Бесы (роман)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Бесы
Бесы
Издание
Жанр роман
Автор Фёдор Достоевский
Язык оригинала русский
Дата написания 1870—1872 год
Дата первой публикации 1872 год (в журнале «Русский вестник»)

Бе́сы — антинигилистический роман Фёдора Михайловича Достоевского, третий по счёту роман из пятикнижия («Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868 — 1869), «Бесы» (1871 — 1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879 — 1880))[1], написанный в период 18711872 год. В основе произведения лежат судьбы реальных людей в период, когда Российскую Империю накрыла очередная волна революционных настроений. Роман публиковался в 18711872 году в журнале «Русский вестник». Полное самостоятельное издание появилось в 1873 году в Санкт-Петербурге. Орест Фёдорович Миллер назвал произведение «Бесы» автобиографичным романом[2][3].

Первый перевод романа «Бесы» был сделан в 1886 году на датский, голландский, французский языки. При жизни автора не было ни одного переиздания романа «Бесов». После смерти Фёдора Достоевского роман претерпел несколько редакций, в 1935 году попал в список запрещенной литературы. На данный момент роман Фёдора Михайловича переведён на многие европейские и некоторые восточные языки[4].

История создания романа

С апреля 1867 года Достоевский с семьёй проживал в Европе, однако жизнь за границей не оправдала ожиданий писателя. В одном из своих писем он дал такую характеристику[5]:

За всю свою жизнь я не встречал ничего более унылого, более угрюмого, более абсурдного, чем этот мрачный протестантский город. Здесь не живут: здесь отбывают каторгу… Наверное, вы бы отдали всё, чем владеете, лишь бы не оказаться здесь в воскресенье. С утра заунывный звон колоколов; с полудня пьянство. До чего же здешние работники унылы, грязны, невежественны!.. Всю ночь я слышу их ужасные песни, вопли и крики, которые они издают, толпясь под моими окнами. Это сущий ад…Фёдор Достоевский, Из письма 1867 года

В 1868 году вышел в свет роман Достоевского «Идиот», который был не понят читателями. Это стало причиной глубокого разочарования автора. Тоскуя по родине, Фёдор Михайлович изучал все материалы, связанные с Россией. В одной из газет от 25 декабря 1869 года Достоевский прочитал, что группа нигилистов террористов, возглавляемая Сергеем Геннадьевичем Нечаевым, жестко убили своего же соратника Ивана Иванова за попытку выйти из организации. А в 1870 году в гости приезжает брат жены писателя Анны Григорьевны и рассказывает, что в России начинаются активные политические волнения, связанные с деятельностью революционной организации «Народная расправа» возглавляемой Сергеем Нечаевым[6].

В этот период (конец 1869 — начало 1870 годов) началась активная работа над новым романом. По мнению автора, это должен быть роман-памфлет на революционные события, а также реакцией на активно распространявшиеся идеи либералов и демократов в России.

То, что пишу, — вещь тенденциозная, хочется высказаться погорячее. Вот завопят про меня нигилисты и западники, что ретроград! Да, чёрт с ними, а я до последнего слова выскажусь!Фёдор Михайлович Достоевский - Аполллону Николаевичу Майкову, 25 марта (6 апреля) 1870, Письмо 146

В июле 1871 года возвращается в Санкт-Петербург, где продолжает работу над «Бесами». Достоевский достаточно сильно углубился в философию, религию, метался между выбором главного героя. Роман «Бесы»[7] должен был стать частью большого романа «Жития великого грешника»[8].

Записи Фёдора Достоевского к роману «Бесы».

Я с начала года работал для «Русского вестника» роман. Я думал наверное кончить его к концу лета… Написано было у меня уже до 15 листов. Во все продолжение работы роман шёл вяло и под конец опротивел… Затем последовали с месяц назад мои припадки. Принявшись после болезни недели три назад опять за работу, я увидел, что не могу писать, хотел изорвать роман. Две недели был в положении очень тяжёлом и вот дней десять назад я сознал, наконец, слабую точку всего написанного. Теперь я решил окончательно: всё написанное уничтожить, роман переделать радикально, и хоть часть написанного и войдёт в новую редакцию, но тоже в радикальной переделке.Достоевский — редактору журнала «Заря»

Герои романа

  • Антон Лаврентьевич Г-в — безликий герой, который рассказывает нам о событиях происходящих, в небольшом уездном городе[9].
  • Степан Трофимович Верховенский — в прошлом умный талантливый учитель либеральных взглядов, писал поэмы, за одну из них был пойман полицейскими. После этого случая перебрался в поместье Варвары Ставрогиной и занимался обучением её сына. Добрый, умный, искренний персонаж, в то же время заядлый игрок, любитель выпить. Был сильно привязан к своей покровительнице[10].
  • Петр Степанович Верховенский — один из главных идеологов революционного движения, руководитель тайного общества, суетлив, хитёр, коварен. Добивается расположение губернатора и его супруги. Прообраз Сергея Нечаева[11].
  • Варвара Петровна Ставрогина — вдова, мать Николая, получила крупное наследство от отца, властная, деспотичная женщина. Требует подчинения, но в то же время окружает своих подопечных чрезмерной любовью и заботой[12].
  • Николай Всеволодович Ставрогин (Принц Гарри) — противоречивый персонаж, «загадочный и романтичный». Увлекался дуэлями, выпивкой и развязным образом жизни. Один из основных участников всех ключевых событий романа. Как написал о нём Николай Александрович Бердяев «солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование»[13].
  • Лизавета Николаевна Дроздова (Тушина) — одна из центральных женских фигур романа. С ранних лет дружила с Николаем и была влюблена в него. Умная, красивая девушка. Хотя некоторые горожане её не любили: «и во-первых, за гордость <…>. Во-вторых, ненавидели её за то, что она родственница губернаторши; в-третьих, за то, что она ежедневно прогуливается верхом.[14]» . В конце произведения умирает забитая толпой, обвинённая в смерти семьи Лебядкиных .
  • Иван Шатов — бывший крепостной Варвары Ставрогиной, один из революционеров, разочаровавшийся в идеях Петра Верховенского и попытавшийся выйти из тайной организации. Прообраз убитого Ивана Иванова[15].
  • Дарья Павловна Шатова — сестра Ивана, должна была стать невестой Степана Верховенского[16].
  • Капитан Игнат Тимофеевич Лебядкин — жил по соседству с Иваном Шатовым. Родной брат Марии Тимофеевны, любил выпить[17].
  • Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка») — слабоумная, добрая женщина, на которой тайно женился Ставрогин «…после пьяного обеда, из-за пари на вино…» и помогал её семье финансами[18].
  • Семен Егорович Кармазинов — писатель-западник, вероятный прообраз Ивана Тургенева[19].

Критика романа

Реакция общества на роман «Бесы» была неоднозначна, так как часть критиков высказалась резко негативно, среди них — Николай Константинович Михайловский, Лев Константинович Панютин и Пётр Никитич Ткачев[20]:

Фантастические призраки с нечеловеческой подлостью, глупостью и дикостью, им выведенные, ни в каком обществе не могли бы играть такой роли, какая им предоставлена в романе, не могли бы быть выразителями и представителями известного движения, носящего в себе нравственно-политическую подкладку.«Санкт-Петербургские ведомости»

С другой стороны, показательны высокие продажи романа. С 1873 по 1881 год было продано 2376 экземпляров, что составляет более 60 % от всего тиража (3500 экземпляров)[21]. Высокий спрос на «Бесов» современники отмечали среди молодёжи и читающей публики, а также лестные отзывы оставили: Василий Григорьевич Авсеенко, Николай Николаевич Стахов и другие. В одном из своих писем жене Фёдор Достоевский написал[22]:

«бесочки-то…пошли»Федор Михайлович Достоевский, Полное собрание сочинений и писем (том XXIX, 288)

Литература

  1. Баранов А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX — начала XX века. // Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 181—191.
  2. Буданова Н. Ф. // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
  3. Буданова Н. Ф., Орнатская Т. И. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / Под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
  4. Достоевский Ф. М. Бесы. Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики / Сост., подгот. текста, посл., коммент. Л. И. Сараскиной. Москва: Согласие, 1996. — 743 с.
  5. Достоевский Ф. М. Бесы: Роман. Т. 1 / Вступ. ст. и коммент. Л. П. Гроссмана и П. П. Парадизова. — М.-Л.: Academia, 1935.
  6. Ефимов А. С. Пётр Верховенский и Николай Ставрогин: «демон-помощник» при «имморалисте-преступнике» // Нигилизм и готика. Альманах. — Москва, 2022. — 496 с. — ISBN 978-5-6047262-5-9
  7. Кашурников Н. А. Об архетипе царевича в романе «Бесы» // Достоевский и мировая культура. Альманах № 26. — СПб., 2009. — С. 63-67.
  8. Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003.
  9. Сухачёв Н. Л., Туниманов В. А. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / Под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.
  10. Туниманов В. А. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — Т. 12. — 376 с.

Примечания

  1. Пятикнижие Достоевского. Реальные книги Электронные и бумажные книги. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  2. Бесы. Мир Достоевского. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  3. Буданова H. Ф., Орнатская Т. И., Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Комментарии: Ф. М. Достоевский. Бесы.. Русская виртуальная библиотека. Наука. Ленинградское отделение. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  4. Тарасенко Т. Ю. Творческая история романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: «Пропущенная» глава «у Тихона» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем.. — 2012. — № 6.
  5. Разочарованный странник: путешествия Федора Достоевского. Умные города. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  6. Бесы. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  7. Буданова Н. Ф. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / В. Г. Базанова. — Ленинград: Наука, 1975. — С. 165. — 376 с.
  8. Достоевский Ф. М. Житие великого грешника // Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 10. — Л.: Наука, 1991. — С. 313—325.
  9. Г–в Антон Лаврентьевич (Хроникер). Фёдор Достоевкий Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  10. Верховенский Степан Трофимович. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  11. Верховенский Петр Степанович. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  12. Ставрогина Варвара Петровна. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  13. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. — Прага: YMCA press, 1923. — С. 39—40. — 238 с.
  14. Тушина Лизавета Николаевна (Лиза). Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  15. Шатов Иван Павлович. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  16. Шатова Дарья Павловна. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  17. Лебядкин Игнат Тимофеевич (капитан Лебядкин). Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  18. Лебядкина Марья Тимофеевна (Хромоножка). Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  19. Кармазинов Семен Егорович. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  20. «Бесам» 150 лет. Что думали современники о романе Достоевского. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  21. Чернышов И. С. Прижизненная критика романа Ф. М. Достоевского «Бесы» в контексте авторской стратегии издания романа // Новый филологический вестник.. — 2018. — № №3.
  22. «Бесам» 150 лет. Что думали современники о романе Достоевского. Фёдор Достоевский Антология жизни и творчества. Дата обращения: 6 ноября 2023.

Ссылки