесков
Портрет Николая Лескова 1880-х годов
Портрет Николая Лескова 1880-х годов
Имя при рождении Николай Семёнович Лесков
Псевдонимы М. Стебницкий
Дата рождения 4 февраля (16 февраля) 1831(1831-02-16)
Место рождения село Горохово,
Орловская губерния, Российская империя
Дата смерти 21 февраля (5 марта) 1895(1895-03-05) (64 года)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Род деятельности прозаик, публицист
Направление реализм
Жанр роман, повесть, рассказ, очерк, сказ
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Никола́й Семёнович Леско́в (4 [16] февраля 1831, село Горохово Орловского уезда — 21 февраля [5 марта1895, Санкт-Петербург) — русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом М. Стебни́цкий[1].

Биография

Детство писателя

Николай Семёнович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии (сейчас село Старое Горохово Свердловского района Орловской области). Отец, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, заседатель Орловской уголовной палаты; мать, Елизавета Петровна Лескова (урождённая Алферьева) (1813—1886), потомственная дворянка, дочь обедневшего московского дворянина.

Николай Семёнович Лесков провёл свое детство в Орловской губернии, где в период с 1841 по 1846 годы посещал губернскую гимназию. К сожалению, он не смог закончить обучение в этом учебном заведении. В июне 1847 года он начал работать в Орловской палате уголовного суда. Несчастный случай смерти отца от холеры произошел в июле 1848 года, когда Николаю Семёновичу было всего 16 лет. В 1850 году он переехал в Киев, чтобы жить с дядей Сергеем Петровичем Алферьевым[2].

Переезд

В конце сентября 1848 года Н. С. Лесков получил должность помощника столоначальника Орловской палаты уголовного суда. Прослужив там год, в сентябре 1849 года получил двухмесячный отпуск и уехал в Киев, где в сентябре подал прошение о переводе на службу в штат Киевской казённой палаты. Служил в Киевской казённой палате помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения с февраля 1850 года. Произведён в коллежские регистраторы в июне 1853 года, а в октябре 1853-го определён столоначальником Киевской казённой палаты, прослужил на этой должности до сентября 1857 года. В июле 1856 года произведён в губернские секретари[3].

Свадьба

В 1854 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Святителя Николая, на реке Пряжке[3].

Гражданский брак и начало творческой деятельности

В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой). Лесков становится отчимом её детям — Николаю, Борису и Вере. В 1866 году у них родился сын Андрей (Дрон).

В Киеве (в 1850—1857 годах) посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлёкся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительное влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства.

В этот период (до 1860 года) жил с семьёй в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе. Здесь, впервые, взялся за перо. В период с 1870 по 1880 годы многое изменилось во взглядах и взаимоотношениях Лескова. Знакомство с Л. Толстым оказало на него огромное влияние, отразившееся в его творчестве. В его произведениях стала присутствовать национально-историческая проблематика, отраженная в романах «Соборяне» (1872) и «Захудалый род» (1874). Также в это время Лесков писал несколько повестей о художниках, таких как «Островитяне» и «Запечатленный ангел»[4][5].

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881) стал одним из самых известных произведений Лескова. Критики и писатели того времени отмечали, что «рассказчик» в произведении с одной стороны всех хвалит, а с другой — язвит. Сам же Лесков писал[6]:

«Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Литературная деятельность

Последние годы

Повесть «Полунощники» была завершена к концу 1890 года. У Лескова к тому времени отношение к церкви и священникам сильно изменилось на прямо противоположное и известный в то время проповедник Иоанн Кронштадтский попал под его критическое перо. Николай Лесков писал Льву Толстому что уверен в том, что никто её печатать не станет. Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. „Загон“, „Зимний день“, „Дама и фефела“… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

Смерть

Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. Издатель Алексей Суворин выпустил их в 1893 году. Писатель умер два года спустя — в Петербурге от приступа астмы. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Вклад в литературу

В исследовании, посвящённому Николаю Лескову, Борис Михайлович Эйхенбаум определяет сказ как «деформацию» литературного языка, который повышает «ощутимость слова». По словам Бориса Михайловича, Лесков приходит к сказу, последовательно двигаясь к «ощутимому слову»[7]. Вымысел не прочитывается здесь как вчувствование в смысле поэтики аффектов. Единственное чувство, которое стимулируется при чтении, согласно Эйхенбауму, — это «чувство слова, как особое, не учитываемое физиологией чувство»[8].

Примечания

  1. Лесков, Николай Семёнович. Культура. РФ. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  2. Лесков Николай Семёнович. Президентская библиотека, 2024. Дата обращения: 27 февраля 2024.
  3. 3,0 3,1 Лесков Николай Семёнович. Издательство «Директ-медиа». Дата обращения: 27 февраля 2024.
  4. Лесков Николай Семёнович. Музей-заповедник «Щелково». Дата обращения: 5 марта 2024.
  5. Начало творческой деятельности. Библиотека «Хронос». Дата обращения: 5 марта 2024.
  6. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. / А.А. Горелова В 2-х т. Т. 1. Ч. I—IV. — М.: Художественная литература, 1984. — 479 с.
  7. Эйхенбаум Б. Лесков и современна проза // Texte der russischen Formalisten. Bd. I.. — Munchen: Hg. v. J. Striedter, 1969. — С. 208-243.
  8. Эйхенбаум Б. О художественном слове. — СПб.: Мой временник. Художественная проза и избранные статьи 10-20-х годов, 2001. — С. 515—528.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!