Демон (поэма)

Материал из «Знание.Вики»
Демон
Демон
Издание
Поэма «Демон». Издание 1914 года
Жанр поэма
Автор Михаил Лермонтов
Язык оригинала русский
Дата написания 18291839
Дата первой публикации 1842
Издательство Отечественные записки
Электронная версия

«Де́мон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, созданная в первой половине XIX века. Произведение сочетает в себе элементы романтической поэмы, баллады и лирики, отражая сложные философские и этические вопросы[1].

История создания

Замысел «Демона» возник у Лермонтова в возрасте 15 лет, во время учёбы в Благородном пансионе при Московском университете. Изначально поэма не имела конкретного места действия и разворачивалась на фоне условного романтического пейзажа. Однако по мере работы над произведением Лермонтов перенёс действие в Грузию, обогатив текст этнографическими деталями и описаниями кавказской природы.

Поэт неоднократно возвращался к поэме, создавая различные редакции и усложняя образы героев. Работа над «Демоном» продолжалась вплоть до февраля 1839 года, когда поэма была представлена в цензурное ведомство. Однако цензор Александр Никитенко удалил из текста многочисленные фрагменты, и в итоге поэма не была допущена к печати. При жизни Лермонтова «Демон» так и не был опубликован[2].

Смысл названия

Название поэмы «Демон» напрямую указывает на главного героя произведения. На падшего ангела, символизирующего бунт против установленного порядка и вечное стремление к недостижимому идеалу.

Это название отражает центральную тему поэмы — противостояние личности и общества, а также внутреннюю борьбу между добром и злом. Лермонтов опирается на библейскую традицию о падшем духе, на мифы о любви ангелов к земным женщинам[3].

Жанровые особенности и литературные параллели

«Демон» сочетает в себе черты романтической поэмы, баллады и лирического произведения. В поэме прослеживается влияние таких авторов, как Джордж БайронКаин»), Иоганн Вольфганг ГётеФауст») и Джон МильтонПотерянный рай»).

Однако Лермонтов придает своему герою уникальные черты. Он поместил его в конкретный кавказский контекст и наделил глубокими личными переживаниями[4].

Идейный замысел

Создание «Демона» было обусловлено личными переживаниями Лермонтова, его размышлениями о добре и зле, а также влиянием романтической традиции. Поэма отражает внутренний мир автора, его стремление к познанию человеческой природы и противоречий, присущих ей.

Лермонтов исследует темы одиночества, мятежности, безверия, искушения, притягательной силы зла, страстного желания блаженства и гармонии. Осознаёт невозможность их достижения[5].

Композиция и сюжет

Поэма состоит из восьми глав, в которых последовательно разворачивается история любви Демона и Тамары.

  1. Завязка: Демон, уставший от вечного зла и одиночества, пролетая над Кавказом, замечает прекрасную княжну Тамару, готовящуюся к свадьбе.
  2. Развитие действия: Демон влюбляется в Тамару и решает завоевать её сердце. Он убивает её жениха, вселяя в неё печаль и скорбь.
  3. Кульминация: Демон является к Тамаре в образе прекрасного юноши, обещая ей любовь и вечное блаженство. Тамара, поддавшись его уговорам, отвечает на его чувства.
  4. Развязка: Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары. Её душа спасается благодаря вмешательству ангела-хранителя, а Демон остается в своём вечном одиночестве[6].

Конфликт

В поэме присутствует как внешний, так и внутренний конфликт. Внешний конфликт заключается в противостоянии Демона и ангела-хранителя, борющихся за душу Тамары.

Внутренний конфликт проявляется в борьбе Демона с собственными чувствами и стремлениями. Его желание любви и добра противостоит его демонической природе и вечному злу[7].

Главные и второстепенные герои

  • Демон: Падший ангел, символизирующий бунт против Бога и вечное стремление к недостижимому идеалу. Он одинок, мятежен, испытывает тоску и неудовлетворённость.
  • Тамара: Юная грузинская княжна, олицетворяющая чистоту, невинность и духовность. Она мечтательна, верит в любовь и стремится к счастью.
  • Князь Синодал: Жених Тамары, погибший от руки Демона. Его смерть становится отправной точкой для развития трагических событий.
  • Ангел-хранитель: Светлый дух, защищающий душу Тамары и противостоящий Демону[2].

Художественные приёмы и средства

Тропы

  • Эпитеты: Лермонтов использует яркие эпитеты для создания образов и передачи настроения. Например, «тёмные облака», «бури роковые» подчёркивают мрачность и драматизм повествования.
  • Метафоры: поэт прибегает к метафорам для передачи сложных эмоций и состояний. Например, образ Демона как «падшего ангела» символизирует его внутренний конфликт и стремление к недостижимому.
  • Сравнения: сравнения помогают подчеркнуть особенности персонажей и ситуаций. Например, красота Тамары сравнивается с небесными светилами, что подчёркивает её неземную привлекательность.
  • Олицетворение: Лермонтов оживляет природу, придавая ей человеческие черты, что усиливает эмоциональное восприятие. Например, горы «грустят», реки «поют», отражая внутренний мир героев.

Лексические средства

  • Устаревшие слова: использование архаизмов придаёт поэме исторический колорит и подчёркивает её связь с фольклорными традициями.
  • Фразеологизмы: введение устойчивых выражений обогащает текст и делает его более выразительным.

Приёмы

  • Антитеза: одним из основных художественных средств, используемых Лермонтовым в поэме, является антитеза (противопоставление). Поэма построена на антитезах: Бог и Демон, Ангел и Демон, Демон и Тамара; небо и земля, жизнь и смерть, идеал и действительность; свобода и тирания, любовь и ненависть, борьба и гармония, добро и зло.
  • Анафора: повторение начальных слов в строках усиливает ритмичность и эмоциональность.
  • Оксюморон: сочетание противоположных понятий подчёркивает внутренние противоречия персонажей и ситуаций.

Синтаксические средства

  • Инверсия: нарушение обычного порядка слов используется для акцентирования внимания на определённых элементах фразы.
  • Риторические вопросы: вопросы без ожидаемого ответа подчёркивают философскую глубину и эмоциональное напряжение поэмы[8].

Экранизация и постановки

Поэма «Демон» вдохновила многих деятелей искусства на создание различных интерпретаций.

Критика

После публикации «Демон» вызвал разнообразные отклики. Виссарион Белинский высоко оценил поэму, отмечая глубину её мысли и зрелость содержания.

Однако в 1860-х годах некоторые критики, такие как Варфоломей Зайцев, высказывали скептические мнения, считая сюжет нелогичным и лишённым здравого смысла. Несмотря на это, поэма продолжает оставаться значимым произведением русской литературы[2].

Примечания

  1. Демон. StudIzba. Дата обращения: 1 марта 2025.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Гендлина В. Демон. Полка. Дата обращения: 1 марта 2025.
  3. Тайна Лермонтова - Личность перед лицом демонизма («Демон»). Художественная литература. Дата обращения: 1 марта 2025.
  4. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Мультиурок. Дата обращения: 1 марта 2025.
  5. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма. Русская литература и фольклор. Дата обращения: 1 марта 2025.
  6. Жанр, сюжет и замысел поэмы.. Vuzlit.com. Дата обращения: 1 марта 2025.
  7. Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов). Литрекон (30 января 2020). Дата обращения: 1 марта 2025.
  8. Лисицына О. Урок литературы на тему «Анализ художественных особенностей поэмы Лермонтова «Демон». Инфоурок. Дата обращения: 1 марта 2025.
  9. Демон (англ.). IMDb. Дата обращения: 1 марта 2025.
  10. Demon (англ.). IMDb. Дата обращения: 1 марта 2025.