Дьюи, Джон

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Джон Дьюи
англ. John Dewey
John Dewey cph.3a51565.jpg
Дата рождения 20 октября 1859(1859-10-20)
Место рождения Берлингтон, Вермонт, США
Дата смерти 1 июня 1952(1952-06-01) (92 года)
Место смерти Нью-Йорк, США
Страна Флаг США США
Научная сфера психология, философия
Место работы Университет Мичигана,
Университет Чикаго,
Колумбийский университет
Альма-матер Университет Джонса Хопкинса
Учёная степень Доктор наук
Сайт johndeweysociety.org

Джон Дью́и (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Берлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — один из философов, психологов и образовательных теоретиков двадцатого века. Он, как основоположник прогрессивного образования и прагматической философии, акцентировал важность опыта, научного исследования и рефлективного мышления для обучения и получения знаний. Его фундаментальные труды, такие как «Демократия и образование» и «Общественность и её проблемы», объединяют в себе глубокие размышления по вопросам образования, демократии и человеческого опыта. Несмотря на критику и возражения, философия Дьюи продолжают формировать современные образовательные теории и демократические идеалы, подчёркивая его бесконечную актуальность в решении интеллектуальных и общественных задач современности[1].

Биография

Дьюи третий из четырёх сыновей Арчибальда Дьюи и Люсины Артемизии Рич. Его отец был местным торговцем, а мать увлекалась литературой, что, повлияло на интеллектуальное развитие Дьюи[2].

Дьюи посещал государственные школы Берлингтона, где проявлял склонность к интеллектуальным поискам и философским изысканиям. Классическая программа школы включала предметы типа латыни и греческого языка, но Дью́и больше привлекали науки и современные проблемы[3].

Дьюи поступил в Университет Вермонта в 1875 году, где изучал философию и ознакомился с идеями Чарльза Дарвина и других теоретиков эволюции[1]. После окончания университета в 1879 году, он некоторое время работал учителем в старшей школе, перед тем как решить углубить свои знания в философии и поступить в Университет Джонса Хопкинса. Философия Джорджа Сильвестера Морриса и научные исследования психолога Грэнвилла Стэнли Холла оказали влияние на Джона Дьюи в данном университете. Под их руководством Дьюи успешно защитил свою диссертацию по теме «Психология Канта» в 1884 году[2].

После получения докторской степени Дьюи углубился в академическую карьеру, сочетая философские исследования с психологическими взглядами и образовательными реформами. Этот ранний опыт и образование сыграли ключевую роль в формировании его идей, подчеркивающих прагматизм и обучение опытным путём, выделяя его как ключевую фигуру в функциональной психологии и прогрессивном образовании[3].

Полученный опыт и образование в ранние годы повлияли на революционные идеи Дью́и в области философии и образования. Его знакомство с теорией эволюции и философией Гегеля сформировали его взгляды на непрерывную, развивающуюся природу человеческого опыта и обучения. Его педагогическая практика, объединённая с исследованиями в области философии, способствовала формированию его теорий обучения на практике, оказав влияние на развитие прогрессивного образования во всём мире[1].

Дьюи защищал права направленные на социальную справедливость, равенство и гражданские свободы, вдохновляя движения и инициативы, направленные на поощрение демократического управления, социальных реформ и защиты прав человека[2]. Его философия образования направлена на то, чтобы обеспечить всем равные возможности для обучения и развития, что, по его мнению, является ключевым компонентом демократического общества[4]. Дью́и был активным защитником демократии и прав человека не только в теории, но и на практике[1].

«Демократия должна быть перерождена в каждом поколении, и образование является ее акушерством.»

— Джон Дью́и

Дью́и имел удивительно хорошее здоровье. Даже серьёзная операция в 1951 году не вывела его из строя, и он настолько хорошо восстановился, что лично принял почетную степень доктора литературы на июньской церемонии вручения дипломов в Йельском университете. В возрасте 92 лет доктор Дьюи выглядел на двадцать лет моложе.

Могила Джона Дьюи

Доктор Дью́и женился дважды. В 1886 году его избранницей стала Алиса Чипман, одна из его студенток в Университете Мичигана. У них родилось шестеро детей, двое из которых умерли в детстве. Седьмого ребёнка они усыновили. Миссис Дью́и умерла в 1927 году.

11 декабря 1946 года, будучи на 87-м году жизни, философ женился на миссис Грант, вдове, проживающей в Сан-Франциско. Миссис Грант, которой было чуть меньше половины возраста Дью́и, происходила из семьи производителей стекла из Ойл-Сити, штат Пенсильвания, с которыми доктор Дью́и поддерживал дружбу ещё до её рождения.

Джон Дью́и скончался 1 июня 1952 года от пневмонии в возрасти 92 лет. Его смерть ознаменовала конец эпохи для многих ученых и педагогов, которые следовали его идеям и философии. Дью́и оказал огромное влияние на образование и социальную философию не только в Соединенных Штатах, но и по всему миру. Его идеи о прогрессивном образовании, демократии, и инклюзивности были, и продолжают оставаться, вдохновляющими.

Научная деятельность

Джон Дью́и начал свою работу в Университете Мичигана в 1884 году, вскоре после получения докторской степени в Университете Джонса Хопкинса. Изначально он был приглашен на должность преподавателя философии, но его инновационные идеи и динамичный стиль преподавания быстро принесли ему повышение до должности старшего преподавателя, а затем до профессора[5]. В период работы Дьюи в Мичигане его философская позиция изменилась: от изначального увлечения гегельянским идеализмом до принятия более прикладного и основанного на опыте подхода, который впоследствии лег в основу его понимания прагматизма[6]. Именно в этот период Дью́и углубил свой интерес в образовательной философии и психологии, занимаясь исследованиями в области эпистемологии и метафизики. Его академические исследования в университете Мичигана отличались глубоким изучением взаимосвязи философии, психологии и педагогики[2].

В 1894 году Дью́и переехал в Университет Чикаго, где в 1896 году основал школу-лабораторию. Переход Дью́и в Университет Чикаго был отмечен трансформационным этапом в его карьере, а основание школы-лаборатории было ответом Дью́и на его разочарование в традиционной системе образования. Школа воплощала его революционную образовательную философию, подчеркивая опыт, взаимодействие и размышление в процессах обучения. Эта школа превратилась в пространство для экспериментирования с его инновационными теориями образования, выделяющими практический аспект обучения и важность опыта ученика в учебном процессе[1]. Его работа в школе-лаборатории привела к публикации «Школа и Общество»[7], где Дью́и изложил свои основополагающие идеи о прогрессивном образовании.

Дью́и присоединился к Колумбийскому университету в 1904 году в должности профессора и продолжил углублять и расширять свои теории философии прагматизма и инструментализма. Здесь он занимался чтением лекций, создавая значимые труды, такие как «Демократия и Образование»[8] и «Опыт и Природа»[9]. «Демократия и Образование»[8] считается одним из его наиболее ключевых трудов, исследующих роль образования в демократическом обществе и разъясняющих его образовательную философию. Его обширные труды за этот период вобрали в себя зрелые философские мысли, а литературные работы охватывали образование, демократию, этику и логику. «Демократия и Образование»[8] считается фундаментальным трудом, в котором заключена его теория о роли образования в воспитании демократических граждан и обществ.

Образовательные Реформы

Передовая работа Дьюи в области образования заложила основы прогрессивного образования, подчеркивая важность опытного обучения и развития критического мышления[8]. Его ориентированный на ученика подход совершил революцию в области педагогических методов, отходя от зазубривания к более интерактивному и критическому методу обучения, способствуя интеллектуальному росту и моральному развитию[8]. Дью́и ратовал за необходимость отхода от традиционного обучения, сосредоточенного на запоминании, и предложил новый подход, ориентированный на интересы учащихся. Он утверждал, что обучение должно быть интерактивным и рефлективным процессом, что поможет в интеллектуальном и моральном развитии[1].

«Образование — не подготовка к жизни, образование — это сама жизнь».

— Джон Дью́и

Педагогические идеи и принципы Дью́и в значительной степени повлияли на разработку образовательных стандартов, методов обучения и учебного плана, как в Соединенных Штатах Америки, так и за их пределами. Его идеи продолжают влиять на образовательные движения и реформы, направленные на создание более справедливой и инклюзивной образовательной системы[2].

Прагматизм в педагогике

Педагогический прагматизм Джона Дью́и подчеркивает его веру в ключевое значение опыта и активного вовлечения в учебный процесс. Его образовательные идеи и педагогические принципы продолжают оказывать значительное влияние на образовательные практики. Основной принцип педагогического прагматизма Дью́и — обучение через опыт. Дью́и утверждал, что дети учатся лучше всего, когда обучение связано с их интересами и опытом, а не представляет собой пассивное запоминание информации. Он подчеркивал важность активного и осмысленного участия учеников в процессе обучения[4]. Дью́и был сторонником обучения акцентированного на учащегося и придавал большое значение взаимодействию и социальному контексту в образовательном процессе. Он считал, что учебный процесс должен исходить из потребностей и интересов студентов и быть направленным на развитие их способностей к критическому мышлению, рефлексии и решению проблем[10]. Дью́и рассматривал образование как средство для культивирования демократических ценностей и умений. Он утверждал, что демократическое общество требует образованных граждан, способных к критическому мышлению, диалогу и сотрудничеству. Образование, по мнению Дью́и, играет центральную роль в формировании активных, информированных и ответственных членов общества.

«Чтобы учить, нужно уметь учиться. Педагогика, как наука о методах обучения, имеет смысл только в том случае, если она может помочь ученикам учиться лучше и легче.»

— Джон Дью́и

Международное влияние

Джон Дью́и во время одной из своих поездок в Китай

Международное влияние проникло во многие страны, включая Китай, где его идеи о демократии и образовании оказали значительное воздействие. Джон Дью́и совершил поездку в Китай в 1919-1921 годах. Его лекции и обсуждения с китайскими учеными и интеллектуалами оказали глубокое воздействие на образовательную и социальную мысль в Китае. Традиционная китайская система образования, основанная на рутинном заучивании и строгой дисциплине, стала испытывать преобразования под влиянием идей Дьюи. Так, Хуаджун Чжан аргументирует, что после визита Дьюи многие китайские школы начали внедрять методы, акцентирующие внимание на практическом опыте и развитии критического мышления учащихся[11].

Общество Джона Дью́и

Сообщество Джона Дью́и было создано в 1935 году. Оно возникло в результате серии обсуждений, начавшихся ещё в 1934 году. Изначально оно называлось «Ассоциация изучения образования в его социальных аспектах», но в начале 1936 года название было изменено на Общество Джона Дью́и. Общество активно участвует в продвижении и применении образовательной философии Дьюи. Цель Общества Джона Дью́и — способствовать изучению проблем, относящихся к месту и функции образования в социальных изменениях, а также обмениваться, обсуждать и распространять результаты таких исследований. Общество ведет три журнала и проводит ежегодные собрания, на которых представлены работы в области философии и образования.[12].

«Общество существует не только для того, чтобы передавать наследие, но и для того, чтобы уважать интересы молодых, или в противном случае общество станет деспотичным и угнетающим, и перестанет развиваться.»

— Джон Дью́и

Школы имени Джона Дью́и

В США несколько учебных заведений носят имя Джона Дью́и:

  • Средняя Школа Джона Дью́и — Бруклин, Нью-Йорк, США — школа создает среду, где студентам предлагается учиться на практике, делая упор на опыт в процессе обучения[13].
  • Школа Дью́и — Чикаго, Иллинойс, США — это начальная школа, названная так из-за долгосрочных отношений с Университетом Чикаго, где Дью́и основал школу-лабораторию для экспериментов с его образовательными теориями[14].
  • Академия Обучения Джона Дью́и — Грин-Бэй, Висконсин, США — это частная школа, созданная для предоставления индивидуализированного, проектно-ориентированного обучения, сосредоточенного на индивидуальных потребностях обучающихся и опытном обучении[15].

Научные труды

Джон Дью́и был автором многочисленных работ в сферах образования, психологии, философии:

  1. «Школа и Общество» (The School and Society) — 1899 год издания. Эта работа является одной из первых и фундаментальных публикаций Дью́и по образованию, в которой он излагает свои революционные идеи об образовательной реформе. В ней обсуждается роль образования в обществе и подчеркивается важность опыта и социального взаимодействия в процессах обучения[7].
  2. «Мое педагогическое кредо» (My Pegagogic Creed) — 1897 год издания. В этой работе Дью́и развивает свою концепцию образования, представляя её как фундаментальный социальный и интерактивный процесс, где ученик и учитель взаимодействуют в динамичной образовательной среде[16].
  3. «Демократия и Образование» (Democracy and Education) — 1916 год издания. Эта книга считается основополагающим трудом в философии образования и излагает философию образования Дью́и в связи с его демократическими идеалами. В ней рассматривается внутренняя связь между образованием и развитием демократических обществ, акцентируется важность воспитания критического мышления, коммуникации и участия[8].
  4. «Опыт и Природа» (Experience and Nature) — 1958 год издания. Эта публикация предлагает глубокий анализ метафизики и эпистемологии Дью́и, обсуждает взаимодействие между опытом и естественным миром. В ней затрагиваются темы знания, реальности, ценности и смысла, раскрывая прагматическую и опытную философию Дью́и[9].
  5. «Общественность и её Проблемы» (The Public and Its Problems) — 1927 год издания. В этой работе Дью́и обсуждает проблемы и перспективы демократического управления. Он изучает роль общественности в формировании демократических институтов и подчеркивает важность эффективной коммуникации и активного участия в решении социальных и политических вопросов[17].
  6. «Логика: Теория Исследования» (Logic: The Theory of Inquiry) — 1938 год издания. Эта книга представляет собой всесторонний анализ Дью́и логики и научного метода. В ней обсуждается процесс исследования и конструирование знаний, акцентируется важность опыта, эксперимента и рефлексии в логической мысли и научном исследовании[4].
  7. «Искусство как Опыт» (Art as Experience) — 1934 год издания. Дью́и погружается в эстетику в этой публикации, исследуя роль опыта в создании и восприятии искусства. Он утверждает, что необходимо более широкое понимание художественного выражения и опыта, связывая их с повседневными переживаниями и культурными контекстами[18].
  8. «Как мы Думаем» (How We Think) — 1910 год издания. Эта книга предоставляет взгляды Дью́и на мышление и развитие мыслительных навыков. Она имеет особое значение в области образования, выступая за развитие мыслительного процесса и навыков решения проблем[19].

Критика

Теории Джона Дью́и подвергались критике, в частности критиковались следующие позиции:

  1. Чрезмерное акцентирование на опыте. Одним из общих упреков философии образования Дью́и является его акцент на опыт и обучение путем практики. Критики утверждают, что его подход может привести к недооценке академического содержания и фундаментальных знаний. Хирш, среди других, считает, что концентрация исключительно на опытном обучении может потенциально игнорировать важность приобретения основного объёма знаний, который необходим для развития критического мышления и культурной грамотности[20].
  2. Отсутствие структуры. Критики Дью́и утверждают, что его прогрессивная философия образования не имеет четкой структуры и наставлений. Они утверждают, что отсутствие четко определённого учебного плана и ясных образовательных целей может мешать приобретению существенных навыков и знаний. Дайана Равич и другие считают, что структура и наставления критически важны для того, чтобы обеспечить всем ученикам доступ к качественному образованию и возможности учиться и добиваться успеха[21].
  3. Идеализм и практичность. Некоторые критики указывают, что идеалы Дью́и в отношении демократии и образования чересчур оптимистичны и могут быть не полностью практичными или достижимыми в реальных условиях. Кристофер Лаш, например, утверждает, что видение Дью́и демократического образования предполагает идеальные социальные условия и может не учитывать существующие неравенства и динамику власти, которые могут влиять на образовательные возможности и результаты[22].
  4. Релятивизм. В области философии некоторые критиковали прагматический подход Дью́и за возможное приведение к релятивизму, где истина считается субъективной и зависящей от индивидуальных взглядов. Ричард Рорти, известный прагматист, признает этот аспект прагматизма, но принимает его как способ содействия терпимости и открытости ума[23].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Westbrook R. B. John Dewey and American Democracy. — Cornell University Press, 1991. — ISBN 978-0801498371.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Martin J. The Education of John Dewey.. — Columbia University Press, 2002. — ISBN 9780231113373.
  3. 3,0 3,1 Ryan, A. John Dewey and the High Tide of American Liberalism. — W.W. Norton & Company, 1995. — ISBN 978-0393312282.
  4. 4,0 4,1 4,2 Dewey, J. Logic: The Theory of Inquiry. — Henry Holt and Company, 1938. — ISBN 978-1887995991.
  5. Westbrook, R. B. John Dewey and American Democracy. — Cornell University Press, 1991.
  6. Campbell, J. Understanding John Dewey: Nature and Cooperative Intelligence. — Open Court Publishing, 1995.
  7. 7,0 7,1 Dewey, J. The School and Society. — The University of Chicago Press, 1899. — ISBN 978-0226143965.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Dewey, J. Democracy and Education. — Macmillan, 1916. — ISBN 978-1607960213.
  9. 9,0 9,1 Dewey, J. Experience and Nature. — Open Court, 1958.
  10. Dewey, J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. — The Free Press, 1916.
  11. Zhang, H. John Dewey's Influence on Education in China. // Comparative Education. — 1986. — Т. 22. — С. 53—61.
  12. John Dewey Society (англ.). www.johndeweysociety.org. Дата обращения: 2 октября 2023.
  13. John Dewey High School (англ.). www.johndeweyhighschool.org. Дата обращения: 2 октября 2023.
  14. John Dewey Academy of Learning (англ.). jdal.gbaps.org. Дата обращения: 2 октября 2023.
  15. Dewey School of Excellence (англ.). www.deweysoe.org. Дата обращения: 2 октября 2023.
  16. Dewey, J. My Pedagogic Creed.. — E.L. Kellogg & Company., 1897.
  17. Dewey, J. The Public and Its Problems. — Henry Holt and Company, 1927.
  18. Dewey, J. Art as Experience. — Minton, Balch & Company, 1934.
  19. Dewey, J. How We Think. — D. C. Heath., 1910.
  20. Hirsch, E.D. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. — Houghton Mifflin, 1987. — ISBN 978-0394758435.
  21. Ravitch, D. Left Back: A Century of Failed School Reforms. — Simon & Schuster, 2000. — ISBN 978-0743203265.
  22. Lasch, C. The True and Only Heaven: Progress and Its Critics. — W.W. Norton & Company, 1991. — ISBN 978-0393307955.
  23. Rorty, R. Consequences of Pragmatism. — University of Minnesota Press, 1982. — ISBN 978-0816610631.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!