Пьесы-фантазии для фортепиано
Пьесы-фантазии для фортепиано | |
---|---|
Пьесы-фантазии для фортепиано | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1892 год |
Части | пять:Элегия, Прелюдия, «Мелодия», «Полишинель» и Серенада |
Первое исполнение | |
Дата | 20 сентября 1892 года |
Место | Москва |
Пьесы-фантазии для фортепиано (фр. Morceaux de fantaisie, Op. 3) — цикл пьес в пяти частях Сергея Васильевича Рахманинова написанных в 1892 году и впервые исполнена 20 сентября 1892 года в Петербурге. В 1895 году была опубликована издательством «А. Гутхейль» отдельным сборником с посвящением профессору Московской консерватории Антону Аренскому.
История создания
В 1892 году Рахманиновым был написан цикл пьес в пяти частях, который был впервые исполнен 20 сентября этого же года в Москве. В пьесах этого цикла звучит не только тихая, просветленная грусть, но и сильный, мужественный драматизм. Об этом цикле музыковед Григорий Прокофьев писал: «...Правда, индивидуального здесь еще немного, но господствующее настроение — чисто рахманиновское, настроение грусти, уверенной в лучшем будущем...». Наиболее известная из всех считалась Прелюдия, которая впервые прозвучала в сентябре 1892 года на Московской электрической выставке; в последующем пианист и дирижёр Александр Зилоти гастролирующий в Германии и Англии познакомил с нею тамошнею публику, которая встретила прелюдию на ура. В Европе эту прелюдию называли «Московским вальсом», «Судным днём» и «Пожаром Москвы», в США она была названа «Это» (It) и при гастролировании Рахманинова в Америку или Европу его всегда просили исполнить именно её. Остальные четыре пьесы цикла не приобрели такой популярности как прелюдия, но по своей глубине и содержанию не уступали ей. Пьесу «Мелодия» наряду с прелюдией Пётр Чайковский в письме к Александру Зилоти от 3 мая 1893 года назвал одной из лучших пьес цикла. В 1895 году Пьесы-фантазии для фортепиано были опубликованы издательством «А. Гутхейль» отдельным сборником с посвящением профессору Московской консерватории и учителю Рахманинова Антону Аренскому[1][2][3][4].
Строение пьесы
Prelude Op. 3, No. 2 | |
Помощь по воспроизведению |
Пьесы были написана в форме пяти частей.
- Op. 3 № 1. Элегия (ми-бемоль минор)
- Op. 3 № 2. Прелюдия (до-диез минор)
- Op. 3 № 3. «Мелодия» (ми мажор)
- Op. 3 № 4. «Полишинель» (фа-диез минор)
- Op. 3 № 5. Серенада (си-бемоль минор)
В Элегии глубокая задумчивость чередуется с бурными патетическими взрывами, её вокальные интонации мелодии сочетаются с драматическим развитием. Мелодически очень выразительна основная тема, медленно, плавными уступами опускающаяся на дециму от исходного начального звука к тонике. После остановки на заключительном тоническом звуке она легко и стремительно взлетает вверх, возвращаясь к исходной высоте. Пьеса заканчивается бурно низвергающимся на протяжении четырех с половиной октав терцовым пассажем и призывно звучащей, волевой фанфарной фигурой, в которой слышится не элегическое раздумье, а гнев и возмущение, рождающие волю к действию и борьбе. Мелодия исполнена сдержанной скорби. Прелюдия начинается мрачным мотивом из трёх нот, исполняемых фортиссимо в тональности до-диез минор, которая преобладает в произведении. Вторая часть прелюдии подвижная и обозначена как взволнованная (Agitato), она начинается с хроматических триолей, зажигательно строится в соединённые аккордовые триоли, которые переходят в интенсивную репризу главной темы, некоторые аккорды в эпизоде отмечены четырёхкратным сфорцандо. Пьеса завершается короткой кодой, заканчивающейся тихо. В Мелодии характерна необычайная широта и плавность мелодического развертывания. Неторопливая певучая тема постепенно возвышается и затем плавно и медлительно опускается, образуя широкую и мягко изогнутую дугу. Вся пьеса построена на этой одной теме. В Полишинели «колокольные» звучания сочетаются с упорными поступательными ритмами маршевого характера. Решительно и мужественно звучит широкая, лирически-воодушевлённая мелодия среднего раздела (Agitato), излагаемая в сочном баритональном регистре с октавным удвоением внизу. Серенада состоит из характерного аккомпанемента, имитирующего звучание гитары. Основная мелодия с ориентальным оттенком с ярко выраженной жанровой основой[1][2][3][4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. «Пьесы-фантазии» для фортепиано . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 3,0 3,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ 4,0 4,1 Сергей Васильевич Рахманинов «Пьесы-фантазии» . Музыкальные сизоны. Дата обращения: 19 июня 2023.
Литература
- Пьесы-фантазии: для фортепиано : соч. 3 / Рахманинов ; [коммент. В. Самарин]. - Москва : П. Юргенсон, 2011. — 47 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3