Чёрный квадрат

Материал из «Знание.Вики»
Чёрный супрематический квадрат. 1915. ГТГ.png
Казимир Малевич
Чёрный супрематический квадрат. 1915
Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см
Третьяковская галерея, Москва

«Чёрный квадрат» — картина русского и советского художника-авангардиста Казимира Малевича, созданная в 1915 году.

Являясь основоположником супрематизма, одного из направлений абстракционизма, Малевичем был создан цикл супрематических работ, куда вошёл триптих в составе: «Чёрный квадрат», «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Картина выполнена маслом на холсте, её размер 79,5 × 79,5 см. Художником было создано ещё три работы с названием «Чёрный квадрат»[1], которые находятся в Русском музее (1923)[2], в Эрмитаже (1920—1930)[3] и еще одна в Третьяковской галерее (1929). Поздние работы отличались от оригинала 1915 года по размерам и пропорциям.

История квадрата

Работы Малевича на выставке

19 декабря 1915 года в Петрограде состоялось открытие «Последней футуристической выставки „0,10“», где экспонировались 14 художников русского авангарда, представивших 154 работы.[4] На этой выставке, где Казимир Малевич являлся куратором, он представил 39 своих произведений, в том числе «Чёрный квадрат», который находился в так называемом красном углу (у восточных славян это наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы). Картина была создана на основе рисунков[5], выполненных для постановки футуристической оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем»[6], поставленной в театре «Луна-парк» в Петрограде декабре 1913 года[7]. Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге выставки, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии, он действительно является четырёхугольником.[8]

Работа Казимира Малевича была встречена неоднозначно. Дискуссии об этом произведении не утихают по настоящее время. Одним из первых в полемику с Малевичем вступил художник и художественный критик Александр Бенуа[9], который писал в газете «Речь» в январе 1916 года:[4]

«Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено „произведение“ г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та „икона“, которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то „господство над формами натуры“… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

«Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя три основных элемента супрематической системы.

В 2015 году специалисты Третьяковской галереи обнародовали данные исследований (методом рентгеноскопии) «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. О результатах исследований картины было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины. Сотрудники галереи заявили, что картина нарисована поверх двух других работ художника, одну из которых он подписал как «Битва негров в темной пещере».[10]

Авторские варианты

В хронологическом порядке Казимиром Малевичем были созданы еще три работы, названные «Чёрный квадрат».

«Чёрный квадрат», 1923

Второй вариант чёрного квадрата, написанный в 1923 году, стал частью монументального триптиха — вместе с ним созданы дубли чёрного круга и креста, чтобы быть выставленными на Венецианской биеннале[11]. Размеры второй работы — 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 года отличались от оригинального триптиха 1915 года и размером, и пропорциями — это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест»[12]. После смерти художника, в марте 1936 года, вместе с другими восемьюдесятью картинами Малевича эти три работы были переданы его женой в Русский музей[13].

«Чёрный квадрат», 1929

Третий вариант картины, созданный в 1929 году, является точным авторским повторением основной работы, и имеет точно такой размер: 79,5 на 79,5 см. Написан он был Малевичем для своей персональной выставки, открывшейся в Третьяковской галерее в конце 1929 года[11]. По словам российского искусствоведа Екатерины Андреевой:[12]

«По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.»

«Чёрный квадрат», 1920/1930

Четвёртый вариант Малевича размером 53,5 на 53,5 см предположительно был написан в конце 1920-х годов — начале 1930-годов. О нём стало известно только после распада СССР, когда человек, представившийся дальним родственником Казимира Малевича[14], принёс картину в самарское отделение «Инкомбанка» в качестве залога за кредит. Когда в 1998 году у банка была отозвана лицензия, а в 2000 году он стал банкротом[15], владелец не востребовал картину, и она, став собственностью «Инкомбанка», была одним из активов в расчётах с кредиторами. Предполагалась продажа картины на аукционе, но по договорённости с Правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским предпринимателем Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США. После этого картина была передана в Эрмитаж.[16][17]

Другие «квадраты»

Существуют ещё две картины Малевича с изображением красного и белого квадратов: «Красный квадрат» (картина написана в 1915 году, представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, на самом деле отличающийся по форме от квадрата; находится в Государственном Русском музее) и «Белый квадрат» (также называется «Белое на белом», картина написана в 1919 году, представляет собой четырёхугольник, отличающийся по форме от квадрата, на более светлом фоне; находится в Нью-Йоркском музее современного искусства).

Кенотаф Малевича

Интересно, что во время гражданской панихиды у изголовья гроба художника на стене висел «Чёрный квадрат»; на крышке гроба тоже был изображён черный квадрат; другой черный квадрат был прикреплен к радиатору катафалка. На вагоне, в котором гроб Казимира Малевича перевозили из Ленинграда в Москву, был нарисован черный квадрат, а на его могиле близ подмосковной деревни Немчиновка ученик Малевича Николай Суетин установил надгробный памятник в виде белого куба с чёрным квадратом (не сохранился). В 1988 году, для увековечивания места захоронения Казимира Малевича, на опушке леса, примерно в двух километрах от реального погребения, художнику был установлен кенотаф.

Примечания

  1. «Чёрный квадрат» Малевича. Почему это шедевр
  2. Черный квадрат — Виртуальный Pусский музей
  3. Мистика «Черного квадрата»
  4. 4,0 4,1 Как современники восприняли «Черный квадрат» Малевича
  5. Как ты мог? Несколько версий того, как Малевич создал «Черный квадрат»
  6. Победа над Солнцем // Энциклопедия русской культуры.
  7. 98 лет назад Малевич написал картину «Чёрный квадрат»
  8. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». — СПб.: Государственный Русский музей, 2007.
  9. Критика квадрата
  10. Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка
  11. 11,0 11,1 Черный квадрат. Авторское повторение композиции 1915 года (ГТГ), 1929
  12. 12,0 12,1 Андреева Е. Ю. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. — СПб.: «Арка», 2010.
  13. Подробности передачи работ К. С. Малевича в ГРМ, см. Петрова Евгения. Ещё раз о наследии К. С. Малевича. // Русский авангард: личность и школа. — СПБ.: Государственный Русский музей, 2003. — С.112-118.
  14. Как в Самаре был обнаружен «Чёрный квадрат» Малевича
  15. «Инкомбанк» выплатит 70 % по частным вкладам
  16. Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича пополнила коллекцию Государственного Эрмитажа
  17. «Черный квадрат» Малевича — загадка века ценой в миллион

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!