Герасимов, Сергей Аполлинариевич
Сергей Аполлинариевич Герасимов (21 мая [3 июня] 1906, Кундравы, Оренбургская губерния — 26 ноября 1985, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, драматург и педагог, профессор ВГИКа.
Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1948), лауреат Ленинской премии (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола (1970), кавалер четырёх орденов Ленина (1961, 1966, 1974, 1981).
Биография
Сергей Герасимов родился в селе Кундравы Челябинской области. Отец, Аполлинарий Герасимов, раньше работал на Путиловском заводе в Петербурге, пока его не арестовали и выслали в Сибирь на 4 года за распространение марксистской литературы. С 1890-х годов он был инженером на Миасском заводе — предприятии по добыче золота. Мать, Юдифь Эстрович, выросла в украинском городе Старобельск, но оказалась в Сибири за участие в народовольческом кружке[1].
Творческая деятельность
В 1923 году Сергей Герасимов отправился в Петроград, чтобы стать художником. Он поступил в Художественно-педагогический техникум (сейчас — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). Однако через несколько месяцев будущий режиссер забросил учебу: «Глядя на соседние мольберты, вскоре убедился, что дарование мое в живописи ничтожно малое и что влечет меня совсем в другую сторону»[1].
Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). В мастерской «ФЭКС» Сергей Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Сергей Аполлинариевич занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист[2].
Чтобы научиться лучше держаться в кадре, Сергей Герасимов поступил в Техникум сценических искусств (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств)[1].
Несмотря на прежде свойственный Герасимову авангардистский дух, его режиссёрские работы были выдержаны в духе соцреализма[2].
Знакомство с кино
В 1930 году Сергей Герасимов окончил Техникум сценических искусств. Режиссёрским дебютом Герасимова стал фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов)[2]. В 1935 году Сергей Герасимов взялся за фильм «Семеро смелых», посвященный полярной зимовке. Актерами были студенты его мастерской. Снимали в Заполярье и на Кавказе: пока шла работа, все члены съемочной группы жили вместе[1].
Спустя два года режиссер снял картину «Комсомольск» о том, как советская молодежь осваивала Дальний Восток. Сценарий Герасимов писал уже в самом городе — он хотел сначала осмотреться и пообщаться с людьми. Во время работы над фильмом Герасимов задумал еще одну картину — «Учитель». Она сильно отличалась от «Комсомольска»: там уже не было быстро развивающегося действия. По сюжету, молодой специалист Степан Лаутин вернулся в родное село и собрался открыть школу, однако к идее скептически относится его отец — председатель колхоза. Сергея Герасимова интересовал конфликт поколений[1]. В 1941 году за фильм «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Сталинской премии II степени.
Работа в Великую Отечественную войну
Сергей Герасимов и Тамара Макарова решили не уезжать из города. Осенью 1941 года режиссер вместе с Михаилом Калатозовым задумали фильм о военном Ленинграде «Непобедимые». Снимали на улицах, в перерывах между бомбардировками и обстрелами. К весне 1942 года все материалы отсняли, и всю съемочную группу отвезли в Ташкент: там находились эвакуированные киностудии с оборудованием для монтажа. Фильм вышел на экраны в 1943 году. Сергей Герасимов приехал в Москву и вскоре снял вторую картину о войне — «Большая земля»[1].
В 1944 году режиссер возглавил Центральную студию документальных фильмов. Он вспоминал:
«Я получил совершенно неожиданно для себя должностное назначение <…> Опять надо было начинать все сначала, так как до этого дня я к документальной кинематографии относился как рядовой зритель».
В феврале 1945 года Сергей Герасимов руководил съемками Ялтинской конференции, а в июле 1945 — Потсдамской. Режиссер снимал хронику в освобожденном Берлине, Вене и Праге.
Создание «Тихого Дона»
Вскоре после XX съезда КПСС Сергей Герасимов подал заявку на съемку фильма «Тихий дон». Экранизировать роман Шолохова режиссер хотел еще в 1939 году, однако картину не одобрили: произведение «выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей». С приходом к власти Хрущева отношение к искусству изменилось, и в 1956 году Герасимов приступил к работе над фильмом. В отборе актеров участвовал и Михаил Шолохов. Писатель лично одобрил актеров: на роль Аксиньи — Элину Быстрицкую , казака Григория Мелехова — Петра Глебова. Картину снимали на берегу реки Донец. На хуторе Диченский возвели масштабные декорации: воссоздали дома Мелеховых, Коршуновых, хуторскую церковь, господский дом Листницких и даже вокзал Новочеркасска . Для фильма актер Петр Глебов учился ездить на лошади, а Элина Быстрицкая несколько раз в день стирала в холодной воде, чтобы ее руки были похожи на огрубевшие ладони казачки.
В массовке Герасимов задействовал местных жителей. Он вспоминал: «Во время подготовки кавалерийских сцен старые казаки корили молодых трактористов и комбайнеров, стыдили их, кивая на актеров и прежде всего на П. Глебова, который к тому времени успел срастись с конем, как истый казачина».
Фильм состоял из трех серий, общей длительностью 350 минут. Перед премьерой ленту показали Шолохову: съемочная группа приехала в станицу Вешенская.
Только за первый год показа «Тихий дон» посмотрели 47 миллионов зрителей. Картина стала самой известной экранизацией романа. В 1958 году картине присудили премию «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Сближение художественного и документального материала
В 1962 году на экраны вышел еще один фильм Сергей Герасимова — «Люди и звери». В основе сценария лежала реальная история. Татьяна Макарова написала текст после одного из партийных собраний во ВГИКе, где обсуждали судьбу бывшего педагога. Во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, а после 1945 года не вернулся на Родину: боялся попасть в ГУЛАГ. После многих лет странствий по миру, преподаватель хотел восстановиться на работу в институт[1].
На главную роль Сергей Герасимов одобрил Николая Еременко. Фильм снимали в разных странах: и в ГДР, и на Кубе. Режиссер вспоминал: «И везде сцены, предусмотренные сценарием, обрастали новыми событиями, новыми людьми, потому что к этому времени для меня игровой кинематограф все больше и больше сближался с документальным. Все больше интересовала жизнь и все меньше — беллетристический вымысел»[1].
Этот же прием смешения художественного и документального Сергей Герасимов использовал в своем следующем фильме «Журналист». Историю любви журналиста-международника из Москвы Алябьева и провинциальной работницы Окаемовой режиссер снял в 1967 году в родном городе Миассе. Картина состояла из двух частей. Герасимов объяснял замысел: «Для меня история отношений Алябьева и Окаемовой отнюдь не история добросердечного устроения двух молодых судеб. Для меня — это начало того многосложного жизненного диалога, какой призваны вести все мыслящие люди, способные раскрыть друг другу всю глубину своей натуры». В картине снялся актер Юрий Васильев и бывшая ученица Герасимова Галина Польских[1].
Во время работы над «Журналистом» режиссеру пришла идея картины «У озера». Она должна была стать автобиографической: Герасимов задумал противопоставить неподвижности воды и радикальные изменения жизни людей вокруг. Однако поездка в Сибирь изменила его планы. Там шли споры о строительстве целлюлозного комбината на озере Байкал. Герасимов общался с учеными из Новосибирска и Иркутска, а на самом Байкале познакомился с исследователем Михаилом Кожуховым. Он стал прототипом главного героя фильма Александра Бармина. Все лето 1968 года режиссер собирал материал и узнавал позиции обеих сторон: за и против строительства. Разных мнений придерживались и персонажи картины. Руководитель комбината в исполнении Василия Шукшина убеждал в надежности очистительных систем, ученое сообщество говорило об экологической катастрофе[1].
В 1969 году фильм вышел на экраны. Картина Герасимова была новаторской и вызвала бурные дискуссии: режиссер одним из первых в советском кино поднял тему взаимоотношений природы и человека. В 1971 году Сергей Герасимов, а также исполнители главных ролей Олег Жаков, Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин получили Государственную премию СССР[1].
Тему Сибири Герасимов продолжил и в 1972 году. Тогда он закончил фильм о молодых строителях Норильска «Любить человека»[1].
Личная жизнь: встреча с Тамарой Макаровой
В 1927 году на съемках фильма «Чужой пиджак» Сергей Герасимов познакомился с Тамарой Макаровой. Он играл агента, она — машинистку. Уже в 1928 году артисты поженились. Сергей Герасимов повез жену на Урал знакомиться с родителями. Тамара Макарова вспоминала:
«Самым романтическим впечатлением нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска. Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни»
Своих детей у пары не было, но позже они усыновили племянника актрисы — сестру Макаровой репрессировали и ребенка хотели отдать в детский дом. Сергей Герасимов и Тамара Макарова вместе работали и на площадке: позже режиссер часто снимал актрису в своих фильмах.
Педагогическая деятельность
Большое место в творческой биографии Сергея Аполлинариевича Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм». В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве[2].
В годы Великой Отечественной войны принимал участие в создании Боевого киносборника № 1 (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с Михаилом Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.
В 1944 году возвращается к педагогической работе, руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, режиссёр всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы.
Из творческой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе вышла целая плеяда замечательных советских режиссеров и актеров: Л. Кулиджанов, С. Бондарчук, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, С. Гурзо, Н. Губенко, Л. Гурченко, З. Кириенко, С. Никоненко и др.
Последние годы деятельности
В 1980-х годах Сергей Герасимов увлекся русской историей и выпустил две картины об эпохе царствования Петра I. Фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» были сняты по роману Алексея Толстого «Петр I». Первого русского императора сыграл Дмитрий Золотухин. Режиссер говорил:
«Мне хочется, чтобы люди поняли это непростое время и почувствовали, что от него к нашим дням тянутся удивительные связи <…> скажем, извечное желание вдохнуть в жизнь нечто новое взамен того, что нужно поменять, вычеркнуть, — то, о чем так мечтал Петр: поменять жизнь».
В 1984 году режиссер снял свой последний фильм «Лев Толстой». Фильм рассказывал о последних днях отечественного классика. Сергей Герасимов исполнил роль писателя, а Тамара Макарова сыграла его жену. На фестивале в Карловых Варах кинолента получила «Хрустальный глобус».
26 ноября 1985 года режиссер скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
Наименование фильма | Год | Режиссер | Актер | Сценарист |
---|---|---|---|---|
Мишки против Юденича | 1925 | + | ||
Братишка | 1926 | + | ||
Чёртово колесо | 1926 | + | ||
Шинель | 1926 | + | ||
Союз великого дела | 1927 | + | ||
Чужой пиджак | 1927 | + | ||
Новый Вавилон | 1929 | + | ||
Обломок империи | 1929 | + | ||
Двадцать два несчастья | 1930 | + | ||
Одна | 1931 | + | ||
Три солдата | 1932 | + | ||
Лес | 1932 | + | + | |
Сердце Соломона | 1932 | + | + | |
Дезертир | 1933 | + | ||
Люблю ли тебя? | 1934 | + | + | |
Разбудите Леночку (короткометражный) | 1934 | + | ||
Граница | 1935 | + | ||
Семеро смелых | 1936 | + | + | |
Комсомольск | 1938 | + | + | + |
Учитель | 1939 | + | + | |
Боевой киносборник № 1 (Встреча с Максимом) | 1941 | + | ||
Маскарад | 1941 | + | + | + |
Старая гвардия | 1941 | + | ||
Непобедимые | 1942 | + | + | |
Киноконцерт к 25-летию Красной Армии | 1943 | + | + | |
Большая земля | 1944 | + | + | |
Берлинская конференция (документальный) | 1945 | + | ||
Крымская конференция (документальный) | 1945 | + | ||
Молодая гвардия | 1948 | + | + | |
Новый Пекин (документальный) | 1951 | + | ||
Сельский врач | 1951 | + | ||
Великое прощание (документальный) | 1953 | + | ||
Надежда (короткометражный) | 1954 | + | + | |
Роза ветров (ГДР, Франция, Италия, Бразилия, Китай, СССР) | 1957 | + | ||
Тихий Дон | 1957-1958 | + | ||
Говорит спутник (документальный) | 1959 | + | + | |
Люди и звери | 1962 | + | + | + |
Журналист | 1967 | + | + | + |
У озера | 1969 | + | + | + |
Любить человека | 1972 | + | + | |
Дочки-матери | 1974 | + | + | |
Красное и чёрное | 1976 | + | + | |
В начале славных дел | 1980 | + | + | |
Юность Петра | 1980 | + | + | |
Лев Толстой | 1984 | + | + | + |
Участие в фильмах[3]:
Призы и награды
Призы и награды[4]:
- Герой Социалистического Труда (03.09.1974)
- Четыре ордена Ленина (15.09.1961; 20.05.1966; 03.09.1974; 19.05.1981)
- Орден Октябрьской Революции (22.06.1971)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (23.05.1940; 06.03.1950)
- Орден Красной Звезды (14.04.1944)
- Орден Белого льва III степени (ЧССР)
- Ордена и медали иностранных государств.
- Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет
- Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)
- Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)
- Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)
- Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)
- Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-политическую деятельность
- Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)
- ВКФ в Москве (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)
- ВКФ в Москве (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)
- Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)
- МКФ в Карловых Варах (1958, Главный приз «Хрустальный глобус» «за создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)
- МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)
- МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)
- МКФ в Карловых Варах (1970, Главный приз, фильм «У озера»)
- ВКФ в Алма-Ате (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)
- ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)
- ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)
- МКФ в Карловых Варах (1984, Главный приз «Хрустальный глобус», фильм «Лев Толстой»)
- ВКФ в Минске (1985, Главный специальный приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)
Память о режиссёре
- В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени.
- В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски. Таблички были установлены к 100-летию С. Герасимова. Инициатором установки табличек выступил актёр Виталий Матвеев; пробивая установку, актёр потратил много сил и здоровья, он считал её целью своей жизни в последние годы.
- В Челябинске имя С.Герасимова носит улица в Тракторозаводском районе (новый микрорайон Чурилово).
- В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Александр Тютин.
- В городе Куса Челябинской области открыт кинотеатр имени С. А. Герасимова
- В 2016 году авиакомпания Аэрофлот назвала в честь С. А. Герасимова переданный 22 сентября самолёт Airbus A320-214 (регистрационный номер VP-BCB)[19]
- В честь Сергея Герасимова названа гора в Киргизии
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Сергей Герасимов . Культура.РФ. Дата обращения: 15 февраля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Герасимов Сергей Аполлинариевич. Биография . КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ Сергей Герасимов. Фильмография . Кино-театр.ру. Дата обращения: 15 февраля 2024.
- ↑ Сергей Герасимов. Призы и награды . Кино-театру.ру. Дата обращения: 15 февраля 2024.