Симфония № 2 (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Симфония № 2
Симфония № 2
Фотография Рахманинова 1906 годаФотография Рахманинова 1906 года
Композитор С. В. Рахманинов
Форма симфония
Тональность Ми минор
Продолжительность ок. 60 мин
Посвящение С. И. Танеев
Первое исполнение
Дата 26 января 1908 года
Место Санкт-Петербург, Мариинский театр

Симфо́ния № 2 (ми мино́р, op. 27) — симфоническое произведение Сергея Рахманинова, работа над которым велась в 1906-1907 годах. Композитор посвятил симфонию своему учителю по Московской консерватории — Сергею Ивановичу Танееву. Продолжительность симфонии составляет около 60 минут, но в сокращённом варианте может составлять до 35 минут.

История создания

Вторая симфония создавалась Рахманиновым в то же время, что и Первая фортепианная соната; этот период охватывает конец 1906—1907 годы. Для работы над сочинениями Сергей Васильевич вместе со своей семьёй перебирается в Германию[1].

Поговорил со своими. Подумали и решили, что это не совсем уж дурно, если поехать жить, например, в Лейпциг или Дрезден. Верно, что я скучаю за границей: но Лейпциг, город интересный крайне в смысле хорошей музыки.Рахманинов, из письма Н. С. Морозову

В Дрездене композитор много работает и, по его собственным словам, живёт отшельником, практически не покидая квартиры[2]. Весной 1907 года была завершена первая редакция сонаты № 1, и в это же время Рахманинов завершает работу над черновиком Второй симфонии ми минор. Правки черновой версии симфонии и инструментовка заняли у композитора ещё несколько месяцев[3], в результате симфония была окончена к зиме 1907 года.

Уже месяц назад, даже более, я, действительно, кончил Симфонию, но надо к этому прибавить необходимое слово: вчерне. Не сообщал об этом «миру», так как хотел её раньше вчистую окончить. Пока я собирался её в «чистую» налаживать — она мне жестоко надоела и опротивела... Лично я тебе могу сказать, что я ею недоволен, но что она всё-таки «будет» действительно не раньше чем осенью, так как начну её инструментовать летом только.Рахманинов, из письма Н. С. Морозову

Это произведение заслуженно получило широкое признание и вошло в число наиболее часто исполняемых композиций Рахманинова.

Композиция

Центральная тема произведения Сергея Рахманинова — размышления о теме Родины — Руси, в широком понимании слова. Этот целостный, ёмкий образ пронизывает все части симфонии. Музыкальный язык симфонии глубоко национален, он проявляется в характерных трихордных попевках, в своеобразии ритма, в приёмах тематического развития.

Из воспоминаний Бориса Асафьев о С. Рахманинове [4]:

«Симфонии Рахманинова возникли на жизненно далёких расстояниях друг от друга, словно подытоживая прожитые творческие годы. В них раскрываются и сплетаются лучшие стороны его глубоко созерцательной, насыщенной проявлениями правдивого, цельного чувства музыки, не знающей грубой чувственности. Одухотворённая лирикой сердечно-горестных замет и гимнами восторга и любви, обращённой к великой родине композитора, музыка эта начинает теперь свою новую светлую жизнь.»

Содержание четырёхчастного цикла раскрывается в лирическом плане борьбы человека с внешними силами и с самим собой — со своей оцепенелостью, душевной скованностью и апатией. Поэтическая линия развёртывается на фоне эпической мелодии, в которой сквозят образы народного творчества, пасторальные пейзажные зарисовки, и философские раздумья. Мрачные настроения сменяются лёгкими, праздничными.

Для Второй симфонии характерно неторопливое, повествовательное изложение тем с поэтическими многоплановостью фактуры. Музыка рисует трагическое чувство одиночества, стремление вырваться из-под гнёта тяжёлых мыслей. Развёрнутое вступление вводит в образную атмосферу первой части: сдержанно-сурово проходит начальный мотив, близкий к темам рока из симфоний Чайковского, ему отвечает широкий распев скрипок, выдержанный на одном дыхании. Это напоминает картину поздней осени, бессолнечной и тоскливой; медленно плывут по небу тёмные тучи, исчезают в тумане очертания предметов, тают в холодном воздухе звуки[5].

Задумчивая мелодия английского рожка сменяется главной партией, полной затаённого порыва: по мере развития тема звучит все энергичнее, увереннее. Нотки тревоги, проступавшие в главной партии, пронизывают разработку, всё более и более нарастает напряжение, ускоряется темп, зловещее звучание меди насыщается колокольными звонами. Во встревоженной и жалобной главной партии репризы не чувствуется внутренней устойчивости и уверенности, и лишь лирическая мелодия привносит долгожданное успокоение, её течение спокойно и неторопливо, хотя сумеречная попевка вступления ещё напоминает о том, что борьба не окончена[5].

В скерцо образы изменчивы и прихотливы, как летящие, безбрежные просторы и стремительный бег русской тройки. Главная тема нарушается наплывом свирельных наигрышей, но затем она вновь возрождается в иной окраске. В центральной части мелькают причудливые образы, которые можно сравнить с мельтешением снежинок или карнавальных масок, но постепенно этот круговорот затихает и вновь всплывают образы первого раздела. Незатейливый пастушеский наигрыш при повторении ширится, растёт, крепнет, наполняется внутренней силой. Из небольшого мотива вырастает мелодический узор с множеством подголосков-побегов. На спаде кульминационной волны звучание замирает. В финале вихревое вступление подводит к стремительной танцевальной теме. Побочная партия воспринимается как воспоминание о прошедшей борьбе, изложение её завершается реминисценциями из предыдущих частей— контрапунктически сочетаются лейтмотив Adagio и напев вступления первой части. На гребне пассажей появляется главная партия, знаменующая торжество жизни[5].

Структура

Симфония № 2 Рахманинова — четырёхчастное произведение.

Largo — Allegro Moderato (ми минор)

Симфония начинается с большого, необычайно длительного вступления, темой которого является ритмически равномерная фигура скрипок, звучащая на фоне мрачных, напряжённо звучащих деревянных духовых и валторн. Характер музыки суровый и холодный, по мере нарастания мелодия утепляется, становится эмоционально наполненной, но затем энергия звуков вновь угасает. Из вступления плавно формируется напевная элегическая тема главной партии. Она устанавливается вначале равномерным ритмическим фоном сопровождения, и лишь затем мелодическим голосом скрипок[6]. Тема главной партии перекликается со скрипичными фигурациями из вступления, но в отличии от них, она наделена яркой экспрессией. Из краткого вступительного аккорда, построенного на опевании тонического, а затем доминантового звука, постепенно вырастает широкая, свободная мелодия. Для звучания главной темы характерен скорбный, щемящий оттенок.

Побочная партия по структуре схожа с главной, но по своему характеру более светлая, пасторального колорита. Так же, как и в главной партии. в её структуре выделяется краткое начальное построение (зерно темы) — двукратно излагаемая трёхтактовая фраза с вопросительной интонацией гобоев, кларнетов и валторн и мягким ответом струнных. Вторая половина более развернутая по масштабу и более экспрессивная.

Allegro Molto (ля минор)

Вторая часть органично соединяет в себе черты скерцо и марша. Образный смысл её многозначен, здесь активизируется то действенное поступательное начало, которое в скрытом виде заложено уже в ритмической фигуре сопровождения из главной партии первой части. Вместе с тем в скерцо как бы «вырываются на свободу» злые враждебные силы, остававшиеся до этого скованными. Музыка этой части в целом окрашена в тревожные и сумрачные тона.

Основная тема скерцо носит дуалистичный характер — в первой фазе звучат четыре валторны, их светлое, ясное звучание воспринимается как призыв к действию и борьбе. Эта тема проступает в середине крайних разделов сложной трёхчастной формы. Этот кратковременный эпизод сменяет партия скрипок, которые вносят таинственное, женственное звучание, мелодический рисунок которого, опускаясь зигзагообразно на две октавы вниз, рассеивается и исчезает в неясной мгле. В этом моменте заостряются мрачные таинственно-жуткие образы скерцо — в музыке отчётливо выделяется колючая, кружащаяся фигура, последовательное проведение которой в разных голосах наподобие фугато напоминает фантастический хоровод причудливых масок.

Файл:Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

Именно скерцо будет отмечено многими критиками, как лучшая часть симфонии. Так или иначе, в нём наиболее ярко выражены образно-стилистические фигуры рахманиновского творчества, получившие развитие в его более поздних работах.

Adagio (ля мажор)

Третья часть симфонии по своему характеру и отдельным мелодическим оборотам близка к таким лирическим романсам Рахманинова, как «Здесь хорошо» и «У моего окна». Её светлая поэтичность ярко контрастирует с предыдущей частью.

В структуре Адажио можно выделить три части. Вступительная тема начинается с первых скрипок и опевания терции, что воспроизводится как аккомпанирующая фигура к основной мелодии, представленной продолжительным, неторопливо развертывающимся соло кларнета. Этот эпизод по своему построению перекликается со средней частью Второго фортепианного концерта. Построение охватывает 22 такта, что при медленном темпе создает впечатление неизбывной мелодической широты.

Так нежатся струи русской прихотливо извивающейся степной речки. Можно долго и далеко идти вдоль неё, любуясь сменами и оттенками окружающего пейзажа. Трудно не любить подобного рода рахманиновские медленные восхождения, изгибы, завитки и колыхания музыки, когда мелодический рисунок словно нехотя расстается с каждым своим красивым поворотом и извивом.Борис Асафьев о третьей части

Файл:Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

Опорной ступенью мелодии в начале части является многократно повторенная доминанта, кульминационная точка которой звучит очень мягко благодаря излюбленному Рахманиновым приёму внезапного динамического спада на вершине мелодической волны.

Allegro Vivace (ми мажор)

Третья, финальная часть носит характер стремительный и бравурный, который задумывался композитором как утверждающий вывод из развития всей симфонической концепции. Музыковедами было подмечено, что финал этого произведения Рахманинова схож с резюмирующими финалами Александра Глазунова, в которых, как правило, синтезируется весь основной тематический материал и освещается с новых сторон. Такое же переосмысление тематизма встречается и во Второй симфонии: краткое четырёхтактовое вступление к главной партии построено на ритмически видоизменённом элементе темы скерцо, а в основе главной партии лежат триольные фигуры из побочной партии первой части, приобретающие энергичный маршевый характер. Широко раскидистая по мелодическому рисунку, воодушевленная и ликующая побочная партия включает также ряд оборотов из лирических тем предыдущих частей.

Однако, именно финал, несмотря на мастерство соединения тем, оказался наименее убедительной из частей симфонии и именно он будет представлен критиками, как формальный и достаточно трафаретный. Утомительно и однообразие оркестрового звучания с многочисленными повторениями тематического материала в одинаковом оформлении[6].

Файл:Orchesterwerke Romantik Themen.pdf


Премьера и признание

Премьера симфонии состоялась в Мариинском театре 26 января 1908 года под управлением автора. Зал встретил новую симфонию Рахманинова рукоплесканием. Единодушно высоко оценили произведение и критики, в крупнейших газетах «Музыкальный труженик» и «Русская музыкальная газета» вышли заметки с признанием высокого музыкального достоинства симфонии. В целом, её исполнение в Петербурге вызвало крупный резонанс, и уже 2 февраля она была повторена в Москве. По завершению исполнения симфонии в едином порыве поднялся оркестр, и вслед за ним встал зал.

Русская музыкальная газета:

«Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца и при большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного».

Музыкальный критик Константин Кузнецов высоко оценил симфонию и назвал её «„русской лирической симфонией“ — так просты и задушевны её темы, так естественно, непринужденно они развиваются».

Немного позже появятся мнения о некотором однообразии звуковой палитры, о том, что симфония была «переоценена в авторском исполнении». Но, тем не менее это произведение стало одним из самых популярных из Рахманиновского наследия и одной из самых часто исполняемых его симфоний[7].

Эта часть (скерцо) пленяет бесконечным богатством контрастов… В тематическом развитии она, как хамелеон, меняет краски, но остается прозрачной и цельной. Хочется сказать, что эта часть симфонии лучше других, но, вспоминая остальные, начинаешь колебаться. В ней, в симфонии, не было прозрения в иные миры, сверхчеловеческих откровений. Но как свежа она вся, как прекрасна!Юрий Энгель, «Русские ведомости»

Эта симфония была удостоена Глинкинской премии Попечительного совета для поощрения молодых композиторов[8].

Вобрав в себя многое из традиций русского национального симфонизма XIX века, симфония Рахманинова вполне самостоятельна и оригинальна как по общей концепции, так и по характерным особенностям своего тематизма, гармонического и оркестрового письма. Её своеобразие главным образом заключено в органическом сочетании и взаимопроникновении лирико-драматического и эпического элементов[9].

Примечания

  1. Письма Рахманинова. 296. Н. С. Морозову. senar.ru. Дата обращения: 20 августа 2023.
  2. Письма Рахманинова. 309. М. А. Слонову. senar.ru. Дата обращения: 20 августа 2023.
  3. Письма Рахманинова. 325. Н. С. Морозову. senar.ru. Дата обращения: 20 августа 2023.
  4. Воспоминания о Рахманинове. Б. В. Асафьев. С. В. Рахманинов:.
  5. 5,0 5,1 5,2 Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. — М.: Музыка, 1984.
  6. 6,0 6,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. Симфония No. 2. Belcanto.ru. Дата обращения: 20 августа 2023.
  7. Бажанов Н. Рахманинов. — М.: Молодая гвардия, 1962.
  8. Наталья Тартаковская. Дрезденские зимы Сергея Рахманинова // Музыкальная жизнь : журнал. — 2023. — 1 февраля.
  9. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973.

Литература

  • Бажанов Н. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 1962.
  • Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
  • Брянцева В.Н. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.
  • Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1966.
  • Брянцева В. Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М.: Сов. композитор, 1973
  • Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания. М.: Гос. муз. изд-во, 1949.
  • Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М.: Музыка, 1984.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 1. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.
  • Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Под ред. З. Апетян. М.: Музыка, 1961.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!