Советский экран
Советский экран | |
---|---|
Специализация | массовый иллюстрированный журнал о кино |
Периодичность | один раз в две недели |
Язык | русский |
Страна | СССР, Россия |
Издатель | Издательство «Правда» (1965—1991) |
История издания |
1925—1930, 1939—1941, 1957—1998. |
Тираж | 1 900 000 (в 1984 году) |
ISSN печатной версии | 0132-0742 |
«Сове́тский экра́н» — массовый иллюстрированный журнал, выходивший в СССР, а затем в России с разной периодичностью с 1925 по 1998 год (с перерывом в 1931—1939 и 1941—1957 годах) . В журнале отражались отечественные и иностранные новинки киноэкрана, история кинематографа, публиковались критические статьи, портреты актёров и деятелей киноискусства.
Издание признавалось главным журналом в СССР, посвящённым кино и киноиндустрии, его тираж в 1984 году составлял 1,9 миллионов экземпляров, в середине 1980‑х годов журнал выходил два раза в месяц. «Советский экран» проводил ежегодный опрос среди читателей, которые выбирали «Лучший фильм года», «Лучшая актриса года», «Лучший актёр года» .
Победа в этом народном голосовании была честью и гордостью для кинодеятелей[1]. Не выдержав экономического кризиса, журнал «Советский экран» прекратил своё существование в 1998 году[2].
История создания
Предыстория возникновения
Для общества людей всегда была важна качественная и своевременная информация. Её создание и распространение — основная функция средств массовой информации (СМИ). Одним их самых древних СМИ является периодическая печать. Журналы и газеты наряду с другими видами печати помимо новостей, экономических, политических и других событий, стали основным способом хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры[3].
В двадцатые годы XX века сформировался и обрёл популярность новый тип периодического издания — массовый иллюстрированный общественно-политический литературно-художественный еженедельник. Каждая крупная газета выпускала свой иллюстрированный журнал. Так, «Рабочая газета» среди прочих своих приложений издавала журнал «Экран», несмотря на своё название, прямого отношения к кино не имевший. По содержанию был похож на «Огонёк». Каждый номер выходил на 16 страницах и содержал очерки из жизни страны, а также рассказы, фельетоны и прочее[4].
Развитие журнала
1925—1940 годы
Первый номер журнала вышел 13 января 1925 года. Он издавался в качестве приложения к газете «Кино» сначала под названием «Экран кино-газеты», а с 24 марта 1925 года — «Советский экран»[5]. Вначале это была небольшая книжка в восемь страниц. Постепенно журнал увеличил формат, объём и стал выходить еженедельно. При первом ответственном редакторе Кирилле Шутко он достиг тиража в 35 тысяч экземпляров, а при Александре Курсе — 80 тысяч[6]. В конце 1929 года «Советский экран» был преобразован в «Кино и жизнь». В обращении к читателям обозначалось: Новый журнал появляется в момент обострения классовой борьбы в стране, грандиозного подъёма социалистической стройки и всё более и более растущего энтузиазма масс и борьбе за социализм[7].
В начале 1931 года «Кино и жизнь» был объединён с журналом «Кино и культура» и до конца 1932 года выходил ежемесячно под названием «Пролетарское кино»[8]. С момента этого объединения ведёт свой отсчёт теоретический журнал «Искусство кино»[9]. В 1939 году стал выходить иллюстрированный ежемесячный журнал «Советский киноэкран» (в 1940 году — двухнедельный, в 1941 году — ежемесячный), который был рассчитан на работников киносети и массового зрителя. Он издавался до июля 1941 года[10].
1957—1987 годы
С января 1957 года выпуск массового журнала по вопросам кино возобновился под старым названием — «Советский экран»[11]. Печатный орган Министерства культуры СССР был призван, по словам министра культуры Николая Александровича Михайлова: «помогать эстетическому воспитанию советского зрителя, содействовать правильному пониманию произведений искусства кино, уметь находить в них лучшее и, с другой стороны, замечать и критиковать недостатки той или иной кинокартины»[12]. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, об истории кинематографа, творческие портреты актёров и режиссёров и других деятелей киноискусства[13]. В 1984 году его тираж составил 1,9 миллионов экземпляров, в 1987 году — 1,7 миллионов экземпляров. Более 650 обложек журнала были оформлены фотографом Николаем Гнисюком[14].
Журнал негативно относился к такому «идеологически вредному» жанру зарубежного кино, как «фильм ужасов». Вот какой отрицательный отзыв был опубликован в «Советском экране» о фильмах «Проклятие Франкенштейна» (Curse of Frankenstein. Великобритания, 1957) и «Месть Франкенштейна» (Revenge of Frankenstein / The Blood of Frankenstein. Великобритания, 1958): «Воздействие на зрителей в этих фильмах поддерживается исключительно кадрами с отвратительными физиологическими деталями»[11].
На цветных обложках размещались фотографии советских актёров (единственной иностранкой, удостоенной этой чести, стала индийская актриса Наргис: в № 16 за 1957 год) или кадры из советских фильмов, оценочная составляющая на страницах издания была минимальной, в основном — анонимная информация, краткий пересказ сюжетов фильмов и фотографии. Зарубежному кинематографу выделялось по две страницы в номере, но в основном речь шла о фильмах социалистических стран (включая Китай), а также заметки об индийском кино[11].
На обложках журнала красовались портреты не только известных актёров, но и молодых, талантливых артистов. Читатели аккуратно вырезали фотографии любимых артистов и заклеивали ими обои над кроватью, вешали в самых необычных местах, например, в кабинах грузовиков, купе проводников в поездах, хранили в альбомах на память[15].
Прекращение существования
В 1988 году третий номер журнала был полностью посвящён Владимиру Высоцкому и присуждению ему Государственной премии СССР[15] (за создание образа Жеглова, посмертно). Изобразительный ряд этого номера — архивные и современные фотографии Владимира Высоцкого в жизни и в работе, кадры из фильмов.
С 1989 года журнал выходил не 24, а 18 раз в год, при этом каждый номер увеличивался в объёме, прибавилась цветная вкладка. Общее число страниц за год осталось прежним. В январе 1991 года был переименован в «Экран», журнал Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В конце 1991 года учредителями стали издательство «Правда» и коллектив редакции. В 1997—1998 годах при главном редакторе Борисе Пинском несколько месяцев выходил под своим старым названием — «Советский экран». Не выдержав экономического кризиса, прекратил своё существование[2].
Главные редакторы
- 1925 — Кирилл Шутко
- 1925—1926 — Александр Курс
- 1926—1928 — Николай Яковлев
- 1928 — Василий Руссо
- 1928—1929 — Вячеслав Успенский
- 1929—1930 — Яков Рудой
- 1940—1941 — Иван Горелов
- 1956—1958 — Николай Кастелин
- 1958—1961 — Елизавета Смирнова
- 1961—1975 — Дмитрий Писаревский
- 1975—1978 — Анатолий Голубев
- 1978—1986 — Даль Орлов
- 1986—1990 — Юрий Рыбаков
- 1990—1993 — Виктор Дёмин
- 1993—1998 — Борис Пинский
Обложки журнала
«Советский экран» был красочным иллюстрированным журналом. Самыми яркими обложками считались иллюстрации в 1986 году, которые по номерам содержали портреты и изображения[1]:
- Любовь Полищук — народная артистка РСФСР;
- Фархад Манафов — азербайджанский актёр;
- Елена Тонун — актриса, которая прославилась в роли Шахерезады в советской трилогии, снятой по мотивам сказочного цикла «Тысяча и одна ночь»;
- Кирилл Лавров — петербургский актёр На обложке он сфотографирован в образе председателя колхоза Ткачука из малоизвестного сегодня фильма «С юбилеем подождём»;
- Ирина Скобцева — заслуженная и народная артистка РСФСР;
- Владимир Шевельков — один из самых востребованных актёров середины 1980‑х годов;
- Мирдза Мартинсоне — латвийская актриса;
- Жанна Керимтаева. — казахская актриса;
- Нийоле Ожелите — литовская актриса и актёр Алексей Баталов в образе героев мелодрамы «Зонтик для новобрачных»;
- Елена Сафонова — актриса, которая удостоилась премии журнала в номинации «Лучшая актриса» по итогам голосования среди читателей за фильм «Зимняя вишня»;
- Мультипликационные персонажи — герои студии «Союзмультфильм»;
- Василий Ливанов — актёр, сыгравший Шерлока Холмса, Феликса Дзержинского из фильма «Синяя тетрадь» и Николая I из «Звезды пленительного счастья»;
- Выпуск, приуроченный к XIX Всесоюзному кинофестивалю в Алма-Ате[16]:
- На обложке — подающие надежды казахские актёры Х. Адамбаев, Ж. Байжанбаев и Ж. Куанышева, а также звезда кино 1930‑х годов Николай Крючков и латышская актриса Инара Слуцка[1].
- Ирина Малышева — актриса, которая дебютировала в кино в 14 лет, играла преимущественно принцесс и княжон;
- Дилором Камбарова — советская актриса узбекского происхождения и мексиканка Сокорро Бонильо;
- Николай Караченцов, любимец советской публики 1970‑х и 1980‑х годов, снимавшийся в таких фильмах, как «Собака на сене», «Ярославна, королева Франции», «Приключения Электроника», «Батальоны просят огня» и многих других. Караченцов считался одним из самых талантливых актёров своего поколения;
- Анатолий Ромашин и его дочь Татьяна Ромашина, актриса и телеведущая (как тогда говорили, «диктор телевидения»). Анатолий Ромашин прославился благодаря роли Николая II в фильме Элема Климова «Агония»;
- Татьяна Васильева — советская и российская актриса театра и кино, телеведущая; народная артистка Российской Федерации;
- Раймонд Паулс — латышский композитор;
- Лариса Гузеева — актриса, которая стала звездой после выхода фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс»;
- Юозас Киселюс — литовский актёр, который снимался в популярном советском сериале «Долгая дорога в Дюнах»;
- Нина Русланова — актриса, среди самых известных фильмов к 1986 году с её участием относятся: сериал «Тени исчезают в полдень», фильмы «Афоня», «Цыган» и другие;
- Александр Пороховщиков — актёр театра и кино;
- Евгений Леонов — советский и российский актёр театра и кино, мастер озвучивания, народный артист СССР.
Лучший фильм года по версии читателей журнала
«Лучший фильм года» — конкурс, ежегодно проводившийся журналом «Советский экран» на основе опроса своих читателей. Голосование проводилось с 1957 по 1991 год. Итоги конкурса подводились в десятом номере журнала (вторая половина мая). Параллельно в опросе существовали номинации «Лучший актёр», «Лучшая актриса», «Лучший фильм для детей» и «Лучший музыкальный фильм»[17].
- 1957 — Высота (режиссёр Александр Зархи)
- 1958 — Идиот (режиссёр Иван Пырьев)
- 1959 — Судьба человека (режиссёр Сергей Бондарчук)
- 1960 — Серёжа (режиссёры Георгий Данелия, Игорь Таланкин)
- 1961 — Чистое небо (режиссёр Григорий Чухрай)
- 1962 — Девять дней одного года (режиссёр Михаил Ромм)
- 1963 — Оптимистическая трагедия (режиссёр Самсон Самсонов)
- 1964 — Гамлет (режиссёр Григорий Козинцев)
- 1965 — Председатель (режиссёр Алексей Салтыков)
- 1966 — Никто не хотел умирать (режиссёр Витаутас Жалакявичус)
- 1967 — Журналист (режиссёр Сергей Герасимов)
- 1968 — Доживём до понедельника (режиссёр Станислав Ростоцкий)
- 1969 — Братья Карамазовы (режиссёр Иван Пырьев)
- 1970 — У озера (режиссёр Сергей Герасимов)
- 1971 — Освобождение (режиссёр Юрий Озеров)
- 1972 — А зори здесь тихие… (режиссёр Станислав Ростоцкий)
- 1973 — Мачеха (режиссёр Олег Бондарев)
- 1974 — Калина красная (режиссёр Василий Шукшин)
- 1975 — Они сражались за Родину (режиссёр Сергей Бондарчук)
- 1976 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (режиссёр Эльдар Рязанов)
- 1977 — Белый Бим Чёрное ухо режиссёр Станислав Ростоцкий)
- 1978 — Служебный роман (режиссёр Эльдар Рязанов)
- 1979 — Молодая жена (режиссёры Леонид Менакер, Исаак Менакер)
- 1980 — Москва слезам не верит (режиссёр Владимир Меньшов)
- 1981 — Вам и не снилось… (режиссёр Илья Фрэз)
- 1982 — Мужики!.. (режиссёр Искра Бабич)
- 1983 — Вокзал для двоих (режиссёр Эльдар Рязанов)
- 1984 — Жестокий романс (режиссёр Эльдар Рязанов)
- 1985 — Законный брак (режиссёр Альберт Мкртчян)
- 1986 — Иди и смотри (режиссёр Элем Климов)
- 1987 — Курьер (режиссёр Карен Шахназаров)
- 1988 — Холодное лето пятьдесят третьего… (режиссёр Александр Прошкин)
- 1989 — Интердевочка (режиссёр Пётр Тодоровский)
- 1990 — Подземелье ведьм (режиссёр Юрий Мороз)
- 1991 — Небеса обетованные (режиссёр Эльдар Рязанов)
Рекорды читательских голосований
Режиссёры-рекордсмены: пять побед — Эльдар Рязанов (1976, 1978, 1983, 1984 и 1991), три — Станислав Ростоцкий (1968, 1972 и 1977), по две — Сергей Бондарчук (1959 и 1975), Сергей Герасимов (1967 и 1970) и Иван Пырьев (1958 и 1969).
Актёры-рекордсмены: три победы — Иннокентий Смоктуновский (1964, 1966 и 1970), по две — Станислав Любшин (1968 и 1979), Александр Михайлов (1982 и 1986), Андрей Мягков (1976 и 1978), Дмитрий Харатьян (1990 и 1991) и Василий Шукшин (1974 и 1975); в том числе подряд: по две победы — Дмитрий Харатьян (1990 и 1991) и Василий Шукшин (1974 и 1975). Кроме того, актёром года сразу за два фильма становились: Дмитрий Золотухин (в 1981 за «Юность Петра» и «В начале славных дел»), Евгений Матвеев (в 1973 за «Сибирячка») и («Я, Шаповалов Т. П.») и Иннокентий Смоктуновский (в 1970 году за «Чайковский») и («Преступление и наказание»); Дважды было выбрано более одного победителя (все за разные фильмы): три в 1971 году (Василий Лановой, Юрий Соломин и Юри Ярвет) и два в 1966 году (Иннокентий Смоктуновский и Вячеслав Тихонов).
Актрисы-рекордсмены: три победы — Наталья Гундарева (1977, 1981 и 1984) и Татьяна Доронина (1967, 1968 и 1973), две победы — Нонна Мордюкова (1972 и 1974); в том числе подряд: две победы — Татьяна Доронина (1967 и 1968); кроме того, дважды Актрисой года сразу за несколько фильмов становились: за три фильма — Людмила Чурсина (в 1969 за «Виринея», «Угрюм-река» и «Журавушка»), за два — Татьяна Доронина (в 1968 за «Ещё раз про любовь» и «Три тополя на Плющихе»).
Единственным фильмом, получившим все три главные награды (лучшие фильм, актёр и актриса) является «Служебный роман» (1978)[18].
По две из трёх наград получали в общей сложности ещё 18 фильмов (в хронологическом порядке; Ф — фильм, М — актёр, Ж — актриса):
Девять дней одного года (Ф, М) |
Калина красная (Ф, М) |
Жестокий романс (Ф, М) |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Сергей Лунёв. Кинозвёзды с обложек журнала «Советский экран» 1986 года // Познавательный проект о русскоязычной цивилизации : сайт. — 2016. — 5 июля.
- ↑ 2,0 2,1 «Такие скорбные лица я видел только в трансляциях ТВ-похорон генсеков»: как россияне переживали дефолт в августе 1998 года . NGS.RU (17 августа 2023). Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Виртуальная выставка «Гоголь на страницах периодической печати. Из собрания Дома Гоголя» . Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Рабочий журнал. Экран. - СССР, Москва: Типография «Рабочей Газеты», 1929. - № 13, март. 1929 . Музейная Москва онлайн. Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Газета «Кино» . Книги и информация для журналиста. Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Любимые журналы Советского Союза . Псковская областная универсальная научная библиотека имени В.Я. Курбатова. Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Журнал «Советский экран»: полный электронный архив (1925–1998) . ИВИС (информационный портал). Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Журнал «Кино и жизнь». №1, 2 за ноябрь, №3, 4 за декабрь 1929 года . Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Искусство кино . Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ Трофименков Михаил, Дондурей Даниил. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Часть 1. Кинословарь. — СПб.: Сеанс, 2001. — ISBN 5-901586-01-8..
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Fedorov, A., Kornienko, E. The Ideological Topic in the Magazine Soviet Screen: 1957–1968 (Western Cinema Aspect) (англ.) // European Researcher. Series A. — 2023. — P. 25—30.
- ↑ Федоров А. В. Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката: мнения читателей журнала «Советский экран» (1958-1991). — М.: Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества «Информация для всех», 2022. — 330 с.
- ↑ Коминова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Культура и общество : журнал. — 2014. — № 4. — С. 147—155.
- ↑ Фотограф Гнисюк Н.В. . Фотографии старого Саратова. Дата обращения: 21 мая 2024.
- ↑ 15,0 15,1 Виноградова Т.П. Самые интересные журналы СССР: «Советский экран» // Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл : сайт. — 2019. — 17 февраля.
- ↑ 19-й Всесоюзный кинофестиваль в Алма-Ате (1986)
- ↑ Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2023. — 1270 с.
- ↑ Служебный роман (1977) . Кино-театр.ру. Дата обращения: 21 мая 2024.
Ссылки
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Журналы по алфавиту
- Знание.Вики:Хорошие статьи об искусстве
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Печатные издания, возникшие в 1925 году
- Печатные издания, закрытые в 1998 году
- Журналы СССР по алфавиту
- Журналы России по алфавиту
- Журналы РСФСР
- Журналы СССР о кинематографе
- Появились в 1925 году в СССР