Две пьесы для виолончели и фортепиано

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Две пьесы для виолончели и фортепиано
Две пьесы для виолончели и фортепиано
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1892 год
Части две:Прелюдия и Восточный танец
Первое исполнение
Дата 30 января 1892 года
Место Москва

Две пьесы для виолончели и фортепиано (фр. Deux pièces pour violoncelle et piano), Op. 2) — пьеса русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, написанная в 1892 году и впервые исполненная 30 января 1892 года в Москве самим автором. Впервые опубликована издательством «А. Гутхейля» в качестве отдельного сборника. Посвящена русскому виолончелисту Анатолию Брандукову.

История создания

В 1892 году после окончания Московской консерватории по классу свободного сочинения у профессора Антона Аренского, Сергеем Васильевичем Рахманиновым были написаны две пьесы для виолончели и фортепиано (фр. Deux pièces pour violoncelle et piano), Op. 2) и впервые была исполнена 30 января 1892 года в Москве вместе с виолончелистом Анатолием Брандуковым (которому и была посвящена пьеса) и скрипачом Давидом Крейном. Написание пьес Рахманиновым была начата ещё летом 1891 года в качестве фортепианной прелюдии Фа мажор, но уже к началу следующего года Рахманинов переложил её для виолончели с фортепиано и в таком виде издал в качестве первого номера своего «опуса 2» (второй номер — «Восточный танец»). Впоследствии различные музыканты переложили для виолончели целый ряд фортепианных пьес Рахманинова. Первую же подобную транскрипцию сделал сам автор. Впервые была опубликованная издательством «А. Гутхейля» в качестве отдельного сборника[1][2][3].

Структура пьесы

Пьеса состоит из двух частей, средняя продолжительность звучания составляет девять минут:

Первая часть Прелюдия представляет собой переработку написанной ранее прелюдии для фортепиано. Музыка в ней выдержана в традициях позднего романтизма и близка своей манерой к манере Петра Чайковского. Вторая часть Восточный танец отличается большей самостоятельностью, во вступлении слышны цыганские напевы, характерным элементом пьесы служит финальное пиццикато[1][2][3].

Исполнение

Примечания

  1. 1,0 1,1 В. Н. Брянцева Фортепианные пьесы Рахманинова. — Москва : Музыка, 1966. — 206 с
  2. 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  3. 3,0 3,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
  4. Две пьесы для виолончели и фортепиано (1892), op. 2. CLASSIC-ONLINE.RU. Дата обращения: 19 июня 2023.

Литература

  • Две пьесы для виолончели и фортепиано : соч. 2 // Рубинштейн, Антон Григорьевич (1829—1894.). Соната № 1 [Звукозапись] : для в-чели и фп. : ре маж. : соч. 18 : 1. Allegro moderato; 2. Moderato assai; 3. Moderato / исполн.: В. Фейгин, в-чель, В. Полторацкий, фп. [и др.]. — Москва : Мелодия, [1976].
  • Пьесы-фантазии: для фортепиано : соч. 3 / Рахманинов; [коммент. В. Самарин]. — Москва : П. Юргенсон, 2011. — 47 с.
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е. Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев — Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890—1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3