Герасимов, Сергей Аполлинариевич

Материал из «Знание.Вики»
Сергей Герасимов
Портрет
Имя при рождении Сергей Аполлинариевич Герасимов
Дата рождения 21 мая (3 июня) 1906
Место рождения Кундравы, Троицкий уезд, Оренбургская губерния, Российская империя
Дата смерти 26 ноября 1985
Место смерти Москва, СССР
Гражданство Российская империя, СССР
Профессия кинорежиссёр, актёр, сценарист, драматург, педагог
Карьера 1924-1985

Сергей Аполлинариевич Герасимов (21 мая [3 июня] 1906, Кундравы, Оренбургская губерния — 26 ноября 1985, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, драматург и педагог, профессор ВГИКа.

Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1948), лауреат Ленинской премии (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола (1970), кавалер четырёх орденов Ленина (1961, 1966, 1974, 1981).

Биография

Сергей Герасимов родился в селе Кундравы Челябинской области. Отец, Аполлинарий Герасимов, раньше работал на Путиловском заводе в Петербурге, пока его не арестовали и выслали в Сибирь на 4 года за распространение марксистской литературы. С 1890-х годов он был инженером на Миасском заводе — предприятии по добыче золота. Мать, Юдифь Эстрович, выросла в украинском городе Старобельск, но оказалась в Сибири за участие в народовольческом кружке[1].

Творческая деятельность

В 1923 году Сергей Герасимов отправился в Петроград, чтобы стать художником. Он поступил в Художественно-педагогический техникум (сейчас — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). Однако через несколько месяцев будущий режиссер забросил учебу: «Глядя на соседние мольберты, вскоре убедился, что дарование мое в живописи ничтожно малое и что влечет меня совсем в другую сторону»[1].

Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). В мастерской «ФЭКС» Сергей Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Сергей Аполлинариевич занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист[2].

Чтобы научиться лучше держаться в кадре, Сергей Герасимов поступил в Техникум сценических искусств (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств)[1].

Несмотря на прежде свойственный Герасимову авангардистский дух, его режиссёрские работы были выдержаны в духе соцреализма[2].

Знакомство с кино

В 1930 году Сергей Герасимов окончил Техникум сценических искусств. Режиссёрским дебютом Герасимова стал фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов)[2]. В 1935 году Сергей Герасимов взялся за фильм «Семеро смелых», посвященный полярной зимовке. Актерами были студенты его мастерской. Снимали в Заполярье и на Кавказе: пока шла работа, все члены съемочной группы жили вместе[1].

Спустя два года режиссер снял картину «Комсомольск» о том, как советская молодежь осваивала Дальний Восток. Сценарий Герасимов писал уже в самом городе — он хотел сначала осмотреться и пообщаться с людьми. Во время работы над фильмом Герасимов задумал еще одну картину — «Учитель». Она сильно отличалась от «Комсомольска»: там уже не было быстро развивающегося действия. По сюжету, молодой специалист Степан Лаутин вернулся в родное село и собрался открыть школу, однако к идее скептически относится его отец — председатель колхоза. Сергея Герасимова интересовал конфликт поколений[1]. В 1941 году за фильм «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Сталинской премии II степени.

Работа в Великую Отечественную войну

Сергей Герасимов и Тамара Макарова решили не уезжать из города. Осенью 1941 года режиссер вместе с Михаилом Калатозовым задумали фильм о военном Ленинграде «Непобедимые». Снимали на улицах, в перерывах между бомбардировками и обстрелами. К весне 1942 года все материалы отсняли, и всю съемочную группу отвезли в Ташкент: там находились эвакуированные киностудии с оборудованием для монтажа. Фильм вышел на экраны в 1943 году. Сергей Герасимов приехал в Москву и вскоре снял вторую картину о войне — «Большая земля»[1].

В 1944 году режиссер возглавил Центральную студию документальных фильмов. Он вспоминал:

«Я получил совершенно неожиданно для себя должностное назначение <…> Опять надо было начинать все сначала, так как до этого дня я к документальной кинематографии относился как рядовой зритель».

В феврале 1945 года Сергей Герасимов руководил съемками Ялтинской конференции, а в июле 1945 — Потсдамской. Режиссер снимал хронику в освобожденном Берлине, Вене и Праге.

Создание «Тихого Дона»

Вскоре после XX съезда КПСС Сергей Герасимов подал заявку на съемку фильма «Тихий дон». Экранизировать роман Шолохова режиссер хотел еще в 1939 году, однако картину не одобрили: произведение «выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей». С приходом к власти Хрущева отношение к искусству изменилось, и в 1956 году Герасимов приступил к работе над фильмом. В отборе актеров участвовал и Михаил Шолохов. Писатель лично одобрил актеров: на роль Аксиньи — Элину Быстрицкую , казака Григория Мелехова — Петра Глебова. Картину снимали на берегу реки Донец. На хуторе Диченский возвели масштабные декорации: воссоздали дома Мелеховых, Коршуновых, хуторскую церковь, господский дом Листницких и даже вокзал Новочеркасска . Для фильма актер Петр Глебов учился ездить на лошади, а Элина Быстрицкая несколько раз в день стирала в холодной воде, чтобы ее руки были похожи на огрубевшие ладони казачки.

В массовке Герасимов задействовал местных жителей. Он вспоминал: «Во время подготовки кавалерийских сцен старые казаки корили молодых трактористов и комбайнеров, стыдили их, кивая на актеров и прежде всего на П. Глебова, который к тому времени успел срастись с конем, как истый казачина».

Фильм состоял из трех серий, общей длительностью 350 минут. Перед премьерой ленту показали Шолохову: съемочная группа приехала в станицу Вешенская.

Только за первый год показа «Тихий дон» посмотрели 47 миллионов зрителей. Картина стала самой известной экранизацией романа. В 1958 году картине присудили премию «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Сближение художественного и документального материала

В 1962 году на экраны вышел еще один фильм Сергей Герасимова — «Люди и звери». В основе сценария лежала реальная история. Татьяна Макарова написала текст после одного из партийных собраний во ВГИКе, где обсуждали судьбу бывшего педагога. Во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, а после 1945 года не вернулся на Родину: боялся попасть в ГУЛАГ. После многих лет странствий по миру, преподаватель хотел восстановиться на работу в институт[1].

На главную роль Сергей Герасимов одобрил Николая Еременко. Фильм снимали в разных странах: и в ГДР, и на Кубе. Режиссер вспоминал: «И везде сцены, предусмотренные сценарием, обрастали новыми событиями, новыми людьми, потому что к этому времени для меня игровой кинематограф все больше и больше сближался с документальным. Все больше интересовала жизнь и все меньше — беллетристический вымысел»[1].

Этот же прием смешения художественного и документального Сергей Герасимов использовал в своем следующем фильме «Журналист». Историю любви журналиста-международника из Москвы Алябьева и провинциальной работницы Окаемовой режиссер снял в 1967 году в родном городе Миассе. Картина состояла из двух частей. Герасимов объяснял замысел: «Для меня история отношений Алябьева и Окаемовой отнюдь не история добросердечного устроения двух молодых судеб. Для меня — это начало того многосложного жизненного диалога, какой призваны вести все мыслящие люди, способные раскрыть друг другу всю глубину своей натуры». В картине снялся актер Юрий Васильев и бывшая ученица Герасимова Галина Польских[1].

Во время работы над «Журналистом» режиссеру пришла идея картины «У озера». Она должна была стать автобиографической: Герасимов задумал противопоставить неподвижности воды и радикальные изменения жизни людей вокруг. Однако поездка в Сибирь изменила его планы. Там шли споры о строительстве целлюлозного комбината на озере Байкал. Герасимов общался с учеными из Новосибирска и Иркутска, а на самом Байкале познакомился с исследователем Михаилом Кожуховым. Он стал прототипом главного героя фильма Александра Бармина. Все лето 1968 года режиссер собирал материал и узнавал позиции обеих сторон: за и против строительства. Разных мнений придерживались и персонажи картины. Руководитель комбината в исполнении Василия Шукшина убеждал в надежности очистительных систем, ученое сообщество говорило об экологической катастрофе[1].

В 1969 году фильм вышел на экраны. Картина Герасимова была новаторской и вызвала бурные дискуссии: режиссер одним из первых в советском кино поднял тему взаимоотношений природы и человека. В 1971 году Сергей Герасимов, а также исполнители главных ролей Олег Жаков, Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин получили Государственную премию СССР[1].

Тему Сибири Герасимов продолжил и в 1972 году. Тогда он закончил фильм о молодых строителях Норильска «Любить человека»[1].

Личная жизнь: встреча с Тамарой Макаровой

В 1927 году на съемках фильма «Чужой пиджак» Сергей Герасимов познакомился с Тамарой Макаровой. Он играл агента, она — машинистку. Уже в 1928 году артисты поженились. Сергей Герасимов повез жену на Урал знакомиться с родителями. Тамара Макарова вспоминала:

«Самым романтическим впечатлением нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска. Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни»

Своих детей у пары не было, но позже они усыновили племянника актрисы — сестру Макаровой репрессировали и ребенка хотели отдать в детский дом. Сергей Герасимов и Тамара Макарова вместе работали и на площадке: позже режиссер часто снимал актрису в своих фильмах.

Педагогическая деятельность

Большое место в творческой биографии Сергея Аполлинариевича Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм». В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве[2].

В годы Великой Отечественной войны принимал участие в создании Боевого киносборника № 1 (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с Михаилом Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944 году возвращается к педагогической работе, руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, режиссёр всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы.

Из творческой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе вышла целая плеяда замечательных советских режиссеров и актеров: Л. Кулиджанов, С. Бондарчук, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, С. Гурзо, Н. Губенко, Л. Гурченко, З. Кириенко, С. Никоненко и др.

Последние годы деятельности

В 1980-х годах Сергей Герасимов увлекся русской историей и выпустил две картины об эпохе царствования Петра I. Фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» были сняты по роману Алексея Толстого «Петр I». Первого русского императора сыграл Дмитрий Золотухин. Режиссер говорил:

«Мне хочется, чтобы люди поняли это непростое время и почувствовали, что от него к нашим дням тянутся удивительные связи <…> скажем, извечное желание вдохнуть в жизнь нечто новое взамен того, что нужно поменять, вычеркнуть, — то, о чем так мечтал Петр: поменять жизнь».

В 1984 году режиссер снял свой последний фильм «Лев Толстой». Фильм рассказывал о последних днях отечественного классика. Сергей Герасимов исполнил роль писателя, а Тамара Макарова сыграла его жену. На фестивале в Карловых Варах кинолента получила «Хрустальный глобус».

26 ноября 1985 года режиссер скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

Наименование фильма Год Режиссер Актер Сценарист
Мишки против Юденича 1925 +
Братишка 1926 +
Чёртово колесо 1926 +
Шинель 1926 +
Союз великого дела 1927 +
Чужой пиджак 1927 +
Новый Вавилон 1929 +
Обломок империи 1929 +
Двадцать два несчастья 1930 +
Одна 1931 +
Три солдата 1932 +
Лес 1932 + +
Сердце Соломона 1932 + +
Дезертир 1933 +
Люблю ли тебя? 1934 + +
Разбудите Леночку (короткометражный) 1934 +
Граница 1935 +
Семеро смелых 1936 + +
Комсомольск 1938 + + +
Учитель 1939 + +
Боевой киносборник № 1 (Встреча с Максимом) 1941 +
Маскарад 1941 + + +
Старая гвардия 1941 +
Непобедимые 1942 + +
Киноконцерт к 25-летию Красной Армии 1943 + +
Большая земля 1944 + +
Берлинская конференция (документальный) 1945 +
Крымская конференция (документальный) 1945 +
Молодая гвардия 1948 + +
Новый Пекин (документальный) 1951 +
Сельский врач 1951 +
Великое прощание (документальный) 1953 +
Надежда (короткометражный) 1954 + +
Роза ветров (ГДР, Франция, Италия, Бразилия, Китай, СССР) 1957 +
Тихий Дон 1957-1958 +
Говорит спутник (документальный) 1959 + +
Люди и звери 1962 + + +
Журналист 1967 + + +
У озера 1969 + + +
Любить человека 1972 + +
Дочки-матери 1974 + +
Красное и чёрное 1976 + +
В начале славных дел 1980 + +
Юность Петра 1980 + +
Лев Толстой 1984 + + +

Участие в фильмах[3]:

Призы и награды

Призы и награды[4]:

  • Герой Социалистического Труда (03.09.1974)
  • Четыре ордена Ленина (15.09.1961; 20.05.1966; 03.09.1974; 19.05.1981)
  • Орден Октябрьской Революции (22.06.1971)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (23.05.1940; 06.03.1950)
  • Орден Красной Звезды (14.04.1944)
  • Орден Белого льва III степени (ЧССР)
  • Ордена и медали иностранных государств.
  • Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)
  • Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)
  • Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-политическую деятельность
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)
  • ВКФ в Москве (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)
  • ВКФ в Москве (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)
  • Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Карловых Варах (1958, Главный приз «Хрустальный глобус» «за создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)
  • МКФ в Карловых Варах (1970, Главный приз, фильм «У озера»)
  • ВКФ в Алма-Ате (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)
  • ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)
  • ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)
  • МКФ в Карловых Варах (1984, Главный приз «Хрустальный глобус», фильм «Лев Толстой»)
  • ВКФ в Минске (1985, Главный специальный приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)

Память о режиссёре

  • В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени.
  • В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски. Таблички были установлены к 100-летию С. Герасимова. Инициатором установки табличек выступил актёр Виталий Матвеев; пробивая установку, актёр потратил много сил и здоровья, он считал её целью своей жизни в последние годы.
  • В Челябинске имя С.Герасимова носит улица в Тракторозаводском районе (новый микрорайон Чурилово).
  • В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Александр Тютин.
  • В городе Куса Челябинской области открыт кинотеатр имени С. А. Герасимова
  • В 2016 году авиакомпания Аэрофлот назвала в честь С. А. Герасимова переданный 22 сентября самолёт Airbus A320-214 (регистрационный номер VP-BCB)[19]
  • В честь Сергея Герасимова названа гора в Киргизии

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Сергей Герасимов. Культура.РФ. Дата обращения: 15 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Герасимов Сергей Аполлинариевич. Биография. КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 15 марта 2024.
  3. Сергей Герасимов. Фильмография. Кино-театр.ру. Дата обращения: 15 февраля 2024.
  4. Сергей Герасимов. Призы и награды. Кино-театру.ру. Дата обращения: 15 февраля 2024.