Бесы (роман)
Бесы | |
---|---|
Бесы | |
Жанр | роман |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1870—1872 год |
Дата первой публикации | 1872 год (в журнале «Русский вестник») |
Бе́сы — антинигилистический роман Фёдора Михайловича Достоевского, третий по счёту роман из пятикнижия («Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868 — 1869), «Бесы» (1871 — 1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879 — 1880))[1], написанный в период 1871—1872 год. В основе произведения лежат судьбы реальных людей в период, когда Российскую Империю накрыла очередная волна революционных настроений. Роман публиковался в 1871—1872 году в журнале «Русский вестник». Полное самостоятельное издание появилось в 1873 году в Санкт-Петербурге. Орест Фёдорович Миллер назвал произведение «Бесы» автобиографичным романом[2][3].
Первый перевод романа «Бесы» был сделан в 1886 году на датский, голландский, французский языки. При жизни автора не было ни одного переиздания романа «Бесов». После смерти Фёдора Достоевского роман претерпел несколько редакций, в 1935 году попал в список запрещенной литературы. На данный момент роман Фёдора Михайловича переведён на многие европейские и некоторые восточные языки[4].
История создания романа
С апреля 1867 года Достоевский с семьёй проживал в Европе, однако жизнь за границей не оправдала ожиданий писателя. В одном из своих писем он дал такую характеристику[5]:
За всю свою жизнь я не встречал ничего более унылого, более угрюмого, более абсурдного, чем этот мрачный протестантский город. Здесь не живут: здесь отбывают каторгу… Наверное, вы бы отдали всё, чем владеете, лишь бы не оказаться здесь в воскресенье. С утра заунывный звон колоколов; с полудня пьянство. До чего же здешние работники унылы, грязны, невежественны!.. Всю ночь я слышу их ужасные песни, вопли и крики, которые они издают, толпясь под моими окнами. Это сущий ад…Фёдор Достоевский, Из письма 1867 года
В 1868 году вышел в свет роман Достоевского «Идиот», который был не понят читателями. Это стало причиной глубокого разочарования автора. Тоскуя по родине, Фёдор Михайлович изучал все материалы, связанные с Россией. В одной из газет от 25 декабря 1869 года Достоевский прочитал, что группа нигилистов террористов, возглавляемая Сергеем Геннадьевичем Нечаевым, жестко убили своего же соратника Ивана Иванова за попытку выйти из организации. А в 1870 году в гости приезжает брат жены писателя Анны Григорьевны и рассказывает, что в России начинаются активные политические волнения, связанные с деятельностью революционной организации «Народная расправа» возглавляемой Сергеем Нечаевым[6].
В этот период (конец 1869 — начало 1870 годов) началась активная работа над новым романом. По мнению автора, это должен быть роман-памфлет на революционные события, а также реакцией на активно распространявшиеся идеи либералов и демократов в России.
То, что пишу, — вещь тенденциозная, хочется высказаться погорячее. Вот завопят про меня нигилисты и западники, что ретроград! Да, чёрт с ними, а я до последнего слова выскажусь!Фёдор Михайлович Достоевский - Аполллону Николаевичу Майкову, 25 марта (6 апреля) 1870, Письмо 146
В июле 1871 года возвращается в Санкт-Петербург, где продолжает работу над «Бесами». Достоевский достаточно сильно углубился в философию, религию, метался между выбором главного героя. Роман «Бесы»[7] должен был стать частью большого романа «Жития великого грешника»[8].
Я с начала года работал для «Русского вестника» роман. Я думал наверное кончить его к концу лета… Написано было у меня уже до 15 листов. Во все продолжение работы роман шёл вяло и под конец опротивел… Затем последовали с месяц назад мои припадки. Принявшись после болезни недели три назад опять за работу, я увидел, что не могу писать, хотел изорвать роман. Две недели был в положении очень тяжёлом и вот дней десять назад я сознал, наконец, слабую точку всего написанного. Теперь я решил окончательно: всё написанное уничтожить, роман переделать радикально, и хоть часть написанного и войдёт в новую редакцию, но тоже в радикальной переделке.Достоевский — редактору журнала «Заря»
Герои романа
- Антон Лаврентьевич Г-в — безликий герой, который рассказывает нам о событиях происходящих, в небольшом уездном городе[9].
- Степан Трофимович Верховенский — в прошлом умный талантливый учитель либеральных взглядов, писал поэмы, за одну из них был пойман полицейскими. После этого случая перебрался в поместье Варвары Ставрогиной и занимался обучением её сына. Добрый, умный, искренний персонаж, в то же время заядлый игрок, любитель выпить. Был сильно привязан к своей покровительнице[10].
- Петр Степанович Верховенский — один из главных идеологов революционного движения, руководитель тайного общества, суетлив, хитёр, коварен. Добивается расположение губернатора и его супруги. Прообраз Сергея Нечаева[11].
- Варвара Петровна Ставрогина — вдова, мать Николая, получила крупное наследство от отца, властная, деспотичная женщина. Требует подчинения, но в то же время окружает своих подопечных чрезмерной любовью и заботой[12].
- Николай Всеволодович Ставрогин (Принц Гарри) — противоречивый персонаж, «загадочный и романтичный». Увлекался дуэлями, выпивкой и развязным образом жизни. Один из основных участников всех ключевых событий романа. Как написал о нём Николай Александрович Бердяев «солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование»[13].
- Лизавета Николаевна Дроздова (Тушина) — одна из центральных женских фигур романа. С ранних лет дружила с Николаем и была влюблена в него. Умная, красивая девушка. Хотя некоторые горожане её не любили: «и во-первых, за гордость <…>. Во-вторых, ненавидели её за то, что она родственница губернаторши; в-третьих, за то, что она ежедневно прогуливается верхом.[14]» . В конце произведения умирает забитая толпой, обвинённая в смерти семьи Лебядкиных .
- Иван Шатов — бывший крепостной Варвары Ставрогиной, один из революционеров, разочаровавшийся в идеях Петра Верховенского и попытавшийся выйти из тайной организации. Прообраз убитого Ивана Иванова[15].
- Дарья Павловна Шатова — сестра Ивана, должна была стать невестой Степана Верховенского[16].
- Капитан Игнат Тимофеевич Лебядкин — жил по соседству с Иваном Шатовым. Родной брат Марии Тимофеевны, любил выпить[17].
- Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка») — слабоумная, добрая женщина, на которой тайно женился Ставрогин «…после пьяного обеда, из-за пари на вино…» и помогал её семье финансами[18].
- Семен Егорович Кармазинов — писатель-западник, вероятный прообраз Ивана Тургенева[19].
Критика романа
Реакция общества на роман «Бесы» была неоднозначна, так как часть критиков высказалась резко негативно, среди них — Николай Константинович Михайловский, Лев Константинович Панютин и Пётр Никитич Ткачев[20]:
Фантастические призраки с нечеловеческой подлостью, глупостью и дикостью, им выведенные, ни в каком обществе не могли бы играть такой роли, какая им предоставлена в романе, не могли бы быть выразителями и представителями известного движения, носящего в себе нравственно-политическую подкладку.«Санкт-Петербургские ведомости»
С другой стороны, показательны высокие продажи романа. С 1873 по 1881 год было продано 2376 экземпляров, что составляет более 60 % от всего тиража (3500 экземпляров)[21]. Высокий спрос на «Бесов» современники отмечали среди молодёжи и читающей публики, а также лестные отзывы оставили: Василий Григорьевич Авсеенко, Николай Николаевич Стахов и другие. В одном из своих писем жене Фёдор Достоевский написал[22]:
«бесочки-то…пошли»Федор Михайлович Достоевский, Полное собрание сочинений и писем (том XXIX, 288)
Литература
- Баранов А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX — начала XX века. // Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 181—191.
- Буданова Н. Ф. // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
- Буданова Н. Ф., Орнатская Т. И. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / Под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
- Достоевский Ф. М. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики / Сост., подгот. текста, посл., коммент. Л. И. Сараскиной. Москва: Согласие, 1996. — 743 с.
- Достоевский Ф. М. Бесы: Роман. Т. 1 / Вступ. ст. и коммент. Л. П. Гроссмана и П. П. Парадизова. — М.-Л.: Academia, 1935.
- Ефимов А. С. Пётр Верховенский и Николай Ставрогин: «демон-помощник» при «имморалисте-преступнике» // Нигилизм и готика. Альманах. — Москва, 2022. — 496 с. — ISBN 978-5-6047262-5-9
- Кашурников Н. А. Об архетипе царевича в романе «Бесы» // Достоевский и мировая культура. Альманах № 26. — СПб., 2009. — С. 63-67.
- Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003.
- Сухачёв Н. Л., Туниманов В. А. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / Под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
- Туниманов В. А. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
Примечания
- ↑ Пятикнижие Достоевского . Реальные книги Электронные и бумажные книги. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Бесы . Мир Достоевского. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Буданова H. Ф., Орнатская Т. И., Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Комментарии: Ф. М. Достоевский. Бесы. . Русская виртуальная библиотека. Наука. Ленинградское отделение. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Тарасенко Т. Ю. Творческая история романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: «Пропущенная» глава «у Тихона» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем.. — 2012. — № 6.
- ↑ Разочарованный странник: путешествия Федора Достоевского . Умные города. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Бесы . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Буданова Н. Ф. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — С. 165. — 376 с.
- ↑ Достоевский Ф. М. Житие великого грешника // Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 10. — Л.: Наука, 1991. — С. 313—325.
- ↑ Г–в Антон Лаврентьевич (Хроникер) . Фёдор Достоевкий Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Верховенский Степан Трофимович . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Верховенский Петр Степанович . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Ставрогина Варвара Петровна . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. — Прага: YMCA press, 1923. — С. 39—40. — 238 с.
- ↑ Тушина Лизавета Николаевна (Лиза) . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Шатов Иван Павлович . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Шатова Дарья Павловна . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Лебядкин Игнат Тимофеевич (капитан Лебядкин) . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Лебядкина Марья Тимофеевна (Хромоножка) . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Кармазинов Семен Егорович . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ «Бесам» 150 лет. Что думали современники о романе Достоевского . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
- ↑ Чернышов И. С. Прижизненная критика романа Ф. М. Достоевского «Бесы» в контексте авторской стратегии издания романа // Новый филологический вестник.. — 2018. — № №3.
- ↑ «Бесам» 150 лет. Что думали современники о романе Достоевского . Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |