На ножах

Материал из «Знание.Вики»
На ножах
На ножах
Издание
Обложка романа, переиздание 1985 год.
Жанр роман
Автор Николай Семёнович Лесков
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 18701871

«На ножах» — антинигилистический роман русского писателя Николая Лескова с авантюрно-уголовным сюжетом. Впервые опубликован в журнале «Русский вестник» (№ 10—12 в 1870 году и № 1—8, 10 в 1871 году). Самостоятельным изданием роман вышел в ноябре 1871 года. В романе «бывшие революционеры становятся полицейскими агентами и чиновниками, ради денег хитроумно обманывая друг друга», а «нигилизм трактован как беспринципность, ставшая жизненной философией»[1].

Вышедший в журнале роман «На ножах» сразу после публикации причислили к литературному направлению, популярному на тот момент, — антинигилистической прозе. Так роман занял нишу русской литературы XIX века, наряду с Фёдором Достоевским и романами «Преступление и наказание», «Бесы» и Иваном Тургеневым и повестью «Отцы и дети». И сам Лесков ещё раньше издал дебютный роман «Некуда» на эту же тему. Появление в России антинигилистической литературы вполне объяснимо, в обществе эта философия получила распространение, что и нашло отклик в произведениях писателей того века.

«На ножах» — это в определенной степени постмодернисткий роман, наполненный литературными аллюзиями. Так, например, о Горданове говорится, что был он знаком с Базаровым и Раскольниковым, но первого счел слишком глупым для использования в революционной борьбе, а второго — слишком нервным. То есть Лесков вставил в свой текст героев актуальной, современной ему литературы[2].

Сюжет

В одном из уездных городков стоял небольшой, 9 комнат, доходный дом Висленевых. Вдова Висленева растила двух детей, Иосафа (Жозефа) и Ларису, владея этим доходным домом, живя неподалеку во флигеле. Иосаф был умным мальчиком, поэтому все свои сбережения мать тратила на его обучение. Он с медалью окончил гимназию, и был одним из лучших студентов в университете.

Постоянными жильцами Висленевых была семья Гриневичей. Росла у них дочь, Александра Ивановна. С самого детства они дружили с Иосафом, — окружающие думали, что они поженятся. Но после того, как Иосаф уехал учиться, чувства Саши охладели, и она стала к нему равнодушной. Бывшего студента арестовали по политическому вопросу. Отец Саши строго запретил ей выходить замуж за этого «безнатурного человека». Она дала ему свое слово, что этого не сделает. Через несколько дней вышла замуж за старого генерала Синтянина, у которого была глухонемая дочь, дурная слава, и несколько странных историй об отношениях с женщинами. Сашу в обществе называли расчетливой и низкой, но со временем примирились с ее выбором.

Главным героем нигилистом является Иосаф Платонович, который после обучения был арестован по политическому вопросу. После ареста он вернулся домой вместе со своим другом Павлом Гордановым. Его друг имел резкие осуждающие набирающие обороты феминистические взгляды в обществе, резко отзывался об образованности, говорил о том, что лучшая школа, — это школа жизни. Не имея точного понятия о вещах и жизни, друзья Висленева, как и он сам, брались судить о старом обществе, вели распутный образ жизни, обманывали людей, проводили аферы в Петербурге, — и все это оправдывали своей новой философией. В итоге все они остались либо глубоко несчастными людьми, либо нелепо умерли.

После смерти Синтянина, Саша, по его завещанию, вышла замуж за любимого человека и родила хорошего сына, живя счастливую жизнь с Подозеровым. А священник Евангел, будучи ее близким другом, говорил, что все их смутные социалистические метания предрекают большие перемены в обществе.

Нигилист Горданов и его любовница Глафира Бодростина решают убить мужа Глафиры. Таким образом им достанется его имущество и деньги. Им сопротивляются дворянин Подозеров, генеральша Синтянина и отставной майор Форов.

История создания

Из-за обильной правки редактора произведение не соответствовало первоначальному замыслу автора, о чём сам Лесков в письме к П. К. Щебальскому от 14 октября 1871 года говорит: «Да, ещё: что это значит, что в сентябрьской книге нет окончания моего романа, которое послано, кажется, своевременно? Если опять что не по нраву, то надо было прислать корректуру, и я бы переделал. Сокрушил меня этот роман, и свертел я его как не думал, благодаря всем этим qui pro quo»[3].

Неприятности с изданием романа прослеживаются в переписке Лескова. В письме к сотруднику «Русского вестника» Н. А. Любимову от 18 ноября 1870 года (вскоре после выхода в свет начала романа) автор возмущается самоуправством редакции: «Убийственнее всего на меня действует то, что я никак не могу взять в толк причин произведенных в моем романе совсем уже не редакторских урезок и вредных для него изменений. Так, выпущены речи, положенные мною в основу развития характеров и задач (например, заботы Форовой привести мужа к Богу); жестоко нивелирована типичность языка, замененная словами банального свойства (например, вместо: „не столько мяса поешь, сколько зуб расплюешь“ заменено словом „растеряешь“), ослаблена рисовка лиц <…>».

В апреле 1871 года Лесков пишет Щебальскому: «На редакцию „Р<усского> в<естника>“ трудно не жаловаться, ибо сами же Вы видите, что приходится лепить, да и перелепливать тожде да к томужде, и ото всего этого не выходит ничего иного, кроме досады, охлаждения энергии, раздражения, упадка сил творчества и, наконец, фактических нелепостей и несообразностей вроде тех, которые Вами усмотрены». Лесков признается П. К. Щебальскому в этом же письме: «…я дописываю роман, комкая все как попало, лишь бы исполнить программу».

Критика

Сразу после выхода книги роман Лескова подвергли оглушительной критике. Запрещенная в советскую эпоху ядовитая сатира на «быт и нравы» «новых людей» — социалистов, полемизирующих с «Отцами и детьми» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского.

Книга, публикация которой вызвала в России оглушительный скандал — ведь в «антигероях» читатели узнавали реальных людей.

Социалистическая община глазами человека, не воспринимающего ее убеждений и сурово анализирующего ее образ жизни.

Уже современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался. Как отмечал Максим Горький, «после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

В советское время роман не переиздавался по цензурно-политическим соображениям из-за его антиреволюционной направленности. Так, роман не вошел даже в 11-томное собрание сочинений Лескова, изданное в 1954—1958 гг., и впервые был переиздан в СССР лишь во время Перестройки в 1989 году в 12-томном собрании сочинений Лескова.

Экранизации

Примечания

  1. ЛЕСКОВ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано 8 декабря 2019 года.
  2. Виталий Каплан. «На ножах»: что меня поразило, когда я перечитал этот роман Лескова // Фома : журнал.
  3. Осложнения, недоразумения (лат.)
  4. См. Российское кино Архивная копия от 20 декабря 2009 на Wayback Machine

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!