Вариации на тему Шопена
Вариации на тему Шопена | |
---|---|
Вариации на тему Шопена | |
Композитор | С. В. Рахманинов |
Форма | вариации |
Тональность | До минор |
Продолжительность | около 27 минут |
Посвящение | Т. Лешетицкий |
Первое исполнение | |
Дата | 10 февраля 1903 года |
Вариа́ции на те́му Шопе́на (Вариа́ции на те́му Ф. Шопе́на, сочине́ние 22, англ. Variations on a Theme of Chopin, Op. 22) — произведение Сергея Рахманинова, состоящее из 22 вариаций на тему «Прелюдии в до миноре» Фридерика Шопена (ор. 28, № 20). Создавались в 1902—1903 годах[1]. Найденные драматургические и стилистические решения, применённые в «вариациях», получили развитие в дальнейшем творчестве Рахманинова[2][3].
История создания
Создание С. Рахманиновым вариаций на тему Ф. Шопена не случайно. Во-первых, для русских композиторов свойственно особое увлечение музыкой Шопена, во-вторых, жанр романтической фортепианной миниатюры был близок Рахманинову[1]. Вдохновил же композитора на создание нового фортепианного произведения, вероятно, эмоциональный и душевный подъём после заключения брака и свадебного турне по городам Европы[2].
Вариации на тему Шопена были начаты Рахманиновым осенью 1902 года и закончены в январе-феврале 1903 года в Москве. Этот период считается началом центрального периода его творчества. И это было первое обращение композитора к жанру фортепианных «вариаций на тему»[1]. Сочинения Шопена всегда были близки Рахманинову, но именно в эти годы он особенно внимательно изучает их, стремясь достигнуть большей гибкости и изящества фортепианной фактуры[4]. На основе траурной до-минорной прелюдии Ф. Шопена Рахманинов создаёт цикл свободных, типично романтических вариаций[3]. Посвящает их польскому композитору и педагогу Лешетицкому[5].
Первое исполнение «Вариаций» состоялось в Большом зале Российского благородного собрания 10 февраля 1903 года[5]. Отзывы были разнообразны, однако среди них преобладали негативные: писали, что «Вариации» хуже оригинала Шопена, что они утомительны и непонятны. Несмотря на негативные отзывы, вариации на тему Шопена стали предтечей других произведений Рахманинова: первой тетради Прелюдий ор. 23, Вариациях на тему Корелли (ор. 42), Рапсодии на тему Паганини (ор. 43)[2] и других более поздних сочинений, где основные образы вариационного цикла получают углублённое и развёрнутое воплощение[3].
Структура и содержание
Вариации на тему Шопена является в своём роде пробой пера, отражает процесс творческого поиска, обнаруживает влияние романтических вариаций ХIХ века и, прежде всего, Шумана и Чайковского[3]. Используя тему Шопена, Рахманинов придает ей свое авторское осмысление[1]. Взяв в качестве основы простую и строгую по изложению шопеновскую до-минорную прелюдию, Рахманинов отбрасывает повторение второго четырёхтакта, и таким образом сокращает тему до восьмитактового построения[4].
Вариации ор. 22 состоят из темы прелюдии Шопена и 22-х вариаций. В композиции цикла проявляется сложная трёхчастная форма второго плана. В первую часть входят первые 10 вариаций, объединённые тональностью c-moll, где все вариации следуют друг за другом без перерыва. Во вторую часть включены следующие восемь вариаций (XI—XVIII). Заключительная, финальная часть — последние четыре вариаций (XIX—XXII), в которой три мажорные и одна минорная, что символизирует драматургическое развитие цикла «от мрака к свету»[1]: от траурного шествия в теме и первых вариациях — к триумфально-героическому финалу Maestoso (ХХII вариация)[3].
Из-за композиционных недочётов, усиленного акцентирования внимания на технической стороне фортепианной фактуры Ю. В. Келдыш назвал Вариации на тему Шопена «лабораторным опусом»[6]. Вместе с тем, этот вариационный цикл, безусловно, интересен решением драматургического замысла и изысканиями полифонических и ладогармонических средств выразительности[2].
Первая часть. Вариации I—X (до минор).
Вариации I, II и III объединены между собой общностью рисунка фигурации: один и тот же рисунок проходит сначала в правой руке, затем в левой и, наконец, в обеих руках вместе. IV вариация завершает эту подгруппу. Единство и непрерывность развития подчёркиваются тем, что большинство вариаций данной группы не завершается устойчивыми каденциями, а непосредственно переходит в следующую. Внутри этого раздела можно отметить некоторые признаки трёхчастности. Более певучие и медленные вариации V и VI (с обозначением Meno mosso) можно считать серединой трёхчастной формы, а последующие четыре быстрые вариации — её репризой. VIII—IX вариации являются развитием темы. Остановка на тоническом трезвучии с ферматой в конце вариации X отграничивая первый раздел всего вариационного цикла[4][5].
Вторая часть. Вариации XI—XVIII (ми-бемоль, модуляция до си-бемоль минор).
Вариация XI, выделенная и в тональном отношении, и по темпу, выполняет связующую функцию от первой части ко второй. Переходному характеру её соответствует и скользящий хроматический рисунок изложения. Тональный план постепенно меняется, отходя от тонической основы и уклоняясь в сторону субдоминанты (f-moll, b-moll). Отдельные вариации значительно увеличиваются в объёме и приобретают большую самостоятельность. Таковы вариация XV, в характере тревожного скерцо; певуче лирическая XVI вариация, в которой Рахманинов создаёт из элементов шопеновской темы плавную, широкую мелодию, оплетая её легкими, воздушными фигурациями; трагическая XVII вариация, напоминающая траурное шествие[4][5].
Финальная часть
Скерцо. Вариации XIX, XX (ля мажор — до-диез минор, через ми мажор).
Третий раздел вариационного цикла начинается резким переключением в иную эмоциональную сферу в вариации XIX, которому соответствует тональный сдвиг из сумрачного b-moll в светлый A-dur. Вся последняя группа вариаций контрастирует своим светлым колоритом с предшествующим развитием, в котором преобладали драматические или лирико-элегические тона[4].
Финал. Вариации XXI, XXII (ре-бемоль, до мажор).
Четыре заключительные вариации образуют подобие самостоятельного «малого цикла» внутри большого целого. Среди них наиболее привлекательны вариация XX, отчасти напоминающая вальс из сюиты для двух фортепиано, и особенно XXI (Des-dur). В этой вариации тема полностью проводится в своих первоначальных очертаниях, но полностью меняется всё её освещение. Она звучит в мажоре светло и, выделяясь из общего комплекса элементов, приобретает самостоятельное значение. Увеличение ритмических длительностей придает ей характер широкой, протяжной песни. К основному мелодическому голосу присоединяется второй, в высоком регистре, непрерывно имитирующий тему, и между обоими голосами возникает выразительный дуэт. Всё это образует типично рахманиновскую густую, но подвижную музыкальную ткань, в которой каждый элемент живёт своей жизнью. XXI вариация является вершиной всего цикла[4][5].
Литература
Ким, Джи Хён. Этюд вариаций Рахманинова на тему Шопена, соч. 22. Университет Индианы, 2018.
Мэтью-Уокер, Роберт. Рахманинов: Полное собрание соло-фортепианной музыки. Гиперион Рекордс, 1993
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Майковская Л. С., Сухорукова И. Г. «Своё» и «чужое» в вариациях на тему Шопена С. В. Рахманинова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. — 2015. — С. 212—218.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Сухорукова И. Г. «Лабораторный опус» С.В. Рахманинова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. — 2016. — № 14. — С. 294—298.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Скурко Е. Р. Фортепианные вариации С. В. Рахманинова: к вопросу трактовки жанра // Проблемы музыкальной науки. — 2016. — № 2(23). — С. 50—56.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Келдыш Ю. Рахманинов. Вариации на тему Шопена . Belcanto.ru (12.01.2011). Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 ROBERT MATTHEW-WALKER. RACHMANINOV. The Complete Solo Piano Music (англ.) // The Complete Solo Piano Music of SERGEI RACHMANINOV played by HOWARD SHELLEY. — 1993. — P. 11—75.
- ↑ Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973. — 470 с.
Ссылки
Вариации на тему Шопена (ноты)
Рахманинов С. В. Вариации на тему Шопена op.22. Исполняет Марианна Пржевальская
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |