Миронов, Андрей Александрович

Материал из «Знание.Вики»
Андрей Александрович Миронов
Андрей Миронов на почтовой марке РоссииАндрей Миронов на почтовой марке России
Имя при рождении Андрей Александрович Менакер
Дата рождения 7 марта 1941(1941-03-07)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 16 августа 1987(1987-08-16) (46 лет)
Место смерти Рига, Латвийская ССР, СССР
Гражданство  СССР
Род деятельности актёр
Супруг(а) 1) Екатерина Георгиевна Градова, 2) Лариса Ивановна Голубкина
Награды и премии
Заслуженный артист РСФСР Народный артист РСФСР
Сайт https://amironov.ru/

Андрей Александрович Миронов (при рождении Менакер; 7 марта, 1941 — 16 августа, 1987) — советский актёр театра, кино и эстрады; народный артист РСФСР (1980).

Один из самых выдающихся артистов СССР[1]: работал в театре, кино и на телевидении, гастролировал в Советском Союзе и за рубежом, озвучивал мультипликационные фильмы, участвовал в выпуске аудиоспектаклей и аудиокниг, записывался на грампластинках.

Биография и творчество

Родилcя 7 марта 1941 года в Москве в семье известных артистов эстрады и кино — заслуженного артиста РСФСР Александра Менакера и народной артистки СССР Марии Мироновой. Его брат (по отцу) — Кирилл Ласкари (1936—2009), заслуженный деятель искусств РФ (2002).

При рождении у Андрея была фамилия Менакер, под нею он пошёл учиться в первый класс московской 170-й мужской школы (ныне школа № 1278). Когда в конце 1940-х годов в СССР развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»[2], его родители приняли решение сменить сыну фамилию с отцовской на материнскую.[3] С третьего класса школы и до конца жизни его фамилия была Миронов.

Часто летом Андрей Миронов отдыхал с родителями в Доме отдыха Художественного театра в подмосковном посёлке Пестово, а также часто бывал в театре[4], где они работали в эстрадном дуэте «Миронова и Менакер»[5]. Уже во время учёбы в школе он выступал на школьной сцене: в седьмом классе сыграл роль фон Краузе в спектакле «Русские люди», а в девятом классе записался в школьную театральную студию, затем — в студию при Центральном детском театре. Летом 1958 года окончил школу и поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Евгения Вахтангова на курс Иосифа Рапопорта.

Ещё будучи студентом училища, в 1960 году Андрей Миронов получил свою первую роль в кинофильме «А если это любовь?» режиссёра Юлия Райзмана.[6] В июне 1962 года он с отличием окончил Щукинское училище и был принят в труппу Московского театра сатиры. Первая его работа на этой сцене — роль Гарика в спектакле «24 часа в сутки» по пьесе советского драматурга Олега Стукалова. Продолжал Миронов и сниматься в кино — играл в фильмах «Три плюс два» Генриха Оганесяна (1963) и «Два воскресенья» Владимира Шределя (1963).

Работая в спектаклях театра, в середине 1960-х годов гастролировал с труппой в городах — Горький (ныне Нижний Новгород), Саратов, Кисловодск. В августе-сентябре 1964 года находился в Германской Демократической Республике на съёмках фильма «Год как жизнь», в котором сыграл Фридриха Энгельса. В 1966 году Миронов сыграл главную роль в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» по пьесе Макса Фриша, и в этом же году вышел в прокат фильм с его участием — «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, собравший множество призов на иностранных кинофестивалях.

Плодотворным оказалось окончание 1960-х годов: в 1968 году Миронов снялся в фильме «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая (этот фильм привлёк рекордное на тот момент число зрителей — более 75 миллионов человек[1]), а осенью репетировал в театре заглавную роль в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», премьера которого состоялась 4 апреля 1969 года. Этот спектакль находился в репертуаре Театра сатиры с 1969 года до конца жизни актёра. В год столетия Владимира Ильича Ленина, который широко отмечался в СССР, в Театре сатиры был поставлен спектакль «У времени в плену» по пьесе Александра Штейна. В этой постановке участвовал и Андрей Миронов, сыгравший роль Всеволода.

На фестивале «Московская театральная весна-70» артист был награждён дипломом и второй премией за роль Вишневского в спектакле «У времени в плену». Летом 1970 года он гастролировал с театром в Челябинске и Магнитогорске. В апреле 1972 года на экраны Советского Союза вышел двухсерийный приключенческий художественный фильм «Достояние республики» режиссёра Владимира Бычкова, завоевавший зрительские симпатии, в котором Андрей Миронов сыграл главную роль Шиловского (он же Маркиз). Эта роль считается одной из самых романтических его работ; Константин Рудницкий так отзывался об этом:[7]

«Затаённый лиризм игры Миронова изменил всю структуру произведения, превратил его одномерность в многозначность, дал его быстрому движению более содержательный характер».

В 1973 году Андрей Миронов дебютировал в качестве театрального режиссёра (совместно с Александром Ширвиндтом) со спектаклем «Маленькие комедии большого дома».[4] В марте 1974 года в кинотеатрах СССР был показан художественный фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, где Миронов исполнил одну из главных ролей — капитана милиции Васильева. Эта кинокомедия стала одной из популярных в стране, заняв четвёртое место в годовом прокате[1] и по настоящее время демонстрирующаяся на телевидении. В 1975 году на советском телевидении был показан водевиль «Соломенная шляпка», где Миронов играл Фадинара — также одну из запоминающихся своих ролей. В конце лета этого же года с театром гастролировал в городах Казахской ССР. В 1976 году прошли гастроли в Польше и участие в Международном театральном фестивале в Варшаве. В сентябре 1977 года была поездка в США, а по возвращении оттуда — гастроли в Югославии и участие в Белградском международном театральном фестивале «БИТЕФ»[8][9].

В 1979 году Андрей Миронов снова выступил в качестве режиссёра, поставив пьесу «Феномены» Григория Горина. 4 мая 1979 года состоялась премьера фильма «Трое в лодке, не считая собаки», где Миронов исполнил роли шести персонажей[1]. В этом же году вместе с театром он гастролировал в Риге. По итогам фестиваля «Московская театральная весна-79» Миронову была присуждена вторая премия за роль Лёни Шиндина в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся». Осенью прошли гастроли Театра сатиры в Болгарии, а в ноябре — в Венгрии. В мае 1981 года артист побывал с театром на гастролях в Новосибирске, а летом этого же года состоялись выступления в Федеративной Республике Германии с участием в международном фестивале «Театры мира-81», где была показана «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта. Летом 1983 года прошли гастроли в США по линии Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В 1986 году Андрей Миронов в составе культурной делегации СССР находился на Чемпионате мира по футболу в Мексике. По возвращении домой, находился на гастролях с театром в Томске. В 1980-х годах из-за переутомления Андрей Миронов несколько раз попадал в больницу.[4]

Настал 1987 год… 15 июня Андрей Миронов сыграл свою последнюю роль Клаверова в здании Театра cатиры, в спектакле «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина. 23 июня в московском кинотеатре «Мир» состоялся премьерный показ комедийного вестерна Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», где Миронов сыграл одну из главных ролей — мистера Джонни Фёста. Впоследствии, по результатам опроса журнала «Советский экран», за эту роль он был признан лучшим актёром 1987 года. Сам фильм стал одним из лидеров проката (2-е место и 39,8 миллионов зрителей)[1] — такого успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки».

Алла Сурикова, режиссер:[10]

«В нашем фильме „Человек с бульвара Капуцинов“ Андрей Миронов играл весело, страстно. Играл самого себя. Но, к сожалению, это был последний его фильм. После завершения „Человека с бульвара Капуцинов“, в последний день озвучания, Андрей заговорил, что надо без особого перерыва, „той же компанией“, начать что-нибудь еще. „Ребята, нам не надо расставаться“».

27 июня состоялся, как оказалось, последний спектакль с участием Андрея Миронова в Москве — была показана «Женитьба Фигаро» в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». В августе начались гастроли Московского театра сатиры в Риге.

14 августа 1987 года во время гастролей на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», проходившего в здании Рижской оперы (ныне Латвийская национальная опера), Миронов потерял сознание на сцене — его отнесли за кулисы и вызвали скорую помощь. Актёра доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы, где было диагностировано обширное кровоизлияние в мозг. В течение двух дней проводились мероприятия по поддержке жизнедеятельности его организма. Андрей Александрович Миронов, не приходя в сознание, умер в 05:35 16 августа 1987 года. Был похоронен 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище Москвы.

Семья

Андрей Миронов был дважды женат.

Первая жена (1971—1976) — актриса Екатерина Градова, заслуженная артистка РСФСР. Их дочь Мария Миронова тоже стала актрисой, народной артисткой Российской Федерации.

Вторая жена (1977—1987) — актриса Лариса Голубкина, народная артистка РСФСР. Падчерица — актриса Мария Голубкина.

Награды

Удостоен званий «Заслуженный артист РСФСР» (1974) и «Народный артист РСФСР» (1980).

Награждён медалью «За трудовую доблесть» (1980, за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады).

Был номинирован на кинопремию «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1988, посмертно).

Память

Театр имени Андрея Миронова

Творчеству и памяти Андрея Миронова посвящены многие документальные фильмы и телепередачи, показанные на каналах «Культура», «Первый канал», «ТВ Центр» и «Звезда».

В Воронеже, Ижевске и Кургане его именем названы улицы.

В его честь был назван астероид (3624) Миронов, открытый в Крымской астрофизической обсерватории.

В 1988 году артистом и режиссёром Рудольфом Фурмановым в Ленинграде был основан Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, бессменным руководителем которого Фурманов было до конца своей жизни — 2021 года.

Примечания

Литература

  • Василинина И. А. Андрей Миронов // Мастера театра и кино / Б. М. Поюровский. — Аст-Пресс Книга, 2003. — С. 133—205. — (Актёры на все времена). — ISBN 5-7805-1051-2.
  • Вислова А. В. Андрей Миронов: неоконченный разговор: Книга-диалог. — М.: Искусство, 1993. — 222 с. — ISBN 5-210-02044-4.
  • Пушнова Н. К. А. Миронов. История жизни. — М.: АСТ, 2004. — 474 с. — ISBN 5-17-001704-9.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!