Вариации на тему Шопена

Материал из «Знание.Вики»
Вариации на тему Шопена
Вариации на тему Шопена
Композитор С. В. Рахманинов
Форма вариации
Тональность До минор
Продолжительность около 27 минут
Посвящение Т. Лешетицкий
Первое исполнение
Дата 10 февраля 1903 года

Вариа́ции на те́му Шопе́на (Вариа́ции на те́му Ф. Шопе́на, сочине́ние 22, англ. Variations on a Theme of Chopin, Op. 22) — произведение Сергея Рахманинова, состоящее из 22 вариаций на тему «Прелюдии в до миноре» Фридерика Шопена (ор. 28, № 20). Создавались в 1902—1903 годах[1]. Найденные драматургические и стилистические решения, применённые в «вариациях», получили развитие в дальнейшем творчестве Рахманинова[2][3].

История создания

Первые такты первой вариации С. Рахманинова на тему Шопена (соч. 22).

Создание С. Рахманиновым вариаций на тему Ф. Шопена не случайно. Во-первых, для русских композиторов свойственно особое увлечение музыкой Шопена, во-вторых, жанр романтической фортепианной миниатюры был близок Рахманинову[1]. Вдохновил же композитора на создание нового фортепианного произведения, вероятно, эмоциональный и душевный подъём после заключения брака и свадебного турне по городам Европы[2].

Вариации на тему Шопена были начаты Рахманиновым осенью 1902 года и закончены в январе-феврале 1903 года в Москве. Этот период считается началом центрального периода его творчества. И это было первое обращение композитора к жанру фортепианных «вариаций на тему»[1]. Сочинения Шопена всегда были близки Рахманинову, но именно в эти годы он особенно внимательно изучает их, стремясь достигнуть большей гибкости и изящества фортепианной фактуры[4]. На основе траурной до-минорной прелюдии Ф. Шопена Рахманинов создаёт цикл свободных, типично романтических вариаций[3]. Посвящает их польскому композитору и педагогу Лешетицкому[5].

Первое исполнение «Вариаций» состоялось в Большом зале Российского благородного собрания 10 февраля 1903 года[5]. Отзывы были разнообразны, однако среди них преобладали негативные: писали, что «Вариации» хуже оригинала Шопена, что они утомительны и непонятны. Несмотря на негативные отзывы, вариации на тему Шопена стали предтечей других произведений Рахманинова: первой тетради Прелюдий ор. 23, Вариациях на тему Корелли (ор. 42), Рапсодии на тему Паганини (ор. 43)[2] и других более поздних сочинений, где основные образы вариационного цикла получают углублённое и развёрнутое воплощение[3].

Структура и содержание

Вариации на тему Шопена является в своём роде пробой пера, отражает процесс творческого поиска, обнаруживает влияние романтических вариаций ХIХ века и, прежде всего, Шумана и Чайковского[3]. Используя тему Шопена, Рахманинов придает ей свое авторское осмысление[1]. Взяв в качестве основы простую и строгую по изложению шопеновскую до-минорную прелюдию, Рахманинов отбрасывает повторение второго четырёхтакта, и таким образом сокращает тему до восьмитактового построения[4].

Вариации ор. 22 состоят из темы прелюдии Шопена и 22-х вариаций. В композиции цикла проявляется сложная трёхчастная форма второго плана. В первую часть входят первые 10 вариаций, объединённые тональностью c-moll, где все вариации следуют друг за другом без перерыва. Во вторую часть включены следующие восемь вариаций (XI—XVIII). Заключительная, финальная часть — последние четыре вариаций (XIX—XXII), в которой три мажорные и одна минорная, что символизирует драматургическое развитие цикла «от мрака к свету»[1]: от траурного шествия в теме и первых вариациях — к триумфально-героическому финалу Maestoso (ХХII вариация)[3].

Из-за композиционных недочётов, усиленного акцентирования внимания на технической стороне фортепианной фактуры Ю. В. Келдыш назвал Вариации на тему Шопена «лабораторным опусом»[6]. Вместе с тем, этот вариационный цикл, безусловно, интересен решением драматургического замысла и изысканиями полифонических и ладогармонических средств выразительности[2].

Первая часть. Вариации I—X (до минор).

Вариации I, II и III объединены между собой общностью рисунка фигурации: один и тот же рисунок проходит сначала в правой руке, затем в левой и, наконец, в обеих руках вместе. IV вариация завершает эту подгруппу. Единство и непрерывность развития подчёркиваются тем, что большинство вариаций данной группы не завершается устойчивыми каденциями, а непосредственно переходит в следующую. Внутри этого раздела можно отметить некоторые признаки трёхчастности. Более певучие и медленные вариации V и VI (с обозначением Meno mosso) можно считать серединой трёхчастной формы, а последующие четыре быстрые вариации — её репризой. VIII—IX вариации являются развитием темы. Остановка на тоническом трезвучии с ферматой в конце вариации X отграничивая первый раздел всего вариационного цикла[4][5].

Вторая часть. Вариации XI—XVIII (ми-бемоль, модуляция до си-бемоль минор).

Вариация XI, выделенная и в тональном отношении, и по темпу, выполняет связующую функцию от первой части ко второй. Переходному характеру её соответствует и скользящий хроматический рисунок изложения. Тональный план постепенно меняется, отходя от тонической основы и уклоняясь в сторону субдоминанты (f-moll, b-moll). Отдельные вариации значительно увеличиваются в объёме и приобретают большую самостоятельность. Таковы вариация XV, в характере тревожного скерцо; певуче лирическая XVI вариация, в которой Рахманинов создаёт из элементов шопеновской темы плавную, широкую мелодию, оплетая её легкими, воздушными фигурациями; трагическая XVII вариация, напоминающая траурное шествие[4][5].

Финальная часть

Скерцо. Вариации XIX, XX (ля мажор — до-диез минор, через ми мажор).

Третий раздел вариационного цикла начинается резким переключением в иную эмоциональную сферу в вариации XIX, которому соответствует тональный сдвиг из сумрачного b-moll в светлый A-dur. Вся последняя группа вариаций контрастирует своим светлым колоритом с предшествующим развитием, в котором преобладали драматические или лирико-элегические тона[4].

Финал. Вариации XXI, XXII (ре-бемоль, до мажор).

Четыре заключительные вариации образуют подобие самостоятельного «малого цикла» внутри большого целого. Среди них наиболее привлекательны вариация XX, отчасти напоминающая вальс из сюиты для двух фортепиано, и особенно XXI (Des-dur). В этой вариации тема полностью проводится в своих первоначальных очертаниях, но полностью меняется всё её освещение. Она звучит в мажоре светло и, выделяясь из общего комплекса элементов, приобретает самостоятельное значение. Увеличение ритмических длительностей придает ей характер широкой, протяжной песни. К основному мелодическому голосу присоединяется второй, в высоком регистре, непрерывно имитирующий тему, и между обоими голосами возникает выразительный дуэт. Всё это образует типично рахманиновскую густую, но подвижную музыкальную ткань, в которой каждый элемент живёт своей жизнью. XXI вариация является вершиной всего цикла[4][5].

Литература

Ким, Джи Хён. Этюд вариаций Рахманинова на тему Шопена, соч. 22. Университет Индианы, 2018.

Мэтью-Уокер, Роберт. Рахманинов: Полное собрание соло-фортепианной музыки. Гиперион Рекордс, 1993

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Майковская Л. С., Сухорукова И. Г. «Своё» и «чужое» в вариациях на тему Шопена С. В. Рахманинова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. — 2015. — С. 212—218.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Сухорукова И. Г. «Лабораторный опус» С.В. Рахманинова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. — 2016. — № 14. — С. 294—298.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Скурко Е. Р. Фортепианные вариации С. В. Рахманинова: к вопросу трактовки жанра // Проблемы музыкальной науки. — 2016. — № 2(23). — С. 50—56.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Келдыш Ю. Рахманинов. Вариации на тему Шопена. Belcanto.ru (12.01.2011). Дата обращения: 23 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 ROBERT MATTHEW-WALKER. RACHMANINOV. The Complete Solo Piano Music (англ.) // The Complete Solo Piano Music of SERGEI RACHMANINOV played by HOWARD SHELLEY. — 1993. — P. 11—75.
  6. Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973. — 470 с.

Ссылки

Вариации на тему Шопена (ноты)

Рахманинов С. В. Вариации на тему Шопена op.22. Исполняет Марианна Пржевальская


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!