Миронов, Андрей Александрович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Андрей Александрович Миронов
Андрей Миронов на почтовой марке РоссииАндрей Миронов на почтовой марке России
Имя при рождении Андрей Александрович Менакер
Дата рождения 7 марта 1941(1941-03-07)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 16 августа 1987(1987-08-16) (46 лет)
Место смерти Рига, Латвийская ССР, СССР
Гражданство  СССР
Род деятельности актёр
Супруг(а) 1) Екатерина Георгиевна Градова, 2) Лариса Ивановна Голубкина
Награды и премии
Заслуженный артист РСФСР Народный артист РСФСР
Сайт https://amironov.ru/

Андрей Александрович Миронов (при рождении Менакер; 7 марта, 1941 — 16 августа, 1987) — советский актёр театра, кино и эстрады; народный артист РСФСР (1980).

Один из самых выдающихся артистов СССР[1]: работал в театре, кино и на телевидении, гастролировал в Советском Союзе и за рубежом, озвучивал мультипликационные фильмы, участвовал в выпуске аудиоспектаклей и аудиокниг, записывался на грампластинках.

Биография и творчество

Родилcя 7 марта 1941 года в Москве в семье известных артистов эстрады и кино — заслуженного артиста РСФСР Александра Менакера и народной артистки СССР Марии Мироновой. Его брат (по отцу) — Кирилл Ласкари (1936—2009), заслуженный деятель искусств РФ (2002).

При рождении у Андрея была фамилия Менакер, под нею он пошёл учиться в первый класс московской 170-й мужской школы (ныне школа № 1278). Когда в конце 1940-х годов в СССР развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»[2], его родители приняли решение сменить сыну фамилию с отцовской на материнскую.[3] С третьего класса школы и до конца жизни его фамилия была Миронов.

Часто летом Андрей Миронов отдыхал с родителями в Доме отдыха Художественного театра в подмосковном посёлке Пестово, а также часто бывал в театре[4], где они работали в эстрадном дуэте «Миронова и Менакер»[5]. Уже во время учёбы в школе он выступал на школьной сцене: в седьмом классе сыграл роль фон Краузе в спектакле «Русские люди», а в девятом классе записался в школьную театральную студию, затем — в студию при Центральном детском театре. Летом 1958 года окончил школу и поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Евгения Вахтангова на курс Иосифа Рапопорта.

Ещё будучи студентом училища, в 1960 году Андрей Миронов получил свою первую роль в кинофильме «А если это любовь?» режиссёра Юлия Райзмана.[6] В июне 1962 года он с отличием окончил Щукинское училище и был принят в труппу Московского театра сатиры. Первая его работа на этой сцене — роль Гарика в спектакле «24 часа в сутки» по пьесе советского драматурга Олега Стукалова. Продолжал Миронов и сниматься в кино — играл в фильмах «Три плюс два» Генриха Оганесяна (1963) и «Два воскресенья» Владимира Шределя (1963).

Работая в спектаклях театра, в середине 1960-х годов гастролировал с труппой в городах — Горький (ныне Нижний Новгород), Саратов, Кисловодск. В августе-сентябре 1964 года находился в Германской Демократической Республике на съёмках фильма «Год как жизнь», в котором сыграл Фридриха Энгельса. В 1966 году Миронов сыграл главную роль в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» по пьесе Макса Фриша, и в этом же году вышел в прокат фильм с его участием — «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, собравший множество призов на иностранных кинофестивалях.

Плодотворным оказалось окончание 1960-х годов: в 1968 году Миронов снялся в фильме «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая (этот фильм привлёк рекордное на тот момент число зрителей — более 75 миллионов человек[1]), а осенью репетировал в театре заглавную роль в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», премьера которого состоялась 4 апреля 1969 года. Этот спектакль находился в репертуаре Театра сатиры с 1969 года до конца жизни актёра. В год столетия Владимира Ильича Ленина, который широко отмечался в СССР, в Театре сатиры был поставлен спектакль «У времени в плену» по пьесе Александра Штейна. В этой постановке участвовал и Андрей Миронов, сыгравший роль Всеволода.

На фестивале «Московская театральная весна-70» артист был награждён дипломом и второй премией за роль Вишневского в спектакле «У времени в плену». Летом 1970 года он гастролировал с театром в Челябинске и Магнитогорске. В апреле 1972 года на экраны Советского Союза вышел двухсерийный приключенческий художественный фильм «Достояние республики» режиссёра Владимира Бычкова, завоевавший зрительские симпатии, в котором Андрей Миронов сыграл главную роль Шиловского (он же Маркиз). Эта роль считается одной из самых романтических его работ; Константин Рудницкий так отзывался об этом:[7]

«Затаённый лиризм игры Миронова изменил всю структуру произведения, превратил его одномерность в многозначность, дал его быстрому движению более содержательный характер».

В 1973 году Андрей Миронов дебютировал в качестве театрального режиссёра (совместно с Александром Ширвиндтом) со спектаклем «Маленькие комедии большого дома».[4] В марте 1974 года в кинотеатрах СССР был показан художественный фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, где Миронов исполнил одну из главных ролей — капитана милиции Васильева. Эта кинокомедия стала одной из популярных в стране, заняв четвёртое место в годовом прокате[1] и по настоящее время демонстрирующаяся на телевидении. В 1975 году на советском телевидении был показан водевиль «Соломенная шляпка», где Миронов играл Фадинара — также одну из запоминающихся своих ролей. В конце лета этого же года с театром гастролировал в городах Казахской ССР. В 1976 году прошли гастроли в Польше и участие в Международном театральном фестивале в Варшаве. В сентябре 1977 года была поездка в США, а по возвращении оттуда — гастроли в Югославии и участие в Белградском международном театральном фестивале «БИТЕФ»[8][9].

В 1979 году Андрей Миронов снова выступил в качестве режиссёра, поставив пьесу «Феномены» Григория Горина. 4 мая 1979 года состоялась премьера фильма «Трое в лодке, не считая собаки», где Миронов исполнил роли шести персонажей[1]. В этом же году вместе с театром он гастролировал в Риге. По итогам фестиваля «Московская театральная весна-79» Миронову была присуждена вторая премия за роль Лёни Шиндина в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся». Осенью прошли гастроли Театра сатиры в Болгарии, а в ноябре — в Венгрии. В мае 1981 года артист побывал с театром на гастролях в Новосибирске, а летом этого же года состоялись выступления в Федеративной Республике Германии с участием в международном фестивале «Театры мира-81», где была показана «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта. Летом 1983 года прошли гастроли в США по линии Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В 1986 году Андрей Миронов в составе культурной делегации СССР находился на Чемпионате мира по футболу в Мексике. По возвращении домой, находился на гастролях с театром в Томске. В 1980-х годах из-за переутомления Андрей Миронов несколько раз попадал в больницу.[4]

Настал 1987 год… 15 июня Андрей Миронов сыграл свою последнюю роль Клаверова в здании Театра cатиры, в спектакле «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина. 23 июня в московском кинотеатре «Мир» состоялся премьерный показ комедийного вестерна Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», где Миронов сыграл одну из главных ролей — мистера Джонни Фёста. Впоследствии, по результатам опроса журнала «Советский экран», за эту роль он был признан лучшим актёром 1987 года. Сам фильм стал одним из лидеров проката (2-е место и 39,8 миллионов зрителей)[1] — такого успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки».

Алла Сурикова, режиссер:[10]

«В нашем фильме „Человек с бульвара Капуцинов“ Андрей Миронов играл весело, страстно. Играл самого себя. Но, к сожалению, это был последний его фильм. После завершения „Человека с бульвара Капуцинов“, в последний день озвучания, Андрей заговорил, что надо без особого перерыва, „той же компанией“, начать что-нибудь еще. „Ребята, нам не надо расставаться“».

27 июня состоялся, как оказалось, последний спектакль с участием Андрея Миронова в Москве — была показана «Женитьба Фигаро» в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». В августе начались гастроли Московского театра сатиры в Риге.

14 августа 1987 года во время гастролей на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», проходившего в здании Рижской оперы (ныне Латвийская национальная опера), Миронов потерял сознание на сцене — его отнесли за кулисы и вызвали скорую помощь. Актёра доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы, где было диагностировано обширное кровоизлияние в мозг. В течение двух дней проводились мероприятия по поддержке жизнедеятельности его организма. Андрей Александрович Миронов, не приходя в сознание, умер в 05:35 16 августа 1987 года. Был похоронен 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище Москвы.

Семья

Андрей Миронов был дважды женат.

Первая жена (1971—1976) — актриса Екатерина Градова, заслуженная артистка РСФСР. Их дочь Мария Миронова тоже стала актрисой, народной артисткой Российской Федерации.

Вторая жена (1977—1987) — актриса Лариса Голубкина, народная артистка РСФСР. Падчерица — актриса Мария Голубкина.

Награды

Удостоен званий «Заслуженный артист РСФСР» (1974) и «Народный артист РСФСР» (1980).

Награждён медалью «За трудовую доблесть» (1980, за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады).

Был номинирован на кинопремию «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1988, посмертно).

Память

Театр имени Андрея Миронова

Творчеству и памяти Андрея Миронова посвящены многие документальные фильмы и телепередачи, показанные на каналах «Культура», «Первый канал», «ТВ Центр» и «Звезда».

В Воронеже, Ижевске и Кургане его именем названы улицы.

В его честь был назван астероид (3624) Миронов, открытый в Крымской астрофизической обсерватории.

В 1988 году артистом и режиссёром Рудольфом Фурмановым в Ленинграде был основан Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, бессменным руководителем которого Фурманов было до конца своей жизни — 2021 года.

Примечания

Литература

  • Василинина И. А. Андрей Миронов // Мастера театра и кино / Б. М. Поюровский. — Аст-Пресс Книга, 2003. — С. 133—205. — (Актёры на все времена). — ISBN 5-7805-1051-2.
  • Вислова А. В. Андрей Миронов: неоконченный разговор: Книга-диалог. — М.: Искусство, 1993. — 222 с. — ISBN 5-210-02044-4.
  • Пушнова Н. К. А. Миронов. История жизни. — М.: АСТ, 2004. — 474 с. — ISBN 5-17-001704-9.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!