Очарованный странник

Материал из «Знание.Вики»
Очарованный странник
Очарованный странник
Издание
Очарованный странник. Издание газеты «Русский мир», 1874 год
Жанр Повесть
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания 18721873
Дата первой публикации 1873
Издательство Русский мир

«Очаро́ванный стра́нник» — наиболее известное произведение орловского писателя Николая Лескова, созданное им в 18721873 годах. Повесть, рассказывающая о тернистом пути странника к Богу, открывает в цикл «Праведники». Этим циклом, как и повестью писатель пытается привлечь внимание к русским праведникам, но не каноническим церковным, а народным. Отдельным изданием книга вышла в 1874 году, через год после газетной публикации.

Повесть рекомендована Министерством образования России к самостоятельному прочтению учащихся средних школ и включена в перечень книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации «100 книг для школьников».

История создания и публикации

По всей вероятности, идея повести пришла к Лескову во время его путешествия летом 1872 года по Ладожскому озеру к острову Валаам, где жили монахи, и в город Корелу. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике с непростой, но интересной судьбой. Уже к концу года появился законченный вариант повести, а в 1873 году она была готова к публикации. Изначально рукописи было дано другое название — «Чернозёмный Телемак», под этим названием она была направлена в редакцию журнала «Русский вестник», но повесть не опубликовали. Главный редактор журнала Михаил Катков, ссылаясь на «сыроватость» материала, отказал автору, посоветовав подождать, пока история оформится во что-то законченное.

Повесть была опубликована в газете «Русский мир» с октября по ноябрь 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». При публикации писатель сделал посвящение повести генералу и покровителю литераторов Сергею Кушелеву, в доме которого Лесков впервые прочёл рукопись.

Сюжет

Основной сюжет повести составляет рассказ Ивана Флягина о своих странствиях. Жизнеописания монаха проходит в форме разговора, который начался между ним и его случайными попутчиками на пароходе. Отвечая на их вопросы, Иван Флягин рассказывает о перипетиях своей жизни. Когда он заканчивает один рассказ, попутчики обращаются к нему с новым вопросом и герой начинает рассказ о следующем жизненном эпизоде. При этом в его историях нет последовательной связи и сквозных персонажей, их объединяет мотив погибелей, через которые Иван Флягин должен был пройти, прежде чем осознать своё предназначение и обратиться к Богу («всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть»).

Иван Северьянович Флягин был рождён в крепостной семье из дворовых людей Орловского помещика. Его отец был кучером и однажды, во время совместной поездки в город, Иван для забавы щёлкнул кнутом заснувшего на возу с сеном священника, но тот упал с повозки и умер.

«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и её не помню, потому как я был у нее молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован.»

Очарованный странник

Когда этот священник является к нему во сне, Иван узнаёт, что не только «молитвенный сын», но и обещанный — его матерь обещала его при рождении Богу, и потому Иван всё равно попадёт в монастырь, хотя и не сразу, а после уготовленных ему испытаний.

Став конюхом у графа Иван заводит на конюшне голубей, а кошке графини, которая таскает птиц он отрубает хвост, за что был сослан на монотонную, сложную работу. Тогда герой решается на самоубийство, но этому не суждено было сбыться из-за встречи с цыганом. Иван крадёт двух лошадей из конюшни графа и продаёт их цыгану, а затем бежит. За взятку он получает отпускной и направляется в Николаев, где нанимается нянькой маленькой девочки, дочери местного барина. Однажды во время прогулки он встречает мать девочки, которая просит отдать ребёнка ей, но Иван не соглашается, хотя и держит данное обещание приводить ребёнка на это место каждый день. Во время очередной встречи появляется офицер, муж женщины и предлагает за девочку выкуп — тысячу рублей. Иван отказывается и между ними завязывается драка, но когда появляется барин с пистолетом в руке, герой меняет решение и бежит вместе с ребёнком, её матерью и офицером.

Доехав с ними до Пензы Иван Северьянович вынуждено их покидает. Вскоре он участвует в татарских дуэлях, за породистых лошадей, и забивает соперника насмерть, и после этого бежит с азиатами в степь, где пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Татары подрезали Ивану кожу на пятках, засыпали туда конских волос и зашили, чтобы он не мог сбежать. Там у него появились жёны и дети, к которым он впрочем не испытывал родительских чувств из-за того, чтобы были они некрещеные.

Только спустя десять лет герою удаётся сбежать, но его без паспорта никто не соглашается принять. Иван начинает пить и попадает в острог, и следом его возвращают на родину, где овдовевший граф возвращает ему паспорт и отпускает на оброк. Иван зарабатывает на жизнь тем, что даёт на ярмарках советы тем, кто выбирает лошадей. Так он познакомился с графом, который оценил его дар и принял к себе на службу конэсёром.

Иван Северьянович был прилежным работником и князь высоко ценил его услуги, но случались с героем «выходы», когда он сильно напивался. В трактире он знакомится с цыганкой Грушей, и позже узнаёт, что в неё влюблён и князь. Князь добивается любви девушки, но со временем ему становится с скучно с малообразованной цыганкой и он заводит любовницу из числа светских женщин. Иван Северьянович с самого момента знакомства любит Грушу и старается утешить и отвлечь её.

Вскоре появляются новости, что князь намерен жениться и Груша решает покончить жизнь самоубийством. Иван не может её отговорить, и исполняет просьбу девушки — сталкивает её со скалы. Переживая тяжёлую утрату он уходит и по дороге встречается с семьей, в которой случилось горе — сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван поступил на военную службу вместо их сына и, таким образом, попал на Кавказ, где пробыл 15 лет дослужившись до офицера. За отличие в сражении Ивана представляют к ордену святого Георгия. После отставки его направляют в Петербург на службу в адресном столе, но с работой не заладилось и Иван попадает в труппу артистов, но вскоре вынужден уйти и оттуда, так как он поднял руку на обидчика молодой актрисы.

И после этого Иван Северьянович решает принять постриг и живёт в послушании при монастыре. Он собирается на большую войну, надеясь, что ему доведётся на ней «за народ помереть».

Критика

Повесть «Очарованный странник» вызвала недоумение среди критиков, которые указывали на слишком причудливый язык, и сетовали на то, что он пишет о всякой «чертовщине», уверяя, что говорит «правду». Негативная реакция была вызвана и сложившейся репутацией писателя, вызванной его первыми романами.

Николай Михайловский:

Есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку"[1].

Художественные особенности

Повесть организована в форме повествовательного сказа, она представляет собой запись устной речи, имитация импровизационного рассказа. Рассказчик также воспроизводит характерные речевые особенности и фигуры речи тех персонажей, о которых рассказывает.

Структура рассказа схода с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. Всего в повести 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями, в то время как цельного сюжета произведение не имеет. Последовательность событий повествования определяется не только хронологией происходящего, но и ассоциациями рассказчика[2].

Адаптации

Инсценировки

Экранизации

Литература

  • Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. — М., 1980.
  • Озеров Л. «Очарованный странник» // Литературная учёба. — 1981. — № 1.

Примечания

  1. Н. К. Михайловский. Литература и жизнь. — «Русское богатство», 1897. № 6, с. 104.
  2. Владимир Коровин. Николай Семенович Лесков. www.krugosvet.ru. Дата обращения: 7 сентября 2023.

Ссылки