Психологический роман

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Психологи́ческий рома́н — вид произведения, где автор стремится изобразить и изучить «внутренний мир человека» и «тончайшие движения его души». В своем классическом варианте он получил развитие в XIX веке, главным образом в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу[1].

Психологический роман был настолько канонизирован, что часто он рассматривается как синоним самого романа, а все остальные его формы игнорируются или оцениваются как несовершенные (особенно у Бахтина). С этой точки зрения психологический роман является важнейшей категорией современной нормативной поэтики[2].

Ранние примеры и предыстория

Фокус на внутренней жизни персонажей является основополагающим элементом обширного массива художественной литературы: «Гамлет» Уильяма Шекспира, возможно, является ярким ранним примером психологического романа в драматической форме. Хотя откровенно психологический подход встречается среди самых ранних английских романов, таких как «Памела» Сэмюэля Ричардсона (1740), в котором повествуется от лица героини, и «интроспективное повествование от первого лица» Лоуренса Стерна в «Тристраме Шенди» (1759-1767), психологический роман полностью раскрыл свой потенциал только в XX веке. Его развитие совпало с ростом психологии и открытиями Зигмунда Фрейда, но это не обязательно было результатом этого. Глубокое понимание психологических сложностей и бессознательных мотиваций, характерных для произведений Федора Достоевского и Льва Толстого, подробная фиксация воздействия внешних событий на индивидуальное сознание, как это практиковал Генри Джеймс, ассоциативные воспоминания Марселя Пруста, техника потока сознания Джеймса Джойса и Уильяма Фолкнера, и непрерывный поток опыта Вирджинии Вульф к каждому из них пришли независимо[3].

Поджанры

Психологический триллер

Поджанр триллера и психологического романа, подчеркивающий внутренний разум и менталитет героев в художественном произведении. Из-за своей динамики и сложных элементов жанр часто перекликается и/или имеет элементы мистерии, драмы, боевика, слэшера и ужасов — часто психологических ужасов. Он схож с жанрами готики и детектива[3].

Психологические ужасы

Поджанр ужасов и психологического романа, опирающийся на психологическое, эмоциональное состояние героев для реализации ужасов. Изредка он переплетается с поджанром психологического триллера, чтобы повлиять на индивидуализацию истории[1].

Психологическая драма

Поджанр драматических фильмов с психологическими элементами, который фиксируется на эмоциональном, умственном и психологическом прогрессе персонажей в драматическом произведении. «Пролетая над гнездом кукушки» и «Реквием по мечте» являются яркими примерами этого поджанра[3].

Психологическая научная фантастика

Жанр, рассматривающий драмы или триллеры, воспроизведенные в научно-фантастическом сеттинге. Обычно ключевое внимание фокусируется на внутренней борьбе героя с политическими, технологическими силами или с любыми роковыми. «Заводной апельсин», «Конец Евангелиона», «Донни Дарко», «Помутнение» и «Начало» - одни из ярких примеров этого жанра фильма[3].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Комуцци Л.В, Руденко Н.С. Система жанров в литературе и их трансформация. Севастопольский Государственный Университет. Дата обращения: 23 сентября 2024.
  2. Л. И. Панкова, С.Шурыгина. Специфика психологического романа (по произведению Ф. М. Достоевского "Подросток". Филологические науки. Дата обращения: 23 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Ермоленко С. И. Литература второго ряда и становление психологического романа. Уральский филологический вестник (2014). Дата обращения: 24 сентября 2024.