Пропп, Владимир Яковлевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Яковлевич Пропп
Vladimir Propp (1928 year).jpg
Дата рождения 16 (28) апреля 1895(1895-04-28)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 20 августа 1970(1970-08-20) (75 лет)
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Научная сфера фольклористика, этнография
Место работы ЛГУ
Альма-матер Петроградский университет
Учёная степень доктор филологических наук
Учёное звание профессор
Ученики Р. И. Беккер, Н. А. Бутинов,
Ю. А. Добровольская,
Н. И. Криничная, И. П. Лупанова,
М. П. Чередникова,
М. И. Шахнович
Известен как основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике,
один из основоположников современной теории текста
Награды и премии Орден «Знак Почёта»

«Мы хотим <...> найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку»

Владимир Пропп

«Учение требует всего человека»

Владимир Пропп

«Часто создавалось ощущение, что Пропп принадлежит к какой-то ушедшей цивилизации, уже покинувшей землю. Даже внешность его напоминала портреты людей Возрождения, а может быть, даже Средневековья: большие карие глаза под тяжелыми веками, усы и бородка «эспаньолка». Отношение к женщинам — из рыцарских времен»

Ольга Гречина

Влади́мир Я́ковлевич (Ге́рман, Вольдема́р) Пропп (16 (23) апреля 1895, город Санкт-Петербург, Российская империя20 августа 1970, город Ленинград, СССР) — доктор филологических наук, известный российский ученый советского времени. Обучение и деятельность исследователя связана прежде всего с Ленинградским Государственным университетом. В основе его научных трудов — сравнение и типизация в области фольклора, этнографии и народной культуры. Поэтика, морфология, семиотика, исторические корни—ключевые понятия базовых монографий ученого. Анекдот, волшебная сказка, героический эпос, древнерусская культура, фольклорные обряды в центре внимания Владимира Яковлевича. Его книги: «Морфология сказки» (1928 год), «Исторические корни волшебной сказки» (1946 год), «Русский героический эпос» (1955 год), «Русские аграрные праздники» (1963 год) — были изданы при жизни; полноценное признание теории произошло только в 80-е годы XX века. Его повесть «Древо жизни» признана как имеющая литературную ценность в сообществе профессионалов и любителей чтения. Признан за рубежом. Награжден орденом «Знак Почёта»[1][2][3][4]

Биография

Детство и юность

Владимир Яковлевич Пропп родился 16 (23) апреля 1895 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье (шестеро детей) бывших немцев. Наречен при крещении Германном Вальдемаром. Отец был доверенным в торговом доме (торговля хлебо-булочными печёными изделиями), мать занималась воспитанием детей и ведением дома. Большое влияние на Владимира оказала старушка — няня, которая пела ему колыбельные песни и разговаривала на народном русском языке. Позже родителями была нанята строгая гувернантка: учила мальчика светским манерам и французскому языку. С матерью Владимир разговаривал по-немецки, а с отцом по-русски. Окончил Аненнское училище и в 1913 году поступил в Петербургский университет. Изучал немецкую филологию. Когда началась Первая Мировая война за шесть недель окончил курсы первой медицинской помощи и служил медбратом милосердия. Отчасти война определила его переход на славяно-русское отделение университета, который закончил в 1918 году. Повесть «Древо жизни» стала художественной автобиографией В. Я. Проппа с 1901 года по 1916 год[1][4][2].

Взросление

С 1918 года по 1926 год Владимир Яковлевич преподавал русский и иностранные языки, историю русской и зарубежной литературы в гимназиях и институтах Петербурга (Ленинграда). В 1921 году поступил в Петроградский богословский институт с желанием постичь духовую жизнь церкви как неотъемлемую часть русской культуры. Институт выполнял задачи просвещения в области богословия. Владимир Яковлевич не закончил его. В этот же период он начал работать над своей первой научной книгой[4][2].

Фрагмент страницы монографии «Морфология сказки» В. Я. Проппа. Формула простой сказки[5]

Научная деятельность в 1920-е—1940-е годы

В 1928 году была опубликована его монография «Морфология сказки». Она была поддержана учёными-филологами, но не получила настоящего признания. В 1932 году В. Я. Пропп начал работать в Ленинградском государственном университет. В 1938 году ему присвоили учёную степень кандидата наук без аттестации, а в 1939 году он защитил докторскую диссертацию, в основе которой была монография «Исторические корни волшебной сказки», он стал профессором. Однако в 1948 году Владимира Яковлевича уволили из Академии наук, обвинив в формалистическом подходе и отступлении от марксистско-ленинской теории в этой же монографии. Несколько лет В. Я. Пропп не писал и не публиковал как учёный ничего[4].

Научная деятельность в 1950-е—1960-е годы

Последующие монографии Владимир Яковлевич начал писать в конце пятидесятых годов и опубликовал в шестидесятые годы. Учёный не отказался, а напротив, развивал и углублял свой структурно-типологический метод, использовал его при исследовании других фольклорных жанров и обрядов. В последние годы работал над вопросами древнерусского искусства (иконопись, архитектура храмов). В. Я. Проппа ценили студенты и молодые учёные, он поддерживал талантливые работы, которые могли быть не поняты и не приняты с позиций академической науки (например, дипломная работа «Русский анекдот»), но при этом учёный был достаточно строг. Получал удовлетворение от преподавательской деятельности. В 1955 году в связи с шестидесятилетним юбилеем был награждён орденом «Знак почёта»[1][4][2].

Последние дни

В августе 1970 года на даче, в посёлке Репино, где учёный работал последние годы, у Владимира Яковлевича случилось два инфаркта. После лечения в больнице он выписался, заболел ангиной и третий инфаркт закончился смертью. Похоронен в Ленинграде на Северном кладбище. После смерти труды и наследие учёного издаются и переиздаются. Настоящее признание его наследия пришло в девяностые годы XX века[1][4][3].

Научное, эпистолярное, художественное и художественно-публицистическое, педагогическое наследие Владимира Яковлевича Проппа находится в архивных фондах Института русской литературы: Пушкинском Доме Российской Академии Наук[2].

Наследие

Научное наследие

На становление Владимира Яковлевича Проппа как учёного оказали влияние исследователи Борис Михайлович Эйхенбаум, Дмитрий Константинович Зеленин и Виктор Максимович Жирмунский, а также Александр Николаевич Афанасьев, собиратель русских сказок[1].

Новым подходом в исследованиях Проппа был принцип формализации. Учёный признавался[2]:

У меня проклятый дар: во всем сразу же, с первого взгляда, видеть форму. Помню, как в Павловске, на даче, репетитором в еврейской семье, я взял Афанасьева. Открыл № 50 и стал читать этот номер и следующие. И сразу открылось: композиция всех сюжетов одна и та же.

Научные идеи в трудах Владимира Яковлевича Проппа
Название, год написания Год издания Базовые научные тезисы
«Морфология сказки» 1928 год В волшебных сказках исчисляемое количество героев, которые сопряжены с соответствующими им функциями. Общее число функций—31. Порядок проявления их в сказке неизменен, но в каждой сказке свой набор функций[1][4].
«Исторические корни волшебной сказки» 1946 год На основе анализа сюжетов различных волшебных сказок определено, что исторической основой волшебных сказок является обряд инициации—древний обряд сурового испытания юношей на право стать мужчиной[1].
«Русский героический эпос» 1955 год На основе сравнительно-типологического анализа русских былин, сопоставления с былинами народов Сибири и Крайнего Севера, были выявлены исторические основы и определена специфика этого фольклорного жанра. События русских былин основаны на архаических реалиях — главный тезис работы[4][3]
«Русские аграрные праздники» 1963 год На основе анализа различных традиций для русских праздников были определены постоянные и переменные составляющие обрядов. Используя выделенные функции и атрибуты участников, стало возможно описать любой аграрный обряд. Единство и вариативность различных обрядов как система, структурирующая определенные элементы — в основе характеристики этнографического контента праздников[4][3].
«Фольклор и действительность» 1963 год Сборник статей, направленный на выявление взаимосвязи народных обрядов с реальностью, определение их исторических корней[4].
«Проблемы комизма и смеха.

Ритуальный смех в фольклоре»

1976 год Формы комического как эстетические категории—предмет анализа работы учёного. Выделяется как вид комического «насмешливый смех»[1].
«Русская сказка» 1984 год Работа обобщает и развивает идеи и развивает теоретические положения автора, изложенные в монографиях 1928 и 1946 годов[1].

Теоретические положения и направления исследований В. Я. Проппа оказали существенное влияние на развитие литературоведения в конце восьмидесятых годов XX века и в XXI веке. Монография «Морфология сказки» за третье десятилетие XXI века издавалась около десяти раз. Труды известных учёных—филологов Михаила Михайловича Бахтина, Николая Александровича Бутинова, Юлии Абрамовны Добровольской, Романа Осиповича Якобсона и других учёных логико—философского направления гуманитарно—художественной области[1]. Заслуга Владимира Яковлевича Проппа как учёного–исследователя, главным образом, в том, что он работал в гуманитарно–художественной области не путем выдвижения гипотезы и её доказательства, а путем расчленения художественного целого на структурные части и тщательного их изучения и сопоставления. Такой метод он называл методом «поэтической теории» и «методом индукции»[1][4]

Литературное наследие

Литературное наследия Владимира Яковлевича Проппа стало публиковаться только в девяностые годы XX века: повесть «Древо жизни» (опубликована в 2022 году) и рассказа «Воля» (опубликован в 1998 году), «Дневник старости. 1963 —196…» (издан с комментариями в 1995 году). Рукописные варианты стихов на немецком языке, писем, литературных записок недоступны широкому кругу читателей, однако вызывают интерес профессионалов[1][2].

Литература

  1. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с.; 2-е изд. М.: Наука — 1969. 168 с.
  2. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та — 1946. 340 с.
  3. Русский героический эпос. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. 552 с.; 2-е испр. изд. М.: Гослитиздат — 1958. 603 с.
  4. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). Л: Изд-во Ленингр. ун-та — 1963. 143 с.
  5. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство — 1976. 182 с.
  6. Фольклор и действительность: Избр. статьи / Сост., ред., предисл. и примеч. Б. Н. Путилова. М.: Наука — 1976. 326 с.
  7. Русская сказка / Вступ. ст. К. В. Чистова. Л.: Изд-во ЛГУ — 1984. 335 с.
  8. Автобиография В. Я. Проппа / Подгот. текста А. Н. Мартыновой // Живая старина — 1995. № 3. С. 9.
  9. Неизвестный В. Я. Пропп / Предисл., сост. А. Н. Мартыновой; Подгот. текста, коммент. А. Н. Мартыновой, Н. А. Прозоровой. СПб.: Алетейя — 2002. 478 с.
  10. Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / [Пер. с англ.]; Вступ. ст. С. Б. Адоньевой. СПб.: Филологический факультет С.-Петербург. гос. ун-та — 2005. 143 с. (История науки. Персоналии).
  11. Мартынова А. Н. Владимир Яковлевич Пропп: жизненный путь, научная деятельность. СПб.: Дмитрий Буланин — 2006. 272 с.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Ерылаков С. И. Пропп Владимир Яковлевич (1895–1970) // Филологический факультет. Санкт-Петербургский государственный университет.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Мартынова А. Н., Прозорова Н. А. Неизвестный В. Я. Пропп. «Древо жизни. Дневник старости. Переписка». — СПб.: Алетейя, 2002. — 482 с. — ISBN 5-89329-512-9.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Пропп Владимир Яковлевич. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 4 апреля 2023.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Пропп Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич. Отечественные этнографы и антропологи XX века. Дата обращения: 4 апреля 2024.
  5. Пропп В. Я. Морфология сказки. — Л.: Аcademia, 1928. — С. 136. — 152 с.

Ссылки