Пропп, Владимир Яковлевич
Владимир Яковлевич Пропп | |
---|---|
Дата рождения | 16 (28) апреля 1895 |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 20 августа 1970 (75 лет) |
Место смерти | Ленинград, РСФСР, СССР |
Научная сфера | фольклористика, этнография |
Место работы | ЛГУ |
Альма-матер | Петроградский университет |
Учёная степень | доктор филологических наук |
Учёное звание | профессор |
Ученики |
Р. И. Беккер, Н. А. Бутинов, Ю. А. Добровольская, Н. И. Криничная, И. П. Лупанова, М. П. Чередникова, М. И. Шахнович |
Известен как |
основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике, один из основоположников современной теории текста |
Награды и премии |
«Мы хотим <...> найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку»
«Учение требует всего человека»
«Часто создавалось ощущение, что Пропп принадлежит к какой-то ушедшей цивилизации, уже покинувшей землю. Даже внешность его напоминала портреты людей Возрождения, а может быть, даже Средневековья: большие карие глаза под тяжелыми веками, усы и бородка «эспаньолка». Отношение к женщинам — из рыцарских времен»
Влади́мир Я́ковлевич (Ге́рман, Вольдема́р) Пропп (16 (23) апреля 1895, город Санкт-Петербург, Российская империя—20 августа 1970, город Ленинград, СССР) — доктор филологических наук, известный российский ученый советского времени. Обучение и деятельность исследователя связана прежде всего с Ленинградским Государственным университетом. В основе его научных трудов — сравнение и типизация в области фольклора, этнографии и народной культуры. Поэтика, морфология, семиотика, исторические корни—ключевые понятия базовых монографий ученого. Анекдот, волшебная сказка, героический эпос, древнерусская культура, фольклорные обряды в центре внимания Владимира Яковлевича. Его книги: «Морфология сказки» (1928 год), «Исторические корни волшебной сказки» (1946 год), «Русский героический эпос» (1955 год), «Русские аграрные праздники» (1963 год) — были изданы при жизни; полноценное признание теории произошло только в 80-е годы XX века. Его повесть «Древо жизни» признана как имеющая литературную ценность в сообществе профессионалов и любителей чтения. Признан за рубежом. Награжден орденом «Знак Почёта»[1][2][3][4]
Биография
Детство и юность
Владимир Яковлевич Пропп родился 16 (23) апреля 1895 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье (шестеро детей) бывших немцев. Наречен при крещении Германном Вальдемаром. Отец был доверенным в торговом доме (торговля хлебо-булочными печёными изделиями), мать занималась воспитанием детей и ведением дома. Большое влияние на Владимира оказала старушка — няня, которая пела ему колыбельные песни и разговаривала на народном русском языке. Позже родителями была нанята строгая гувернантка: учила мальчика светским манерам и французскому языку. С матерью Владимир разговаривал по-немецки, а с отцом по-русски. Окончил Аненнское училище и в 1913 году поступил в Петербургский университет. Изучал немецкую филологию. Когда началась Первая Мировая война за шесть недель окончил курсы первой медицинской помощи и служил медбратом милосердия. Отчасти война определила его переход на славяно-русское отделение университета, который закончил в 1918 году. Повесть «Древо жизни» стала художественной автобиографией В. Я. Проппа с 1901 года по 1916 год[1][4][2].
Взросление
С 1918 года по 1926 год Владимир Яковлевич преподавал русский и иностранные языки, историю русской и зарубежной литературы в гимназиях и институтах Петербурга (Ленинграда). В 1921 году поступил в Петроградский богословский институт с желанием постичь духовую жизнь церкви как неотъемлемую часть русской культуры. Институт выполнял задачи просвещения в области богословия. Владимир Яковлевич не закончил его. В этот же период он начал работать над своей первой научной книгой[4][2].
Научная деятельность в 1920-е—1940-е годы
В 1928 году была опубликована его монография «Морфология сказки». Она была поддержана учёными-филологами, но не получила настоящего признания. В 1932 году В. Я. Пропп начал работать в Ленинградском государственном университет. В 1938 году ему присвоили учёную степень кандидата наук без аттестации, а в 1939 году он защитил докторскую диссертацию, в основе которой была монография «Исторические корни волшебной сказки», он стал профессором. Однако в 1948 году Владимира Яковлевича уволили из Академии наук, обвинив в формалистическом подходе и отступлении от марксистско-ленинской теории в этой же монографии. Несколько лет В. Я. Пропп не писал и не публиковал как учёный ничего[4].
Научная деятельность в 1950-е—1960-е годы
Последующие монографии Владимир Яковлевич начал писать в конце пятидесятых годов и опубликовал в шестидесятые годы. Учёный не отказался, а напротив, развивал и углублял свой структурно-типологический метод, использовал его при исследовании других фольклорных жанров и обрядов. В последние годы работал над вопросами древнерусского искусства (иконопись, архитектура храмов). В. Я. Проппа ценили студенты и молодые учёные, он поддерживал талантливые работы, которые могли быть не поняты и не приняты с позиций академической науки (например, дипломная работа «Русский анекдот»), но при этом учёный был достаточно строг. Получал удовлетворение от преподавательской деятельности. В 1955 году в связи с шестидесятилетним юбилеем был награждён орденом «Знак почёта»[1][4][2].
Последние дни
В августе 1970 года на даче, в посёлке Репино, где учёный работал последние годы, у Владимира Яковлевича случилось два инфаркта. После лечения в больнице он выписался, заболел ангиной и третий инфаркт закончился смертью. Похоронен в Ленинграде на Северном кладбище. После смерти труды и наследие учёного издаются и переиздаются. Настоящее признание его наследия пришло в девяностые годы XX века[1][4][3].
Научное, эпистолярное, художественное и художественно-публицистическое, педагогическое наследие Владимира Яковлевича Проппа находится в архивных фондах Института русской литературы: Пушкинском Доме Российской Академии Наук[2].
Наследие
Научное наследие
На становление Владимира Яковлевича Проппа как учёного оказали влияние исследователи Борис Михайлович Эйхенбаум, Дмитрий Константинович Зеленин и Виктор Максимович Жирмунский, а также Александр Николаевич Афанасьев, собиратель русских сказок[1].
Новым подходом в исследованиях Проппа был принцип формализации. Учёный признавался[2]:
У меня проклятый дар: во всем сразу же, с первого взгляда, видеть форму. Помню, как в Павловске, на даче, репетитором в еврейской семье, я взял Афанасьева. Открыл № 50 и стал читать этот номер и следующие. И сразу открылось: композиция всех сюжетов одна и та же.
Название, год написания | Год издания | Базовые научные тезисы |
---|---|---|
«Морфология сказки» | 1928 год | В волшебных сказках исчисляемое количество героев, которые сопряжены с соответствующими им функциями. Общее число функций—31. Порядок проявления их в сказке неизменен, но в каждой сказке свой набор функций[1][4]. |
«Исторические корни волшебной сказки» | 1946 год | На основе анализа сюжетов различных волшебных сказок определено, что исторической основой волшебных сказок является обряд инициации—древний обряд сурового испытания юношей на право стать мужчиной[1]. |
«Русский героический эпос» | 1955 год | На основе сравнительно-типологического анализа русских былин, сопоставления с былинами народов Сибири и Крайнего Севера, были выявлены исторические основы и определена специфика этого фольклорного жанра. События русских былин основаны на архаических реалиях — главный тезис работы[4][3] |
«Русские аграрные праздники» | 1963 год | На основе анализа различных традиций для русских праздников были определены постоянные и переменные составляющие обрядов. Используя выделенные функции и атрибуты участников, стало возможно описать любой аграрный обряд. Единство и вариативность различных обрядов как система, структурирующая определенные элементы — в основе характеристики этнографического контента праздников[4][3]. |
«Фольклор и действительность» | 1963 год | Сборник статей, направленный на выявление взаимосвязи народных обрядов с реальностью, определение их исторических корней[4]. |
«Проблемы комизма и смеха.
Ритуальный смех в фольклоре» |
1976 год | Формы комического как эстетические категории—предмет анализа работы учёного. Выделяется как вид комического «насмешливый смех»[1]. |
«Русская сказка» | 1984 год | Работа обобщает и развивает идеи и развивает теоретические положения автора, изложенные в монографиях 1928 и 1946 годов[1]. |
Теоретические положения и направления исследований В. Я. Проппа оказали существенное влияние на развитие литературоведения в конце восьмидесятых годов XX века и в XXI веке. Монография «Морфология сказки» за третье десятилетие XXI века издавалась около десяти раз. Труды известных учёных—филологов Михаила Михайловича Бахтина, Николая Александровича Бутинова, Юлии Абрамовны Добровольской, Романа Осиповича Якобсона и других учёных логико—философского направления гуманитарно—художественной области[1]. Заслуга Владимира Яковлевича Проппа как учёного–исследователя, главным образом, в том, что он работал в гуманитарно–художественной области не путем выдвижения гипотезы и её доказательства, а путем расчленения художественного целого на структурные части и тщательного их изучения и сопоставления. Такой метод он называл методом «поэтической теории» и «методом индукции»[1][4]
Литературное наследие
Литературное наследия Владимира Яковлевича Проппа стало публиковаться только в девяностые годы XX века: повесть «Древо жизни» (опубликована в 2022 году) и рассказа «Воля» (опубликован в 1998 году), «Дневник старости. 1963 —196…» (издан с комментариями в 1995 году). Рукописные варианты стихов на немецком языке, писем, литературных записок недоступны широкому кругу читателей, однако вызывают интерес профессионалов[1][2].
Литература
- Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с.; 2-е изд. М.: Наука — 1969. 168 с.
- Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та — 1946. 340 с.
- Русский героический эпос. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. 552 с.; 2-е испр. изд. М.: Гослитиздат — 1958. 603 с.
- Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Л: Изд-во Ленингр. ун-та — 1963. 143 с.
- Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство — 1976. 182 с.
- Фольклор и действительность: Избр. статьи / Сост., ред., предисл. и примеч. Б. Н. Путилова. М.: Наука — 1976. 326 с.
- Русская сказка / Вступ. ст. К. В. Чистова. Л.: Изд-во ЛГУ — 1984. 335 с.
- Автобиография В. Я. Проппа / Подгот. текста А. Н. Мартыновой // Живая старина — 1995. № 3. С. 9.
- Неизвестный В. Я. Пропп / Предисл., сост. А. Н. Мартыновой; Подгот. текста, коммент. А. Н. Мартыновой, Н. А. Прозоровой. СПб.: Алетейя — 2002. 478 с.
- Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / [Пер. с англ.]; Вступ. ст. С. Б. Адоньевой. СПб.: Филологический факультет С.-Петербург. гос. ун-та — 2005. 143 с. (История науки. Персоналии).
- Мартынова А. Н. Владимир Яковлевич Пропп: жизненный путь, научная деятельность. СПб.: Дмитрий Буланин — 2006. 272 с.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Ерылаков С. И. Пропп Владимир Яковлевич (1895–1970) // Филологический факультет. Санкт-Петербургский государственный университет.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Мартынова А. Н., Прозорова Н. А. Неизвестный В. Я. Пропп. «Древо жизни. Дневник старости. Переписка». — СПб.: Алетейя, 2002. — 482 с. — ISBN 5-89329-512-9.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Пропп Владимир Яковлевич . Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 4 апреля 2023.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Пропп Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич . Отечественные этнографы и антропологи XX века. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Пропп В. Я. Морфология сказки. — Л.: Аcademia, 1928. — С. 136. — 152 с.
Ссылки
- Исторические корни волшебной сказки
- Русская сказка (сборник трудов)
- Русский героический эпос
- Пропп Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич
- О Пропповском центре
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |