Братья Карамазовы
Братья Карамазовы | |
---|---|
Братья Карамазовы | |
Жанр | роман |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1878—1880 год |
Дата первой публикации | 1880 год (в журнале «Русский вестник») |
«Братья Карамазовы» — восьмой (последний) роман Фёдора Михайловича Достоевского написанный им в 1878—1880 годах. Впервые опубликован в 1879 и в 1880 году в журнале «Русский вестник».
Предистория
Восьмой и последний роман был написан Фёдором Михайловичем Достоевским в 1878—1880 годах в Старой Руссе и впервые опубликованный в в 1880 году в журнале «Русский вестник». Отдельным изданием вышел в 1882 году в Типографии братьев Пантелеевых; в 1885 году вышел в шестом томе «Полного собрания сочинений в шести томах» типография А. С. Суворина, в 1895 году вышел в двенадцатом томе томе «Полного собрания сочинений в 12 томах» издательства А. Ф. Маркса. Структурно роман был разделён писателем на отдельные книги, каждая из которых представляла собой законченную историю. В написании романа Достоевскому помогала его супруга Анна, которая переписывала отдельные книги и стенографировала значительную часть произведения под его диктовку. Роман писался тяжело и долго, в декабре 1879 год по просьбе Достоевского в «Русском вестнике» было напечатано его письмо издателю Михаилу Каткову, где он просил у читателей прощения за задержку с публикацией романа: «Это письмо — дело моей совести. Пусть обвинения за неоконченный роман, если будут они, падут лишь на одного меня, а не коснутся редакции «Русского вестника», которую если и мог бы в чём упрекнуть, в данном случае, иной обвинитель, то разве в чрезвычайной деликатности ко мне как к писателю и в постоянной терпеливой снисходительности к моему ослабевшему здоровью...». 8 ноября 1880 года Достоевский отправляя в редакцию «Русского вестника» эпилог романа писал редактору журнала Николаю Любимову: «Ну вот и кончен роман! Работал его три года, печатал два — знаменательная для меня минута. К Рождеству хочу выпустить отдельное издание. Ужасно спрашивают, и здесь, и книгопродавцы по России; присылают уже деньги. Мне же с Вами позвольте не прощаться. Ведь я намерен ещё 20 лет жить и писать»[1][2][3][4]. Выход романа вызвал общественный ажиотаж, в письме от 23 апреля 1880 года Достоевский так описывает это: …Не дают писать… Виноваты же в том опять-таки «Карамазовы» …Ко мне ежедневно приходит столько людей, столько людей ищут моего знакомства, зовут меня к себе — что я решительно здесь потерялся и теперь бегу из Петербурга!»[5][6].
Содержание
- Часть I
- Книга первая. История одной семейки
- Книга вторая. Неуместное собрание
- Книга третья. Сладострастники
- Часть II
- Книга четвёртая. Надрывы
- Книга пятая. Pro и contra
- Книга шестая. Русский инок
- Часть III
- Книга седьмая. Алёша
- Книга восьмая. Митя
- Книга девятая. Предварительное следствие
- Часть IV
Персонажи
- Фёдор Павлович Карамазов — старый помещик, глава семьи Карамазовых
- Дмитрий Фёдорович Карамазов — старший сын Фёдора Карамазова
- Иван Фёдорович Карамазов — средний сын Фёдора Карамазова
- Алексей Фёдорович Карамазов — младший сын Фёдора Карамазова
- Павел Фёдорович Смердяков — слуга и повар Фёдора Карамазова; По слухам, незаконнорождённый сын Фёдора Карамазова от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Фамилия Смердяков была дана ему Фёдором Павловичем в честь его матери.
- Старец Зосима — шестидесятипятилетний старец, монах; принимает участие в семейных делах Карамазовых
- Аграфена Александровна Светлова— предмет вожделения Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия.
- Катерина Ивановна Верховцева — молодая дворянка, невеста Дмитрия Карамазова
- Михаил Осипович Ракитин — семинарист, притворяется другом Алексея Карамазова для собственной выгоды.
- Екатерина Осиповна Хохлакова — помещица, роковая красавица
- Лиза Хохлакова — её дочь; ; считается невестой Алексея Карамазина, но любит Ивана Карамазова.
- Отец Ферапонт — пожилой невежественный монах моложавой внешности, главный идейный противник старца Зосимы[7][1][2]
Основной сюжет
Помещик Фёдор Карамазов женился на богатой и знатной Аделаиде Миусовой, которая, узнав его ближе, стала презирать и сбежала от него в Петербург, где и умерла. От неё остался сын Дмитрий, про которого Фёдор Карамазов забыл. Сначала мальчика воспитывал слуга Григорий, после чего четырёхлетнего Дмитрия забрали родственники жены. Почти сразу после этого Фёдор Карамазов женился второй раз на безродной воспитаннице генеральши Вороховой — Софье. Родив двух сыновей Ивана и Алексея, она впоследствии умерла. Детей забрала воспитывать генеральша Ворохова, а впоследствии её наследник Ефим Поленов. До встречи со своим отцом Дмитрий успел бросить гимназию и послужить на Кавказе в армии. Иван проявил успехи в обучении и получил некоторую известность благодаря религиозной статье. Алексей в возрасте двадцати лет ушёл в монастырь к старцу Зосиме. В это время семья Карамазовых впервые собирается вместе. В конце августа Фёдор Карамазов, Иван и Пётр Миусов приезжают в скит старца Зосимы. Дмитрий опаздывает. Алёша выходит вместе со старцем. Фёдор Павлович ведёт себя словно шут, постоянно рассказывая истории и анекдоты, и прося за это прощение. Старец оставляет их и выходит к собравшимся бабам, слушает их истории и благословляет. На обратном пути беседует с маловерной помещицей Хохлаковой, дочери которой, Лизе, стало лучше после его молитв. В келье в это время обсуждают религиозную статью Ивана. Появляется Дмитрий. Между ним и отцом сразу возникает скандал из-за наследства и Грушеньки. Старец его останавливает, и все расходятся. В монастыре, куда всех пригласил на обед игумен, происходит ещё один скандал, на этот раз между Фёдором Карамазовым и Петром Миусовым. В доме Карамазова живут только они с Иваном. Во флигеле проживают ещё и слуги: старый Григорий с женой и их приёмный сын Павел Смердяков. Павел был сыном городской юродивой Лизаветы Смердящей, умершей при родах, и по слухам его отцом был Фёдор Карамазов. Григорий отмечал его странности в детстве, а после отправил учиться на повара в Москву, вернувшись откуда тот остался служить Карамазову. Дмитрий перехватывает Алёшу по пути к дому отца и рассказывает ему историю про спасение отца Катерины из любви к ней, а также про свою нынешнюю любовь к Грушеньке. Он просит Алёшу объяснить всё Катерине, а также признаться, что украл у неё три тысячи рублей. В доме Карамазова Фёдор, Иван, Алёша и Смердяков с Григорием спорят о религии, после чего отец наедине с сыновьями задумывается о бессмертии. Ворвавшийся в поисках Грушеньки Дмитрий избивает отца. Алёша идёт к Катерине Ивановне, где застаёт и Грушеньку. Между женщинами происходит скандал, в ходе которого Катерина понимает, что собой представляет Грушенька. Алёша передаёт слова Дмитрия и получает письмо от Лизы, в котором та признаётся ему в любви. Старец Зосима находится при смерти. Алёша снова заходит к отцу, которому уже лучше. По пути к Хохлаковой мальчик на улице бросает в него камни и кусает, не объясняя причины. У Хохлаковой Алёша объясняется с Лизой по поводу её письма. В гостиной Катерина Ивановна ему и Ивану объявляет, что всегда будет любить Дмитрия. Она просит Алёшу отдать двести рублей отставному штабс-капитану Снегирёву, пострадавшему из-за Дмитрия. Снегирёв не берёт денег. Оказывается, что мальчик, кидавший камни в Алёшу, это не кто иной, как сын Снегирёва по имени Илья, видевший, как Дмитрий публично таскал за бороду отца. Вернувшись к Хохлаковой, Алёша сообщает, что скоро покинет монастырь, пообещав в будущем жениться на Лизе. После этого в поисках Дмитрия он подслушивает Смердякова, критически отзывающегося о помещиках и о Дмитрии в частности. Вместо Дмитрия в трактире Алёша находит Ивана. Тот собирается уезжать на следующий день и хочет перед отъездом лучше узнать брата. Иван пытается донести свою точку зрения на жизнь и религию, рассказывает свою поэму «Великий инквизитор», после которой Алёша определяет позицию Ивана как «всё позволено», назвав её бунтом. У дома отца Иван сталкивается со Смердяковым. Тот сообщает, что беспокоится из-за возможного убийства в конфликте Дмитрия с отцом и потому собирается сымитировать припадок, чтобы быть в стороне. Иван понимает, что Дмитрий действительно может убить отца, но всё равно уезжает в Москву. Вернувшись в келью старца Зосимы, Алёша успел записать его последнюю беседу с окружающими. Тот рассказал о своём детстве, кадетском корпусе, службе и дуэли из-за девушки, на которой он простил соперника, после чего ушёл в монастырь, а также последующей жизни. Также старец оставил после себя несколько поучений об иноках, господах и слугах, молитве, любви, иных мирах, вере и адском огне. После смерти старца Зосимы Алексей расстроен тем, что тот провонял, чего не должно было случиться со святым. Его встречает Ракитин и отводит к Грушеньке. Та рассказывает, что вернулся её жених поляк и ждёт её в селе под названием Мокрое. После этого Алексей ненадолго возвращается в монастырь, молится и, в соответствии с повелением покойного старца «пребывать в миру», покидает монастырь. Дмитрий пытается достать денег, для чего хочет продать лес отца, который у него отказываются покупать. Тогда он пытается занять три тысячи у Хохлаковой, но у той нет таких денег. В поисках Грушеньки Дмитрий в темноте идёт к дому отца. При виде Фёдора Павловича у него мелькает мысль об убийстве. Позже, убегая, он бьёт по голове пестиком слугу Григория. Вернувшись в крови и с деньгами, Дмитрий выпытывает у слуг, что Грушенька уехала в Мокрое. Накупив еды и шампанского, Дмитрий едет туда же и присоединяется к компании Грушеньки. За игрой в карты Грушенька узнаёт, что жених не любит её. Его прогоняют и устраивают пир. Внезапное появление у Дмитрия крупной суммы денег и появление его в крови вызвало подозрение. В доме Карамазова находят убитого Фёдора Павловича, которому проломили голову. Подозревают Дмитрия, за которым едут в Мокрое и устраивают предварительное следствие. Дмитрий подтверждает, что ударил Григория, который в итоге выжил, но не признаётся в убийстве отца. После продолжительного допроса он признаётся, что деньги давно украл у Катерины Ивановны, но не потратил сразу. Дмитрию не верят, арестовывают и увозят. История тринадцатилетнего социалиста Коли Красоткина, взявшего под протекцию Илюшу. Илюша убил собаку хлебом с булавкой, потом его отца оттаскал за бороду Дмитрий Карамазов. После нападения на Алексея Илюше стало значительно хуже. Коля убеждает его, что собака осталась жива. Пришедший доктор сообщает, что без дорогого лечения, которое они не могут себе позволить, мальчик скорее всего умрёт. Позже мальчик умирает. Перед судом Алёша посещает Грушеньку, Хохлакову с Лизой, Ивана и Дмитрия в тюрьме. Лиза больше не любит его. Иван выглядит больным, поэтому Алёша пытается убедить его, что тот не виновен в смерти отца. Иван уже дважды посещал Смердякова, который говорил с ним загадками, намекая на причастность Ивана к смерти отца. После встречи с Алёшей Иван снова идёт к Смердякову, который ему открыто признаётся в убийстве Фёдора Карамазова. Ночью перед судом Смердяков вешается. На суде Катерина, Грушенька и Алёша дают показания в пользу Дмитрия. Появляется Иван, который винит в убийстве Смердякова и себя. Катерина теперь больше любит Ивана, чем Дмитрия, поэтому предъявляет записку, в которой пьяный Дмитрий грозился убить отца, если потребуется достать денег. Прокурор обвиняет Дмитрия в убийстве отца, адвокат Фетюкович пытается его защитить. В итоге, присяжные называют Митю полностью виновным в убийстве и приговаривают к двадцати годам каторги в Сибири. Катерина обещает организовать побег[7][1][2].
Отзывы и критика
Прозаик Варвара Тимофеева так описывала публичное чтение Достоевским одного из частей романа: ...Это была мистерия под заглавием: «Страшный суд, или Жизнь и смерть»... Это было анатомическое вскрытие больного гангреною тела, — вскрытие язв и недугов нашей притуплённой совести, нашей нездоровой, гнилой, всё ещё крепостнической жизни... Пласт за пластом, язва за язвой... гной, смрад... томительный жар агонии... предсмертные судороги... И освежающие, целительные улыбки... и кроткие, боль утоляющие слова — сильного, здорового существа у одра умирающего. Это был разговор старой и новой России, разговор братьев Карамазовых — Дмитрия и Алёши[5][6].
14 февраля 1881 года живописец Иван Крамской писал меценату Павлу Третьякову о романе Достоевского: «После «Карамазовых» (и во время чтения) несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что всё идёт по-старому, а что мир не перевернулся на своей оси. Казалось: как после семейного совета Карамазовых у старца Зосимы, после «Великого инквизитора» есть люди, обирающие ближнего, есть политика, открыто исповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим: словом, это нечто до такой степени пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможным оставаться на том месте, где мы были вчера, носить те чувства, которыми мы питались, думать о чём-нибудь, кроме страшного дня судного...»[5][6]
Литературный критик Максим Антонович так писал в своей рецензии на роман: «Автор, вероятно, вовсе не прибег бы к аллегории романа и изложил свою мысль только в трактате, если бы был уверен, что трактат так же сильно подействует на читателей и с таким же увлечением и азартом будет читаться и в том случае, если он не будет подправлен и сдобрен разными романтическими снадобьями и художественным перцем». По мнению Антоновича «Достоевский, возвратившись к литературной деятельности после ужасного опыта каторги, ударился в мистицизм, обратился к левому славянофильству, почвенничеству и против европейского образования и просвещения, которое русской интеллигенции следует отринуть вместе с гордыней и свободной волей и искать спасения в монастырском послушании»[8].
Литературовед Николай Михайловский отметив «отдельные места необыкновенной яркости и силы», всё же критиковал писателя за «инквизиторский характер основной тенденции», «ненужную жестокость множества подробностей и вводных сцен, картин и образов» и, главное, «томительную скуку почти всего, что относится к старцу Зосиме и младенцу Алёше», сочтя, однако, что «именно в сфере мучительства художественное дарование Достоевского и достигло своей наивысшей силы. Только он портил дело излишеством, пересаливал, слишком уж терзал своих действующих лиц и своих читателей»[9]. На этот спич ответил публицист и критик Владимир Соловьёв в заметке 1882 года «Несколько слов по поводу «жестокости»: «У него был в самом деле нравственный и общественный идеал, не допускавший сделок с злыми силами, требовавший не того или другого внешнего приложения злых наклонностей, а их внутреннего нравственного перерождения, идеал, не выдуманный Достоевским, а завещанный всему человечеству Евангелием»[5][6].
Публицист Александр Градовский заключил, что у Достоевского есть «великий религиозный идеал, мощная исповедь личной нравственности, но нет даже намёка на идеалы общественные»[10]
На экране
- 1915 год — «Братья Карамазовы» (Российская империя): режиссёр Виктор Туржанский
- 1920 год — «Братья Карамазовы» (Германия): режиссёры Карл Фрейлих и Дмитрий Буховецкий)
- 1931 год — «Братья Карамазовы» (Франция): режиссёр Фёдор Оцеп
- 1947 год — «Братья Карамазовы» (Италия): режиссёр Джакомо Джентиломо
- 1958 год — «Братья Карамазовы» (США): режиссёр Ричард Брукс
- 1965 год — «Братья Карамазовы» (Великобритания): режиссёр Алан Бриджес
- 1969 год — «Братья Карамазовы» (СССР): режиссёры Иван Пырьев, Михаил Ульянов и Кирилл Лавров
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Полное собрание сочинений : в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972-1990
- ↑ Энциклопедия литературных произведений / Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С. В. Стахорский; под ред. С. В. Стахорского. — Москва : Вагриус, 1998. — 654 с. — ISBN 5-7027-0825-3
- ↑ Полное собрание сочинений : в 15-ти томах / под общ. ред. В. Я. Кирпотина, Б. П. Козьмина, П. И. Лебедева-Полянского и др.; вступит. статья "Ленин о Чернышевском" Н. Л. Мещерякова. - Москва : Гослитиздат, 1939-1953
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Поэтика романа "Братья Карамазовы" / В.Е. Ветловская ; АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. — 199 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Проблемы поэтики Достоевского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Сов. писатель, 1963. — 363 с.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Братья Карамазовы : [Роман] / Ф.М. Достоевский. — Москва : Дрофа : Вече, 2002. — 910 с. — ISBN 5-7107-6588-0
- ↑ Избранные статьи: Философия, критика, полемика / М. А. Антонович ; Под ред. В. Евгеньева-Максимова ; Коммент. В. Евгеньева-Максимова, Д. Максимова, Г. Тизенгачзена. — Ленинград : Художественная литература, 1938. — 583 с
- ↑ Михайловский Н. Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10
- ↑ Градовский А. Д. Мечты и действительность // Голос. 1880. 25 июня. № 174.
Литература
- Последние романы Достоевского: Как создавались "Подросток" и "Братья Карамазовы". — Москва ; Ленинград : Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1963. — 344 с.
- Семёнов Е. И., Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 558—562. — 592 с. — 500 000 экз.
- Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
- Братья Карамазовы : [Роман] / Ф.М. Достоевский. — Москва : Дрофа : Вече, 2002. — 910 с. — ISBN 5-7107-6588-0
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |