Левша (сказ)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Левша
Левша
Издание
Скульптура левши возле памятника Лескову в Орле
Жанр сказ
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания май 1881 года
Дата первой публикации 1881 год, «Русь»
Цикл Праведники

«Левша́»Сказ о ту́льском косо́м Левше́ и о стально́й блохе́») — рассказ Николая Лескова в жанре сказа, написанный и опубликованный в 1881 году[1]. Автор включил произведение в сборник «Праведники»[2].

История создания

Произведение впервые напечатано в журнале «Русь» в 1881 году, № 49, 50 и 51 (17, 24 и 31 октября) под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельно издано под заглавием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» в 1882 году и под заглавием «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» в 1894 году[3].

12 мая 1881 года, Лесков писал Ивану Аксакову ⁠ о том, что сочинил для альманаха писательницы и переводчицы Елизаветы Ахматовой небольшую обещанную ей работу[4]:

Начал ей писать на всём своём произволе маленькую штучку в 2 листа и вдруг облюбовал это и порешил скрасть это у неё и отдать Вам, а ей написать что-либо побабственнее. <…> Написалось у меня живо и юмористично три маленькие очерка (все вместе в 2 листа) под одним общим заглавием: «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения». Это картины народного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном). Всё это очень живо, очень смешно и полно движения. Словом, это всем, кому читал, нравится, и, по-моему, я вряд ли напишу лучше, тем более что мне некогда, а Вы можете это провести, ибо это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза. Короче — это цензурно и необидно.

В 1882 году в открытом письме в газету «Новое время» писателю пришлось специально объяснять, что всю историю он выдумал сам[4]:

Всё, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Главные герои

Левша — мастер из Тулы, подковавший блоху. Самобытный, неподражаемый мастер. Левша — это прозвище, а не имя. У него невзрачная внешность, он косоват на один глаз, герой даже крестится левой рукой. Чтобы подковать блоху, мастерам нужны были миниатюрные гвозди. Именно Левша мастерил их, и на гвоздях было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер, талант которого оценили в Англии, не захотел оставаться на чужбине, так он предан православной вере, русскому народу, своей семье.

Александр I — российский император (18011825 гг). Правитель, обладающий проницательностью и непревзойдённым интеллектом, проявляющий уверенность и чуткость. Он всегда быстро улавливает изменения и новые тенденции, восхищается изобретениями англичан и безоговорочно верит в их преимущество над русским народом. Его характеру присуща исполнительность и доверчивость, но вместе с тем он не подозревает о мошенничестве англичан, которые, продавая ему чехол к блохе, отнимают его деньги. Он является пылким поклонником западной культуры и искусства и отрицает могущество русского народа.

Николай I — российский император (18251855 гг). Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке, обладающем хорошей памятью, помнящем каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.

Платов — донской атаман, сопровождающий Александра I. Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю превосходство его таланта. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно по его вине мастер был доставлен к государю в спешке без документов[5].

Сюжет

История рассказывает о том, как император Александр I отправился в путешествие по Европе и приобрёл удивительную механическую блоху в Англии. Однако после его смерти, новый император Николай I, заинтересованный в развитии русского искусства и промышленности, поручил казаку Платову найти мастера, способного создать что-то более удивительное, чем английская блоха.

Платов нашёл мастера по прозвищу Левша в Туле, который решил подковать стальную блоху. Левша и его помощники работали над этим проектом втайне, и Платов, получив конечный продукт, не понял, что именно сделал Левша. Императору показали ножки блохи через микроскоп, и он увидел имена мастеров, вырезанные на подковах. Оказалось, что Левша выковал гвозди и подковал ими блоху.

За свою работу Левша был награждён орденом и отправлен представлять своё изобретение в Англию. Англичане были поражены его мастерством и предложили остаться. Однако Левша отказался и вернулся на родину[1].

Композиционно вся эта история пронизана перекличкой различных линий, в которых ключевая связь строится вокруг сравнения России и Европы. Основной акцент сделан на различие между отношением к мастеру, его труду, оружию и техническому прогрессу, что придаёт произведению дополнительную глубину.

Экранизация

Критика

Виктор Борисович Шкловский, русский советский писатель, литературовед, критик и киновед, в «Технике писательского ремесла» в 1927 году высказал своё мнение о прочитанном произведении «Левша»[8]:

...повесть о блохе. Содержание ее такое: англичане подарили Александру I стальную заводную блоху. Блоха эта могла танцевать. Николай I решил превзойти англичан и отдал блоху в Тулу к мастеру Левше. Тот ее подковал. Это был подвиг и в то же время техническая бессмыслица: блоха больше не танцевала. Это и представляет основное сюжетное построение вещи.

Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как хотят. Техническая же бессмысленность дана вторым планом, замаскирована хвастливым тоном.

Рассказчик как-будто не понимает значения того, что он рассказывает; читатель сам догадывается о значении слов.

Консервативная критика была разочарована иронией Лескова в адрес русского народа — рецензент газеты «Новое время» ⁠ писал, что Лесков изображает русского человека «существом низшего порядка»[4]:

Гениальный «Левша» (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой, неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля: под «куцапые пальцы» казака Платова, или «свалит его в участке на пол», а потом в больницу, «где неведомого сословия всех умирать принимают»… И в такой-то обстановке неведомо затеривается русский гений… «Левша», по рассказу г. Лескова, не только не разумеет ясно выгод своих, но и не очень чувствителен к варварскому обхождению с ним. Что вас возмущает в этом обхождении, то не возбуждает в «Левше» негодования, вызывая разве временами весьма слабый протест. Словом, совсем как подобает людям низшей, недоразвившейся породы…

Примечания

  1. 1,0 1,1 Лесков Н. С. Левша. azbyka.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  2. Лесков Н. С. Левша. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах.. — М.: ГИХЛ, 1957.
  3. Лесков Н. С. Комментарии Н. С. Лескова. rvb.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Кучерская М. Лесков Н. С. Левша. Полка. Дата обращения: 26 марта 2024.
  5. Лесков Н. С. Н.С. Лесков Левша: описание, герои, анализ произведения. сезоны-года.рф. Дата обращения: 25 марта 2024.
  6. Овчаров С. Кинофильм Левша. kinopoisk.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  7. Иванов-Вано И. Мультипликационный фильм Левша. kinopoisk.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  8. Шкловский В. Техника писательского ремесла. — М., Л.: Российская государственная библиотека (РГБ), 1927.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!