Фрейндлих, Алиса Бруновна

Материал из «Знание.Вики»
Алиса Фрейндлих
Alisa Freyndlich.jpg
Имя при рождении Алиса Бруновна Фрейндлих
Дата рождения 8 декабря 1934(1934-12-08) (89 лет)
Место рождения Санкт-Петербург, СССР
Гражданство  СССРФлаг России Россия
Профессия актриса
Годы активности 1955 — н. в.
Театр
Награды
IMDb ID 0293981

Али́са Бру́новна Фре́йндлих (род. 8 декабря 1934, Ленинград, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, исполнительница песен; народная артистка СССР (1981). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1976), трёх Государственных премий Российской Федерации (1996, 2001, 2008) и премии Правительства Российской Федерации (2010).

С 1983 года — одна из ведущих актрис Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Биография

Мать — Ксения Фёдоровна, и отец — Бруно Артурович

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи. Там же Ксения Федоровна познакомилась с актёром Бруно Фрейндлихом немецкого происхождения[1]. В самом начале войны родители Алисы расстались. Отец оказался в эвакуации с ТЮЗом в городе Березники, где у него появилась другая семья. В 1944 г. у них родилась дочь Ирина – сводная сестра Алисы. А сама девочка вместе с матерью всю войну провела в Ленинграде – мать работала на военном заводе и высылке не подлежала[2].

Девочку сначала хотели назвать Наташей[3], но бабушка настояла на другом, более подходящем имени. Она вообще была самой мудрой и организованной в семье. Именно благодаря бабушке и её немецкой рачительности семье удалось выжить в самые страшные годы — во время блокады Ленинграда. Сама Шарлотта Фридриховна умерла в эшелоне в 1942 г. по дороге в эвакуацию[2].

До войны немецкое происхождение для Алисы не было проблемой – в их доме часто бывали родственники и подруги бабушки, с которыми она говорила по-немецки, для детей наняли репетитора, учившего их немецкому языку. Но с началом войны отношение к их семье резко изменилось, фамилия Фрейндлих звучала как приговор. Брата её отца с женой арестовали, а затем расстреляли, другие немецкие родственники были высланы из города. Бруно Фрейндлих избежал репрессий только благодаря тому, что находился в эвакуации. Алиса с мамой остались в Ленинграде вдвоем – хотя мать и носила по мужу немецкую фамилию, но по национальности была русской, и у её дочери в свидетельстве о рождении тоже было записано «русская», что их тогда и спасло.[2].

В 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239)[4]. Заведение находилось прямо в центре города — районе, который подвергался самым массированным обстрелам[4]. Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда[4][5][6].

Параллельно школьным занятиям Алиса охотно занималась в театральном кружке под руководством Марии Призван-Соколовой. Именно она сумела рассмотреть в Алисе талант и развивала в ней актерское мастерство[7][7].

В 1953 году Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт[7]. Алиса Фрейндлих успешно окончила театральный вуз и стала актрисой Ленинградского драмтеатра имени Комиссаржевской. Самой первой ролью Фрейндлих на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Файко. Одним из спектаклей, где Алиса Бруновна сыграла второстепенную роль, по злому стечению обстоятельств, стал «Рождены в Ленинграде» режиссёра Ильи Ольшвангера по одноимённой пьесе Ольги Берггольц.

Работа в театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а её саму даже называли «первой леди театра»[1]. Среди её репертуара была и Селия Пичем из «Трёхгрошовой оперы» Брехта, и Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, и Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского. Актриса прослужила в театре двадцать два сезона.

В 1983 году актриса покинула Театр имени Ленсовета и перешла в БДТ. Войти в коллектив ей помог художественный руководитель театра Георгий Товстоногов[8]. Сначала он предложил актрисе в качестве дебютной небольшую острохарактерную роль в опере-фарсе «Смерть Тарелкина», над которой в это время работал, но затем понял, что нужно нечто большее[8]. Дебют Фрейндлих на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка»[9]. Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Алисе Фрейндлих[8].

Одна из крупных и запоминающихся работ Алисы Фрейндлих — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого актриса впервые встретилась с режиссёром Темуром Чхеидзе[8].

На сцене театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле «Макбет» Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

В театральном сезоне 2016—2017 Алиса Фрейндлих была занята в пяти спектаклях БДТ, в том числе — в «Алисе» Андрея Могучего[10].

Владимир Путин в гостях у актрисы Алисы Фрейндлих 2

Фильмы

Одновременно со службой в театре, Фрейндлих продолжает сниматься в кино. В эти годы вышли картины «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». В 1993 году её позвали на съемочную площадку продолжения истории о мушкетерах, однако такой популярности как у первой части, добиться не удалось. Вслед за этим на экраны выходит лента «Подмосковные вечера», режиссёра Тодоровского, в которой Алиса снова засветилась в главной роли. Эта работа была награждена «Никой» за главную роль[11]

Всесоюзная слава и любовь зрителей большой страны пришла к Алисе Фрейндлих после участия в картине «Служебный роман», которая вышла на экраны в 1977 году. В этой ленте актриса проявила и свой певческий талант, она пела две композиции, которые впоследствии стали очень популярными хитами – «Моей душе покоя нет» и «У природы нет плохой погоды». За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».

Потом Фрейндлих пригласили одновременно на съемки двух комедий, которые были абсолютно не похожи между собой. Первая получила название «Старомодная комедия» и рассказывала о романтических отношениях в пансионате. Вторую назвали «Комедия ошибок», в её основу легла пьеса Шекспира[11].

На экраны актриса вернулась только в 2004 году, когда снялась в картине «На Верхней Масловке». Алиса работала вместе с Евгением Мироновым и сыграла очень пожилую скульпторшу Анну Борисовну. За этот образ она удостоилась второй «Ники». В 2008 году фильмография актрисы пополнилась двумя новыми фильмами – «Марево» и «Васильевский остров», в которых она снялась в главных ролях. В 2014 году Алисе предложили работу в картине «Линия Марты», где она сыграла один из ключевых образов.

Личная жизнь

Алиса Фрейндлих трижды выходила замуж:

  • за студента-однокурсника Владимира Карасёва (1956—1957);
  • за театрального режиссёра и актёра Игоря Владимирова ( 1964 — 1981);
    • Дочь — Варвара Владимирова (1968), актриса
      • Внук — Никита Владимиров (1990), кинопродюсер
      • Внучка — Анна Мышинская (Тарасова) (1994)
        • Правнуки — София и Юрий
  • за актёра и художника Юрия Соловья (1983 — 1990).

Во втором браке 13 марта 1968 года родилась дочь Варвара. Дочь продолжила династию актеров Фрейндлих, служит в том же театре, что и мама[12]. Одновременно занимает должность заместителя генерального директора в строительной компании[11].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мгновения и эпоха Алисы Фрейндлих
  2. 2,0 2,1 2,2 Алисе Фрейндлих – 85
  3. Роковая тройка в судьбе Алисы Фрейндлих
  4. 4,0 4,1 4,2 Зоя Кравчук. Блокадница. Российская Газета (24 января 2004). Дата обращения: 29 мая 2012. Архивировано 24 ноября 2011 года.
  5. Блокада Ленинграда. Документальный фильм с предисловием Кирилла Набутова (рус.) ?. Дата обращения: 4 ноября 2022.
  6. Актриса Алиса Фрейндлих, пережившая блокаду Ленинграда, не любит вспоминать о своем военном детстве
  7. 7,0 7,1 7,2 Алиса Фрейндлих
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Алиса Фрейндлих. Смена лет, закаты и восходы
  9. Горфункль Е. И. Алиса Фрейндлих // Звёзды петербургской сцены (под ред. Б. Покровского). — М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — С. 251. — ISBN 5-7805-0996-4.
  10. Фрейндлих Алиса Бруновна. bdt.spb.ru. Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 Алиса Бруновна Фрейндлих
  12. Варвара Владимирова: «Я стала долгожданным, но поздним ребёнком в семье»
  13. Указ Президента Российской Федерации от 25.09.2014 № 643 «О награждении орденом Почета Басилашвили О. В. и Фрейндлих А. Б.». Дата обращения: 30 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  14. Дмитрий Медведев вручил ордена Почета Алисе Фрейндлих и Олегу Басилашвили. itar-tass.com. Дата обращения: 26 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2019 года № 525 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Дата обращения: 28 октября 2019. Архивировано 28 октября 2019 года.
  16. Алиса Фрейндлих: Официальный сайт — Премии и награды. Дата обращения: 22 февраля 2013. Архивировано 25 февраля 2013 года.
  17. Почетными гражданами Санкт-Петербурга стали Жорес Алфёров и Алиса Фрейндлих. NEWSru (24 мая 2001). Дата обращения: 31 мая 2012. Архивировано 24 июля 2014 года.
  18. Вручение Национальной премии «Олимпия». Олимпия (3 марта 2005). Дата обращения: 9 июня 2012. Архивировано 28 мая 2012 года.
  19. БДТ — 100 лет! А. Фрейндлих, О. Басилашвили и Г. Штиль получили почётные знаки

Публикации

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!