Чёртовы куклы

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Чёртовы куклы
Чёртовы куклы
Жанр роман
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания 18891891
Дата первой публикации 1890
Издательство Русская мысль

«Чёртовы куклы» — роман орловского писателя Николая Лескова, созданный им с 1889 по 1891 годы. Относится к позднему творчеству писателя. Роман написан в жанре сатирической притчи, поэтому при печати столкнулся с цензурой. В журнале «Русская мысль» была напечатана лишь первая часть произведения. Прототипами главных героев выступают реальные исторические лица: император Николай I и художник Карл Брюллов.

Долгое время считали, что эта работа осталась неоконченной, но в архиве Лескова впоследствии были найдены рукописи текста. Полностью опубликованный роман появился в 2015 году[1].

История создания и публикация

Письмо Николая Лескова В. М. Лаврову от 14 июня 1889 года:

В производстве у меня на столе есть роман не роман, хроника не хроника, а пожалуй, более всего роман листов в пятнадцать — семнадцать. Сюжет его взят из бумаг и преданий о 30-х годах и касается высоких нашего края, — по преимуществу или даже исключительно со стороны любовных проделок и любовного бессердечия. «Натурель» он был бы невозможен и потому написан в виде событий, происходивших неизвестно когда и неизвестно где, — в виде «найденной рукописи». Имена всё нерусские и нарочно деланные, вроде кличек. Приём как у Гофмана. В общем, это интересная история для чтения, а в частности, люди сведущие поймут, что это не история. Главный её элемент — серальный разврат и нравы серальных вельмож. «Борьба не с плотью и кровью», а просто разврат воли при пустоте сердца и внешнем лицемерии. Я называю этот роман по характеру бесхарактерных лиц, в нём действующих, «Чёртовы куклы».

Публикация первой части романа состоялась в 1890 году, в журнале «Русская мысль» № 1.

Журнал «Русская мысль» выходил предварительной цензуры, поэтому редакторы издания самостоятельно проверяли публикуемые материалы, так, чтобы журнал не закрыли. Из-за того, что персонажи у Лескова были прописаны так, что за ними явно угадывался прототип, редакция посчитала, что роман цензуру не сможет пройти и опубликовала только первую часть. 10 мая 1891 года, уже после того, как первая часть «Чёртовых кукол» дважды появилась в печати, Лесков предложил продолжить публикации, но сделать это вразнобой, чередуя части: опубликовать сначала третью часть, которая соответствует требованиям цензуры, затем вторую, провокационную, но это предложение так и не осуществилось[2].

В дальнейшем напечатанный в журнале текст переиздавался в томах собраний сочинений писателя под заголовком: «Главы из неоконченного романа». Только после смерти Лескова были обнаружены рукописи, однако они требовали проведения анализа. Но несмотря на попытки филологов проанализировать рукопись издатели по прежнему продолжили издавать уже опубликованную часть романа[3]. В СССР роман продолжил считаться неоконченным.

Окончание романа было опубликовано только в 1997 году по инициативе Института мировой литературы в томе «Неизданный Лесков. Книга 1» из серии «Литературное наследство»[1]. Роман с комментариями и черновыми вариантами был опубликован в 2015 году издательством «Наука» в серии «Литературные памятники».

Сюжет

Главный герой произведения — художник Фебуфис, который с детства располагал наклонность к живописи, поэтому повзрослев, он поступает в художественную школу. И позже продолжает обучение в Риме, где становится известным живописцем. Свалившаяся на художника слава обнажает его негативные черты, так он начинает продавать свои работы только знатным гражданам, которые готовы заплатить за его работу большие гонорары. Кроме этого Фебуфис часто продает не то, что желали у него приобрести, а некоторые сюжеты были им созданы с намёком на неприятным воспоминания его покупателей.

После скандала с Церковью Фебуфис покидает родную страну и по приглашению Герцога переезжает в его Герцогство, где он сможет стать его придворным художником. Хотя друг Фебуфиса Мак не одобряет идею, Фебуфис соглашается и переезжает, но позже он сталкивается с деспотизмом, царящем в Герцогстве.

Критика

Александр Амфитеатров[4]:

В последние годы царствования Александра I и при Николае I окрепающий абсолютизм, распространяя цепкую паутину на все отрасли русской жизни, не позабыл об искусстве и поработил его тем усиленным, казённым меценатством, которое покойный Лесков так хорошо начал было изображать в своем романе «Чёртовы куклы», оставшемся недоконченным по цензурным причинам… Лесков всё в тех же «Чёртовых куклах» остроумно и тонко передаёт, как Николай думал брюлловским «Последним днём Помпеи» послать победоносный вызов просвещённого абсолютизма революционной романтике, воплощенной в «Битве гуннов» Каульбаха.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Николай Лесков «Чёртовы куклы»
  2. Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах. Том 8. Примечания. — СПб., 1890.
  3. Чёртовы куклы. Наука, 2015. Комментарии
  4. А. В. Амфитеатров. Собрание сочинений, т. XXI, СПб., 1913, стр. 294—295

Ссылки