Некуда (роман)
Некуда | |
---|---|
Некуда | |
Жанр | роман |
Автор | Николай Лесков |
Язык оригинала | русский |
Дата первой публикации | 1864 |
«Не́куда» — дебютный социальный роман Николая Лескова, опубликованный в 1864 году в «Библиотеке для чтения» под псевдонимом господина М. Стебницкий. После выхода книги либеральные издания заподозрили Стебницкого в сотрудничестве с Третьим отделением, посчитав произведение доносом на нигилистов из-за пародийного сходства реальных лиц с героями книги[1].
В первой публикации роман автор оставил эпиграф «На тихеньких Бог нанесёт, а резвенький сам набежит», который во втором издании убрал. Роман несколько раз переиздавался при жизни автора в 1865, 1867, 1879, 1887, 1889 годах[2][3].
История создания
Сам писатель называл свой роман второй беллетристической работой, подразумевая под первой ранее написанную повесть «Овцебык». Роман был создан в короткие сроки и набирался в типографии прямо с клочков, нередко написанных вручную карандашом. Романе в художественной форме описывает Знаменскую коммуну, созданную Василием Слепцовым в 1863 году[4].
Лесков Н. С о романе «Некуда»:
«Некуда» — вина моей скромной известности и бездны самых тяжких для меня оскорблений. Противники мои писали и до сих пор готовы повторять, что роман этот сочинен по заказу III Отделения. На самом же деле цензура не душила ни одной книги с таким остервенением, как «Некуда».<…> Красные помогали суровости правительственной цензуры с усердием неслыханным и бесстыдством невероятным. У меня одного есть экземпляр, сплетенный из корректур, по которому я хотел восстановить пропуски хотя в этом втором издании, но издатель мой, поляк Маврикий Вольф, упросил меня не делать этого, ибо во вставках были сцены, обидные для поляков и для красных, перед которыми он чувствует вечный трепет. Теперь я уже охладел к этому, и третье издание будет печататься прямо с этого, второго. Роман этот носит в себе все знаки спешности и неумелости моей. Я его признаю честнейшим делом моей жизни, но успех его отношу не к искусству моему, а к верности понятия времени и людей «комической эпохи»"[5].
Сюжет
«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов.. Сюжетная линия построена на жизнеописании социалиста Вильгельме (Василия) Райнере, прообразом которого стал английский революционер польского происхождения Артур Бенни. Повторно к образам Артура Бенни и Андрея Ничипоренко Лесков вернулся позднее, после смерти Бенни, в своём документальном очерке-памфлете «Загадочный человек», 1870 году.
Василий Райнере долго живёт за границей, и в силу этого уклад жизни в России ему незнаком. Он и ещё несколько персонажей, оставивших отчий дом, изображены Лесковым с симпатией. Тем не менее идеологи и вожди революционного движения (Арапов (П.Аргиропуло), Белоярцев (писатель В. А. Слепцов), Завулонов, Красин, Пархоменко (прообраз Андрей Иванович Ничипоренко)) — описаны с явно нескрываемым отвращением как властолюбивые и безнравственные.
К гражданам Коммуны (Domus) в «Некуда» примыкают люди полубездомные. Социалисты-приживалы, поселивщиеся в нанятую Райнером просторную квартиру, разрушают её уют, созданный Лихой. Среди прочих кандидат юридических наук трогательный поляк Юстин Помада, нежный, но никем не любимый. В финале романа он гибнет лесах Беловежской пущи, в отряде польских мятежников.
Альтер-эго писателя в романе воплощает доктор Розанов. Через призму его взглядов переданы умонастроения и переживания Николая Семёновича Лескова. Нигде после в прозе писателя не встретится такого откровенного описания происходившего в его разуме и душе в это время (1863-1864 годы).
Центральным персонажем «Некуда» является вчерашняя институтка, нигилистка Лиза Бахарева, прообраз которой списан с жены Бенни — Марии Коптевой. Она мечтает обновить собственную жизнь, заниматься саморазвитием и общением с людьми, у которых бы слово не расходится с делом. Она поселяется в коммуне социалистов и влюбляется в Вильгельма Райнера, сына швейцарского пастора. В финале романа Райнер отправляется на баррикады, поддержать восставших поляков, но его арестовывают и приговаривают к смертной казни. Лиза, поехавшая проститься с ним, простужается в дороге и умирает от воспаления лёгких. Прощальная речь героини обращена к подруге и няне Женни Гловацкой, которая не оставила свою барышню даже после увлечения той нигилистической философией. речь девушки обращена к отцу, брошенному и умершему от этой травмы, и к той жизни, которая побуждала её любить, а не ненавидеть[6].
Второстепенным героем сюжетной линии романа является уездный доктор Дмитрий Розанов, хороший знакомый Лизы. По её настоянию он уезжает от в Москву, таким образом сбегая от семейного неблагополучия и тоже ненадолго увлекается социалистическим учением, посещает салон маркизы де Бараль, в котором ведуться умные разговоры о «красных» и «белых». Но обаяние этого кружка его не прельщает, он разочаровывается в нём, бежит и от социалистов, и от либералов, и от приехавшей жены. Доктор Розанов забрал дочь у жены — Веру Лескову, которую до поступления в пансион растила взбалмошная мать. В конце романа он занимает должностью полицейского врача в Петербурге, и находит успокоение в отношениях с Полинькой Калистратовой.
В системе ценностей, выстроенных в романе, важным становится дом, как крепость и как убежище человека. Лесков прибегает к точным и красочным описаниям жилищ героев, с большой любовью он описывает комнату Женни Гловацкой, дочери смотрителя училищ, живущего в «каменном флигельке». Выйдя замуж за Вязмитинова, Женни делает свою московскую квартиру тоже «прехорошенькой». И Лесков описывает её с особой тщательность. Герои романа, лишённые крова, а значит и крепости, в которой они могли бы укрыться, погибают. Розанов находит приют, поэтому он в силах жить дальше. Таким образом, в романе помимо идеологических партий складывается ещё одна оппозиция — это партия бездомных и домовитых персонажей. Именно умение выстроить уютный дом на камне традиций и определяет жизнеспособность героя.
Персонажи и их прототипы
- Вильгельм (Василий) Райнер — социалист Артур Иванович Бенни
- Лиза Бахарева — Мария Николаевна Коптева, жена Бенни
- Арапов — П. Аргиропуло
- Белоярцев — Василий Алексеевич Слепцов
- Завулонов — Александр Иванович Левитов
- Маркиза де Бараль — Евгения Тур (графиня Е. В. Салиас де Турнемир)
- Пархоменко — Андрей Иванович Ничипоренко
- Сёстры Ярославцевы («углекислые феи Чистых Прудов») — сёстры Новосильцевы
- Доктор Розанов — сам Лесков
- Ольга Александровна — Ольга Васильевна, первая жена Лескова
- Полинька Калистратова — Катерина Степановна Савицкая, будущая жена Лескова
Критика
Успех его был очень большой. Первое издание разошлось в три месяца, и последние экземпляры его продавались по 8 и даже по 10 р. Но в романе слишком однозначно проступали намёки на реальных лиц тех лет, что вызвало скандал. Дмитрий Писарев прямо потребовал журнальным редакторам перестать публиковать работы Лескова. Многие так и сделали. Избавиться от репутации доносчика Лесков смог нескоро. Но в сущности, именно этим произведением определяется будущая писательская репутация Лескова[7].
У Лескова есть роман "Некуда". Он показал, что и консерваторы неправы, реакционеры неправы, либералы неправы, и радикалы неправы. Этот роман заклевали. А сейчас так почитаешь – смотри-ка, Коля Лесков, ты всё понял давным-давно и написал неплохой роман.Виктор Ерофеев, 2023 год.
Сам Лесков тоже отмечал недостатки своего романа, однако, относился к своему детищу с любовью.
Роман этот носит в себе все знаки спешности и неумелости моей. Я его признаю честнейшим делом моей жизни, но успех его отношу не к искусству моему, а к верности понятия времени и людей «комической эпохи». Покойный Аполлон Григорьев, впрочем, восхищался тремя лицами: 1) игуменьей Агнией, 2) стариком Бахаревым и 3) студентом Помадой. Шелгунов и Цебрикова восхваляют доднесь Лизу, говоря, что я, «желая унизить этот тип, не унизил его и один написал «новую женщину» лучше друзей этого направления». Поистине я никогда не хотел её унижать, а писал только правду дня, и если она вышла лучше, чем у других мастеров, то это потому, что я дал в ней место великой силе преданий и традиций христианской или, по крайней мере, доброй семьи.Николай Лесков
Театральные постановки
- 1918 — «Некуда». Инсценировка Николая Массалитинова для Второй студии МХТ
- 2003 — «Грозный ангел (Некуда)». Инсценировка Екатерины Еланской для театра «Сфера (театр)»[8]
Примечания
- ↑ Майя Кучерская. Хорошо забытое старое: «Некуда» Лескова // Полка : сайт. — Июль.
- ↑ Вс. Троицкий. Примечания. Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 12 томах. Москва, Издательство «Правда», 1989. С.645
- ↑ Некуда (роман) . Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 / Пер. с англ.. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — С. 616.
- ↑ Лесков Н. С. О романе «Некуда». Собрание сочинений в 11 т. М., Государственное издательство художественной литературы, 1957. Том 10: Воспоминания, статьи, очерки. . Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано 17 июля 2009 года.
- ↑ Романы Лескова: анализ произведений . Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Аннинский Л. А. Три еретика. Об А. Ф. Писемском, П. И. Мельникове-Печерском, Н. С. Лескове. — М.: Книга, 1988.
- ↑ Некуда . Театр Сфера. Дата обращения: 27 августа 2023.