Чёрный квадрат
Казимир Малевич | |
Чёрный супрематический квадрат. 1915 | |
Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см | |
Третьяковская галерея, Москва |
«Чёрный квадрат» — картина русского и советского художника-авангардиста Казимира Малевича, созданная в 1915 году.
Являясь основоположником супрематизма, одного из направлений абстракционизма, Малевичем был создан цикл супрематических работ, куда вошёл триптих в составе: «Чёрный квадрат», «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Картина выполнена маслом на холсте, её размер 79,5 × 79,5 см. Художником было создано ещё три работы с названием «Чёрный квадрат»[1], которые находятся в Русском музее (1923)[2], в Эрмитаже (1920—1930)[3] и еще одна в Третьяковской галерее (1929). Поздние работы отличались от оригинала 1915 года по размерам и пропорциям.
История квадрата
19 декабря 1915 года в Петрограде состоялось открытие «Последней футуристической выставки „0,10“», где экспонировались 14 художников русского авангарда, представивших 154 работы.[4] На этой выставке, где Казимир Малевич являлся куратором, он представил 39 своих произведений, в том числе «Чёрный квадрат», который находился в так называемом красном углу (у восточных славян это наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы). Картина была создана на основе рисунков[5], выполненных для постановки футуристической оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем»[6], поставленной в театре «Луна-парк» в Петрограде декабре 1913 года[7]. Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге выставки, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии, он действительно является четырёхугольником.[8]
Работа Казимира Малевича была встречена неоднозначно. Дискуссии об этом произведении не утихают по настоящее время. Одним из первых в полемику с Малевичем вступил художник и художественный критик Александр Бенуа[9], который писал в газете «Речь» в январе 1916 года:[4]
«Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено „произведение“ г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та „икона“, которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то „господство над формами натуры“… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».
«Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя три основных элемента супрематической системы.
В 2015 году специалисты Третьяковской галереи обнародовали данные исследований (методом рентгеноскопии) «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. О результатах исследований картины было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины. Сотрудники галереи заявили, что картина нарисована поверх двух других работ художника, одну из которых он подписал как «Битва негров в темной пещере».[10]
Авторские варианты
В хронологическом порядке Казимиром Малевичем были созданы еще три работы, названные .
Второй вариант чёрного квадрата, написанный в 1923 году, стал частью монументального триптиха — вместе с ним созданы дубли чёрного круга и креста, чтобы быть выставленными на Венецианской биеннале[11]. Размеры второй работы — 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 года отличались от оригинального триптиха 1915 года и размером, и пропорциями — это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест»[12]. После смерти художника, в марте 1936 года, вместе с другими восемьюдесятью картинами Малевича эти три работы были переданы его женой в Русский музей[13].
Третий вариант картины, созданный в 1929 году, является точным авторским повторением основной работы, и имеет точно такой размер: 79,5 на 79,5 см. Написан он был Малевичем для своей персональной выставки, открывшейся в Третьяковской галерее в конце 1929 года[11]. По словам российского искусствоведа Екатерины Андреевой:[12]
«По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.»
Четвёртый вариант Малевича размером 53,5 на 53,5 см предположительно был написан в конце 1920-х годов — начале 1930-годов. О нём стало известно только после распада СССР, когда человек, представившийся дальним родственником Казимира Малевича[14], принёс картину в самарское отделение «Инкомбанка» в качестве залога за кредит. Когда в 1998 году у банка была отозвана лицензия, а в 2000 году он стал банкротом[15], владелец не востребовал картину, и она, став собственностью «Инкомбанка», была одним из активов в расчётах с кредиторами. Предполагалась продажа картины на аукционе, но по договорённости с Правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским предпринимателем Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США. После этого картина была передана в Эрмитаж.[16][17]
Другие «квадраты»
Существуют ещё две картины Малевича с изображением красного и белого квадратов: «Красный квадрат» (картина написана в 1915 году, представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, на самом деле отличающийся по форме от квадрата; находится в Государственном Русском музее) и «Белый квадрат» (также называется «Белое на белом», картина написана в 1919 году, представляет собой четырёхугольник, отличающийся по форме от квадрата, на более светлом фоне; находится в Нью-Йоркском музее современного искусства).
Интересно, что во время гражданской панихиды у изголовья гроба художника на стене висел «Чёрный квадрат»; на крышке гроба тоже был изображён черный квадрат; другой черный квадрат был прикреплен к радиатору катафалка. На вагоне, в котором гроб Казимира Малевича перевозили из Ленинграда в Москву, был нарисован черный квадрат, а на его могиле близ подмосковной деревни Немчиновка ученик Малевича Николай Суетин установил надгробный памятник в виде белого куба с чёрным квадратом (не сохранился). В 1988 году, для увековечивания места захоронения Казимира Малевича, на опушке леса, примерно в двух километрах от реального погребения, художнику был установлен кенотаф.
Примечания
- ↑ «Чёрный квадрат» Малевича. Почему это шедевр
- ↑ Черный квадрат — Виртуальный Pусский музей
- ↑ Мистика «Черного квадрата»
- ↑ 4,0 4,1 Как современники восприняли «Черный квадрат» Малевича
- ↑ Как ты мог? Несколько версий того, как Малевич создал «Черный квадрат»
- ↑ Победа над Солнцем // Энциклопедия русской культуры.
- ↑ 98 лет назад Малевич написал картину «Чёрный квадрат»
- ↑ Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». — СПб.: Государственный Русский музей, 2007.
- ↑ Критика квадрата
- ↑ Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка
- ↑ 11,0 11,1 Черный квадрат. Авторское повторение композиции 1915 года (ГТГ), 1929
- ↑ 12,0 12,1 Андреева Е. Ю. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. — СПб.: «Арка», 2010.
- ↑ Подробности передачи работ К. С. Малевича в ГРМ, см. Петрова Евгения. Ещё раз о наследии К. С. Малевича. // Русский авангард: личность и школа. — СПБ.: Государственный Русский музей, 2003. — С.112-118.
- ↑ Как в Самаре был обнаружен «Чёрный квадрат» Малевича
- ↑ «Инкомбанк» выплатит 70 % по частным вкладам
- ↑ Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича пополнила коллекцию Государственного Эрмитажа
- ↑ «Черный квадрат» Малевича — загадка века ценой в миллион
Ссылки
- «Черный супрематический квадрат»
- Картина Малевича Черный квадрат, смысл, история создания
- Что за надпись обнаружили на картине Малевича «Черный квадрат»?
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |