Учебник

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Смирновский. Учебник русской грамматики. 1915 год

Уче́бник — издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе. Вид учебной литературы[1].

Определение

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 года «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» отмечено[2]:

Учебник — это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нём излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине.Письмо Минобразования от 23.09.2002

В БСЭ дано определение учебника[1]:

Книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определённых возрастных и социальных групп.Большая советская энциклопедия

История учебника

Букварь для пермяцких детей. 1908 год

Самые первые «книги» появились более пяти тысяч лет до нашей эры в Месопотамии, в её ранней цивилизации — в Шумере. Это были глиняные таблички. До нашего времени сохранилось множество таких табличек с рекомендациями о сроках и приёмах посева злаков, о способах искусственного опыления финиковых пальм для увеличения их урожайности, о типах пород коней в коневодстве. В III тысячелетии до нашей эры появились первые книги в Древнем Египте. Они состояли из длинных свитков — склеенных лент папируса. В VII веке до нашей эры этот способ создания книг попал в Грецию, потом в Рим. Но уже во II—I веках до нашей эры существовали книги не только в виде свитков, но и в форме стопок отдельных страниц из бумаги, ткани или пергамента[3].

Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского, изданный им в 1658 году. Педагог в XVII веке предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

Первые книги, применяемые в обучении детей в Древней Руси, были рукописными и созданными на греческом и славянском языках. Учебной книгой являлась Библия или её отдельные части: Евангелие и часть книг Ветхого Завета — Псалтырь. Псалтырь считали универсальной «учительной книгой»[3].

В России первую азбуку издал Иван Фёдоров в 1574 году. Вторая половина XVII века ознаменовалась тем, что только Печатный двор выпустил свыше 300 тысяч букварей и около 150 тысяч учебников церковной тематики, что для своего времени являлось значительным достижением. Большая часть этих изданий была доступна различным слоям общества (например, цена букваря составляла всего одну копейку). «Родное слово» Константина Дмитриевича Ушинского увидело свет в 1864 году, впоследствии переиздавалось 146 раз[3].

Требования к учебнику

Требования к учебникам зависят от множества факторов: возраст учащихся, предмет, цели обучения и образовательные стандарты конкретной страны или региона. Существуют общие принципы, которые должны соблюдаться при создании любого качественного учебника[4]:

  • Соответствие образовательным стандартам.

Учебник должен полностью соответствовать государственным образовательным стандартам и программам. Он должен охватывать все обязательные темы курса, предоставлять учащимся необходимый объём знаний и умений, а также помогать им подготовиться к экзаменам и контрольным работам.

  • Научная достоверность.

Информация, представленная в учебнике, должна быть научно обоснованной и актуальной. Важно избегать ошибок и неточностей, так как учащиеся воспринимают содержание учебника как истину. Поэтому авторы учебников должны тщательно проверять факты и консультироваться с экспертами в соответствующей области[5].

  • Доступность и понятность.

Язык учебника должен быть простым и доступным для целевой аудитории. Сложные термины и концепции следует объяснять ясно и подробно, используя примеры и иллюстрации. Учебник должен учитывать уровень подготовки и возрастные особенности учащихся.

  • Структурная организация.

Учебник должен иметь логичную и последовательную структуру. Каждый раздел должен плавно переходить к следующему, постепенно усложняя материал. Важно наличие введения, основной части и заключения, а также удобного оглавления и индексов для быстрого поиска нужной информации.

  • Иллюстративный материал.

Иллюстрации, графики, схемы и таблицы помогают лучше понять и запомнить материал. Они должны быть качественными, информативными и соответствующими содержанию текста. Особенно важны иллюстрации в учебниках по естественным наукам, математике и истории.

  • Практическая направленность.
Церковнославянский язык. Плетнева А. А. Кравецкий А. Г. (2001). Титульный лист

Учебник должен содержать задания и упражнения, направленные на закрепление теоретического материала. Задания должны быть разнообразными по уровню сложности и формату (устные, письменные, практические). Это поможет применять полученные знания на практике[5].

  • Межпредметные связи.

Учебник может способствовать развитию междисциплинарного мышления у учащихся, показывая взаимосвязи между разными предметами. Например, изучение истории может сопровождаться ссылками на литературу, искусство и географию.

  • Этический аспект.

Содержание учебника должно соответствовать этическим нормам общества. Необходимо избегать дискриминации по любому признаку (пол, национальность, религия и так далее) и пропагандировать уважение к культурному многообразию.

  • Эстетическое оформление.

Внешний вид учебника тоже важен. Качественная полиграфия, удобная вёрстка и привлекательная обложка делают учебник приятным для чтения и использования. Удобство пользования учебником также зависит от формата и качества бумаги.

Создание качественного учебника — сложный и многогранный процесс, требующий участия специалистов разного профиля: педагогов, учёных, дизайнеров, редакторов. Соблюдение требований позволит создать учебник, который будет полезен и интересен, а также поможет достичь высоких результатов в обучении[4].

Элементы учебника

Аннотация — краткий обзор содержания учебного издания, предназначенный для того, чтобы дать представление о том, чему посвящено произведение, а также для кого оно предназначено. Она должна быть информативной, четко структурированной и содержать конкретные сведения о содержании, особенностях и преимуществах издания перед аналогичными работами. Обязательно указывается читательский адрес, то есть целевая аудитория, для которой предназначено издание (например, студенты определенных направлений и специальностей).

Оглавление — структурный элемент учебника, который размещается в начале издания и служит для облегчения поиска нужных разделов и глав. Оно предоставляет обзор всей структуры учебника и помогает читателю ориентироваться в материале. Согласно ГОСТ 7.0.3-2006, структура текста учебника должна включать части, разделы, главы и параграфы. В оглавлении также должны быть указаны вопросы и задания для самоконтроля. Для улучшения восприятия используются отступы и шрифтовые выделения[6].

Предисловие — текст, написанный автором или другими лицами, который вводит читателя в контекст издания. Оно не должно дублировать аннотацию, а скорее фокусироваться на целях и назначении учебника, важности и актуальности представленной информации, а также методике построения и изложения материала. В предисловии также могут содержаться благодарности людям, оказавшим помощь в создании учебника[6].

Введение — часть самого учебника, написанная автором, которая знакомит читателя с основными вопросами и проблемами учебной дисциплины, методами и формами её освоения. В отличие от предисловия, введение фокусируется на самом содержании учебника. Оно может включать в себя обсуждение основных тем, методов обучения и особенностей учебного процесса.

Списки условных обозначений и сокращений необходимы для пояснения тех символов, терминов и аббревиатур, которые часто встречаются в тексте учебника. Согласно правилам русской орфографии и требованиям ГОСТ 7.12 и ГОСТ 7.4, при первом упоминании полного названия в скобках указывается его сокращение или аббревиатура. В дальнейшем используется сокращённый вариант. Если в тексте встречается более трёх сокращений, их следует собрать в отдельный список[6].

Внутритекстовые ссылки используются для указания на структурные элементы и фрагменты издания, такие как рисунки, таблицы, уравнения, формулы и приложения. Они оформляются единообразно, чтобы избежать путаницы и облегчить чтение. Например, ссылка на рисунок может выглядеть следующим образом: «см. рис. 1.2».

Библиографические ссылки необходимы для указания источников информации, на которые опираются авторы учебника. В учебном издании предпочтительно использовать минимальное количество ссылок, давая объяснения непосредственно в тексте. Наиболее удобный формат — подстрочные ссылки, помещённые внизу страницы и связанные со сносками в тексте[6].

Структура учебника

Структура учебника — это упорядоченная последовательность его элементов, обеспечивающая логичное и удобное для восприятия представление учебного материала. Структура может различаться в зависимости от конкретного предмета, возрастной категории учащихся и целей обучения, но существует общая схема, которая включает в себя следующие основные элементы[7]:

  • Титульный лист. Первая страница учебника, содержащая основную информацию о нём: название, имя автора, предмет, курс, издательство и год выпуска.
  • Оглавление. Список глав и разделов учебника с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. Помогает читателям быстро находить нужные темы и ориентироваться в структуре книги.
  • Введение. Авторское вступление, объясняющее цели и задачи учебника, его особенности и отличительные черты. Может также содержать рекомендации по использованию учебника и советы для учащихся.
  • Основная часть. Основной учебный материал, состоящий из нескольких частей, разделов, глав и параграфов. Каждая глава посвящена отдельной теме и включает: теоретические объяснения, примеры и иллюстрации, таблицы и схемы, вопросы и задания для самопроверки.
  • Заключительная часть. Итоги пройденного материала, обобщающие ключевые моменты и подчёркивающие важность изученной информации. Могут также содержаться рекомендации по дальнейшему обучению и саморазвитию[7].
  • Словарь терминов. Алфавитный перечень ключевых понятий и определений, встречающихся в учебнике. Помогает учащимся быстро найти значение незнакомого термина и уточнить его смысл.
  • Список литературы и интернет-ресурсов. Дополнительные источники информации для углубленного изучения темы. Включает книги, статьи, сайты и другие полезные материалы.
  • Приложения. Содержат дополнительный материал, который не вошёл в основную часть учебника: таблицы, карты, справочники, образцы документов и прочее.
  • Указатель. Перечень ключевых слов и понятий с указанием страниц, где они встречаются. Ускоряет поиск нужной информации и помогает быстро найти нужный раздел учебника.
  • Форзацы и обложка. Внутренние стороны обложек могут содержать дополнительную информацию, такую как карты, схемы или важные формулы. Обложка привлекает внимание и отражает суть содержания книги.
  • Электронные версии и мультимедийные дополнения. Многие современные учебники сопровождаются электронными версиями и мультимедийными дополнениями, такими как видеоуроки, интерактивные тесты и онлайн-платформы для общения с преподавателями и одноклассниками[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Учебник. БСЭ. Дата обращения: 28 октября 2024.
  2. Письмо Минобразования Российской Федерации от 23 сентября 2002 гjlf. psu. Дата обращения: 28 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Евгения Зюзя. От Античности до СССР: какие учебники были у школьников прошлого. Вокруг света (10 февраля 2024). Дата обращения: 28 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 Чекулаева А. Ю. Требования к школьным учебникам. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области. Дата обращения: 28 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 Мендубаева З. А. Требования к учебной книге // Теория и практика образования в современном мире : Материалы конференции. — 2012. — С. 340.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Учебник. edu.mgupp (13 апреля 2021). Дата обращения: 28 октября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 Современный учебник в системе школьного образования. solncesvet. Дата обращения: 28 октября 2024.