Соната для виолончели и фортепиано (Рахманинов)
Соната для виолончели и фортепиано | |
---|---|
Соната для виолончели и фортепиано | |
Композитор | Сергей Васильевич Рахманинов |
Дата создания | 1901 год |
Части | четыре:Lento — Allegro moderato, Allegro scherzando, Andante, Allegro mosso |
Первое исполнение | |
Дата | 2 декабря 1901 года |
Место | Российская империя: Москва |
Соната для виолончели и фортепиано (фр. Cello Sonata) (g-moll), Op. 19 — соната русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова в четырёх частях написанная в 1901 году и впервые исполненная 2 декабря 1901 года в Москве. Соната была посвящена виолончелисту Анатолию Брандукову. Это произведение является последним камерным сочинением композитора.
История создания
В 1901 году Сергеем Васильевичем Рахманиновым была соната для виолончели и фортепиано (g-moll) в четырёх частях. Впервые была исполнена 2 декабря 1901 года в Москве и посвящена виолончелисту Анатолию Брандукову, с которым композитор и исполнял этот концерт. По видимому, окончательная редакция партитуры появилась прямо перед исполнением, так как ноты помечены той же датой – «12 декабря 1901 года»[1]. Это произведение является последним камерным сочинением Сергея Рахманинова[2]. В сонате для виолончели Сергей Рахманинов использует прием диалога инструментов: виолончель и фортепиано звучат попеременно в мелодическом контексте как беседа, ритм и рисунок мелодии для обоих инструментов разные, но создают единую композицию. Соната выстроена по драматургическому принципу в классическом варианте композиции: завязка, кульминация и развязка. По своей стилистике произведение Сергея Рахманинова напоминает «Сонату для фортепиано» Людвига ван Бетховена. Однако в произведении Рахманинова присутствуют авангардистские стилистические приемы: разный темп и ритм партий виолончели и фортепиано, самостоятельность обоих партий, знаменитые рахманиновские «ударные» аккорды в партии фортепиано[2]. По свидетельству советского музыканта-виолончелиста и музыковеда Татьяны Гайдамович, принадлежавший к лучшим исполнителям партии фортепиано в этой сонате народный артист СССР Константин Игумнов считал третью часть этой сонаты (Andante (Es-dur)) «одной из вершин лирики Рахманинова». В четвёртой части сонаты (Allegro mosso (G major)) по общему характеру музыки он близок к традиционным эпическим финалам композиторов-«кучкистов» и Александра Глазунова, отчасти и Петра Чайковского[3][4][5][6].
Строение сонаты
Соната была написана в форме четырёх частей и продолжалась тридцать пять минут:
- No.2 №1 Lento — Allegro moderato (g-moll)
- No.2 №2 Allegro scherzando (C minor)
- No.2 №3 Andante (Es-dur)
- No.2 №4 Allegro mosso (G major)
Lento — Allegro moderato — несмотря на широкую, свободно льющаяся напевную мелодию обеих основных её тем, она отличается напряженностью развитием. Источником преобразования её фактуры является ритмически чётко скандированная фигура у фортепиано со сложным ритмом, которая соединяется в главной партии с певучей темой виолончели. В дальнейшем эта фигура играет роль ритмического построения, пронизывающего всю первую часть. Особенно настойчиво звучит она в разработке, напоминающей по своей динамической целеустремленности, последовательному и непрерывному проведению единой восходящей динамической линии разработку из первой части Второго концерта для фортепианно. Линия напряжённого и длительного нарастания распространяется и на главную партию репризы, которая очень сильно активна и сохраняет по изложению разработочный характер. Allegretto scherzando представляет собой тип романтического скерцо (итал. scherzo), в котором тревожно-драматические и сумрачные настроения чередуются с певучими лирическими эпизодами. В основе Andante простая и спокойная песенная мелодия, вырастающая из опевания двух звуков, находящихся в квинтовом отношении. Понемногу нарастая и ширясь, она расцветает и звучит со всё более напряженной выразительностью и экспрессией. В конце среднего раздела достигается яркая патетическая кульминация, после чего звучность постепенно спадает и истаивает к концу. Постоянно возникающие короткие подголоски и имитации придают фактуре певучий, мелодизированный характер. Насыщенная и полнозвучная, но в то же время лишённая тяжеловесной статики музыкальная ткань непрерывно живет и дышит, как бы создавая ощущение пространственности. Allegro mosso состоит из светлых и праздничных тонов. По общему характеру музыки он близок к русскому народному складу и особенно ясно ощущается в побочной партии[3][4][5][7][6][8]
Примечания
- ↑ Коробова А. Г. Музыкальные жанры и жанровый анализ: метод. разработка по спецкурсу «Анализ музыкальных произведений» для музыковедческого отделения консерватории. Екатеринбург, 2009. — 25 с
- ↑ 2,0 2,1 Чэнь Байюй Сонаты для виолончели и фортепиано Н. Я. Мясковского и С. В. Рахманинова: сопоставительный анализ камерного ансамбля // Культура и цивилизация. 2021. Том 11
- ↑ 3,0 3,1 Ю. Келдыш. Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ 4,0 4,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
- ↑ 5,0 5,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
- ↑ 6,0 6,1 Ю. Келдыш. Сергей Васильевич Рахманинов. Соната для фортепиано No. 2, си-бемоль минор . Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ Соната: для виолончели и фортепиано : op. 19, [1901] / Рахманинов ; [Д. Б. Шафран: ред. партии виолонч.]. — Москва : П. Юргенсон, 2011. — 49 с.
- ↑ М. Хинсон, У. Робертс Фортепиано в камерном ансамбле: аннотированное руководство / Блумингтон, штат Индиана: Университет Индианы. 2006. — 196 с. — ISBN 0-253-34696-7
Литература
- Соната: для виолончели и фортепиано : op. 19, [1901] / Рахманинов ; [Д. Б. Шафран: ред. партии виолонч.]. — Москва : П. Юргенсон, 2011. — 49 с.
- С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
- С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
- История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
- Harrison, Max. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings. — London: Continnum, 2005. — С. 33—34, 36, 63, 67, 82. — 422 с. — ISBN 0-8264-5344-9